Рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов

4
0
Материал опубликован 28 April 2021

Гt1619601976aa.gif ОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №4»







РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

по дисциплине


Основы латинского языка с медицинской терминологией



Студента(ки):

____________________________________________________

__________ группы

Специальность ____________ __________________________

«__» __________ 20____г.

Руководитель:

Коржавина Анастасия Семёновна

«__» __________ 20____г.










Пушкино-2021


РАССМОТРЕН

УТВЕРЖДАЮ

на заседании цикловой комиссии

специального цикла специальности «Сестринское дело»

_______________________________

_______________________________

Заместитель директора по учебной работе

________________ Владимирова Л.А.

Председатель _______ Ершова Т. А.





Рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов по дисциплине Основы латинского языка с медицинской терминологией.


Организация разработчик ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж №4»

Составитель: Коржавина А. С. преподаватель ГБПОУ МО «Московского областного медицинского колледжа №4»


Рецензенты: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Ф.И.О., ученая степень, звание, должность)



Оглавление

Пояснительная записка 5

Обращение к студентам 6

Правила работы с рабочей тетрадью 7

Оценка качества самостоятельной работы 8

Тема 1: Фонетика. Ударение. Долгота и краткость. 9

Тема 2: Морфология.. 14

2.1 Существительные первого и второго склонения. Несогласованное определение.. 14

2.2 Существительные третьего склонения 16

2.3 Прилагательные первой группы 17

2.4 Прилагательные второй группы 18

2.5 Существительные четвертого и пятого склонения 19

2.6 Глагол 20

Тема 3. Фармацевтическая терминология. 23

3.1 Названия химических элементов. 23

3.2 Названия групп лекарственных средств. 25

Тема 4. Словообразование. Латинские и греческие приставки. Терминоэлементы. 29

Тема 5: Греко-латинские дублеты 37

Список использованной литературы 40



Аннотация

Рабочая тетрадь для самоподготовки к занятиям по дисциплине Основы латинского языка с медицинской терминологией, предназначена для систематизации и знаний и умений студента, полученных на теоретических занятиях, и является дополнением к домашнему заданию студента. Содержание рабочей тетради полностью соответствует требованиям Федеральных Государственных образовательных стандартов, рабочей программе дисциплины.



Пояснительная записка


Данная тетрадь содержит комплект заданий по определению понятий, таблицы, алгоритмы, проверочные тесты. Эти задания предназначены как для самостоятельной работы студентов на практическом занятии, так и для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине Основы латинского языка с медицинской терминологией.

Данная тетрадь позволит вспомнить и закрепить материал, пройденный ранее. Работая над имеющимися в тетради заданиями, студенты смогут самостоятельно проверить свои знания, им легче будет готовиться к экзаменам и заниматься клиническими дисциплинами.

Предложенная тетрадь отвечает минимальным требованиям ФГОС СПО и может быть использована в процессе изучения темы с применением дистанционных технологий.

Количество часов на освоение программы дисциплины:

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

Всего – 60 часов,

в том числе:

аудиторная нагрузка – 38 часов

самостоятельная работа студента – 20 часов.

Специальность 43.02.04 Прикладная эстетика

Всего – 51 час,

в том числе:

аудиторная нагрузка – 34 часа

самостоятельная работа студента – 17 часов.



УВАЖАЕМЫЕ СТУДЕНТЫ!

В последние годы повысилась потребность общества в высококвалифицированной медицинской помощи, в медицинских сестрах, владеющих методами ухода, соответствующих мировым стандартам.

Использование данного пособия в качестве своеобразного «путеводителя» при подготовке поможет Вам систематически и более качественно готовиться к каждому занятию, а в итоге - лучше усвоить теоретический материал по теме, уметь применять полученные знания на практике, более качественно подготовиться к дальнейшей самостоятельной работе в практическом здравоохранении.

Рабочая тетрадь позволит вспомнить материал, пройденный ранее, использовать теоретический материал при решении различных заданий. Работая над имеющимися в тетради заданиями, вы сможете самостоятельно проверить свои знания и практические умения, вам легче будет готовиться к экзаменам.

