Рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов
Г ОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №4»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
по дисциплине
Основы латинского языка с медицинской терминологией
Студента(ки):
____________________________________________________
__________ группы
Специальность ____________ __________________________
«__» __________ 20____г.
Руководитель:
Коржавина Анастасия Семёновна
«__» __________ 20____г.
Пушкино-2021
РАССМОТРЕН | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании цикловой комиссии специального цикла специальности «Сестринское дело» _______________________________ _______________________________ | Заместитель директора по учебной работе ________________ Владимирова Л.А. |
Председатель _______ Ершова Т. А. |
Рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов по дисциплине Основы латинского языка с медицинской терминологией.
Организация разработчик ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж №4»
Составитель: Коржавина А. С. преподаватель ГБПОУ МО «Московского областного медицинского колледжа №4»
Рецензенты: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(Ф.И.О., ученая степень, звание, должность)
Пояснительная записка 5
Обращение к студентам 6
Правила работы с рабочей тетрадью 7
Оценка качества самостоятельной работы 8
Тема 1: Фонетика. Ударение. Долгота и краткость. 9
Тема 2: Морфология.. 14
2.1 Существительные первого и второго склонения. Несогласованное определение.. 14
2.2 Существительные третьего склонения 16
2.3 Прилагательные первой группы 17
2.4 Прилагательные второй группы 18
2.5 Существительные четвертого и пятого склонения 19
2.6 Глагол 20
Тема 3. Фармацевтическая терминология. 23
3.1 Названия химических элементов. 23
3.2 Названия групп лекарственных средств. 25
Тема 4. Словообразование. Латинские и греческие приставки. Терминоэлементы. 29
Тема 5: Греко-латинские дублеты 37
Список использованной литературы 40
Аннотация
Рабочая тетрадь для самоподготовки к занятиям по дисциплине Основы латинского языка с медицинской терминологией, предназначена для систематизации и знаний и умений студента, полученных на теоретических занятиях, и является дополнением к домашнему заданию студента. Содержание рабочей тетради полностью соответствует требованиям Федеральных Государственных образовательных стандартов, рабочей программе дисциплины.
Пояснительная записка
Данная тетрадь содержит комплект заданий по определению понятий, таблицы, алгоритмы, проверочные тесты. Эти задания предназначены как для самостоятельной работы студентов на практическом занятии, так и для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине Основы латинского языка с медицинской терминологией.
Данная тетрадь позволит вспомнить и закрепить материал, пройденный ранее. Работая над имеющимися в тетради заданиями, студенты смогут самостоятельно проверить свои знания, им легче будет готовиться к экзаменам и заниматься клиническими дисциплинами.
Предложенная тетрадь отвечает минимальным требованиям ФГОС СПО и может быть использована в процессе изучения темы с применением дистанционных технологий.
Количество часов на освоение программы дисциплины:
Специальность 34.02.01 Сестринское дело
Всего – 60 часов,
в том числе:
аудиторная нагрузка – 38 часов
самостоятельная работа студента – 20 часов.
Специальность 43.02.04 Прикладная эстетика
Всего – 51 час,
в том числе:
аудиторная нагрузка – 34 часа
самостоятельная работа студента – 17 часов.
УВАЖАЕМЫЕ СТУДЕНТЫ!
В последние годы повысилась потребность общества в высококвалифицированной медицинской помощи, в медицинских сестрах, владеющих методами ухода, соответствующих мировым стандартам.
Использование данного пособия в качестве своеобразного «путеводителя» при подготовке поможет Вам систематически и более качественно готовиться к каждому занятию, а в итоге - лучше усвоить теоретический материал по теме, уметь применять полученные знания на практике, более качественно подготовиться к дальнейшей самостоятельной работе в практическом здравоохранении.
Рабочая тетрадь позволит вспомнить материал, пройденный ранее, использовать теоретический материал при решении различных заданий. Работая над имеющимися в тетради заданиями, вы сможете самостоятельно проверить свои знания и практические умения, вам легче будет готовиться к экзаменам.
