Рабочая программа внеурочной деятельности «Зелёная планета» (3–4 классы)

0
0
Материал опубликован 26 April 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа внеурочной деятельности «Зеленая планета» составлена на основе ФГОС начального общего образования второго поколения 2009 года и программы «Окружающий мир. Примерная рабочая программа. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ А. А. Плешаков - М.: Просвещение, 2019»


Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной си­туации начала XXI века.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в на­чальной школе как ответственного этапа в становлении и разви­тии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей соз­дание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литерату­ры, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совер­шенствования всей системы воспитательной работы с младши­ми школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осоз­нающей свое место в Природе.

Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практи­ке экологического образования в начальной школе единой, рас­считанной на весь период обучения, программы дополнительно­го образования с экологической направленностью для младших школьников.


Направление программы «Зелёная планета» – общеинтеллектуальное.


Выбор данной программы по внеурочной деятельности обусловлен тем, что данный курс вводит учащихся в чарующий мир природы. Формирование образа Земли как уникального дома всего человечества, нуждающегося в трепетном отношении каждого жителя к своему ближайшему природному окружению и к планете в целом. Содержание курса охватывает широкий круг вопросов и помогает в формировании у детей экологического сознания, закладывает основы природоохранного поведения, удовлетворяет потребности детей в познании природы.


Цель: формирование и развитие экологически сообразно­го поведения у младших школьников.

Программа ставит перед собой следующие задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, при­роде, жизни.

5. Развитие способности формирования научных, эстетиче­ских, нравственных и правовых суждений по экологическим во­просам.

6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без­ образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школь­нику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.




Описание места учебного курса в учебном плане.

Программа рассчитана на проведение занятий во внеурочное время с детьми 9-10 лет в объеме 34 часа в год (1 час в неделю).

Формы и режим занятий.

Формы организации деятельности: групповые, коллективные, индивидуальные

Основные виды деятельности учащихся:

- решение занимательных задач;

- участие в математической олимпиаде,

- проектная деятельность

- самостоятельная работа;

- работа в парах, в группах;

- творческие работы.

Формы контроля:

Оценивание учебных достижений на занятиях должно отличаться от привычной системы оценивания на уроках. Можно выделить следующие формы контроля:

- творческий отчет (в любой форме по выбору учащихся);

- различные упражнения в устной и письменной форме.

  - участие в выставках, играх и т.д.

  - реализация творческих идей;

- защита творческих проектов

Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, турниры, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки.

Основная цель работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания.

Планируемые результаты

Личностные результаты освоения программы:

- любознательность и интерес к изучению окружающего мира ;

- умение выражать своё отношение к миру природы различными средствами;

- осознание ответственного отношения к природе и необходимости сохранения окружающей среды;

- мотивация дальнейшего изучения природы.

Метапредметные результаты освоения программы:

- овладение элементами учебной деятельности, развитие умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность;

- овладение приёмами работы с информацией, поиск и отбор источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме - в виде таблиц, рисунков и т.д.

- коммуникативные умения и овладение опытом межличностной коммуникации, ведение диалога и участие в работе пары, группы;

- освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели наблюдения, составление его плана, фиксирование результатов, формулировка выводов по результатам наблюдений.

Предметными результатами являются:

-наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека, осознание соблюдения норм и правил безопасного поведения в природе;

-сформированность представлений об экологии как направлении изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком;

-владение навыками ухода за комнатными растениями, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;

- умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;













































СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

           

«ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»  - 34 часа


«ВВЕДЕНИЕ». (1 час)


Тема 1. Введение.  Жизнь на Земле (1 час)

Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.


                Раздел 1.      «СРЕДА ОБИТАНИЯ» (6 часов)


Тема 2. Времена года на Земле (1 час)

Сравнение  времен года в разных географических  поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков

Тема 3. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе (1час)

Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.

Тема 4.  Изменения окружающей среды (1час)

 Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников)

Тема 5. Практическое занятие «Осень на пришкольном участке»  (1час)

Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем.

Тема 6. Условия жизни растений (1час)

Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения

Тема 7.  Разнообразие животных, условия их жизни (1час)

Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания.


               Раздел 2.      «ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ» (4 часа)


Тема 8. Динозавры – вымерший вид животных (1час)

Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков

Тема 9. Просмотр видеофильма о жизни динозавров (1час)

Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров.

Тема 10. Экологический проект «Почему нужно защищать природу? (1час)

Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.

Тема 11.  Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений (1час)

Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Ставропольского края.  Разгадывание загадок.


                Раздел 3.    «РЕКИ И ОЗЕРА   » (8 часов)


Тема 12. Реки и озера (1час)

Пресная вода. Осадки.

Тема 13. Получение кислорода под водой (1час)

Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь)

Тема 14. Пресноводные животные и растения (1час)

Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жителях пресных водоемов

Тема 15. Жизнь у рек и озер (1час)

Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности)

Тема 16. Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» (1час)

Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения водоемов

Тема 17.  Околоводные птицы (1час)

Особое питание, перья и другие приспособления. Составление цепи питания

Тема 18. Подготовка акции «Сохраним первоцвет!» (1час)

Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге края.

Тема 19. Акция «Сохраним первоцвет!» (1час)

Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям станицы (составление и распространении листовок – призывов.


Раздел 4.      «ЧЕЛОВЕК  И  ЖИВОТНЫЕ » (8 часов)


Тема 20. Жизнь среди людей (1час)

Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек

Тема 21. Ролевая игра «Это все кошки» (1час)

Тема 22. Домашние животные (1час)

Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация – декупаж.

