Рабочая программа внеурочной деятельности «Зелёная планета» (3–4 классы)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Зеленая планета» составлена на основе ФГОС начального общего образования второго поколения 2009 года и программы «Окружающий мир. Примерная рабочая программа. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ А. А. Плешаков - М.: Просвещение, 2019»
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.
Направление программы «Зелёная планета» – общеинтеллектуальное.
Выбор данной программы по внеурочной деятельности обусловлен тем, что данный курс вводит учащихся в чарующий мир природы. Формирование образа Земли как уникального дома всего человечества, нуждающегося в трепетном отношении каждого жителя к своему ближайшему природному окружению и к планете в целом. Содержание курса охватывает широкий круг вопросов и помогает в формировании у детей экологического сознания, закладывает основы природоохранного поведения, удовлетворяет потребности детей в познании природы.
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Программа ставит перед собой следующие задачи:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Описание места учебного курса в учебном плане.
Программа рассчитана на проведение занятий во внеурочное время с детьми 9-10 лет в объеме 34 часа в год (1 час в неделю).
Формы и режим занятий.
Формы организации деятельности: групповые, коллективные, индивидуальные
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- участие в математической олимпиаде,
- проектная деятельность
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы.
Формы контроля:
Оценивание учебных достижений на занятиях должно отличаться от привычной системы оценивания на уроках. Можно выделить следующие формы контроля:
- творческий отчет (в любой форме по выбору учащихся);
- различные упражнения в устной и письменной форме.
- участие в выставках, играх и т.д.
- реализация творческих идей;
- защита творческих проектов
Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, турниры, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки.
Основная цель работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания.
Планируемые результаты
Личностные результаты освоения программы:
- любознательность и интерес к изучению окружающего мира ;
- умение выражать своё отношение к миру природы различными средствами;
- осознание ответственного отношения к природе и необходимости сохранения окружающей среды;
- мотивация дальнейшего изучения природы.
Метапредметные результаты освоения программы:
- овладение элементами учебной деятельности, развитие умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность;
- овладение приёмами работы с информацией, поиск и отбор источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме - в виде таблиц, рисунков и т.д.
- коммуникативные умения и овладение опытом межличностной коммуникации, ведение диалога и участие в работе пары, группы;
- освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели наблюдения, составление его плана, фиксирование результатов, формулировка выводов по результатам наблюдений.
Предметными результатами являются:
-наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека, осознание соблюдения норм и правил безопасного поведения в природе;
-сформированность представлений об экологии как направлении изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком;
-владение навыками ухода за комнатными растениями, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
- умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
«ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ» - 34 часа
«ВВЕДЕНИЕ». (1 час)
Тема 1. Введение. Жизнь на Земле (1 час)
Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.
Раздел 1. «СРЕДА ОБИТАНИЯ» (6 часов)
Тема 2. Времена года на Земле (1 час)
Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков
Тема 3. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе (1час)
Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.
Тема 4. Изменения окружающей среды (1час)
Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников)
Тема 5. Практическое занятие «Осень на пришкольном участке» (1час)
Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем.
Тема 6. Условия жизни растений (1час)
Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения
Тема 7. Разнообразие животных, условия их жизни (1час)
Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания.
Раздел 2. «ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ» (4 часа)
Тема 8. Динозавры – вымерший вид животных (1час)
Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков
Тема 9. Просмотр видеофильма о жизни динозавров (1час)
Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров.
Тема 10. Экологический проект «Почему нужно защищать природу? (1час)
Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.
Тема 11. Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений (1час)
Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Ставропольского края. Разгадывание загадок.
Раздел 3. «РЕКИ И ОЗЕРА » (8 часов)
Тема 12. Реки и озера (1час)
Пресная вода. Осадки.
Тема 13. Получение кислорода под водой (1час)
Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров - через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь)
Тема 14. Пресноводные животные и растения (1час)
Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жителях пресных водоемов
Тема 15. Жизнь у рек и озер (1час)
Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности)
Тема 16. Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» (1час)
Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения водоемов
Тема 17. Околоводные птицы (1час)
Особое питание, перья и другие приспособления. Составление цепи питания
Тема 18. Подготовка акции «Сохраним первоцвет!» (1час)
Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге края.
Тема 19. Акция «Сохраним первоцвет!» (1час)
Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям станицы (составление и распространении листовок – призывов.
Раздел 4. «ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНЫЕ » (8 часов)
Тема 20. Жизнь среди людей (1час)
Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек
Тема 21. Ролевая игра «Это все кошки» (1час)
Тема 22. Домашние животные (1час)
Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация – декупаж.
Тема 23. Викторина «Собаки – наши друзья» (1час)
Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак».
Тема 24. Уход за домашними животными (1час)
Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки).
Тема 25. Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». (1час)
Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.
Тема 26. Люди и паразиты (1час)
Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Работа со справочной литературой.
Тема 27. Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями (1час)
Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Мини- сочинение «Защити себя»
Раздел 5. «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД » (7 часов)
Тема 28. Почва (1 час)
Представление о необходимости перекопки и рыхления почвы, о способах перекопки. Развивать умение работать с лопатой и граблями. Практическая работа «Изучение механического состава почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые).
