Рабочая тетрадь по химии для обучающихся очной формы обучения
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
«ТЮМЕНСКИЙ ТЕХНИКУМ ИНДУСТРИИ ПИТАНИЯ, КОММЕРЦИИ И СЕРВИСА»
ХИМИЯ
Рабочая тетрадь
2021
Химия: рабочая тетрадь по химии, для обучающихся очной формы обучения/сост. Ю.Я. Шатара; ГАПОУ ТО «Тюменский техникум индустрии питания, коммерции и сервиса». – Тюмень: типография ГАОУ ТО «ТОГИРРО» 2021г.- 43 с.
Рабочая тетрадь по дисциплине ОУД. 09 Химия рекомендована к изданию по решению предметно-цикловой комиссии Общих гуманитарных, социально – экономических и естественнонаучных дисциплин, протокол № 10, от 27.05.2021г.
Рецензенты:
ГАПОУ ТО Тюменский колледж транспортных технологий и сервиса;
Г.Н. Галкина, преподаватель высшей квалификационной категории
Аннотация
Рабочая тетрадь по учебной дисциплине ОУД. 09 Химия предназначена для обучающихся по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих 43.01.09 Повар, кондитер и программе подготовки специалистов среднего звена 43.02.15 Поварское и кондитерское дело в ГАПОУ ТО «Тюменский техникум индустрии питания, коммерции и сервиса».
Рабочая тетрадь содержит вопросы, упражнения, схемы, задачи для усвоения, систематизации и закрепления знаний, полученных при изучении учебного материала по дисциплине.
Оглавление
Химия – наука о веществах. Строение атома 6
Окислительно - восстановительные реакции. Электрохимические процессы 6
Основные классы неорганических и органических соединений 6
Генетическая связь в неорганических и органических соединениях 6
Химия и производство. Химия в сельском хозяйстве. Химия и экология 6
Обобщающее занятие по разделу 2 6
РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ 7
ТЕОРИЯ СТРОЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ 8
Задание № 1. Заполните кластер: классификация органических веществ по происхождению 8
ЭТИЛЕНОВЫЕ И ДИЕНОВЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ 11
АРОМАТИЧЕСКИЕ УГЛЕВОДОРОДЫ. ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИК УГЛЕВОДОРОДОВ 14
ГИДРОКСИЛЬНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ. АЛЬДЕГИДЫ. КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ 15
АМИНЫ. АМИНОКИСЛОТЫ. БЕЛКИ. 20
БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА 20
ОБОБЩАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗДЕЛУ 1 21
РАЗДЕЛ 2. ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ 23
ХИМИЯ – НАУКА О ВЕЩЕСТВАХ. СТРОЕНИЕ АТОМА 23
ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д.И.МЕНДЕЛЕЕВА 25
ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ. ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ 35
КЛАССИФИКАЦИЯ ВЕЩЕСТВ. ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА 37
ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ И ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ 39
ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ В НЕОРГАНИЧЕСКИХ И ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЯХ 41
ХИМИЯ s-,p- ,d- – ЭЛЕМЕНТОВ 42
Задание № 1. Ответить на вопросы 42
ОБОБЩАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗДЕЛУ 2 43
Пояснительная записка
Студент ________________________________________________________________
(фамилия имя отчество)
Группа _________________________________________________________________
Преподаватель __________________________________________________________
(фамилия имя отчество)
Уважаемый студент!
«Широко распростирает химия руки свои
в дела человеческие, куда ни посмотрим,
куда ни оглянемся, повсюду видны плоды
ее прилежания»
М.В. Ломоносов
Значение химии в жизни человека трудно переоценить, поскольку химические процессы окружают нас повсюду: начиная от элементарного приготовления пищи и заканчивая биологическими процессам в организме.
Рабочая тетрадь по химии дает возможность закрепить теоретические знания на уровне практической реализации, расширяет формы и способы самостоятельной работы обучающихся.
Рабочая тетрадь включает два раздела: «Общая и неорганическая химия» и «Органическая химия».
Раздел «Органическая химия» направлен на решение практических задач, что позволит найти объяснение разнообразным химическим явлениям, процессам, свойствам и в конечном итоге предупредить явления, которые могут нанести вред здоровью человека и окружающей среде.
В разделе «Общая и неорганическая химия» каждая тема начинается со справочного материала, где кратко излагаются важные теоретические аспекты изучаемых тем по дисциплине, что позволит осознанно приступить к выполнению заданий рабочей тетради.