Система заданий в тетради усложняется по мере того, как вы накапливаете и расширяете свои знания. Чтобы дать правильный ответ, нужно поработать с текстом учебника и дополнительными источниками. Если то или иное задание с первого раза не получается, не следует отступать, ещё раз обратитесь к учебнику, к лекционному курсу, к дополнительной литературе и найдите необходимый материал. Наиболее трудные задания могут быть выполнены с помощью преподавателя.

ЖЕЛАЕМ УДАЧИ!



ПРАВИЛА РАБОТЫ С РАБОЧЕЙ ТЕТРАДЬЮ

 

1. Выполнение заданий в рабочей тетради осуществляется в кабинете доклинической практики или в качестве домашнего задания.

2. Прежде всего, внимательно ознакомьтесь с конкретным заданием к данной теме, не спешите тут же выполнять его, продумайте его.

3. При выполнении заданий, содержащих вопрос, ответ вписывайте в специально оставленное место четко и аккуратно.

4. Помните, что при проверке тетради будет оцениваться правильность и аккуратность ведения тетради!



Оценка качества самостоятельной работы

в РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

«Основы латинского языка с медицинской терминологией»


……………………………………………Ф.И.О. студента


п/п

Тема

Дата контроля

Оценка

Подпись

1.

Фонетика. Ударение. Долгота и краткость




2.

Морфология




3.

Фармацевтическая терминология




4.

Словообразование. Латинские и греческие приставки. Терминоэлементы.




5.

Греко-латинские дублеты




Критерии оценки:

«Отлично» - все задания выполнены в полном объеме, своевременно, без ошибок.

«Хорошо» - все задания выполнены в полном объеме, своевременно, при выполнении заданий допущены неточности.

«Удовлетворительно» - выполнены задания своевременно, при выполнении заданий допущены неточности.

«Неудовлетворительно» - задания выполнены с грубыми ошибками, несвоевременно.



Тема 1. Фонетика. Ударение. Долгота и краткость.

Задание 1. Дополните:

Латинский язык получил своё название от ________________________.

Задание 2. Заполните таблицу:

Печатные буквы

Название

Печатные буквы

Название

A a


N n


B b


O o


C c


P p


D d


Q q


E e


R r


F f


S s


G g


T t


H h


U u


I i


V v


J j


W w


K k


X x


L l


Y y


M m


Z z



Задание 3. Запишите все гласные буквы:








Задание 4. Перечислите дифтонги:






Задание 5. Перечислите основные правила долготы:

1.____________________________________________________________

2.­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ___________________________________________________________

3. ­­­­­­­­­­­­­___________________________________________________________

4. ___________________________________________________________

Задание 6. Перечислите основные правила краткости:

1.____________________________________________________________

2.­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ___________________________________________________________

3. ­­­­­­­­­­­­­___________________________________________________________

4. ___________________________________________________________


Задание 7. Прочитайте слова, обращая внимание на особенности чтения сочетаний гласных и согласных букв, и объясните их произношение:

Cella, plasma, Mentholum, oleum, Glycerinum, reanimatio, Rhamnus, pharmacologia, caput, Hydrogenium, nephritis, unguis, aquosum, combustio, glandulae, venae, Aloë, Centaurium, homo sapiens, therapia, cystis, decoctum, coelia, musculus, basis, fissura, Antipyrinum, herbae, zygomaticus, dosisletalis, Kalanchoë, acidum, Chamomillae, Menthae, lingualis, radix, rhizoma, folium, diaeta, tinctura, pneumonia, Quercus, scabies, aëronum, morbis, Valerianae, Tetracyclinum, cortex, pilulae, injectio, Arnica, infusum, cito, vertebralis, narcosis, extractum, radicis, radicalis, cerebralis, columnae, decubitus, Hippophaë, Serpyllum, Thymus, Myrtillus, hypertonia, ampullae, Sanguisorba, aegrota


Задание 8. Из параграфа 3 (упр.) выписать слова с дифтонгами и написать транскрипцию.

ae

eu

oe

oё


































Задание 9. Из параграфа 5 (упр.) выписать слова с дифтонгами и написать транскрипцию.

ae

eu

oё

au

oe
































Задание 10. Распределите слова в соответствии с произношением буквосочетаний. Запишите транскрипцию.

