Рабочая тетрадь по химии для обучающихся очной формы обучения

0
1
Материал опубликован 19 November 2022

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

«ТЮМЕНСКИЙ ТЕХНИКУМ ИНДУСТРИИ ПИТАНИЯ, КОММЕРЦИИ И СЕРВИСА»











ХИМИЯ

Рабочая тетрадь




t1668938759aa.png















2021


Химия: рабочая тетрадь по химии, для обучающихся очной формы обучения/сост. Ю.Я. Шатара; ГАПОУ ТО «Тюменский техникум индустрии питания, коммерции и сервиса». – Тюмень: типография ГАОУ ТО «ТОГИРРО» 2021г.- 43 с.


Рабочая тетрадь по дисциплине ОУД. 09 Химия рекомендована к изданию по решению предметно-цикловой комиссии Общих гуманитарных, социально – экономических и естественнонаучных дисциплин, протокол № 10, от 27.05.2021г.




Рецензенты:

ГАПОУ ТО Тюменский колледж транспортных технологий и сервиса;

Г.Н. Галкина, преподаватель высшей квалификационной категории





Аннотация


Рабочая тетрадь по учебной дисциплине ОУД. 09 Химия предназначена для обучающихся по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих 43.01.09 Повар, кондитер и программе подготовки специалистов среднего звена 43.02.15 Поварское и кондитерское дело в ГАПОУ ТО «Тюменский техникум индустрии питания, коммерции и сервиса».

Рабочая тетрадь содержит вопросы, упражнения, схемы, задачи для усвоения, систематизации и закрепления знаний, полученных при изучении учебного материала по дисциплине.

Оглавление

Химия – наука о веществах. Строение атома 6

Строение вещества 6

Химические реакции 6

Окислительно - восстановительные реакции. Электрохимические процессы 6

Основные классы неорганических и органических соединений 6

Генетическая связь в неорганических и органических соединениях 6

Химия s-,p-,d- элементов 6

Химия и производство. Химия в сельском хозяйстве. Химия и экология 6

Обобщающее занятие по разделу 2 6

РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ 7

ПРЕДМЕТ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ 7

7

Задание № 1. Вам известны следующие методы познания веществ и явлений: наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование т.д. 7

Задание № 2. Для получения чистых веществ используют различные способы разделения смесей: отстаивание, выпаривание, фильтрование, кристаллизация, действие магнитом, центрифугирование, дистилляция (перегонка). Заполнит таблицу. 7

7

ТЕОРИЯ СТРОЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ 8

8

Задание № 1. Заполните кластер: классификация органических веществ по происхождению 8

ПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ 9

ЭТИЛЕНОВЫЕ И ДИЕНОВЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ 11

АРОМАТИЧЕСКИЕ УГЛЕВОДОРОДЫ. ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИК УГЛЕВОДОРОДОВ 14

Задание № 5. Заполнить кластер. Природные источники углеводородов и их применение. (смотри приложение 1) 15

ГИДРОКСИЛЬНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ. АЛЬДЕГИДЫ. КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ 15

УГЛЕВОДЫ 18

АМИНЫ. АМИНОКИСЛОТЫ. БЕЛКИ. 20

БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА 20

21

ОБОБЩАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗДЕЛУ 1 21

РАЗДЕЛ 2. ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ 23

ХИМИЯ – НАУКА О ВЕЩЕСТВАХ. СТРОЕНИЕ АТОМА 23

ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д.И.МЕНДЕЛЕЕВА 25

СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА 28

ДИСПЕРСНЫЕ СИСТЕМЫ 29

ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ 31

РАСТВОРЫ 33

ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ. ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ 35

КЛАССИФИКАЦИЯ ВЕЩЕСТВ. ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА 37

ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ И ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ 39

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ В НЕОРГАНИЧЕСКИХ И ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЯХ 41

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 41

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 42

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 42

ХИМИЯ s-,p- ,d- – ЭЛЕМЕНТОВ 42

Задание № 1. Ответить на вопросы 42

43

ОБОБЩАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗДЕЛУ 2 43

Приложение 1 45

Применение углеводородов и их производных 45

Библиографический список 49


Пояснительная записка


Студент ________________________________________________________________

(фамилия имя отчество)

Группа _________________________________________________________________

Преподаватель __________________________________________________________

(фамилия имя отчество)






Уважаемый студент!


«Широко распростирает химия руки свои

в дела человеческие, куда ни посмотрим,

куда ни оглянемся, повсюду видны плоды

ее прилежания»

М.В. Ломоносов


Значение химии в жизни человека трудно переоценить, поскольку химические процессы окружают нас повсюду: начиная от элементарного приготовления пищи и заканчивая биологическими процессам в организме.

Рабочая тетрадь по химии дает возможность закрепить теоретические знания на уровне практической реализации, расширяет формы и способы самостоятельной работы обучающихся.

Рабочая тетрадь включает два раздела: «Общая и неорганическая химия» и «Органическая химия».

Раздел «Органическая химия» направлен на решение практических задач, что позволит найти объяснение разнообразным химическим явлениям, процессам, свойствам и в конечном итоге предупредить явления, которые могут нанести вред здоровью человека и окружающей среде.

В разделе «Общая и неорганическая химия» каждая тема начинается со справочного материала, где кратко излагаются важные теоретические аспекты изучаемых тем по дисциплине, что позволит осознанно приступить к выполнению заданий рабочей тетради.

Разделы завершаются итоговой работой, позволяющей оценить знания обучающихся и при необходимости их скорректировать.

Выполнение всех заданий позволит лучше усвоить материал курса и успешно подготовиться к промежуточной аттестации по дисциплине.

Критерии оценки:

Оценка «отлично» ставится, если количество верных ответов составляет не менее 90% от общего числа данных ответов.

Оценка «хорошо» - от 75 до 90%.

Оценка «удовлетворительно» - от 50 до 74%.

Оценка «неудовлетворительно» - менее 50% правильных ответов.


Лист регистрации выполнения задания по темам


Наименование темы

Баллы (Оценка)

Дата

Подпись преподавателя

Раздел 1. Органическая химия.

Теория строения органических соединений




Этиленовые и диеновые углеводороды




Ацетиленовые углеводороды




Ароматические углеводороды. Природные источник углеводородов




Гидроксильные соединения. Альдегиды. Карбоновые кислоты




Углеводы




Амины. Аминокислоты. Биологически активные вещества




Обобщающее занятие по разделу 1.




Раздел 2. Общая и неорганическая химия.

Химия – наука о веществах. Строение атома




Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева




Строение вещества




Дисперсные системы




Химические реакции




Растворы




Окислительно - восстановительные реакции. Электрохимические процессы




Классификация веществ. Простые вещества




Основные классы неорганических и органических соединений




Генетическая связь в неорганических и органических соединениях




Химия s-,p-,d- элементов




Химия и производство. Химия в сельском хозяйстве. Химия и экология




Обобщающее занятие по разделу 2





Желаю успеха!



РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ ПРЕДМЕТ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ

Работа с терминами: методы познания веществ, методы разделения смесей

t1668938759ab.jpg Задание № 1. Вам известны следующие методы познания веществ и явлений: наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование т.д.


t1668938759ac.png

t1668938759ad.png

t1668938759ae.jpg

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Определите, какие из изображённых на рисунках методов можно применить, для:

качественного анализа состава сульфата меди(II);

Химическое исследование

Метод познания

Номер рисунка

Качественный анализ состава сульфата меди(II)



Иллюстрация химического строения вещества





иллюстрации химического строения вещества.

Запишите в таблицу название метода познания и соответствующий этому методу номер рисунка.


Задание № 2. Для получения чистых веществ используют различные способы разделения смесей: отстаивание, выпаривание, фильтрование, кристаллизация, действие магнитом, центрифугирование, дистилляция (перегонка). Заполнит таблицу.

Способы разделения смесей

неоднородных (гетерогенных)

однородных (гомогенных)








Задание № 3. На рисунках 1–3 представлены примеры использования некоторых из перечисленных способов.

 Какие из названных способов разделения смесей можно применить для очищения: 1) воды и хлорида калия; 2) метанола и кусочков серы?

t1668938759af.png

t1668938759ag.png

t1668938759ah.png

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

 

Запишите в таблицу номер рисунка и название соответствующего способа разделения смеси.