Разделы завершаются итоговой работой, позволяющей оценить знания обучающихся и при необходимости их скорректировать.
Выполнение всех заданий позволит лучше усвоить материал курса и успешно подготовиться к промежуточной аттестации по дисциплине.
Критерии оценки:
Оценка «отлично» ставится, если количество верных ответов составляет не менее 90% от общего числа данных ответов.
Оценка «хорошо» - от 75 до 90%.
Оценка «удовлетворительно» - от 50 до 74%.
Оценка «неудовлетворительно» - менее 50% правильных ответов.
Лист регистрации выполнения задания по темам
Желаю успеха!
Работа с терминами: методы познания веществ, методы разделения смесей
Задание № 1. Вам известны следующие методы познания веществ и явлений: наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование т.д.
|
|
|
Рис. 1 | Рис. 2 | Рис. 3 |
Определите, какие из изображённых на рисунках методов можно применить, для:
качественного анализа состава сульфата меди(II);
Химическое исследование | Метод познания | Номер рисунка |
Качественный анализ состава сульфата меди(II) | | |
Иллюстрация химического строения вещества | | |
иллюстрации химического строения вещества.
Запишите в таблицу название метода познания и соответствующий этому методу номер рисунка.
Задание № 2. Для получения чистых веществ используют различные способы разделения смесей: отстаивание, выпаривание, фильтрование, кристаллизация, действие магнитом, центрифугирование, дистилляция (перегонка). Заполнит таблицу.
Способы разделения смесей | |
неоднородных (гетерогенных) | однородных (гомогенных) |
| |
Задание № 3. На рисунках 1–3 представлены примеры использования некоторых из перечисленных способов.
Какие из названных способов разделения смесей можно применить для очищения: 1) воды и хлорида калия; 2) метанола и кусочков серы?
|
|
|
Рис. 1 | Рис. 2 | Рис. 3 |
Запишите в таблицу номер рисунка и название соответствующего способа разделения смеси.
Смесь | Номер рисунка | Способ разделения смеси |
Вода и хлорид калия |
|
|
Метанол и кусочки серы |
|
|
ТЕОРИЯ СТРОЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ
Работа с терминами: валентность, изомеры, изомерия, гомологи, углеродный скелет, функциональная группа.
Зорганические вещества
адание № 1. Заполните кластер: классификация органических веществ по происхождению
Задание № 2. Заполните таблицу 1: отличия органических веществ от неорганических.
Таблица 1
Органические | Неорганические |
| |
Решите задачу: выведите формулу вещества, содержащего 82,75% углерода и 17,25% водорода. относительная плотность паров этого вещества по воздуху равна 2.
Дано: Решение:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ: ____________
Работа с терминами: алкан, бутан, гексан, гептан, гомологи, гомологический ряд, декан, метан, неразветвлённый, номенклатура, нонан, насыщенный углеводород, октан, одинарная (простая) связь, парафиновые углеводороды, пентан, пропан, радикал, радикальный механизм реакции, структурная изомерия, углеводороды, углеродный скелет, этан, sp3-гибридизация.
Задание № 1. Написать определения следующих понятий:
а) Углеводородами называют органические соединения _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Алканами называют- _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) Гомологический ряд –____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 2. Заполнить таблицу 2 по образцу:
Таблица 2
Название алкана | Формула алкана | Название радикала | Формула радикала |
метан | CH4 | метил | CH3- |
этан | | | |
пропан | CH3CH2CH3 | | CH3CH2CH2- |
бутан | | | |
пентан | | | |
гексан | | | |
Задание № 3. Нарисовать пространственную модель молекулы метана.
Задание № 4. Написать все возможные изомеры алкана C7H16 и назвать их по номенклатуре
|
|
|
|
|
|
|
Задание № 5. Составить название вещества по его структурной формуле:
а)
_________________________________________
б)
___________________________________________
Задание № 6. Подписать под моделями молекул соответствующие им названия и молекулярные (вида СхНу) формулы.
| | | | |
_________ _________ | _________ _________ | ________ _________ | _________ _________ | _________ __________ |
Задание № 7. Написать структурные формулы следующих соединений: а) 2,2,3-триметилгексан; б) 2-нитропропан, в) тетрахлорметан.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 8. Осуществить ряд превращений согласно схеме:
CH4 → CН3СI → Х → C2Н5Вr.
А)___________________________________________________________
Б)____________________________________________________________
В)____________________________________________________________
Задание № 9. Вычислить относительную плотность газа по воздуху (Dвозд) и по водороду (DН2), вписать в таблицу 3.