Система заданий в тетради усложняется по мере того, как вы накапливаете и расширяете свои знания. Чтобы дать правильный ответ, нужно поработать с текстом учебника и дополнительными источниками. Если то или иное задание с первого раза не получается, не следует отступать, ещё раз обратитесь к учебнику, к лекционному курсу, к дополнительной литературе и найдите необходимый материал. Наиболее трудные задания могут быть выполнены с помощью преподавателя.
ЖЕЛАЕМ УДАЧИ!
ПРАВИЛА РАБОТЫ С РАБОЧЕЙ ТЕТРАДЬЮ
1. Выполнение заданий в рабочей тетради осуществляется в кабинете доклинической практики или в качестве домашнего задания.
2. Прежде всего, внимательно ознакомьтесь с конкретным заданием к данной теме, не спешите тут же выполнять его, продумайте его.
3. При выполнении заданий, содержащих вопрос, ответ вписывайте в специально оставленное место четко и аккуратно.
4. Помните, что при проверке тетради будет оцениваться правильность и аккуратность ведения тетради!
Оценка качества самостоятельной работы
в РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
«Основы латинского языка с медицинской терминологией»
……………………………………………Ф.И.О. студента
п/п | Тема | Дата контроля | Оценка | Подпись |
1. | Фонетика. Ударение. Долгота и краткость | | | |
2. | Морфология | | | |
3. | Фармацевтическая терминология | | | |
4. | Словообразование. Латинские и греческие приставки. Терминоэлементы. | | | |
5. | Греко-латинские дублеты | | | |
Критерии оценки:
«Отлично» - все задания выполнены в полном объеме, своевременно, без ошибок.
«Хорошо» - все задания выполнены в полном объеме, своевременно, при выполнении заданий допущены неточности.
«Удовлетворительно» - выполнены задания своевременно, при выполнении заданий допущены неточности.
«Неудовлетворительно» - задания выполнены с грубыми ошибками, несвоевременно.
Тема 1. Фонетика. Ударение. Долгота и краткость.
Задание 1. Дополните:
Латинский язык получил своё название от ________________________.
Задание 2. Заполните таблицу:
Печатные буквы | Название | Печатные буквы | Название |
A a | | N n | |
B b | | O o | |
C c | | P p | |
D d | | Q q | |
E e | | R r | |
F f | | S s | |
G g | | T t | |
H h | | U u | |
I i | | V v | |
J j | | W w | |
K k | | X x | |
L l | | Y y | |
M m | | Z z | |
Задание 3. Запишите все гласные буквы:
| | | | | |
Задание 4. Перечислите дифтонги:
| | | |
Задание 5. Перечислите основные правила долготы:
1.____________________________________________________________
2. ___________________________________________________________
3. ___________________________________________________________
4. ___________________________________________________________
Задание 6. Перечислите основные правила краткости:
1.____________________________________________________________
2. ___________________________________________________________
3. ___________________________________________________________
4. ___________________________________________________________
Задание 7. Прочитайте слова, обращая внимание на особенности чтения сочетаний гласных и согласных букв, и объясните их произношение:
Cella, plasma, Mentholum, oleum, Glycerinum, reanimatio, Rhamnus, pharmacologia, caput, Hydrogenium, nephritis, unguis, aquosum, combustio, glandulae, venae, Aloë, Centaurium, homo sapiens, therapia, cystis, decoctum, coelia, musculus, basis, fissura, Antipyrinum, herbae, zygomaticus, dosisletalis, Kalanchoë, acidum, Chamomillae, Menthae, lingualis, radix, rhizoma, folium, diaeta, tinctura, pneumonia, Quercus, scabies, aëronum, morbis, Valerianae, Tetracyclinum, cortex, pilulae, injectio, Arnica, infusum, cito, vertebralis, narcosis, extractum, radicis, radicalis, cerebralis, columnae, decubitus, Hippophaë, Serpyllum, Thymus, Myrtillus, hypertonia, ampullae, Sanguisorba, aegrota
Задание 8. Из параграфа 3 (упр.) выписать слова с дифтонгами и написать транскрипцию.
ae | eu | oe | oё |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Задание 9. Из параграфа 5 (упр.) выписать слова с дифтонгами и написать транскрипцию.
ae | eu | oё | au | oe |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Задание 10. Распределите слова в соответствии с произношением буквосочетаний. Запишите транскрипцию.