 Смесь

Номер рисунка

Способ разделения смеси

Вода и хлорид калия

t1668938759ai.gif

t1668938759aj.gif

Метанол и кусочки серы

t1668938759ai.gif

t1668938759aj.gif

 


ТЕОРИЯ СТРОЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ

Работа с терминами: валентность, изомеры, изомерия, гомологи, углеродный скелет, функциональная группа.

t1668938759ab.jpg З

органические вещества

адание № 1. Заполните кластер: классификация органических веществ по происхождению

t1668938759ak.gift1668938759ak.gif




t1668938759ak.gif






Задание № 2. Заполните таблицу 1: отличия органических веществ от неорганических.

Таблица 1

Органические

Неорганические










t1668938759al.gifРешите задачу: выведите формулу вещества, содержащего 82,75% углерода и 17,25% водорода. относительная плотность паров этого вещества по воздуху равна 2.

Дано: Решение:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ: ____________


ПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ


Работа с терминами: алкан, бутан, гексан, гептан, гомологи, гомологический ряд, декан, метан, неразветвлённый, номенклатура, нонан, насыщенный углеводород, октан, одинарная (простая) связь, парафиновые углеводороды, пентан, пропан, радикал, радикальный механизм реакции, структурная изомерия, углеводороды, углеродный скелет, этан, sp3-гибридизация.

t1668938759ab.jpgЗадание № 1. Написать определения следующих понятий:

а) Углеводородами называют органические соединения _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Алканами называют- _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) Гомологический ряд –____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание № 2. Заполнить таблицу 2 по образцу:

Таблица 2

Название

алкана

Формула

алкана

Название

радикала

Формула

радикала

метан

CH4

метил

CH3-

этан




пропан

CH3CH2CH3


CH3CH2CH2-

бутан




пентан




гексан




Задание № 3. Нарисовать пространственную модель молекулы метана.







Задание № 4. Написать все возможные изомеры алкана C7H16 и назвать их по номенклатуре










Задание № 5. Составить название вещества по его структурной формуле:

а)

t1668938759am.gif_________________________________________

б)

t1668938759an.gif___________________________________________


Задание № 6. Подписать под моделями молекул соответствующие им названия и молекулярные (вида СхНу) формулы.

t1668938759ao.jpg

t1668938759ao.jpg

t1668938759ao.jpg

t1668938759ao.jpg

t1668938759ao.jpg

_________

_________

_________

_________

________

_________

_________

_________

_________

__________


Задание № 7. Написать структурные формулы следующих соединений: а) 2,2,3-триметилгексан; б) 2-нитропропан, в) тетрахлорметан.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание № 8. Осуществить ряд превращений согласно схеме:

CH4CН3СIХC2Н5Вr.

А)___________________________________________________________

Б)____________________________________________________________

В)____________________________________________________________


Задание № 9. Вычислить относительную плотность газа по воздуху (Dвозд) и по водороду (DН2), вписать в таблицу 3.

Таблица 3

Формула

Название

Dвозд.

t1668938759ap.gif

С2Н6










С6Н14











ЭТИЛЕНОВЫЕ И ДИЕНОВЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ


Работа с терминами: алкен, геометрическая изомерия, двойная связь, качественные реакции, гомолог, линейный, строение, этиленовый углеводород, этен, этилен, sp2-гибридизация, диеновые углеводороды, каучук.

t1668938759ab.jpgЗадание № 1. Вставить пропущенные слова в определениях.

а) Алкены − …………………………………… углеводороды в молекулах которых имеется ………………………..……………………… связь.


б) Диненовые −………………………………..……... углеводороды в молекулах которых присутствует ………………………………………………. связь.


Задание № 2. Записать общую формулу алкенов и алкадиенов

________________________________________________________________


Задание № 3. Заполнить таблицу 4 структурных изомеров углеродной цепи и положения двойной связи бутена и бутадиена, назовите их по систематической номенклатуре:



Таблица 4

Молекулярная

Формула

алкенов

Структурная формула изомера

алкена

Молекулярная

Формула

алкадиена

Структурная формула изомера алкадиена


С4Н8



А)



Б)



С4Н6



А)



Б)



С5Н10



А)




Б)




С5Н8



А)




Б)


АЦЕТИЛЕНОВЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ


Работа с терминами: алкин, ацетилен, ацетиленовые углеводороды, гомолог, линейный, качественные реакции, кратные связи, реакция Кучерова, тройная связь, sp-гибридизация.

t1668938759ab.jpg

Задание № 1. Ответить на вопрос. Какие виды изомерии характерны для алкинов?

А) _______________________, Б) _______________________


Задание № 2. Привести примеры структурных изомеров и изомера по положению кратной связи для 2-пентина.Назовите соединения

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание № 3. Составить уравнения реакций, соответствующих данным превращениям:

Н3С-СН2ОН → СН2=СН2 → СН2Br-СН2Br→ С2Н2CН3-СНСI2

А) _________________________________________________________________

Б) _________________________________________________________________

В) _________________________________________________________________

Г) _________________________________________________________________


Задание № 4. Написать уравнения реакций этина и пропина с водой в присутствии HgSO4 (реакция Кучерова). Назвать продукты реакций.

А) ________________________________________________________________

Б)_________________________________________________________________


Задание № 5. Составить словосочетания по образцу.

1-е слово

2-е слово

Словосочетание

Функциональная

строение

Функциональная группа

Гомологический

замещения


Пространственная

углеводороды


Реакции

соединения


Предельные

группа


Нециклическое

ряд


Реакция

изомерия


Структурная

углеводороды


Высокомолекулярные

полимеризации


Непредельные

изомерия



Задание № 6. Разгадать ключевое слово кроссворда. Ответы записывать по вертикали.

Какое вещество является продуктом реакции полимеризации этена?

Для углеводородов ряда этилена характерны реакции полимеризации и _______________________.

Как по международной номенклатуре называется углеводород ряда этилена?

Назовите гомолог этилена, формула которого C4H8?

Как называется связь в молекуле углеводорода ряда этилена?


1










5





4




2







3



Э


































































Задание № 7. Заполните кластер: области применения углеводородов

углеводороды



t1668938759ak.gift1668938759ak.gift1668938759ak.gift1668938759ak.gift1668938759ak.gif












АРОМАТИЧЕСКИЕ УГЛЕВОДОРОДЫ. ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИК УГЛЕВОДОРОДОВ


Работа с терминами: арены, ароматический, бензол, бензольный, конденсированный, метилбензол, дегидрирование, делокализация, замещаться, замещение, мета-ксилол, орто-ксилол, пара-ксилол, нафталин, распределенный, толуол.

t1668938759ab.jpgЗадание № 1. Ответить на вопрос.

Какие соединения называются ароматическими углеводородами?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание № 2. Написать структурные формулы следующих веществ:

а)1,2-диметилбензол б) мета-ксилол в)1,4-диметилбензол

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание № 3. Какие из перечисленных свойств соответствуют бензолу:

а) бесцветная жидкость

б) бесцветный газ

в) кристаллическое вещество

г) без запаха

д) с характерным запахом

е) нерастворим в воде

ж) растворим в воде

з) легче воды

и) тяжелее воды

к) является хорошим растворителем

Ответ: _________________

t1668938759al.gifЗадание № 4. Решить задачу:

При бромировании бензола в присутствии бромида железа (III) получили бромоводород, который пропустили через избыток раствора нитрата серебра. При этом образовался осадок массой 7,52 г. Вычислите массу полученного продукта бромирования бензола и назовите этот продукт.