Таблица 3
Формула | Название | Dвозд. |
|
С2Н6 | | | |
С6Н14 | | | |
Работа с терминами: алкен, геометрическая изомерия, двойная связь, качественные реакции, гомолог, линейный, строение, этиленовый углеводород, этен, этилен, sp2-гибридизация, диеновые углеводороды, каучук.
Задание № 1. Вставить пропущенные слова в определениях.
а) Алкены − …………………………………… углеводороды в молекулах которых имеется ………………………..……………………… связь.
б) Диненовые −………………………………..……... углеводороды в молекулах которых присутствует ………………………………………………. связь.
Задание № 2. Записать общую формулу алкенов и алкадиенов
________________________________________________________________
Задание № 3. Заполнить таблицу 4 структурных изомеров углеродной цепи и положения двойной связи бутена и бутадиена, назовите их по систематической номенклатуре:
Таблица 4
Молекулярная Формула алкенов | Структурная формула изомера алкена | Молекулярная Формула алкадиена | Структурная формула изомера алкадиена |
С4Н8 | А) Б) | С4Н6 | А) Б) |
С5Н10 | А) Б) | С5Н8 | А) Б) |
АЦЕТИЛЕНОВЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ
Работа с терминами: алкин, ацетилен, ацетиленовые углеводороды, гомолог, линейный, качественные реакции, кратные связи, реакция Кучерова, тройная связь, sp-гибридизация.
Задание № 1. Ответить на вопрос. Какие виды изомерии характерны для алкинов?
А) _______________________, Б) _______________________
Задание № 2. Привести примеры структурных изомеров и изомера по положению кратной связи для 2-пентина.Назовите соединения
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 3. Составить уравнения реакций, соответствующих данным превращениям:
Н3С-СН2ОН → СН2=СН2 → СН2Br-СН2Br→ С2Н2→ CН3-СНСI2
А) _________________________________________________________________
Б) _________________________________________________________________
В) _________________________________________________________________
Г) _________________________________________________________________
Задание № 4. Написать уравнения реакций этина и пропина с водой в присутствии HgSO4 (реакция Кучерова). Назвать продукты реакций.
А) ________________________________________________________________
Б)_________________________________________________________________
Задание № 5. Составить словосочетания по образцу.
1-е слово | 2-е слово | Словосочетание |
Функциональная | строение | Функциональная группа |
Гомологический | замещения | |
Пространственная | углеводороды | |
Реакции | соединения | |
Предельные | группа | |
Нециклическое | ряд | |
Реакция | изомерия | |
Структурная | углеводороды | |
Высокомолекулярные | полимеризации | |
Непредельные | изомерия | |
Задание № 6. Разгадать ключевое слово кроссворда. Ответы записывать по вертикали.
Какое вещество является продуктом реакции полимеризации этена?
Для углеводородов ряда этилена характерны реакции полимеризации и _______________________.
Как по международной номенклатуре называется углеводород ряда этилена?
Назовите гомолог этилена, формула которого C4H8?
Как называется связь в молекуле углеводорода ряда этилена?
| 1 | | | | | |||
| | | | | 5 | |||
| | | | 4 | | |||
| | 2 | | | | |||
| | | 3 | | | |||
Э | | | | | | |||
| | | | | | |||
| | | | | | |||
| | | | | | |||
| | | | | | |||
| | | | | | |||
| | | | | | |||
| | | | | | |||
| | | | | | |||
| | | | | | |||
| | | | | |
Задание № 7. Заполните кластер: области применения углеводородов
углеводороды
АРОМАТИЧЕСКИЕ УГЛЕВОДОРОДЫ. ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИК УГЛЕВОДОРОДОВ
Работа с терминами: арены, ароматический, бензол, бензольный, конденсированный, метилбензол, дегидрирование, делокализация, замещаться, замещение, мета-ксилол, орто-ксилол, пара-ксилол, нафталин, распределенный, толуол.
Задание № 1. Ответить на вопрос.
Какие соединения называются ароматическими углеводородами?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 2. Написать структурные формулы следующих веществ:
а)1,2-диметилбензол б) мета-ксилол в)1,4-диметилбензол
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 3. Какие из перечисленных свойств соответствуют бензолу:
а) бесцветная жидкость
б) бесцветный газ
в) кристаллическое вещество
г) без запаха
д) с характерным запахом
е) нерастворим в воде
ж) растворим в воде
з) легче воды
и) тяжелее воды
к) является хорошим растворителем
Ответ: _________________
Задание № 4. Решить задачу:
При бромировании бензола в присутствии бромида железа (III) получили бромоводород, который пропустили через избыток раствора нитрата серебра. При этом образовался осадок массой 7,52 г. Вычислите массу полученного продукта бромирования бензола и назовите этот продукт.