Solutio, ischiadicus, rheumatismus, intestinum, morphinum, rhizoma, thromboembolia, cachexia, phalanx, typhus, functio, rachitis, auscultatio, combustio, diaphragma, ethmoidalis, zygomaticus, lymphaticus, vitium, destillatus, ischaemia, gingivitis, pharynx, erythema, cholera, sphincter, mentha, emphysema, chininum, atrophia, pharmaceuta, ischuria.
Ti [ти] | Ti [ци] | Ch [х] | Ph [ф] | Th [т] | Ph [р] | Sch [ш] |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
Задание 11. Перечислите правила ударения.
1.____________________________________________________________
2. ___________________________________________________________
3. ___________________________________________________________
4. ___________________________________________________________
Задание 12. Выделите долготу и краткость слогов, поставьте ударение.
Fibula, atlas, glandula, lumbalis, ulna, valva, pelvis, palpebra, mandibula, lobus, palatinus, longitudinalis, flavus, lateralis, inferior, iliacus, jugularis, jugum, jejunum, junctura, Iodum, iater, canalis palatinus major, tuberculum majus.
Задание 13. Подготовка докладов и презентаций на тему: «История развития латинского языка»; «Влияние латинского языка на развитие Европейской цивилизации и медицины».
Работа над ошибками
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 2. Морфология
2.1 Существительные первого склонения. Несогласованное определение
Задание 1. Допишите на латинском языке:
Мужской род - _______________________________________________.
Женский род - _______________________________________________.
Средний род - _______________________________________________.
Единственное число - _________________________________________.
Множественное число - _______________________________________.
Задание 2. Заполните таблицу:
Casus | Перевод | Сокращение |
| Именительный | Nom. |
Genetivus | | Gen. |
| Дательный | Dat. |
| | Acc. |
| Творительный | Abl. |
Задание 3. Допишите падежные окончания Gen.Sing.:
1-е склонение - _________
2-е склонение - _________
3-е склонение - _________
4-е склонение - _________
5-е склонение - _________
Задание 4. Перечислите элементы словарной формы существительных.
1. ___________________________________________________________.
2. ___________________________________________________________.
3. ___________________________________________________________.
Задание 5. Определите по словарной форме склонение существительных:
costa, ae f- sulcus, i m – axis, is m – caput, ĭtis n – genu, us n – facies, ēi f – | articulatio, ōnis f – membrum, i n – ductus, us m – cavĭtas, ātis f – margo, ĭnis m – dens, dentis m – | fovea, ae f – auris, is f – skelĕton, i n – radix, īcis f – arcus, us m - |
Задание 6. Самостоятельно допишите словарную форму существительных.
septum_________________; clavicŭlа______________;
cornu __________________; nervus, i,______________;
processus, us____________; mandibŭla______________;
acromion_______________; radius, i________________;
ligamentum_____________; ganglion________________;
nasus, i________________; linea____________________;
meātus, us______________; cancer, cri_______________;
caries, ēi_______________; ala______________________.
Задание 7. Выпишите равносложные и неравносложные существительные и выделите их основу.
pars, partis f; corpus, ŏris n; rete, is n; ostium, i n; paries, ĕtis m; columna, ae f; tuber, ĕris n; canālis, is m; digĭtus, i m; apex, ĭcis m; os, ossis n; thorax, ācis m; cor, cordis n; cutis, is f; pubes, is f; sinus, us m; encephălon, i n; os, oris n; frons, frontis f; basis, is f
Равносложные | Неравносложные |
| |
Задание 8. Переведите термины на латинский язык и укажите словарную форму каждого существительного.