Дано: Решение:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ: 6,28 г

Задание № 5. Заполнить кластер. Природные источники углеводородов и их применение. (смотри приложение 1)


Природные источники углеводородов



t1668938759ak.gift1668938759ak.gift1668938759ak.gif

Нефть

Попутные нефтяные газы


Каменный уголь



t1668938759ak.gift1668938759ak.gift1668938759ak.gif
t1668938759aq.gift1668938759ar.gift1668938759as.gif


t1668938759aq.gift1668938759aq.gift1668938759aq.gif


t1668938759aq.gift1668938759aq.gift1668938759aq.gif



ГИДРОКСИЛЬНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ. АЛЬДЕГИДЫ. КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ


Работа с терминами: алкоголят, водородная связь, глицерин, глюкоза, диол, диэтиловый эфир, дрожжи, крезол, метанол, фермент, функциональная группа, этанол, этиленгликоль, фенол, фенолят, алкильная цепь, ароматическая кислота, бензойная кислота, двухосновная кислота, валериановая кислота, жирные кислоты, карбоксильная группа, муравьиная кислота, непредельная кислота, одноосновная кислота, предельная кислота, уксусная кислота, этерификация, альдегид, ацетальдегид, ацетон, диметилкетон, карбонильная группа, карбонильные соединения, кетон, формальдегид, уксусный альдегид, этаналь. гидрофильный, гидрофобный, глицериды, жир, моющая способность, омыление, пропантриол, стеариновая кислота, эмульсия, этилпропаноат, эфир.

t1668938759ab.jpgЗадание № 1. Заполнить таблицу 5

Таблица 5


Спирты

Альдегиды

Карбоновые кислоты

Определение










Функциональная группа




Основные

представители








Изомерия и

Номенклатура

(2 примера)



C4H9OH







C4H8O


C4H8O2



Задание № 2. Закончить уравнения реакций, назвать исходные вещества и продукты реакции.

А. СН3ОН + НСI = ______________________________________________

Б. СН3 СОН + Аg2О = ____________________________________________

В. СН3 СООН + NaОН = __________________________________________


Задание № 3. Написать уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращения по схеме:

СН4 → С2Н2 → СН3 СОН → СН3 СООН → (СН3 СОО)2Мg

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

t1668938759al.gifЗадание № 4. Решить задачу:

Рассчитать массу кислоты, полученной гидролизом 50 г. этилового эфира уксусной кислоты.

Дано: Решение:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________ Ответ: ___________


Задание № 5. Составить словосочетания по образцу.

1-е слово

2-е слово

Словосочетание

Карбоновая

химия

Карбоновая кислота

Карбоксильная

кислота


Углеводородный

соединения


Реакция

кислота


Уксусная

радикал


Кислородсодержащие

группа


Органическая

этерификации



Задание№ 6. Написать определения к следующим понятиям.

а) сложные эфиры- ___________________________________________________________________

б) Жиры


в) Мыла – ___________________________________________________________________

t1668938759al.gifЗадание № 7. Решить задачу.

Сколько тонн мыла можно получить из 445 тонн тристеарата, если его выход составляет 75 %?

Дано: Решение:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Ответ: __________


Задание № 8. Написать реакции гидролиза этилацетата:

а) в присутствии Н2SO4,

б) в присутствии КОН и назовите продукты реакции:

А)___________________________________________________________

Б) ___________________________________________________________


Задание № 9. Ответить на вопрос.

В чем отличие кислотного и щелочного гидролиза? Почему щелочной гидролиз жиров называют омылением? Привести примеры реакций.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Здание № 10. Заполнить таблицу 6. Применение сложных эфиров и жиров.


Таблица 6

Сложные эфиры

Жиры

1


1.


2.


2.


3.


3.


4.


4.


УГЛЕВОДЫ


Работа с терминами: альдегидоспирт (альдоза), альдегидокетон (кетоза), альдогексоза, ациклическаяформа, брожение, гексоза, глюкоза, дисахариды, кетогексоза, крахмал, моносахариды, пентоза, полисахариды, сахароза, тетрозы, фотосинтез, фруктоза, целлюлоза.

t1668938759ab.jpg

Задание № 1.

А) Продолжить определение: Углеводами называют органические соединения, имеющие_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Написать общую формулу углеводов:_________________________________


Задание № 2. Ответить на вопрос.

На какие группы можно разделить углеводы, в зависимости:

А) от числа остатков моносахаридов в молекуле

а)_______________________________

б)_______________________________

в)_______________________________

Б) от числа атомов углерода в моносахариде

а) тетрозы______________________

б)_______________________________

в)_______________________________

Задание № 3. Заполнить таблицу 7. К какой группе сахаров относятся следующие вещества.

Таблица 7

С6Н12О6

6Н10О5)n

Сахароза

С5Н10О5

Целлюлоза








Задание № 4. С помощью качественных реакций доказать, что глюкоза содержит альдегидную группу и несколько гидроксильных групп. Указать внешние признаки этих реакций.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание № 5. Под действием ферментов или микроорганизмов глюкоза подвергается брожению. Привести примеры спиртового и молочнокислого брожения.

А)__________________________________________________________

Б)__________________________________________________________

t1668938759al.gif

Задание № 6. Решить задачи.

Задача 1

Массовая доля крахмала в картофеле составляет 20 %. Рассчитайте массу глюкозы, которая может быть получена из картофеля массой 750 граммов. Выход продукта составляет 65%?

Дано: Решение:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ: _____________


Задача 2

Вычислить массовую долю кислорода и углерода в глюкозе (С6Н12О6)?

Дано: Решение:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ответ: ___________

АМИНЫ. АМИНОКИСЛОТЫ. БЕЛКИ. БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА


Работа с терминами: аланин, амин, аминокислота, анилин, белок, диметиламин, производное аммиака, метиламин, триметиламин, этиламин, пропиламин, глицин, пептидная связь.

t1668938759ab.jpgЗадание № 1. Продолжить определение:

Аминами называют органические производные аммиака, в которых _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание № 2. Привести примеры различных типов аминов, написать структурные формулы и назвать их:


а) первичный амин………………………………. ………………………



б) вторичный амин……………………………………………………….



в) третичный амин………………………………………………………..



г) ароматические амины…………………………………………………



Задание № 3. Продолжить определения:

Аминокислоты – это____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пептиды – это____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Белками называют природные полимеры, состоящие ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 4. Ответить на вопросы.

1.В каких соединениях присутствует пептидная связь: а) глюкоза; б) спирт; в) глицерин; г) крахмал; д) белок; е) дипептид?

Ответ:______________

2.При каких условиях происходит коагуляция белка?

______________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание № 5. Заполнить кластер: классификация биологически активных веществ



биологически активные вещества


t1668938759ak.gift1668938759ak.gift1668938759ak.gif


t1668938759at.gift1668938759at.gift1668938759at.gif







ОБОБЩАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗДЕЛУ 1

Контрольная работа по разделу 1

Вариант 1

Написать структурные формулы всех возможных изомеров (углеродного скелета, положения двойной связи), отвечающих составу С6Н12 (гексена). Назвать все получившиеся соединения.

Написать структурные формулы следующих веществ:

3,3-диметилгексан;

4-метилпентин-2;

3-бромпентанол-3;

2-метил-4-этилгексаналь;

3-пропил-4-хлорпентановая кислота.

Распределить вещества по классам соединений и назвать их:

а) CH3-CH2-C=O \

О-C2H5

CH3 |

b) CH3- CН - COOH c) CH3-CH-CH-CH2-CH2-OH

| |

CH3 C3H7

d) CH2-CH3-CH-CH3 e) CH3-CH-CH2-CH-C=O

| | | | \

CH3 OH CH3 C2H5 OH

Написать уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения: CH4 CH3BrC2H6 C2H4 C2H5OH

При взаимодействии этанола массой 13,8 г с оксидом меди (II) массой 34 г, получили альдегид массой 9,24 г. Рассчитать массовую долю выхода альдегида.

Вариант II

Написать структурные формулы всех возможных изомеров (углеродного скелета, положения тройной связи), отвечающих составу С7Н12 (гептина). Назвать все получившиеся соединения.

Напишите структурные формулы следующих веществ:

3-этилгептан;

2,3-диметилпентен-1;

2-метил-3-этилпентанова кислота;

3-хлорпропаналь;

2-этилбутанол-2.

Распределить вещества по классам соединений и назвать их:


CH≡C-CH3 b) CH3-CH-CH2 ˗ C=CН-CH3 c) CH2-CН=CH2 | |

| CH3 CH3

CH2-CH3

e) CH3-C≡C-(CH2)3-CH3

d) CH3-CH2-CH2-CH2-OH

Написать уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:

C2H6 → C2H4 → C2H2 → CH3-С=O → CH3COOH

\

H

Какая масса этилацетата образуется при взаимодействии 32 г уксусной кислоты с 56 г этилового спирта, если массовая доля выхода эфира составляет 80%.

Вариант III

Написать структурные формулы всех возможных изомеров (углеродного скелета, положения функциональной группы), отвечающих составу С6Н13ОН(гексанола). Назвать все получившиеся соединения.