Solutio, ischiadicus, rheumatismus, intestinum, morphinum, rhizoma, thromboembolia, cachexia, phalanx, typhus, functio, rachitis, auscultatio, combustio, diaphragma, ethmoidalis, zygomaticus, lymphaticus, vitium, destillatus, ischaemia, gingivitis, pharynx, erythema, cholera, sphincter, mentha, emphysema, chininum, atrophia, pharmaceuta, ischuria.

Ti [ти]

Ti [ци]

Ch [х]

Ph [ф]

Th [т]

Ph [р]

Sch [ш]


































































Задание 11. Перечислите правила ударения.

1.____________________________________________________________

2.­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ___________________________________________________________

3. ­­­­­­­­­­­­­___________________________________________________________

4. ___________________________________________________________


Задание 12. Выделите долготу и краткость слогов, поставьте ударение.

Fibula, atlas, glandula, lumbalis, ulna, valva, pelvis, palpebra, mandibula, lobus, palatinus, longitudinalis, flavus, lateralis, inferior, iliacus, jugularis, jugum, jejunum, junctura, Iodum, iater, canalis palatinus major, tuberculum majus.


Задание 13. Подготовка докладов и презентаций на тему: «История развития латинского языка»; «Влияние латинского языка на развитие Европейской цивилизации и медицины».



Работа над ошибками

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 2. Морфология

2.1 Существительные первого склонения. Несогласованное определение

Задание 1. Допишите на латинском языке:

Мужской род - _______________________________________________.

Женский род - _______________________________________________.

Средний род - _______________________________________________.

Единственное число - _________________________________________.

Множественное число - _______________________________________.


Задание 2. Заполните таблицу:

Casus

Перевод

Сокращение


Именительный

Nom.

Genetivus


Gen.


Дательный

Dat.



Acc.


Творительный

Abl.


Задание 3. Допишите падежные окончания Gen.Sing.:

1-е склонение - _________

2-е склонение - _________

3-е склонение - _________

4-е склонение - _________

5-е склонение - _________


Задание 4. Перечислите элементы словарной формы существительных.

1. ___________________________________________________________.

2. ___________________________________________________________.

3. ___________________________________________________________.


Задание 5. Определите по словарной форме склонение существительных:

costa, ae f-

sulcus, i m –

axis, is m –

caput, ĭtis n –

genu, us n –

facies, ēi f –

articulatio, ōnis f –

membrum, i n –

ductus, us m –

cavĭtas, ātis f –

margo, ĭnis m –

dens, dentis m –

fovea, ae f –

auris, is f –

skelĕton, i n –

radix, īcis f –

arcus, us m -


Задание 6. Самостоятельно допишите словарную форму существительных.

septum_________________; clavicŭlа______________;

cornu __________________; nervus, i,______________;

processus, us____________; mandibŭla______________;

acromion_______________; radius, i________________;

ligamentum_____________; ganglion________________;

nasus, i________________; linea____________________;

meātus, us______________; cancer, cri_______________;

caries, ēi_______________; ala______________________.


Задание 7. Выпишите равносложные и неравносложные существительные и выделите их основу.

pars, partis f; corpus, ŏris n; rete, is n; ostium, i n; paries, ĕtis m; columna, ae f; tuber, ĕris n; canālis, is m; digĭtus, i m; apex, ĭcis m; os, ossis n; thorax, ācis m; cor, cordis n; cutis, is f; pubes, is f; sinus, us m; encephălon, i n; os, oris n; frons, frontis f; basis, is f

Равносложные

Неравносложные










Задание 8. Переведите термины на латинский язык и укажите словарную форму каждого существительного.