вырезка лопатки_______________________________________________
перегородка языка_____________________________________________
кость лица____________________________________________________
канал нижней челюсти__________________________________________
пластинка дуги позвонка________________________________________
сустав колена_________________________________________________
тело верхней челюсти__________________________________________
бугорок ребра_________________________________________________
головка малоберцовой кости_____________________________________
2.2 Существительные третьего склонения
Задание 1. Определите основу неравносложного слова:
thorax, acis, m_________________________________________________
abdomen, in, n_________________________________________________
appendix, icis, f________________________________________________
hepar, atis, n___________________________________________________
caput, it is, n___________________________________________________
Задание 2. Переведите на латинский язык:
Мочеточники_________________________________________________
Голени_______________________________________________________
Почки________________________________________________________
Легкие_______________________________________________________
Сосуды_______________________________________________________
Кости________________________________________________________
Хрящи_______________________________________________________
Суставы______________________________________________________
Окончания____________________________________________________
Сухожилия___________________________________________________
Бугры._______________________________________________________
Задание 3. Согласуйте:
Желудочная часть______________________________________________
Подъязычная кость_____________________________________________
Скуловая кость________________________________________________
Кровеносный сосуд____________________________________________
Внутреннее ухо________________________________________________
Наружное основание___________________________________________
Небное отверстие______________________________________________
Широкое сухожилие___________________________________________
Левая почка___________________________________________________
Круглое отверстие_____________________________________________
2.3 Прилагательные первой группы
Задание 1. Допишите:
В латинском языке, как и в русском, имена прилагательные согласуются в_________________________________________________.
Прилагательные делятся на_____________________________________.
К 1 склонению относятся прилагательные женского рода оканчивающиеся на ___________________________________________.
Ко 2 склонению - прилагательные мужского рода оканчивающиеся на ________ и прилагательные среднего рода на _____________________.
Задание 2. Согласуйте прилагательные с существительными:
Нёбный отросток______________________________________________
Позвоночное отверстие_________________________________________
Поперечный синус_____________________________________________
Лобный шов__________________________________________________
Суставная поверхность_________________________________________
Правое легкое_________________________________________________
Задание 3. Укажите словарную форму каждого слова и переведите термины на латинский язык:
Черепная мышца_______________________________________________
Левое лёгкое__________________________________________________
Грудная часть_________________________________________________
Крестцовая кость______________________________________________
Венозная связка_______________________________________________
Резцовый зуб__________________________________________________
Носовая поверхность___________________________________________
Костная перегородка___________________________________________
Суставной отросток____________________________________________
2.4 Прилагательные второй группы
Задание 1. Допишите:
Прилагательные второй группы делятся на три подгруппы:
| m | f | n |
I | | | |
II | | | |
III | | | |
Особенности склонения второй группы прилагательных:
_______________________________________________________;
_______________________________________________________;
_______________________________________________________.
Степени сравнения прилагательных:
| | |
Задание 2. Согласуйте и переведите в Nom.Sing. и Nom.Pl.:
Простой сустав________________________________________________
Носовое отверстие_____________________________________________
Поясничный нерв______________________________________________
Суставной хрящ_______________________________________________
Слезная кость_________________________________________________
Легочная вена_________________________________________________
Лобный бугор_________________________________________________
Височная артерия______________________________________________
Легочная связка_______________________________________________
Задание 3. Поставьте термины в Gen.Sing., укажите словарную форму каждого слова.
sulcus major___________________________________________________
ala minor______________________________________________________
labium inferius_________________________________________________
crista anterior__________________________________________________
caput minus___________________________________________________
pars posterior__________________________________________________
cornu majus___________________________________________________
muscŭlus latissĭmus_____________________________________________
Задание 4. Укажите словарную форму каждого слова и переведите термины на латинский язык.
Большой каменистый нерв______________________________________
Малый каменистый нерв________________________________________
Верхняя лобная пазуха__________________________________________
Нижняя лобная пазуха__________________________________________
Суставной отросток позвонка____________________________________
Костная перегородка носа_______________________________________
Малая ягодичная мышца________________________________________
Носовая поверхность верхней челюсти _____________________________________________________________
Короткая мышца мизинца_______________________________________
Длиннейшая мышца груди (грудной клетки) _____________________________________________________________
Венозное сплетение овального отверстия _____________________________________________________________
2.5 Существительные четвертого и пятого склонения
Задание 1. Допишите:
К четвертому склонению относятся имена существительные _______ и_______, оканчивающиеся в Gen.Sing. на_________________________.