Напишите структурные формулы следующих веществ:

2,4-диметилпентан;

2-метилбутадиен-1,3;

3-хлорпентанол-3;

2,3-диметибутаналь;

2-этилпропановая кислота.

Распределить вещества по классам соединений и назвать их:

CH2=CH-CH=CH2 b) CH2-CH-CH2-CH-C=O

c) CH3-CH2-CH2-OH | | \

CH3 CH3 H

d) CH3-CH-CH-C=O

| | \ e) CH3-CH2-CH-CH2-CH2-CH3

C2H5 CH3 H |

OH

Написать уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения: CCH4 CH3ClCH3OHCH3-COO-CH3

При взаимодействии 4,8 г метанола и 7,2 г уксусной кислоты получили 7,4 г сложного эфира. Рассчитать массовую долю выхода эфира.


РАЗДЕЛ 2. ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ ХИМИЯ – НАУКА О ВЕЩЕСТВАХ. СТРОЕНИЕ АТОМА


Работа с терминами: атом, вещество, химический элемент, изотопы, относительная молекулярная масса, массовая доля элемента.

Основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава веществ, закон Авогадро, периодический закон.

t1668938759au.jpgСправочный материал

Закон постоянства состава сформулировал французский ученый химик Ж.Пруст в 1808 г. Закон постоянства состава вещества:

Всякое чистое вещество независимо от способа его получения всегда имеет постоянный качественный и количественный состав.

Закон сохранения массы веществ: масса веществ, вступающих в химическую реакцию, равна массе веществ, образующихся в результате реакции.

Моль - это количество вещества, содержащее столько структурных единиц (молекул, атомов, ионов, электронов или других), сколько атомов содержится в 0,012 кг изотопа углерода 12С.

Молярная массавеличина, равная отношению массы вещества к количеству вещества.

т= пМ, п= т/М,

Атом − это электронейтральная частица, имеющая положительно заряженное ядро, вокруг которого движутся отрицательно заряженные электроны. Атом является электронейтральной частицей, поэтому число электронов должно быть равно числу протонов, т. е. заряду ядра.

а) Практически вся масса атома сконцентрирована в его ядре.

б) Массой электронов можно пренебречь и считать, что масса атома равна массе ядра. Поскольку относительные массы протона и нейтрона равны 1, масса атома равна сумме числа протонов и нейтронов. Это сумма называется массовым числом атома А:

А = Z + N,

где Z— число протонов,

N — число нейтронов.

Относительная молекулярная масса вещества - масса молекулы, выраженная в атомных единицах массы, называется молекулярной массой данного вещества. Относительная молекулярная масса является безразмерной величиной потому, что атомные массы элементов, входящих в состав молекулы, также безразмерные величины. Относительная молекулярная масса обозначается символом М(r). Молекулярная масса вещества вычисляется следующим образом. Относительные атомные массы каждого элемента умножаются на число их атомов, в составе молекулы. Полученные величины суммируются.

Например: М (r)(Н2О) = (2*1) а. е. м. + 16 а. е. м. = 18 а. е. м

Массовая доля элемента в данном веществе (w) – отношение относительной атомной массы данного элемента, умноженной на число его атомов в молекуле к относительной молекулярной массе вещества.

w(элемента) = (n· Ar(элемента) 100%) / Mr(вещества)

где w – массовая доля элемента в веществе,

n– индекс в химической формуле,

Ar– относительная атомная масса,

Mr– относительная молекулярная масса вещества.

   Массовые доли выражают в процентах или в долях: w(элемента) = 20% или 0,2.

t1668938759ab.jpgЗадание № 1. Заполнить пропуски в определениях.

А) Атом – это…............................................частица состоящая из положительно заряженных ...............................и одного или нескольких …………………….

Б) Химический элемент – это вид……...............................характеризующийся определенным ………………… ядра.

В) Изотопы – это разновидности …………….. какого-либо.............................., которые имеют одинаковый атомный (порядковый) номер, но при этом разные массовые числа.


Задание № 2. Ответить на вопросы.

а) Из каких частиц состоит атом? ______________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Какую форму имеют s- и p - орбитали? (зарисуйте)


Задание № 3. Заполнить таблицу 1

Таблица 1

Название закона

Год открытия,

фамилия ученого

Формулировка закона

Применение

Закон сохранения массы веществ







Закон постоянства состава









Закон Авогадро






Периодический

закон










Задание № 4. Заполнить свободные ячейки.


Символ элемента

Р





Число протонов


26



80

Число нейтронов


30




Число электронов




53


Атомный номер



50



Массовое число



119

127

201


Задание № 5. Вычислить массовые доли элементов (в процентах) по формулам:

а) CuSO4 ______________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________

б) Fe2O3 _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) HNO3

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание № 6. Определить состав атома у элементов:

13________________________________________________________________

56________________________________________________________________

30________________________________________________________________

101_______________________________________________________________


ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д.И.МЕНДЕЛЕЕВА


Работа с терминами: периодическая система, период, группа, физический смысл группы и периода.

Основные законы химии: периодический закон

t1668938759au.jpgСправочный материал

Д.И. Менделеев считал, что основной характеристикой элементов являются их атомные веса, и в 1869 г. впервые сформулировал периодический закон.

Свойства простых тел, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от величины атомных весов элементов. Весь ряд элементов, расположенных в порядке возрастания атомных масс, Менделеев разбил на периоды, внутри которых свойства элементов изменяться последовательно, разместив периоды так, чтобы выделить сходные элементы. Главной характеристикой атома является не атомная масса, а величина положительного заряда ядра. От величины положительного заряда ядра атома зависят все свойства Элемента и его положение в периодической системе. Таким образом, порядковый номер химического элемента численно совпадает с зарядом ядра его атома. Периодическая система элементов является графическим изображением периодического закона и отражает строение атомов элементов.

Теория строения атома объясняет периодическое изменение свойств элементов. Возрастание положительного заряда атомных ядер от 1-до 110 приводит к периодическому повторению у атомов элементов строения внешнего энергетического уровня. А поскольку от числа электронов на внешнем уровне в основном зависят свойства элементов; то и они периодически повторяются. В этом физический смысл периодического закона.

t1668938759ab.jpgЗадание № 1. Заполнить пропуски в определениях:

а)Периодическая система – классификация …………………….. элементов, являющаяся табличным выражением………………………… закона Д.И. Менделеева.

б)Период – ……………………….строки в периодической системе, в которых химические элементы расположены в порядке …………………… заряда ядра и ……………………………….. числа электронов на внешнем энергетическом уровне 

в)Группа – последовательность ……………….. по возрастанию…………

…………………………, обладающих однотипным………………….. строением. Каждая группа делиться на …………………. и ……………….. подгруппу.


Задание № 2.Сформулировать физический смысл группы и периода.

а) Металлические свойства в периодах_____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Неметаллические свойства в периодах_____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание № 3. Заполнить таблицу 2, записав в ней формулы веществ, относящихся к каждому классу

веществ: CaO, H2, Ag, Fe(OH)3, HNO3, Cu(NO3)2, MgSO4, H2SO4, Zn(OH)2, Fe2O3, CaCl2, Na, S, P2O5, NaOH, Zn, HCl, Cl2.

Таблица 2

Простые вещества

Сложные вещества

Металлы

Неметаллы

Оксиды

Основания

Кислоты

Соли























Задание № 4. Составить электронную формулу элемента с порядковым номером 56 в Периодической системе. Сделать вывод о принадлежности к металлам или неметаллам. Записать формулы высшего оксида и гидроксида.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________


Задание № 5. Охарактеризовать по данному плану химические элементы

Ca, Br. (см. план характеристики химического элемента)

Ca_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Br______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


План характеристики химического элемента

по его положению ПСХЭ Д.И. Менделеева

1.Название элемента, химический знак, относительная атомная масса, порядковый номер;

номер периода, номер группы, подгруппы – главная или побочная.

2.Строение атома элемента:

а) заряд ядра атома;

б) количество протонов,

в) нейтронов в ядре атома;

г)количество электронов в атоме;

д) электронная формула атома и электронно-графическое изображение;

е) семейство s-, p-, d-, f-. металлический или неметаллический элемент;

Степень окисления — максимальная, минимальная.

3.Высший оксид, характер высшего оксида; химические свойства высшего

оксида (предложить несколько уравнений реакций.)