Дано: Решение:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ: 6,28 г
Задание № 5. Заполнить кластер. Природные источники углеводородов и их применение. (смотри приложение 1)Природные источники углеводородов
Нефть
Попутные нефтяные газы
Каменный уголь
ГИДРОКСИЛЬНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ. АЛЬДЕГИДЫ. КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ
Работа с терминами: алкоголят, водородная связь, глицерин, глюкоза, диол, диэтиловый эфир, дрожжи, крезол, метанол, фермент, функциональная группа, этанол, этиленгликоль, фенол, фенолят, алкильная цепь, ароматическая кислота, бензойная кислота, двухосновная кислота, валериановая кислота, жирные кислоты, карбоксильная группа, муравьиная кислота, непредельная кислота, одноосновная кислота, предельная кислота, уксусная кислота, этерификация, альдегид, ацетальдегид, ацетон, диметилкетон, карбонильная группа, карбонильные соединения, кетон, формальдегид, уксусный альдегид, этаналь. гидрофильный, гидрофобный, глицериды, жир, моющая способность, омыление, пропантриол, стеариновая кислота, эмульсия, этилпропаноат, эфир.
Задание № 1. Заполнить таблицу 5
Таблица 5
| Спирты | Альдегиды | Карбоновые кислоты |
Определение | | | |
Функциональная группа | | | |
Основные представители | | | |
Изомерия и Номенклатура (2 примера) | C4H9OH | C4H8O | C4H8O2 |
Задание № 2. Закончить уравнения реакций, назвать исходные вещества и продукты реакции.
А. СН3ОН + НСI = ______________________________________________
Б. СН3 СОН + Аg2О = ____________________________________________
В. СН3 СООН + NaОН = __________________________________________
Задание № 3. Написать уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращения по схеме:
СН4 → С2Н2 → СН3 СОН → СН3 СООН → (СН3 СОО)2Мg
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 4. Решить задачу:
Рассчитать массу кислоты, полученной гидролизом 50 г. этилового эфира уксусной кислоты.
Дано: Решение:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________ Ответ: ___________
Задание № 5. Составить словосочетания по образцу.
1-е слово | 2-е слово | Словосочетание |
Карбоновая | химия | Карбоновая кислота |
Карбоксильная | кислота | |
Углеводородный | соединения | |
Реакция | кислота | |
Уксусная | радикал | |
Кислородсодержащие | группа | |
Органическая | этерификации | |
Задание№ 6. Написать определения к следующим понятиям.
а) сложные эфиры- ___________________________________________________________________
б) Жиры
в) Мыла – ___________________________________________________________________
Задание № 7. Решить задачу.
Сколько тонн мыла можно получить из 445 тонн тристеарата, если его выход составляет 75 %?
Дано: Решение:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Ответ: __________
Задание № 8. Написать реакции гидролиза этилацетата:
а) в присутствии Н2SO4,
б) в присутствии КОН и назовите продукты реакции:
А)___________________________________________________________
Б) ___________________________________________________________
Задание № 9. Ответить на вопрос.
В чем отличие кислотного и щелочного гидролиза? Почему щелочной гидролиз жиров называют омылением? Привести примеры реакций.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Здание № 10. Заполнить таблицу 6. Применение сложных эфиров и жиров.
Таблица 6
Сложные эфиры | Жиры |
1 | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
4. | 4. |
Работа с терминами: альдегидоспирт (альдоза), альдегидокетон (кетоза), альдогексоза, ациклическаяформа, брожение, гексоза, глюкоза, дисахариды, кетогексоза, крахмал, моносахариды, пентоза, полисахариды, сахароза, тетрозы, фотосинтез, фруктоза, целлюлоза.
Задание № 1.
А) Продолжить определение: Углеводами называют органические соединения, имеющие_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б) Написать общую формулу углеводов:_________________________________
Задание № 2. Ответить на вопрос.
На какие группы можно разделить углеводы, в зависимости:
А) от числа остатков моносахаридов в молекуле
а)_______________________________
б)_______________________________
в)_______________________________
Б) от числа атомов углерода в моносахариде
а) тетрозы______________________
б)_______________________________
в)_______________________________
Задание № 3. Заполнить таблицу 7. К какой группе сахаров относятся следующие вещества.