вырезка лопатки_______________________________________________

перегородка языка_____________________________________________

кость лица____________________________________________________

канал нижней челюсти__________________________________________

пластинка дуги позвонка________________________________________

сустав колена_________________________________________________

тело верхней челюсти__________________________________________

бугорок ребра_________________________________________________

головка малоберцовой кости_____________________________________


2.2 Существительные третьего склонения


Задание 1. Определите основу неравносложного слова:

thorax, acis, m_________________________________________________

abdomen, in, n_________________________________________________

appendix, icis, f________________________________________________

hepar, atis, n___________________________________________________

caput, it is, n___________________________________________________


Задание 2. Переведите на латинский язык:

Мочеточники_________________________________________________

Голени_______________________________________________________

Почки________________________________________________________

Легкие_______________________________________________________

Сосуды_______________________________________________________

Кости________________________________________________________

Хрящи_______________________________________________________

Суставы______________________________________________________

Окончания____________________________________________________

Сухожилия___________________________________________________

Бугры._______________________________________________________


Задание 3. Согласуйте:

Желудочная часть______________________________________________

Подъязычная кость_____________________________________________

Скуловая кость________________________________________________

Кровеносный сосуд____________________________________________

Внутреннее ухо________________________________________________

Наружное основание___________________________________________

Небное отверстие______________________________________________

Широкое сухожилие___________________________________________

Левая почка___________________________________________________

Круглое отверстие_____________________________________________

2.3 Прилагательные первой группы


Задание 1. Допишите:

В латинском языке, как и в русском, имена прилагательные согласуются в_________________________________________________.

Прилагательные делятся на_____________________________________.

К 1 склонению относятся прилагательные женского рода оканчивающиеся на ___________________________________________.

Ко 2 склонению - прилагательные мужского рода оканчивающиеся на ________ и прилагательные среднего рода на _____________________.



Задание 2. Согласуйте прилагательные с существительными:

Нёбный отросток______________________________________________

Позвоночное отверстие_________________________________________

Поперечный синус_____________________________________________

Лобный шов__________________________________________________

Суставная поверхность_________________________________________

Правое легкое_________________________________________________


Задание 3. Укажите словарную форму каждого слова и переведите термины на латинский язык:

Черепная мышца_______________________________________________

Левое лёгкое__________________________________________________

Грудная часть_________________________________________________

Крестцовая кость______________________________________________

Венозная связка_______________________________________________

Резцовый зуб__________________________________________________

Носовая поверхность___________________________________________

Костная перегородка___________________________________________

Суставной отросток____________________________________________



2.4 Прилагательные второй группы

Задание 1. Допишите:

Прилагательные второй группы делятся на три подгруппы:


m

f

n

I




II




III






Особенности склонения второй группы прилагательных:

_______________________________________________________;

_______________________________________________________;

_______________________________________________________.

Степени сравнения прилагательных:







Задание 2. Согласуйте и переведите в Nom.Sing. и Nom.Pl.:

Простой сустав________________________________________________

Носовое отверстие_____________________________________________

Поясничный нерв______________________________________________

Суставной хрящ_______________________________________________

Слезная кость_________________________________________________

Легочная вена_________________________________________________

Лобный бугор_________________________________________________

Височная артерия______________________________________________

Легочная связка_______________________________________________



Задание 3. Поставьте термины в Gen.Sing., укажите словарную форму каждого слова.

sulcus major___________________________________________________

ala minor______________________________________________________

labium inferius_________________________________________________

crista anterior__________________________________________________

caput minus___________________________________________________

pars posterior__________________________________________________

cornu majus___________________________________________________

muscŭlus latissĭmus_____________________________________________



Задание 4. Укажите словарную форму каждого слова и переведите термины на латинский язык.