4.Гидроксид, характер гидроксида (основания, кислота) химические свойства гидроксида

(составить несколько уравнений реакций).

5.Водородное соединение; характер водородного соединения (основной, кислотный).

6.Дать сравнение данного элемента с рядом стоящими по периоду; по группе, главной подгруппе (сравнивается его металличность или неметалличность).


СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА


Работа с терминами: химическая связь, типы химических связей: ковалентная, ионная, металлическая и водородная, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, комплексные соединения.

t1668938759au.jpgСправочный материал

Атомы могут соединяться друг с другом с образованием как простых, так и сложных веществ, при этом образуются различного типа химические связи: ионная, ковалентная (неполярная и полярная), металлическая и водородная. Одно из наиболее существенных свойств атомов элементов, определяющих, какая связь образуется между ними – ионная или ковалентная, - это электроотрицательность, т.е. способность атомов в соединении притягивать к себе электроны. Условную количественную оценку электроотрицательности дает шкала относительных электроотрицательностей.

В периодах наблюдается общая тенденция роста электроотрицательности элементов, а в группах – их падения. Элементы по электроотрицательностям располагают в ряд, на основании которого можно сравнить электроотрицательности элементов, находящихся в разных периодах.Тип химической связи зависит от того, насколько велика разность значений электроотрицательностей соединяющихся атомов элементов. Чем больше отличаются по электроотрицательности атомы элементов, образующих связь, тем химическая связь полярнее. Провести резкую границу между типами химических связей нельзя.

В большинстве соединений тип химической связи оказывается промежуточным; например, сильно полярная ковалентная химическая связь близка к ионной связи. В зависимости от того, к какому из предельных случаев ближе по своему характеру химическая связь, ее относят либо к ионной, либо к ковалентной полярной связи.

t1668938759ab.jpgЗадание № 1. Написать определения следующих понятий:

а) Химическая связь ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Электроотрицательность (ЭО) ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 2. Заполнить таблицу 3: виды химической связи

Таблица 3

Вид связи

Определение

Примеры

Ковалентная полярная





Ковалентная неполярная





Ионная связь





Металлическая






Водородная






Задание № 3. Ответить на вопрос.

Какие виды химической связи характерны для соединений?

N2; Са; CaF2; F2; OF2; К2O; Na2SO4.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание № 4. Объяснить механизм образования связи в соединениях.

a) N2; б) Са; в) OF2; г) CaF2.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ДИСПЕРСНЫЕ СИСТЕМЫ


Работа с терминами: дисперсные системы, истинные растворы; грубодисперсные системы: эмульсии и суспензии; тонкодисперсные системы: коллоидные (золи и гели) и истинные.

t1668938759au.jpgСправочный материал

Диспе́рсная система — это система, образованная из двух или более фаз (тел), которые совершенно или практически не смешиваются и не реагируют друг с другом химически. Первое из веществ (дисперсная фаза) мелко распределено во втором (дисперсионная среда). Если фаз несколько, их можно отделить друг от друга физическим способом (центрифугировать, сепарировать и т. д.).Обычно дисперсные системы — это коллоидные растворы, золи. К дисперсным системам относят также случай твёрдой дисперсной среды, в которой находится дисперсная фаза. Наиболее общая классификация дисперсных систем основана на различии в агрегатном состоянии дисперсионной среды и дисперсной фазы.

t1668938759ab.jpgЗадание № 1. Заполнить пропуски в определениях:

Дисперсные системы – это системы состоящие из дисперсной …………….. и дисперсной ……………………………………………………


Задание № 2. Написать определения следующих понятий:

а) Ненасыщенный раствор содержит ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Насыщенный раствор содержит ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) Молярная концентрация вещества показывает ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 3. Заполните схему.

Классификация дисперсных систем



t1668938759ak.gif

t1668938759ak.gif

Коллоидные системы

Взвеси


t1668938759ak.gif

t1668938759ak.gift1668938759ak.gift1668938759av.gift1668938759ak.gift1668938759ak.gif

t1668938759aw.gift1668938759ax.gift1668938759ay.gift1668938759az.gif





t1668938759al.gifЗадание № 4. Решить задачу:

в 250г воды растворили 65 г. хлорида калия. Чему равна процентная концентрация получившегося раствора?

Дано: Решение:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ:______


ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ


Работа с терминами: аллотропия, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, основные типы реакций в неорганической и органической химии.

t1668938759au.jpgСправочный материал

Химическая реакция­− превращения одного или нескольких исходных веществ (реагентов) в отличающиеся от них по химическому составу или строению вещества (продукты реакции).

Классификация химических реакций

По признаку изменения числа исходных и конечных веществ:

1. Реакции разложения: АВ = А + В

NH4NO2 = N2 + 2H2O

2.Реакции соединения: А + В = АВ

СаСО3 + СO2+ H2 = Са(НСО3)2

3.Реакции замещения: АВ + С = СВ + А

3НSO4 + 2Al = Al2(SO4)3 + H2

4.Реакции обмена: АВ + CD= AD+ СВ

НSO4 + 2КОН = К2SO4 + 2Н2

По тепловому эффекту:

1.Экзотермические–реакции, в процессе которых выделяется некоторое количество тепла (+Q). Все реакции соединения–экзотермические, кроме: N2 + O2 = 2NO – Q

2.Эндотермические–реакции, в процессе которых поглощается некоторое количество тепла (-Q). Все реакции разложения–эндотермические, кроме: 2NO= N2 + O2 + Q

По обратимости:

1.Обратимые и необратимые реакции

2 + N ↔ 2NH3

H2SO4 + BaCl2 = BaSO4 + 2HCI

По изменению степеней окисления

1.Реакции, протекающие без изменения степеней окисления атомов

HNO3 + NaOH = NaNO3 + Н2O

2.Окислительно-восстановительные реакции

N2 + 3Н2 = 2NH3

Реакции, идущие в присутствии или отсутствии катализатора

Каталитические - протекают с участием катализатора.

MnO2

2H2O2 = 2H2O + O2

Некаталитические - протекают без участия катализатора.

2Ca + O2 = 2CaO

Реакции, идущие с изменением степени окисления

1.Окислительно-восстановительные - происходит изменение степеней окисления атомов химических элементов или ионов, образующих реагирующие вещества.

Zn0 + 2H+Cl = Zn+2Cl2 + H02

t1668938759ab.jpgЗадание № 1. Заполнить таблицу 4.

Таблица 4

Тип реакции

Определение

Пример

Реакции обмена




Реакции разложения




Реакции замещения




Реакция соединения





Задание № 2. Ответить на вопросы:

а) Приведите примеры экзотермических и эндотермических реакций. Напишите соответствующие реакции. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Чем отличаются химические уравнения от термохимических уравнений?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание № 3. В трех связанных кружках представлены неполные записи уравнений химических реакций, выписать формулы соответствующих веществ с необходимыми индексами и коэффициентами.

t1668938759ba.gif

Задание № 4. Дать правильную характеристику этим реакциям. Если характеристика верна, то сумма чисел равна относительной атомной массе воды(H2O).

К какому типу химических реакций нужно отнести следующие реакции? Из букв, соответствующих правильным ответам, вы получите названия химических элементов.


Уравнения реакций

Реакции соединения

Реакции разложения

Реакции замещения

Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2

Ц

Ч

Ф

2Na + S = Na2S

Е

Ё

Ю

CaCO3 = CaO + CO2

Т

Р

К

N2 + 3H2 = 2NH3

М

Н

О

2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3H2O

Ш

И

Х

Mg + CuCl2 = MgCl2 + Cu

Л

Н

Й

t1668938759al.gifРешить задачи:

Задача №1

Вычислите, какое количество теплоты выделится при сжигании 100 л водорода, взятого при нормальных условиях. Термохимическое уравнение реакции: 2H2 +O2 =2H2O+575кДж (Масса 1 л водорода равна 0,09г).

Дано: Решение:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ:________________


Задача №2

Вычислите, сколько сгорело угля, если при этом выделилось 33520кДж. Тепловой эффект реакции горения углерода равен 402 кДж.