Тема 29. Семена овощных и декоративных культур (1час)
Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по внешнему виду. Закрепить знания о правилах хранения и посева семян.
Тема 30. Заботы хлебороба весной (1час)
Закрепить представления о сезонности труда людей. Дать представление о видах и значении труда людей весной в поле.
Тема 31. Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений (1час)
Изучение площади питания семян культурных растений для распределения их на «Посадочной ленте». Приклеивание семян овощных и цветковых растений на ленту клейстером, приготовленной из пшеничной муки.
Тема 32. Подготовка почвы на пришкольном участке (1час)
Инструктаж по технике безопасности с сельскохозяйственным инвентарём. Перекапывание участка, внесение органических удобрений.
Тема 33. Высадка рассады на участке. Составление графика полива (1час)
Инструктаж по технике безопасности. Составление плана – проекта клумбы (по цветовой гамме, по высоте, по времени и периоду цветения). Работа в группах.
Тема 34. Декоративные растения (1час)
Декоративные растения и цели их выращивания. Закреплять понятие об основных органах растений; учить закладывать растения в гербарные папки. Закрепить понятия «кустарник», «дерево», «травянистое растение».
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название разделов и тем | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Среда обитания | 6 |
3 | Жизнь животных | 4 |
4 | Реки и озера | 8 |
5 | Человек и животные | 8 |
6 | Сельскохозяйственный труд | 7 |
| Итого: | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ урока | Тема урока | Дата проведения | ||||
в году | в теме | по плану | по факту | |||
Введение (1 час) | ||||||
1 | 1 | Вводное занятие. Жизнь на Земле | 2.09 | | ||
Среда обитания (6 часов) | ||||||
2 | 1 | Времена года на Земле | 9.09 | | ||
3 | 2 | Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе | 16.09 | | ||
4 | 3 | Изменения окружающей среды | 23.09 | | ||
5 | 4 | Практическое занятие «Осень на пришкольном участке» | 30.09 | | ||
6 | 5 | Условия жизни растений | 7.10 | | ||
7 | 6 | Разнообразие животных, условия их жизни | 14.10 | | ||
Жизнь животных ( 4часа) | ||||||
8 | 1 | Динозавры – вымерший вид животных | 21.10 | | ||
9 | 2 | Просмотр видеофильма о жизни динозавров | 28.10 | | ||
10 | 3 | Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» | | |||
11 | 4 | Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений | | | ||
Реки и озера (8 часов) | ||||||
12 | 1 | Реки и озера | | | ||
13 | 2 | Получение кислорода под водой | | | ||
14 | 3 | Пресноводные животные и растения | | | ||
15 | 4 | Жизнь у рек и озер | | | ||
16 | 5 | Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» | | | ||
17 | 6 | Околоводные птицы | | | ||
18 | 7 | Подготовка акции «Живая вода!» | | | ||
19 | 8 | Акция « Живая вода!» | | | ||
Человек и животные ( 8 часов) | ||||||
20 | 1 | Жизнь среди людей | | | ||
21 | 2 | Ролевая игра «Это все кошки» | | | ||
22 | 3 | Домашние животные | | | ||
23 | 4 | Викторина «Собаки – наши друзья» | | | ||
24 | 5 | Уход за домашними животными | | | ||
25 | 6 | Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». | | | ||
26 | 7 | Люди и паразиты | | | ||
27 | 8 | Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями | | | ||
Сельскохозяйственный труд (7часов) | ||||||
28 | 1 | Почва | | | ||
29 | 2 | Семена овощных и декоративных культур | | | ||
30 | 3 | Заботы хлебороба весной | | | ||
31 | 4 | Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений | | | ||
32 | 5 | Подготовка почвы на пришкольном участке | | | ||
33 | 6 | Высадка рассады на участке. Составление графика полива | | | ||
34 | 7 | Декоративные растения | | |
5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Показатели в личностной сфере ребенка:
интерес к познанию мира природы;
потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Учащиеся должны знать:
наиболее типичных представителей животного мира России;
планета Земля - наш большой дом;
Солнце - источник жизни на Земле;
неживое и живое в природе;
основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
способы сохранения окружающей природы;
различия съедобных и несъедобных грибов;
экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
Плешаков Окружающий мир: программа: 1-4 классы/. – М.: Просвещение
Животный мир в картинках. - М.: Русское Энциклопедическое товарищество, 003.- 64с., илл. (Серия «Готовимся к школе»).
Малов В.И. Хочу всё знать: Детская энциклопедия: Удивительные растения. - М.: ООО "Фирма "Издательство АСТ"; ООО "Издательство Астрель", 2000 -320с.:ил.
Малов В.И. Хочу всё знать: Детская энциклопедия: Мир зверей.-М.:ООО"Фирма "Издательство АСТ"";ООО "Издательство Астрель", 2000 -345с.:ил.
Что такое. Кто такой: В 3т. Т.1-3. – 3 изд., перераб. и доп. – М.- Педагогика, 1990.
Для осуществления образовательного процесса по курсу «Зелёная планета» необходимы следующие принадлежности:
подборка видеофрагментов;
подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
микроскоп;
карты и глобусы;
набор ЦОР по окружающему миру
10