Большой каменистый нерв______________________________________

Малый каменистый нерв________________________________________

Верхняя лобная пазуха__________________________________________

Нижняя лобная пазуха__________________________________________

Суставной отросток позвонка____________________________________

Костная перегородка носа_______________________________________

Малая ягодичная мышца________________________________________

Носовая поверхность верхней челюсти _____________________________________________________________

Короткая мышца мизинца_______________________________________

Длиннейшая мышца груди (грудной клетки) _____________________________________________________________

Венозное сплетение овального отверстия _____________________________________________________________



2.5 Существительные четвертого и пятого склонения



Задание 1. Допишите:

К четвертому склонению относятся имена существительные _______ и_______, оканчивающиеся в Gen.Sing. на_________________________.

Существительные среднего рода оканчиваются в единственном числе во всех падежах на ______ и только в Gen.Sing.. на ________________.

К 5-му склонению относятся имена существительные ___________, оканчивающиеся в Gen.Sing. на ____________.



Задание 2. Заполните таблицу:

Склонение

Падеж/Род

I

II

III

IV

V

f

m

n

m

f

n

m

n

f

Sing. N. V.

G.

D.

Acc.

Abl.






















.









Pl. N. V.

G.

D. Abl.

Acc.





























Задание 3. Согласуйте:

Шейное сплетение_____________________________________________

Правая рука___________________________________________________

Левое колено__________________________________________________

Носовая поверхность___________________________________________

Внутренняя поверхность________________________________________



2.6 Глагол

Задание 1. Допишите:

Латинские глаголы разделяются на ________________________, которые отличаются друг от друга своими ________________________.

Принадлежность глагола к тому или другому спряжению определяется по его ______________________________________________________.

К I спряжению относятся глаголы с основой на ____________________.

Ко II спряжению относятся глаголы с основой на __________________.

К III спряжению относятся глаголы с основой на __________________.

К IV спряжению относятся глаголы с основой на __________________.

Чтобы определить основу глагола необходимо ____________________

_________________________________________________________________________________________________________________________.

Задание 2. Допишите окончания неопределенной формы глаголов.

I спряжение


II спряжение


III спряжение


IV спряжение



Задание 3. Заполните таблицу:


Н. ф.

Sing

Pl

I

dare



II

miscere



IV

audire



III

dividere





Задание 4. Определите основу глагола и его спряжение

Глагол

Основа

Спряжение

Dare



Finire



Signare



Vertere



Solvere



Audire



Miscere



Vivere



Agitare



Terere





Задание 5. Образуйте формы повелительного наклонения ед. и мн. числа, определив сначала спряжение глагола.

Sterilisare_____________________________________________________

Auscultare_____________________________________________________

Solvere_______________________________________________________

Salvere_______________________________________________________

Valere________________________________________________________

Работа над ошибками

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 3. Фармацевтическая терминология

3.1 Названия химических элементов

Задание 1. Допишите:

Латинские названия химических элементов являются существительными ___________ рода ______________ склонения.

Латинские названия кислот состоят из двух слов:________________________________________________________.

Латинские прилагательные в названиях бескислородных кислот образуются при помощи _______________________________________.

Латинские названия оксидов (гидроксидов, пероксидов) состоят из двух слов:____________________________________________________.

Слова «оксид», «гидроксид», «пероксид» являются существительными____________________________________________.

К IV спряжению относятся глаголы с основой на __________________

Чтобы определить основу глагола необходимо ____________________



Задание 2. Переведите слова и укажите их словарную форму:

Алюминий____________________________________________________

Серебро______________________________________________________

Хлор_________________________________________________________

Железо ______________________________________________________

Магний ______________________________________________________

Марганец ____________________________________________________

Натрий ______________________________________________________

Кислород_____________________________________________________

Сера_________________________________________________________

Цинк_________________________________________________________



Задание 3. Переведите на русский язык и определите частотные отрезки, содержащие информацию о химическом составе лекарственного средства:

Sulfur depurātum_______________________________________________

Acĭdum acetylsalicylĭcum________________________________________

Magnesii oxўdum_______________________________________________

Benzylpenicillīnum-kalium pro injectionĭbus_________________________

Aluminii hydroxўdum___________________________________________

pulvis Phthorafūri crystallisātus albus_______________________________

Acĭdum sulfurōsum_____________________________________________

Hydrogenii peroxўdum__________________________________________

solutio Thiophosphamīdi aquōsa___________________________________

Acĭdum hydrocyanĭcum__________________________________________

solutio Hydrogenii peroxўdi spirituōsa______________________________



Задание 4. Переведите рецепты на латинский язык:

Возьми: Цианокобаламина 0,01% – 1 мл

Выдай такие дозы числом 10 в ампулах

Обозначь:


Возьми: Свинцовой воды

Дистиллированной воды по 50 мл

Борной кислоты 2 мл

Смешать.

Выдать.

Обозначить:


Возьми: Кислорода 1,5

Пусть будут выданы такие дозы числом 10

Пусть будет обозначено:


Возьми: Лимонной кислоты 50,0

Выдай.

Обозначь:


Возьми: Оксида цинка

Пшеничного крахмала по 5,0

Талька 40,0

Смешай, пусть получится порошок

Выдай.

Обозначь




Задание 5. Напишите латинское название кислоты по химической формуле:

Н3РО4___________________________________________________

H3PO3___________________________________________________

H2CO3_______________________________________________________________________________

H2SO4_______________________________________________________________________________

H2NO3_______________________________________________________________________________

H2SO3_______________________________________________________________________________

H2NO2_______________________________________________________________________________

H3AsO4_________________________________________________

H3AsO3_________________________________________________

HCI_____________________________________________________

HI______________________________________________________

H2S_____________________________________________________

HF______________________________________________________

H2TeO4._________________________________________________



Задание 6. Найдите и исправьте 14 ошибок в латинских терминах:

оксид серебра

HBr

пероксид бария

серная кислота

мышьяковистая кислота

оксид магния

фтористоводородная кислота

таблетки липоевой кислоты

борная кислота

триметилуксусная кислота

ацетилсалициловая кислота

щавелевая кислота

закись азота

Argentum Oxydum

acidum bromicum

Barii peroxydum

acidum Sulfuricum

acidum Arsenicicum

Oxydum Magnesii

acidum hydrofluorosum

tabulettae acidi lipoicae

acidum bornicum

acidum trimethyloxalicum

acidum acetilsalicylicum

acidum succinicum

Nitrogenium oxydulatum



3.2 Названия групп лекарственных средств

Задание 1. Допишите:

Почти все названия ЛС являются существительными____________________________________________.



Задание 2. Напишите на латинском языке названия следующих лекарственных средств, обращая внимание на частотные отрезки -camph-, -form-, - fura-, -menth-:

Камфора______________________________________________________

Фурадонин___________________________________________________

Ментол_______________________________________________________

Хлороформ___________________________________________________

Камфоцин____________________________________________________

Фурагин______________________________________________________

Йодоформ____________________________________________________

Камфомен____________________________________________________

Фурацилин___________________________________________________

Камфоний____________________________________________________

Ксероформ____________________________________________________

Фуралдон_____________________________________________________

Фуралтадон.__________________________________________________



Задание 3. Переведите на латинский язык, укажите словарную форму каждого слова:

Цветки ромашки_______________________________________________

Аэрозоль “Камфомен”__________________________________________

Берёзовые почки_______________________________________________

Мятная вода __________________________________________________

Настой корня валерианы _______________________________________

Спиртовой раствор йода ________________________________________

Таблетки “Аэровит”____________________________________________

Листья крапивы _______________________________________________

Плоды боярышника ____________________________________________

Эмульсия персикового масла ___________________________________

Горький сбор _________________________________________________

Драже камфиода ______________________________________________

Масло какао__________________________________________________



Работа над ошибками

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 4. Словообразование. Латинские и греческие приставки. Терминоэлементы

Задание 1. Выделите частотные отрезки и переведите:

Слово

Частотный отрезок

Перевод

Theophyllinum



Pyrcophenurn



Cefobid



Glуphyllīnum



Cocarboxylāsum



Phenazepāmum



Acĭdum acetylsalicylĭcum



Magnesii oxўdum



Nitroglycerinum



Medrotestronum.