Дано: Решение:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:___________


РАСТВОРЫ


Работа с терминами: раствор, растворитель, растворимость, концентрация, гидролиз солей, электролиты, неэлектролиты.

t1668938759au.jpgСправочный материал

Простейшие составные части раствора, которые могут быть выделены в чистом виде, называются компонентами раствора. Обычно компонент, находящийся в избытке, считают растворителем, а остальные – растворенными веществами. Если один из компонентов – вода, то ее обычно принимают за растворитель. Концентрация – величина, выражающая относительное содержание данного компонента в растворе. Существуют следующие основные способы выражения концентрации растворов.

Массовая доля – величина, показывающая, какую долю от массы раствора составляет масса растворенного вещества.

Молярная концентрация (молярность) – величина, показывающая, сколько молей растворенного вещества содержится в 1 литре раствора: (моль/л),

Моляльная концентрация (моляльность) – величина, показывающая, сколько молей растворенного вещества в растворе приходится на 1 кг растворитля: (моль/кг 

Мольная доля вещества в растворе представляет собой отношение числа молей этого вещества к суммарному количеству молей всех компонентов раствора:

где  νв-ва – число молей компонента, для которого определяется мольная доля;  n – количество компонентов раствора.

Растворимость – способность вещества растворяться в том или ином растворителе. Она характеризуется концентрацией насыщенного раствора.


Основные положения теории электролитической диссоциации

1. Электролиты в водной среде (и в расплавленном состоянии) распадаются на положительно заряженные ионы (катионы) и отрицательно заряженные ионы (анионы).

2. Беспорядочное движение ионов в растворе под действием электрического поля становится направленным: положительно заряженные ионы (катионы) движутся к электроду с отрицательным зарядом (катоду), а анионы – к аноду.

3. Диссоциация – обратимый процесс: параллельно с распадом молекул на ионы (диссоциацией) протекает процесс соединения ионов (ассоциация). Поэтому в уравнениях электролитической диссоциации вместо знака равенства ставят знак обратимости. NaCl Na+ + Cl-

4. Степень электролитической диссоциации (a) зависит от природы  электролита и растворителя, температуры и концентрации. Она показывает отношение числа молекул, распавшихся на ионы (n) к общему числу молекул, введенных в раствор (N).

Гидролиз солей - реакция обменного взаимодействия соли с водой, в результате которой образуется слабый электролит.

При гидролизе, как правило, степени окисления элементов сохра­няются, на основании чего и составляются уравнения гидролиза:

МAn + HOH = MOH + HАn

Соль основание кислота

t1668938759ab.jpgЗадание № 1. Установить соответствие между химической формулой соли и реакцией среды ее водного раствора.

формула соли реакция среды

А) Na2S 1) кислая

Б) K2SO3 2) нейтральная

В) Cs2SO4 3) щелочная

Г) Al2(SO4)3


Задание № 2. Установить соответствие между формулой соли и ионным уравнением гидролиза этой соли.

формула соли ионное уравнение гидролиза

А) KNO2 1) S -2 + H2O t1668938759bb.gifHS- + OH-

Б) Fe(NO3)3 2) NO-2 + H2O t1668938759bb.gifHNO2 + OH-

В) Na2S 3) 6H2O + Al2S3= 2Al(OH)3 + 3H2S

Г) Al 2S3 4) Fe3+ + H2Ot1668938759bb.gif FeOH2+ + H+

5) Al + H2Ot1668938759bb.gif AlOH- + H+

6) NO3- + H2Ot1668938759bb.gif HNO3 + OH-

t1668938759al.gifРешить задачи:

Задача №1. В каких весовых отношениях надо смещать 80%-ный раствор серной кислоты с 20%-ным, чтобы получить 60%-ный раствор.



Дано: Решение:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:_____


Задача №2. Сколько граммов воды и нитрата натрия нужно взять, чтобы приготовить 80г 5%-го раствора?

Дано: Решение:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:_____


Задание № 3. Отразить в схеме применение растворов в жизни человека


t1668938759bc.gif

t1668938759ak.gif

t1668938759ak.gift1668938759ak.gift1668938759ak.gif

t1668938759bd.gift1668938759be.gift1668938759bf.gif

t1668938759bg.gif


ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ. ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ


Работа с терминами: окислитель, восстановитель, окисление и восстановление, электролиз, метод полуреакции.


t1668938759au.jpgСправочный материал

Окислительно-восстановительными называются реакции, в ходе которых хотя бы один элемент изменил свою степень окисления.

правила определения степеней окисления

(с примерами)

1. У свободных атомов и у простых веществ с. о. равна 0.

Н2, Ва, N2, S, AI, Си, F2.

2. Металлы во всех соединениях имеют положительную с. о.
(ее максимальное значение равно номеру группы - для элементов главных подгрупп):

а) у металлов главной подгруппы I группы +1;

б) у металлов главной подгруппы II группы +2;

в) у алюминия +3.

K2+О, Ca+2CО3, AI+3CI3, Li3+N, Ba+2S04, Mg+2(N03)2.

В соединениях кислород имеет с. о. -2

(исключения: OF2 - +2, и пероксиды: Н202, К202 - -1). Н2С03-2, К2О-2

4. В соединениях с неметаллами у водорода с. о. +1, а с металлами-1: H+CI, КН -1, NH3+.

В соединениях сумма с. о. всех атомов равна 0.

Образец. Н2+С х 03-2 +1 2 +х + (-2) 3=0 х=+4 (С+4)

Метод электронного баланса.

При расстановки коэффициентов методом электронного баланса придерживаются следующего алгоритма:

Расставить степени окисления всех элементов.

Выбрать элементы, изменившие степень окисления.

Выписать эти элементы и показать схематично переход элек­тронов (составить электронный баланс).

Число перешедших электронов снести крест накрест и, если нуж­но, сократить. Эти числа будут коэффициентами в уравнении.

Расставить коэффициенты из электронного баланса.

Сравнением числа атомов каждого элемента в левой и правой части уравнения реакции определить и проставить недостающие коэффициенты.

Примечание: Индекс в молекулах простых веществ переносится в электронный баланс, индексы из формул сложных веществ в баланс не переносятся.

Пример:

2KMn+7О4 + 16HCl- 2Mn+2Cl2+2KCl+5Cl20+ 8H20

Мn+7 +5ё Мn+2 2 - окислитель

l- - 2ё Сl20 5 - восстановитель

Коэффициенты, взятые из электронного баланса, подчеркнуты од­ной чертой.

t1668938759ab.jpgЗадание № 1. Напишите степень окисления элементов в соединениях:


CrSO4 ; K2CrO4 ; NaCrO2


Задание № 2. Ответить на вопросы

1.Укажите, какие из приведенных процессов являются процессами окисления:

а) SO2  → S2–

б) ClO → Cl

в) CrO2 → CrO42–

Ответ ________________________

2.Укажите, какие из реакций являются окислительно-восстановительными:

а) 2Al + Cr2O3 → Al2O3 + 2Cr

б) Al2(SO4)3 + 6NaOH → 2Al(OH)3 + 3Na2SO4

в) Al(OH)3 + NaOH → Na[Al(OH)4]

Ответ ________________________


Задание № 3. Расставьте коэффициенты в схемах реакций методом элек­тронного баланса. Укажите окислитель и восстановитель, про­цессы окисления и восстановления.

А) HNO3 + H2= H2SO4 + NO + H2O





Б) Cl2 + KOH = KCl + KClO3 + H2O






КЛАССИФИКАЦИЯ ВЕЩЕСТВ. ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА


Работа с терминами: металлы, аллотропия, окисление и восстановление, электролиз.


t1668938759au.jpgСправочный материал

Металлы – простые вещества, в которых атомы связаны между собой металлической связью. Металлы, расположенные в порядке возрастания их стандартных электродных потенциалов, и образуют электрохимический ряд напряжений металлов: Li, Rb, K, Ba, Sr, Ca, Na, Mg, Al, Mn, Zn, Cr, Fe, Cd, Co, Ni, Sn, Pb, H, Sb, Bi, Cu, Hg, Ag, Pd, Pt, Au.

Ряд напряжений характеризует химические свойства металлов:

1.Чем меньше электродный потенциал металла, тем больше его восстановительная способность.

2.Каждый металл способен вытеснять(восстанавливать) из растворов солей те металлы, которые стоят в ряду напряжений после него.

3.Все металлы, имеющие отрицательный стандартный электродный потенциал, то есть находящиеся в ряду напряжений левее водорода, способны вытеснять его из растворов кислот.