Таблица 7
С6Н12О6 | (С6Н10О5)n | Сахароза | С5Н10О5 | Целлюлоза |
| | | | |
Задание № 4. С помощью качественных реакций доказать, что глюкоза содержит альдегидную группу и несколько гидроксильных групп. Указать внешние признаки этих реакций.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 5. Под действием ферментов или микроорганизмов глюкоза подвергается брожению. Привести примеры спиртового и молочнокислого брожения.
А)__________________________________________________________
Б)__________________________________________________________
Задание № 6. Решить задачи.
Задача 1
Массовая доля крахмала в картофеле составляет 20 %. Рассчитайте массу глюкозы, которая может быть получена из картофеля массой 750 граммов. Выход продукта составляет 65%?
Дано: Решение:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ: _____________
Задача 2
Вычислить массовую долю кислорода и углерода в глюкозе (С6Н12О6)?
Дано: Решение:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ответ: ___________
АМИНЫ. АМИНОКИСЛОТЫ. БЕЛКИ. БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВАРабота с терминами: аланин, амин, аминокислота, анилин, белок, диметиламин, производное аммиака, метиламин, триметиламин, этиламин, пропиламин, глицин, пептидная связь.
Задание № 1. Продолжить определение:
Аминами называют органические производные аммиака, в которых _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 2. Привести примеры различных типов аминов, написать структурные формулы и назвать их:
а) первичный амин………………………………. ………………………
б) вторичный амин……………………………………………………….
в) третичный амин………………………………………………………..
г) ароматические амины…………………………………………………
Задание № 3. Продолжить определения:
Аминокислоты – это____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пептиды – это____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Белками называют природные полимеры, состоящие ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 4. Ответить на вопросы.
1.В каких соединениях присутствует пептидная связь: а) глюкоза; б) спирт; в) глицерин; г) крахмал; д) белок; е) дипептид?
Ответ:______________
2.При каких условиях происходит коагуляция белка?
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 5. Заполнить кластер: классификация биологически активных веществ
биологически активные вещества
Контрольная работа по разделу 1
Вариант 1
Написать структурные формулы всех возможных изомеров (углеродного скелета, положения двойной связи), отвечающих составу С6Н12 (гексена). Назвать все получившиеся соединения.
Написать структурные формулы следующих веществ:
3,3-диметилгексан;
4-метилпентин-2;
3-бромпентанол-3;
2-метил-4-этилгексаналь;
3-пропил-4-хлорпентановая кислота.
Распределить вещества по классам соединений и назвать их:
а) CH3-CH2-C=O \
О-C2H5
CH3 |
b) CH3- CН - COOH c) CH3-CH-CH-CH2-CH2-OH
| |
CH3 C3H7
d) CH2-CH3-CH-CH3 e) CH3-CH-CH2-CH-C=O
| | | | \
CH3 OH CH3 C2H5 OH
Написать уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения: CH4 → CH3Br → C2H6 → C2H4 → C2H5OH
При взаимодействии этанола массой 13,8 г с оксидом меди (II) массой 34 г, получили альдегид массой 9,24 г. Рассчитать массовую долю выхода альдегида.
Вариант II
Написать структурные формулы всех возможных изомеров (углеродного скелета, положения тройной связи), отвечающих составу С7Н12 (гептина). Назвать все получившиеся соединения.
Напишите структурные формулы следующих веществ:
3-этилгептан;
2,3-диметилпентен-1;
2-метил-3-этилпентанова кислота;
3-хлорпропаналь;
2-этилбутанол-2.
Распределить вещества по классам соединений и назвать их:
CH≡C-CH3 b) CH3-CH-CH2 ˗ C=CН-CH3 c) CH2-CН=CH2 | |
| CH3 CH3
CH2-CH3
e) CH3-C≡C-(CH2)3-CH3
d) CH3-CH2-CH2-CH2-OH
Написать уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:
C2H6 → C2H4 → C2H2 → CH3-С=O → CH3COOH
\
H
Какая масса этилацетата образуется при взаимодействии 32 г уксусной кислоты с 56 г этилового спирта, если массовая доля выхода эфира составляет 80%.
Вариант III
Написать структурные формулы всех возможных изомеров (углеродного скелета, положения функциональной группы), отвечающих составу С6Н13ОН(гексанола). Назвать все получившиеся соединения.