Задание 2. Напишите в латинской транскрипции:

Слово

Транскрипция

Анестезин


Бициллин,


Тепафиллин


Сульфокамфокаин


Метаперазин


Диабазол


Азалептин


Неомицин


Оксилидин


Кардиовален






Задание 3. Переведите рецепты:

Recĭpe: Tinctūrae Nucis vomĭcae 5 ml

Tinctūrae Convallariae

Tinctūrae Valerīanae ana 10 ml

Misce.

Da.

Signa:


Возьми: Настойки пустырника 15 мл

Настойки рвотного ореха 5 мл

Смешай.

Выдай.

Обозначь:


Recĭpe : Cremōris “Travоcort” 15,0

Detur.

Signētur:


Возьми: Спиртового раствора йода 5% -

2 мл

Танина 3,0

Глицерина 10 мл

Смешай.

Выдай такие дозы числом 2

Обозначь:


Recĭpe : Speciērum pectoralium 50,0

Da.

Signa:




Задание 4. Подберите греческие ТЭ к латинским эквивалентам:

Латинский язык

Греческие эквиваленты

Vita, ae f


Cutis, is f


Muscŭlus, i m


Tuberculōsis, is f


Rectus, a, um


Nervus, i m


Vertĕbra, ae f


Natūra, ae f


Morbus, i m


Задание 5. Образуйте термины с данными ТЭ и объясните их значение:

-logia:

angi-_________________________________________________________

anthrop-______________________________________________________

bio-__________________________________________________________

cardi-_________________________________________________________

cyt-__________________________________________________________

dermat-_______________________________________________________

gynaec-_______________________________________________________

haemat-_______________________________________________________

hist-__________________________________________________________

my-__________________________________________________________

ophthalm-_____________________________________________________

path-_________________________________________________________

psych-________________________________________________________

physi-________________________________________________________

pharmac-______________________________________________________

stomat-_______________________________________________________

toxic-_________________________________________________________

neur-_________________________________________________________

neuropath-_____________________________________________________

onc-__________________________________________________________

-iatria:

paed-_________________________________________________________

phthis-________________________________________________________

psych-________________________________________________________

-paedia:

log-__________________________________________________________

orth-_________________________________________________________


Задание 6. Образуйте однословные термины со следующим значением, запишите их в словарной форме:

Врач-специалист по лечению психических заболеваний___________________________________________________

Способ лечения при помощи воды _______________________________

Раздел медицины о болезнях сердца ______________________________

Наука о жизни, живых организмах _______________________________

Общее название болезней глаз ___________________________________



Задание 7. Заполните таблицы.

Часть 1

Конечные ТЭ:


боль, болезненность


болезнь, заболевание


чувствительность


учение, наука


речь


лечение (чем?), т.е. метод лечения


врачевание; лечение


тонус


напряжение, давление


питание


рентгенологическое исследование


рентгеновский снимок


инструментальный осмотр


работа, деятельность; реактивность



Анатомические органы


позвонок


кость


мышца


хрящ


сустав


железа; лимфатический узел


сосуд


вена


голова


головной мозг


спинной или костный мозг


сердце


рот


зуб



Приставки


выше нормы


ниже нормы


нарушение


отсутствие


внутренняя стенка или оболочка


наружная стенка или оболочка


ткань вокруг органа


много, избыток


мало, недостаток


частый, быстрый


редкий, медленный


вместе, соединение, сращение



Суффиксы


опухоль


воспаление


не воспалительное заболевание;

множество



Часть 2

Конечные ТЭ:


уплотнение, затвердевание


сужение


расширение, растяжение


опущение


кровотечение


выделение, истечение, течь


застой, остановка


разрушение, расщепление, распад


развитие, формирование


выработка, образование


зарождение и развитие


-генный, -ая, -ое;

1) порождающий, вызывающий;

2) порождённый, обусловденный.