Химические свойства Me

1. Все щелочные Me(кроме Li) + кислород = пероксид

2Na+ O2 = Nа2O2

Li и все остальные Me + кислород = оксид

2Са + О2 = 2СаO

2. Me + галоген = соли галогеноводородных кислот

2Na+ Сl2 = 2NaCl– хлорид натрия;

2Na+ F2 = 2NaF– фторид натрия

3. Активный Me + водород — гидрид

Са + H2 = СаН2– гидрид кальция

4. Me+ азот = нитрид (реакция идет при нагревании со всеми Ме, кроме Li)

6Li+N2 = 2Li3N- нитрид лития;

3Са + N2 = Са3N2 - нитрид кальция

5. Me + сера = сульфид

Ca + S = CaS–сульфид кальция

6. MeI и II группы главной подгруппы, кроме Be и Mg,+ вода = щелочь и Н2

2Li+2Н2O = 2LiOH+Н2↑ - гидроксид лития

Все остальные Me, стоящие в ряду активности до Н2 + вода (при нагревании) = оксид и H2

7. Me (до H2) + кислота, кроме HNO3 и Н2SO4 (конц.) = соль и Н2

2Аl+6НСl2↑+2АlСl3– хлорид алюминия

8. Me + раствор соли менее активного Me = новая соль и новый Me.

Реакция идет, если образуется растворимая соль.

Al + K2SO4 ≠; Fe + CuCl2 =Cu + FeCl2

Неметаллы – простые вещества, в которых атомы связаны между собой ковалентными (или межмолекулярными) связями. Характерной особенностью неметаллов является большее (по сравнению с металлами) число электронов на внешнем энергетическом уровне их атомов. Это определяет их большую способность к присоединению дополнительных электронов. Особенно сильные окислительные свойства, т. е. способность присоединять электроны, (во 2-ом и 3-м периодах VI-VII групп).

t1668938759ab.jpgЗадание № 1. Написать определения следующих понятий:

а) Простые вещества – ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

б) Аллотропия – ________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) Окислитель –

________________________________________________________________________________________________________________________________________

г)Восстановитель−

________________________________________________________________________________________________________________________________________


З

Физические

свойства металлов

адание № 2. Заполнить кластер:

t1668938759bh.gift1668938759ak.gift1668938759ak.gif

t1668938759bi.gif

t1668938759ak.gift1668938759ak.gift1668938759ak.gif

t1668938759bj.gif

t1668938759bk.gift1668938759bl.gif




Задание № 3. Перечислить химические свойства металлов, (подтвердить уравнениями реакции)

1.____________________________________________________________

2.____________________________________________________________

3.____________________________________________________________

4.____________________________________________________________


Задание № 4. Составить уравнения:

Ca + S_________________________________________________________

Al + O2 ________________________________________________________

Mg + Cl2_______________________________________________________

Na + Na2O2_____________________________________________________

Al + HCl_______________________________________________________

Fe + CuSO4_____________________________________________________

H2 + S _________________________________________________________

H2 + CuO_______________________________________________________

Cl + H2O_______________________________________________________


Задание № 5. Заполнить схему: области применения металлов.


t1668938759bm.gift1668938759bn.gift1668938759bo.gif

t1668938759ak.gif

t1668938759ak.gift1668938759ak.gift1668938759ak.gif

t1668938759ak.gif

t1668938759bp.gift1668938759bq.gift1668938759br.gif






ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ И ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ


Работа с терминами: сложные и простые вещества, оксиды, соли, основания, кислоты.

t1668938759au.jpgСправочный материал

Под классификацией понимают объединение разнообразных и многочисленных соединений в определенные группы или классы, которые имеют подобные свойства.

Неорганические соединения - это соединения, которые образуются всеми химическими элементами (кроме большинства органических соединений углерода). По химическому составу неорганические вещества делятся на простые и сложные. Простые вещества (образованные атомами одного химического элемента) по химическим свойствам делятся на металлы и неметаллы. Сложные вещества (образованные атомами различных химических элементов) по составу и химическим свойствам делятся на оксиды, основания, кислоты и соли. Теперь рассмотрим более подробно такой класс сложных неорганических соединений как оксиды.

Все органические соединения делятся на отдельные классы и группы. В основе классификации органических соединений лежит гомологический ряд углеводородов.

Все органические соединения делят на два класса: ациклические и циклические. Молекулы ациклических соединений состоят из незамкнутых углеродных цепей - прямых или разветвленных.
Циклические соединения - это соединения, молекулы которых состоят из замкнутых в кольцо углеродных цепей. Циклические соединения делят на две большие группы: карбоциклические и гетероциклические.
Замкнутые циклы карбоциклических соединений состоят только из атомов углерода. Различают алициклические (насыщенные и ненасыщенные) и ароматические карбоциклические соединения. Алициклические соединения по свойствам не отличаются от соединений с открытой цепью, а ароматические соединения содержат бензольное кольцо. В циклах гетероциклических соединений могут быть различные атомы, например, азота. Функциональными группами называются атомы и группы атомов, придающие соединениям определенные химические свойства.

Важнейшие производные углеводородов следующие:
1. Галогенопроизводные углеводородов. Имеют в своем составе один или несколько атомов галогенов.

2. Спирты. Имеют в своем составе одну или несколько гидроксогрупп.
3. Альдегиды. Имеют в своем составе одну или несколько альдегидных групп.
4. Кетоны. Имеют в своем составе одну или несколько карбонильных групп.
5. Карбоновые кислоты. Имеют в своем составе одну или несколько карбоксильных групп.

6. Амины. Имеют в своем составе аминогруппу.

7.Нитросоединения. Содержат нитрогруппу.

Молекулы некоторых соединений одновременно могут содержать несколько функциональных групп.

t1668938759ab.jpgЗадание № 1. Выбрать формулу «третьего лишнего» вещества в каждом ряду, используя знания о классификации неорганических соединений:

1) CaCl2, MgO, Al2O3 _______________

2) HNO3, H2O, H2SO4_______________

3) CO2, CuO, SO3 ________________



Задание № 2. Заполнить кластер: классификация неорганических и органических соединений

Неорганические вещества


t1668938759ak.gift1668938759ak.gif


t1668938759bs.gift1668938759bt.gif


t1668938759ak.gift1668938759ak.gift1668938759ak.gift1668938759ak.gift1668938759ak.gift1668938759ak.gif


t1668938759bu.gift1668938759bv.gift1668938759bw.gift1668938759bx.gift1668938759by.gift1668938759bz.gif




Органические соединения


t1668938759ak.gift1668938759ak.gif

t1668938759ak.gif

t1668938759ca.gift1668938759cb.gift1668938759cc.gif





Задание № 3. Заполнить таблицу 5.

Зная классификацию неорганических соединений, распределить вещества по основным классам: NaCl, NaOH, CO2, Ba(OH)2, H2SO4, Cu(OH)2, HF, SO3, MgO, Li2O, Mg(OH)Cl, Mg(OH)2, HNO3, Na2CO3, K2HPO4, H2S.

Таблица 5

оксиды

кислоты

соли

основания










Задание № 4. Установить соответствие между химической формулой вещества и классом неорганических соединений, к которому оно принадлежит.

1) MgO 2) Н3РО4 3) Аl(ОН)3

4) NaOH

А. кислоты
Б. щелочи
В. оксиды
Г. нерастворимые основания

1

2

3

4








ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ В НЕОРГАНИЧЕСКИХ И ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЯХ


Работа с терминами: генетическая связь, генетический ряд

t1668938759ab.jpgЗадание № 1. Написать уравнения реакций в соответствии со схемой превращения:

А) Li → Li2O → LiOH → Li2SO4

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Сu → CuO → CuCl2 → Cu(OH)2 → CuSO4 → CuCl2 → Cu(OH)2

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В) CaCO3 CaO CaC2 C2H2 C6H6 C6H5NO2

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ХИМИЯ s-,p- ,d- – ЭЛЕМЕНТОВ


Работа с терминами: атомные орбитали, атом, электронная формула.

t1668938759ab.jpgЗадание № 1. Ответить на вопросы

Какие элементы s-, p-, d- находятся в побочных подгруппах?

_____________________________________________________________

Напишите электронные формулы атомов элементов с порядковыми номерами 12,14,30

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Составьте формулы высших оксидов этих s- и p- элементов и укажите их характер.