Тема 23. Викторина «Собаки – наши друзья» (1час)

Загадки, рассказ учителя (материал  из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак».

Тема 24. Уход за домашними животными (1час)

Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки).

Тема 25. Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». (1час)

 Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.

Тема 26. Люди и паразиты (1час)

Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Работа со справочной литературой.

Тема 27. Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями (1час)

Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Мини- сочинение «Защити себя»


Раздел 5.      «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД » (7 часов)


Тема 28Почва   (1 час)

Представление о  необходимости перекопки и рыхления почвы, о способах перекопки. Развивать умение работать с лопатой и граблями. Практическая работа «Изучение механического состава почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые).

Тема 29Семена овощных и декоративных культур (1час)

Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по внешнему виду. Закрепить знания о правилах хранения и посева семян.

Тема 30. Заботы хлебороба весной (1час)

Закрепить представления о сезонности труда людей. Дать представление о видах и значении труда  людей весной в поле.

Тема 31. Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений (1час)

Изучение площади питания семян культурных растений для распределения их на «Посадочной ленте». Приклеивание семян  овощных и цветковых растений на ленту клейстером, приготовленной  из пшеничной муки.

Тема 32Подготовка почвы на пришкольном участке (1час) 

Инструктаж по технике безопасности с сельскохозяйственным инвентарём. Перекапывание участка, внесение органических  удобрений.

Тема 33. Высадка рассады  на участке. Составление графика полива (1час)

Инструктаж по технике безопасности.  Составление плана – проекта клумбы  (по цветовой гамме, по высоте, по времени и периоду цветения). Работа в группах.

Тема 34. Декоративные растения (1час)

Декоративные растения и цели их выращивания. Закреплять понятие об основных органах растений; учить закладывать растения в гербарные папки. Закрепить понятия «кустарник», «дерево», «травянистое растение».







































3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название разделов и тем

Количество часов

1

Введение

1

2

Среда обитания

6

3

Жизнь животных

4

4

Реки и озера

8

5

Человек и животные

8

6

Сельскохозяйственный труд

7


Итого:

34
















































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


урока

Тема урока

Дата проведения

в году

в теме

по плану

по факту

Введение (1 час)

1

1

Вводное занятие. Жизнь на Земле

2.09


Среда обитания  (6 часов)

2

1

Времена года на Земле

9.09


3

2

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе

16.09


4

3

Изменения окружающей среды

23.09


5

4

Практическое занятие «Осень на пришкольном участке»

30.09


6

5

Условия жизни растений

7.10


7

6

Разнообразие животных, условия их жизни

14.10


Жизнь животных ( 4часа)

8

1

Динозавры – вымерший вид животных

21.10


9

2

Просмотр видеофильма о жизни динозавров

28.10


10

3

Экологический проект «Почему нужно защищать природу?»



11

4

Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений



Реки и озера  (8 часов)

12

1

Реки и озера



13

2

Получение кислорода под водой



14

3

Пресноводные животные и растения



15

4

Жизнь у рек и озер



16

5

Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов»



17

6

Околоводные птицы



18

7

Подготовка акции «Живая вода!»



19

8

Акция « Живая вода!»



Человек и животные  ( 8 часов)

20

1

Жизнь среди людей



21

2

Ролевая игра «Это все кошки»



22

3

Домашние животные



23

4

Викторина «Собаки – наши друзья»



24

5

Уход за домашними животными



25

6

Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил».



26

7

Люди и паразиты



27

8

Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями



Сельскохозяйственный труд  (7часов)

28

1

Почва



29

2

Семена овощных и декоративных культур



30

3

Заботы хлебороба весной



31

4

Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений



32

5

Подготовка почвы на пришкольном участке



33

6

Высадка рассады  на участке. Составление графика полива



34

7

Декоративные растения



5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ



Показатели в личностной сфере ребенка:

интерес к познанию мира природы;

потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Учащиеся должны знать:

наиболее типичных представителей животного мира России;

планета Земля - наш большой дом;

Солнце - источник жизни на Земле;

неживое и живое в природе;

основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

человек   существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;

позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

способы сохранения окружающей природы;

различия съедобных и несъедобных грибов;

экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

ухаживать за культурными растениями и домашними жи­вотными (посильное участие);

доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;

оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

осуществлять экологически сообразные поступки в окру­жающей природе;

ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;







6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ



Плешаков Окружающий мир: программа: 1-4 классы/. – М.: Просвещение

Животный мир в картинках. - М.: Русское Энциклопедическое товарищество, 003.- 64с., илл. (Серия «Готовимся к школе»).

Малов В.И. Хочу всё знать: Детская энциклопедия: Удивительные растения. - М.: ООО "Фирма "Издательство АСТ"; ООО "Издательство Астрель", 2000 -320с.:ил.

Малов В.И. Хочу всё знать: Детская энциклопедия: Мир зверей.-М.:ООО"Фирма "Издательство АСТ"";ООО "Издательство Астрель", 2000 -345с.:ил.

Что такое. Кто такой: В 3т. Т.1-3. – 3 изд., перераб. и доп. – М.- Педагогика, 1990.

Для осуществления образовательного процесса по курсу «Зелёная планета» необходимы следующие принадлежности:

подборка видеофрагментов;

подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;

компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;

микроскоп;

карты и глобусы;

набор ЦОР по окружающему миру



































10


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.