Существительные среднего рода оканчиваются в единственном числе во всех падежах на ______ и только в Gen.Sing.. на ________________.
К 5-му склонению относятся имена существительные ___________, оканчивающиеся в Gen.Sing. на ____________.
Задание 2. Заполните таблицу:
Склонение Падеж/Род | I | II | III | IV | V | ||||||||
f | m | n | m | f | n | m | n | f | |||||
Sing. N. V. G. D. Acc. Abl. | | | | | | | | ||||||
| | | | | |||||||||
| | | | | | ||||||||
| | | . | | | | |||||||
| | | | | |||||||||
Pl. N. V. G. D. Abl. Acc. | | | | | | | | | |||||
| | | | | |||||||||
| | | | | |||||||||
| | | | | | | |
Задание 3. Согласуйте:
Шейное сплетение_____________________________________________
Правая рука___________________________________________________
Левое колено__________________________________________________
Носовая поверхность___________________________________________
Внутренняя поверхность________________________________________
2.6 Глагол
Задание 1. Допишите:
Латинские глаголы разделяются на ________________________, которые отличаются друг от друга своими ________________________.
Принадлежность глагола к тому или другому спряжению определяется по его ______________________________________________________.
К I спряжению относятся глаголы с основой на ____________________.
Ко II спряжению относятся глаголы с основой на __________________.
К III спряжению относятся глаголы с основой на __________________.
К IV спряжению относятся глаголы с основой на __________________.
Чтобы определить основу глагола необходимо ____________________
_________________________________________________________________________________________________________________________.
Задание 2. Допишите окончания неопределенной формы глаголов.
I спряжение | |
II спряжение | |
III спряжение | |
IV спряжение | |
Задание 3. Заполните таблицу:
| Н. ф. | Sing | Pl |
I | dare | | |
II | miscere | | |
IV | audire | | |
III | dividere | | |
Задание 4. Определите основу глагола и его спряжение
Глагол | Основа | Спряжение |
Dare | | |
Finire | | |
Signare | | |
Vertere | | |
Solvere | | |
Audire | | |
Miscere | | |
Vivere | | |
Agitare | | |
Terere | | |
Задание 5. Образуйте формы повелительного наклонения ед. и мн. числа, определив сначала спряжение глагола.
Sterilisare_____________________________________________________
Auscultare_____________________________________________________
Solvere_______________________________________________________
Salvere_______________________________________________________
Valere________________________________________________________
Работа над ошибками
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 3. Фармацевтическая терминология
3.1 Названия химических элементов
Задание 1. Допишите:
Латинские названия химических элементов являются существительными ___________ рода ______________ склонения.
Латинские названия кислот состоят из двух слов:________________________________________________________.
Латинские прилагательные в названиях бескислородных кислот образуются при помощи _______________________________________.
Латинские названия оксидов (гидроксидов, пероксидов) состоят из двух слов:____________________________________________________.
Слова «оксид», «гидроксид», «пероксид» являются существительными____________________________________________.