______________________________________________________________________________________________________________________________



ХИМИЯ И ПРОИЗВОДСТВО. ХИМИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ.

ХИМИЯ И ЭКОЛОГИЯ


Работа с терминами: химизация сельского хозяйства и животноводства, удобрения, пестициды, гербициды, инсектициды, химическое загрязнение, биотехнология, генная инженерия.

t1668938759ab.jpgЗадание № 1. Заполнить сравнительную таблицу 6 процессов производства аммиака и метанола:

Таблица 6


аммиака

метанола

Сырье






Основные стадии химического производства
















Задание № 2. Заполнить кластер: классификация удобрений


t1668938759cd.jpgt1668938759ce.gift1668938759cf.gift1668938759ak.gift1668938759ak.gif

По составу

По происхождению

По наличию соединительного элемента

По агрегатному состоянию




t1668938759ak.gift1668938759ak.gift1668938759ak.gift1668938759ak.gif
t1668938759cg.gift1668938759ch.gift1668938759ci.gift1668938759cj.gif




Задание № 3. Предложить пути решения проблемы утилизации и переработки отходов.

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

ОБОБЩАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗДЕЛУ 2


Тест итогового контроля по разделу 2

Инструктаж: выбрать 1 правильный ответ

1. Группа веществ BaO, Al2O3, Н2О относятся к:

а) кислотам

б) основаниям

в) солям

г) оксидам

2. СаСО3 + СO2+ H2 = Са(НСО3)2 реакция:

а) соединения

б) замещения

в) разложения

г) обмена

3. Автор Периодического закона:

а) Д.И. Менделеев

б) Ф.А. Кекуле

в) А.М. Бутлеров

г) Ж. Дюма

4. Группа веществ Zn(OH)2, NaOH, Ba(OН)2 относятся к:

а) кислотам

б) основаниям

в) солям

г) оксидам

5. Группа веществ ZnCl2, NaCl, CuSO4 относятся к:

а) кислотам

б) основаниям

в) солям

г) оксидам

6. Формула соединения с ионной связью:

а) Cl2

б) O2

в) PH3

г) Ca3N2

7. Число электронных энергетических уровней и число электронов у кремния:

а) 2; 4

б) 4; 3

в) 3; 4

г) 3; 2

8.Объемная доля азота в воздухе примерно равна:

а) 21%

б) 50%

в) 63%

г) 78%

9.Самый распространенный элемент – металл:

а)натрий

б)кальций

в)железо

г)алюминий 65

10.Металл, образующий оксиды трех типов:

а) медь

б) кальций

в) натрий

г) хром

11. Элемент, образующий простое вещество, состоящее из трехатомных молекул:

а) азот

б) кислород

в) бром

г) водород

12.При взаимодействии цинка с соляной кислотой образуются:

а) ZnCl2 + Н2

б) ZnH2 + Сl2

в) Zn(OH)2 + Н2

г) ZnCl2 + Н2О

13.Оксиды взаимодействуют между собой и образуют:

а) кислоту

б) соль

в) основание

г) воду

Инструктаж: выбрать два правильных ответа

12. Кристаллическую ионную решетку имеют:

а) алмаз

б) фторид калия

в) оксид углерода

г) сульфид натрия

13. Кристаллическую атомную решетку имеют:

а) графит

б) хлорид натрия

в) йод

г) оксид кремния

Инструктаж: установить соответствие

14. Исходные вещества



Продукты реакции

a) N2 + O2

б) 2NO2 + H2O →

в) NH3 + О2K t

1)→ 2NO

2)→ N2 + H2O

3)→ HNO2 + HNO3

4)→ NO +H2O

5)→ (NH4)2SO4 + H2O

15.Исходные вещества

Продукты реакции

a) Al + H2O+ NaOH →

б) Al + HCl →

в) Аl + Fe2O3

1) →NaAlO2 + H2O

2) →AlCl3 + H2

3) →NaAlO2 + H2

4) →Fe + Al2O3

5) →Al2O3 + H2

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15






Приложение 1 Применение углеводородов и их производных

I.Углеводороды и галогеноуглеводороды

Газообразные и жидкие алканы используют в качестве топлива.

Вазелин – это смесь жидких и твердых алканов С1835. Используется в парфюмерии, медицине и технике. Парафин – смесь твердых алканов. Парафин используют в медицине, для изготовления свечей и спичек, для нанесения водоотталкивающих покрытий.

Циклопропан применяют для наркоза.

Хлороформ – трихлорметан (СНСl3) и четыреххлористый углеводород (ССl4) применяется как негорючие растворители.

Дифтордихлорметан(CF2CCl2) – хладагент для холодильных установок.

Йодоформ – трийодметан (СНI3). Является антисептиком.

Этилен используется как мономер для получения полиэтилена (-СН2-СН2-)n. Полиэтилен применяется для изготовления пленки, труб, изоляционных материалов, медицинских изделий.

Политетрафторэтилен – это продукт полимеризации 1,1,2,2-тетрафторэтилена (-СF2F2-)n. Используется для изготовления подшипников, авиационных шлангов, протезов различных органов.

Ацетилен используют для сварки и резки металлов. Из ацетилена получают мономеры для синтеза полимерных материалов.

II. Спирты

Этанол– (С2Н5ОН). Используется для приготовления экстрактов, настоек. Является антисептиком. Этанол используют для получения каучука, лекарственных препаратов, парфюмерных средств.

Глицерин– (НОСН2СН(ОН)СН2ОН). Применяется для изготовления лечебных мазей, кремов и в парфюмерной промышленности.

Нитроглицерин (глицерилтринитрат). Применяется как взрывчатое вещество, в очень малых дозах в качестве лекарственного средства при заболеваниях сердца.

Сорбит–НОСН2(СНОН)4СН2ОН. Используется как заменитель сахара у больных сахарным диабетом.

III. Фенолы.

Водный раствор фенола используется как антисептик.Фенол используется для синтеза аспирина, парацетамола, фенолфталеина.

Крезолы (метилфенолы) применяют для дезинфекции нежилых помещений, производства красителей и медицинских препаратов.

Тринитрофенол используют как взрывчатое вещество и в медицине для лечения ожогов.

IV. Альдегиды.

Формальдегид (формалин). Используют для дезинфекции и хранения биологических препаратов.

Паральдегид – это продукт примеризации ацетальдегида. Применяется как снотворное и успокаивающее средство.

V. Карбоновые кислоты.

Бензойная кислота. Обладает антисептическим свойством, входит в состав мазей для лечения кожных заболеваний. Применяется в органическом синтезе для получения лекарственных препаратов, душистых вешществ, в пищевой промышленности в качестве консерванта.

Уксусная кислота применяется в производстве красителей (индиго), медикаментов (аспирин), в пищевой промышленности.

VI. Жиры

Жиры используются для получения косметических средств, мыла, свечей, глицерина и для приготовления мазей.

VII. Углеводы.

Глюкоза. Входит в состав кровозаменяющих жидкостей.

Сахароза и лактоза служат для изготовления лекарственных препаратов.

VIII. Аминокислоты и белки.

Глицин – аминоуксусная кислота используется как лекарственное средство. Глицин стимулирует работу мозга и оказывает укрепляющее действие на организм.

Гамма-аминомасляная кислота (ГАМК) является лекарственным средством для лечения нервной системы.

Белки– необходимая составная часть пищи. Они входят в состав питательных смесей.

Приложение 2

t1668938759ck.jpgБиблиографический список

1. Лебедев, Ю. А. Химия [Электронный ресурс]: учеб. для СПО / Ю. А. Лебедев и др.; Отв. ред. Г. Н. Фадеев. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во ЮРАЙТ, 2017. – 431 с. – URL: www.biblio-online.ru

2. Журнал «Химия и жизнь». [Электронный ресурс]: Учебно-методические материалы.–Режим доступа: www.hij.ru свободный.
















Учебное издание


Химия


Рабочая тетрадь по дисциплине ОУД.09 Химия

для обучающихся очной формы обучения


Составители

ШАТАРА Юлия Ярхамдиновна





Подписано в печать __________.

Тираж ____экз. Заказ № ___.

Типография ГАОУ ТО «ТОГИРРО»

625000, Тюмень, ул. Советская, 56.






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Нет публикации

19 November 2022