Анатомические органы:


нерв


матка


молочная железа


легкое; воздух, газ


почка


селезенка


кишечник, тонкий кишечник


толстый кишечник


живот, брюшная полость


желудок


поджелудочная железа


печень


мочевой пузырь


желчный пузырь


почечная лоханка


грудная клетка



Часть 3

Конечные ТЭ:


разрез, рассечение


удаление, иссечение


недостаток (о клетках)


дыхание


движение


сила, усиление


любовь, склонность


боязнь, страх


отделение, секреция



Обозначение цвета:


белый


черный


красный


серый


синий









Обозначение возраста и пола:


мужчина


женщина


дитя, ребенок


воспитание. формирование; исправление нарушений


старик, старческий; старение



Органы, ткани и др.:


кожа


кровь


моча


природа


душа


лекарство


опухоль


глаз


нос


ухо


гортань


глотка


жир


гной


прямой, правильный, вертикальный





Работа над ошибками

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 5. Греко-латинские дублеты

Задание 1. Заполните таблицу используя 1 склонение существительных (параграф 38, учебник Городковой Ю. И.)

Латинское слово

Греческий ТЭ

Значение

Пример

aqua, ae, f

hydro-

вода

hydrothorax (hydro – вода; thorax – грудь)

cornea, ae, f




femina, ae, f




lingua, ae, f




mamma, ae, f




palpebra, ae, f




vagina, ae, f




vena, ae, f




vertebra, ae, f




vesica, ae, f










Задание 2. Заполните таблицу используя 2 склонение существительных (параграф 46, учебник Городковой Ю. И.)

Латинское слово

Греческий ТЭ

Значение

Пример

intestinum, i, n

enter-

кишка

enterologia(enter – кишка; logia – наука)

intestinum crassum




musculus, i, m




nervus, i, m




oculus, i, m




rectum, i, n




uterus, i, m




medicamentum, i,n




digitus, i, m




nasus, i, m








Задание 3. Заполните таблицу используя 3 склонение существительных (параграф 76, учебник Городковой Ю. И.)

Латинское слово

Греческий ТЭ

Значение

Пример

cor, cordis, n

cardia-

сердце

cardialgia(cardia – сердце; lgia – боль)

pulmo, onis, m




abdomen, inis, n




ren, renis, m




os, oris, n




dens, dentis, m




vas, vasis, n




glandula, ae, f




os, ossis, n




auris, is, f






Задание 4. Соотнесите параллели:

1) ophthalmos ren, renis m

2) cephale vas, vasis n

3) nephros oculus, i m

4) angion articulatio, onis f

5) arthron caput, itis n



Задание 5. Допишите недостающие ТЭ:

Пластическая операция челюсти – gnath___________________________

Воспаление слизистой оболочки матки – ______metr________________

Воспаление околопочечной клетчатки – _______nephr_______________

Воспаление околосердечной сумки – __________card________________

Патологическое выступание нижней челюсти вперёд – _____genia____

Боль в надчревной области – ________gastralgia

Однородный – ______________genus;

Разнородный – _____________genus

Боль во всём теле – ______________algia;

Почечнокаменная болезнь – ________________iăsis;

Изменённая реактивность организма – all___________________;

Работа над ошибками

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Список использованной литературы

Основные источники:

Городкова Ю. И. Латинский язык (для медицинских и фармацевтических колледжей и училищ): учебник / Ю.И. Городкова. – Изд. 24-е, стер. – М.: КНОРУС, 2015. – 256 с. – (Среднее профессиональное образование).

Дополнительные источники:

Емельянова Л. М. Основы латинского языка с медицинской терминологией: упражнения и лексические минимумы / Л.М. Емельянова, А.В. Туровский. – М.: Лань, 2019. – 140 с.

Зимина М. В. Основы латинского языка с медицинской терминологией / М. В. Зимина – М.: Лань, 2020. – 120 с.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.