К IV спряжению относятся глаголы с основой на __________________
Чтобы определить основу глагола необходимо ____________________
Задание 2. Переведите слова и укажите их словарную форму:
Алюминий____________________________________________________
Серебро______________________________________________________
Хлор_________________________________________________________
Железо ______________________________________________________
Магний ______________________________________________________
Марганец ____________________________________________________
Натрий ______________________________________________________
Кислород_____________________________________________________
Сера_________________________________________________________
Цинк_________________________________________________________
Задание 3. Переведите на русский язык и определите частотные отрезки, содержащие информацию о химическом составе лекарственного средства:
Sulfur depurātum_______________________________________________
Acĭdum acetylsalicylĭcum________________________________________
Magnesii oxўdum_______________________________________________
Benzylpenicillīnum-kalium pro injectionĭbus_________________________
Aluminii hydroxўdum___________________________________________
pulvis Phthorafūri crystallisātus albus_______________________________
Acĭdum sulfurōsum_____________________________________________
Hydrogenii peroxўdum__________________________________________
solutio Thiophosphamīdi aquōsa___________________________________
Acĭdum hydrocyanĭcum__________________________________________
solutio Hydrogenii peroxўdi spirituōsa______________________________
Задание 4. Переведите рецепты на латинский язык:
Возьми: Цианокобаламина 0,01% – 1 мл Выдай такие дозы числом 10 в ампулах Обозначь: | |
Возьми: Свинцовой воды Дистиллированной воды по 50 мл Борной кислоты 2 мл Смешать. Выдать. Обозначить: | |
Возьми: Кислорода 1,5 Пусть будут выданы такие дозы числом 10 Пусть будет обозначено: | |
Возьми: Лимонной кислоты 50,0 Выдай. Обозначь: | |
Возьми: Оксида цинка Пшеничного крахмала по 5,0 Талька 40,0 Смешай, пусть получится порошок Выдай. Обозначь | |
Задание 5. Напишите латинское название кислоты по химической формуле:
Н3РО4___________________________________________________
H3PO3___________________________________________________
H2CO3_______________________________________________________________________________
H2SO4_______________________________________________________________________________
H2NO3_______________________________________________________________________________
H2SO3_______________________________________________________________________________
H2NO2_______________________________________________________________________________
H3AsO4_________________________________________________
H3AsO3_________________________________________________
HCI_____________________________________________________
HI______________________________________________________
H2S_____________________________________________________
HF______________________________________________________
H2TeO4._________________________________________________
Задание 6. Найдите и исправьте 14 ошибок в латинских терминах:
оксид серебра HBr пероксид бария серная кислота мышьяковистая кислота оксид магния фтористоводородная кислота таблетки липоевой кислоты борная кислота триметилуксусная кислота ацетилсалициловая кислота щавелевая кислота закись азота | Argentum Oxydum acidum bromicum Barii peroxydum acidum Sulfuricum acidum Arsenicicum Oxydum Magnesii acidum hydrofluorosum tabulettae acidi lipoicae acidum bornicum acidum trimethyloxalicum acidum acetilsalicylicum acidum succinicum Nitrogenium oxydulatum |
3.2 Названия групп лекарственных средств
Задание 1. Допишите:
Почти все названия ЛС являются существительными____________________________________________.
Задание 2. Напишите на латинском языке названия следующих лекарственных средств, обращая внимание на частотные отрезки -camph-, -form-, - fura-, -menth-:
Камфора______________________________________________________
Фурадонин___________________________________________________
Ментол_______________________________________________________
Хлороформ___________________________________________________
Камфоцин____________________________________________________
Фурагин______________________________________________________
Йодоформ____________________________________________________
Камфомен____________________________________________________
Фурацилин___________________________________________________
Камфоний____________________________________________________
Ксероформ____________________________________________________
Фуралдон_____________________________________________________
Фуралтадон.__________________________________________________
Задание 3. Переведите на латинский язык, укажите словарную форму каждого слова:
Цветки ромашки_______________________________________________
Аэрозоль “Камфомен”__________________________________________
Берёзовые почки_______________________________________________
Мятная вода __________________________________________________
Настой корня валерианы _______________________________________
Спиртовой раствор йода ________________________________________
Таблетки “Аэровит”____________________________________________
Листья крапивы _______________________________________________
Плоды боярышника ____________________________________________
Эмульсия персикового масла ___________________________________
Горький сбор _________________________________________________
Драже камфиода ______________________________________________
Масло какао__________________________________________________
Работа над ошибками
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 4. Словообразование. Латинские и греческие приставки. Терминоэлементы
Задание 1. Выделите частотные отрезки и переведите:
Слово | Частотный отрезок | Перевод |
Theophyllinum | | |
Pyrcophenurn | | |
Cefobid | | |
Glуphyllīnum | | |
Cocarboxylāsum | | |
Phenazepāmum | | |
Acĭdum acetylsalicylĭcum | | |
Magnesii oxўdum | | |
Nitroglycerinum | | |
Medrotestronum. | | |
Задание 2. Напишите в латинской транскрипции:
Слово | Транскрипция |
Анестезин | |
Бициллин, | |
Тепафиллин | |
Сульфокамфокаин | |
Метаперазин | |
Диабазол | |
Азалептин | |
Неомицин | |
Оксилидин | |
Кардиовален | |
Задание 3. Переведите рецепты:
Recĭpe: Tinctūrae Nucis vomĭcae 5 ml Tinctūrae Convallariae Tinctūrae Valerīanae ana 10 ml Misce. Da. Signa: | |
Возьми: Настойки пустырника 15 мл Настойки рвотного ореха 5 мл Смешай. Выдай. Обозначь: | |
Recĭpe : Cremōris “Travоcort” 15,0 Detur. Signētur: | |
Возьми: Спиртового раствора йода 5% - 2 мл Танина 3,0 Глицерина 10 мл Смешай. Выдай такие дозы числом 2 Обозначь: | |
Recĭpe : Speciērum pectoralium 50,0 Da. Signa: | |
Задание 4. Подберите греческие ТЭ к латинским эквивалентам:
Латинский язык | Греческие эквиваленты |
Vita, ae f | |
Cutis, is f | |
Muscŭlus, i m | |
Tuberculōsis, is f | |
Rectus, a, um | |
Nervus, i m | |
Vertĕbra, ae f | |
Natūra, ae f | |
Morbus, i m | |
Задание 5. Образуйте термины с данными ТЭ и объясните их значение:
-logia:
angi-_________________________________________________________
anthrop-______________________________________________________
bio-__________________________________________________________
cardi-_________________________________________________________
cyt-__________________________________________________________
dermat-_______________________________________________________
gynaec-_______________________________________________________
haemat-_______________________________________________________
hist-__________________________________________________________
my-__________________________________________________________
ophthalm-_____________________________________________________
path-_________________________________________________________
psych-________________________________________________________
physi-________________________________________________________
pharmac-______________________________________________________
stomat-_______________________________________________________
toxic-_________________________________________________________
neur-_________________________________________________________
neuropath-_____________________________________________________
onc-__________________________________________________________
-iatria:
paed-_________________________________________________________
phthis-________________________________________________________
psych-________________________________________________________
-paedia:
log-__________________________________________________________
orth-_________________________________________________________
Задание 6. Образуйте однословные термины со следующим значением, запишите их в словарной форме:
Врач-специалист по лечению психических заболеваний___________________________________________________
Способ лечения при помощи воды _______________________________
Раздел медицины о болезнях сердца ______________________________
Наука о жизни, живых организмах _______________________________
Общее название болезней глаз ___________________________________
Задание 7. Заполните таблицы.
Часть 1
Конечные ТЭ:
| боль, болезненность |
| болезнь, заболевание |
| чувствительность |
| учение, наука |
| речь |
| лечение (чем?), т.е. метод лечения |
| врачевание; лечение |
| тонус |
| напряжение, давление |
| питание |
| рентгенологическое исследование |
| рентгеновский снимок |
| инструментальный осмотр |
| работа, деятельность; реактивность |
Анатомические органы
| позвонок |
| кость |
| мышца |
| хрящ |
| сустав |
| железа; лимфатический узел |
| сосуд |
| вена |
| голова |
| головной мозг |
| спинной или костный мозг |
| сердце |
| рот |
| зуб |
Приставки
| выше нормы |
| ниже нормы |
| нарушение |
| отсутствие |
| внутренняя стенка или оболочка |
| наружная стенка или оболочка |
| ткань вокруг органа |
| много, избыток |
| мало, недостаток |
| частый, быстрый |
| редкий, медленный |
| вместе, соединение, сращение |
Суффиксы
| опухоль |
| воспаление |
| не воспалительное заболевание; множество |
Часть 2
Конечные ТЭ:
| уплотнение, затвердевание |
| сужение |
| расширение, растяжение |
| опущение |
| кровотечение |
| выделение, истечение, течь |
| застой, остановка |
| разрушение, расщепление, распад |
| развитие, формирование |
| выработка, образование |
| зарождение и развитие |
| -генный, -ая, -ое; 1) порождающий, вызывающий; 2) порождённый, обусловденный. |
Анатомические органы:
| нерв |
| матка |
| молочная железа |
| легкое; воздух, газ |
| почка |
| селезенка |
| кишечник, тонкий кишечник |
| толстый кишечник |
| живот, брюшная полость |
| желудок |
| поджелудочная железа |
| печень |
| мочевой пузырь |
| желчный пузырь |
| почечная лоханка |
| грудная клетка |
Часть 3
Конечные ТЭ:
| разрез, рассечение |
| удаление, иссечение |
| недостаток (о клетках) |
| дыхание |
| движение |
| сила, усиление |
| любовь, склонность |
| боязнь, страх |
| отделение, секреция |
Обозначение цвета:
| белый |
| черный |
| красный |
| серый |
| синий |
Обозначение возраста и пола:
| мужчина |
| женщина |
| дитя, ребенок |
| воспитание. формирование; исправление нарушений |
| старик, старческий; старение |
Органы, ткани и др.:
| кожа |
| кровь |
| моча |
| природа |
| душа |
| лекарство |
| опухоль |
| глаз |
| нос |
| ухо |
| гортань |
| глотка |
| жир |
| гной |
| прямой, правильный, вертикальный |
Работа над ошибками
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 5. Греко-латинские дублеты
Задание 1. Заполните таблицу используя 1 склонение существительных (параграф 38, учебник Городковой Ю. И.)
Латинское слово | Греческий ТЭ | Значение | Пример |
aqua, ae, f | hydro- | вода | hydrothorax (hydro – вода; thorax – грудь) |
cornea, ae, f | | | |
femina, ae, f | | | |
lingua, ae, f | | | |
mamma, ae, f | | | |
palpebra, ae, f | | | |
vagina, ae, f | | | |
vena, ae, f | | | |
vertebra, ae, f | | | |
vesica, ae, f | | | |
Задание 2. Заполните таблицу используя 2 склонение существительных (параграф 46, учебник Городковой Ю. И.)
Латинское слово | Греческий ТЭ | Значение | Пример |
intestinum, i, n | enter- | кишка | enterologia(enter – кишка; logia – наука) |
intestinum crassum | | | |
musculus, i, m | | | |
nervus, i, m | | | |
oculus, i, m | | | |
rectum, i, n | | | |
uterus, i, m | | | |
medicamentum, i,n | | | |
digitus, i, m | | | |
nasus, i, m | | | |
Задание 3. Заполните таблицу используя 3 склонение существительных (параграф 76, учебник Городковой Ю. И.)
Латинское слово | Греческий ТЭ | Значение | Пример |
cor, cordis, n | cardia- | сердце | cardialgia(cardia – сердце; lgia – боль) |
pulmo, onis, m | | | |
abdomen, inis, n | | | |
ren, renis, m | | | |
os, oris, n | | | |
dens, dentis, m | | | |
vas, vasis, n | | | |
glandula, ae, f | | | |
os, ossis, n | | | |
auris, is, f | | | |
Задание 4. Соотнесите параллели:
1) ophthalmos ren, renis m
2) cephale vas, vasis n
3) nephros oculus, i m
4) angion articulatio, onis f
5) arthron caput, itis n
Задание 5. Допишите недостающие ТЭ:
Пластическая операция челюсти – gnath___________________________
Воспаление слизистой оболочки матки – ______metr________________
Воспаление околопочечной клетчатки – _______nephr_______________
Воспаление околосердечной сумки – __________card________________
Патологическое выступание нижней челюсти вперёд – _____genia____
Боль в надчревной области – ________gastralgia
Однородный – ______________genus;
Разнородный – _____________genus
Боль во всём теле – ______________algia;
Почечнокаменная болезнь – ________________iăsis;
Изменённая реактивность организма – all___________________;
Работа над ошибками
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Список использованной литературы
Основные источники:
Городкова Ю. И. Латинский язык (для медицинских и фармацевтических колледжей и училищ): учебник / Ю.И. Городкова. – Изд. 24-е, стер. – М.: КНОРУС, 2015. – 256 с. – (Среднее профессиональное образование).
Дополнительные источники:
Емельянова Л. М. Основы латинского языка с медицинской терминологией: упражнения и лексические минимумы / Л.М. Емельянова, А.В. Туровский. – М.: Лань, 2019. – 140 с.
Зимина М. В. Основы латинского языка с медицинской терминологией / М. В. Зимина – М.: Лань, 2020. – 120 с.