Напишите структурные формулы следующих веществ:
2,4-диметилпентан;
2-метилбутадиен-1,3;
3-хлорпентанол-3;
2,3-диметибутаналь;
2-этилпропановая кислота.
Распределить вещества по классам соединений и назвать их:
CH2=CH-CH=CH2 b) CH2-CH-CH2-CH-C=O
c) CH3-CH2-CH2-OH | | \
CH3 CH3 H
d) CH3-CH-CH-C=O
| | \ e) CH3-CH2-CH-CH2-CH2-CH3
C2H5 CH3 H |
OH
Написать уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения: C → CH4 → CH3Cl → CH3OH → CH3-COO-CH3
При взаимодействии 4,8 г метанола и 7,2 г уксусной кислоты получили 7,4 г сложного эфира. Рассчитать массовую долю выхода эфира.
Работа с терминами: атом, вещество, химический элемент, изотопы, относительная молекулярная масса, массовая доля элемента.
Основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава веществ, закон Авогадро, периодический закон.
Справочный материал
Закон постоянства состава сформулировал французский ученый химик Ж.Пруст в 1808 г. Закон постоянства состава вещества:
Всякое чистое вещество независимо от способа его получения всегда имеет постоянный качественный и количественный состав.
Закон сохранения массы веществ: масса веществ, вступающих в химическую реакцию, равна массе веществ, образующихся в результате реакции.
Моль - это количество вещества, содержащее столько структурных единиц (молекул, атомов, ионов, электронов или других), сколько атомов содержится в 0,012 кг изотопа углерода 12С.
Молярная масса—величина, равная отношению массы вещества к количеству вещества.
т= пМ, п= т/М,
Атом − это электронейтральная частица, имеющая положительно заряженное ядро, вокруг которого движутся отрицательно заряженные электроны. Атом является электронейтральной частицей, поэтому число электронов должно быть равно числу протонов, т. е. заряду ядра.
а) Практически вся масса атома сконцентрирована в его ядре.
б) Массой электронов можно пренебречь и считать, что масса атома равна массе ядра. Поскольку относительные массы протона и нейтрона равны 1, масса атома равна сумме числа протонов и нейтронов. Это сумма называется массовым числом атома А:
А = Z + N,
где Z— число протонов,
N — число нейтронов.
Относительная молекулярная масса вещества - масса молекулы, выраженная в атомных единицах массы, называется молекулярной массой данного вещества. Относительная молекулярная масса является безразмерной величиной потому, что атомные массы элементов, входящих в состав молекулы, также безразмерные величины. Относительная молекулярная масса обозначается символом М(r). Молекулярная масса вещества вычисляется следующим образом. Относительные атомные массы каждого элемента умножаются на число их атомов, в составе молекулы. Полученные величины суммируются.
Например: М (r)(Н2О) = (2*1) а. е. м. + 16 а. е. м. = 18 а. е. м
Массовая доля элемента в данном веществе (w) – отношение относительной атомной массы данного элемента, умноженной на число его атомов в молекуле к относительной молекулярной массе вещества.
w(элемента) = (n· Ar(элемента) 100%) / Mr(вещества)
где w – массовая доля элемента в веществе,
n– индекс в химической формуле,
Ar– относительная атомная масса,
Mr– относительная молекулярная масса вещества.
Массовые доли выражают в процентах или в долях: w(элемента) = 20% или 0,2.
Задание № 1. Заполнить пропуски в определениях.
А) Атом – это…............................................частица состоящая из положительно заряженных ...............................и одного или нескольких …………………….
Б) Химический элемент – это вид……...............................характеризующийся определенным ………………… ядра.
В) Изотопы – это разновидности …………….. какого-либо.............................., которые имеют одинаковый атомный (порядковый) номер, но при этом разные массовые числа.
Задание № 2. Ответить на вопросы.
а) Из каких частиц состоит атом? ______________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Какую форму имеют s- и p - орбитали? (зарисуйте)
Задание № 3. Заполнить таблицу 1
Таблица 1
Название закона | Год открытия, фамилия ученого | Формулировка закона | Применение |
Закон сохранения массы веществ | | | |
Закон постоянства состава | | | |
Закон Авогадро | | | |
Периодический закон | | | |
Задание № 4. Заполнить свободные ячейки.
Символ элемента | Р | | | | |
Число протонов | | 26 | | | 80 |
Число нейтронов | | 30 | | | |
Число электронов | | | | 53 | |
Атомный номер | | | 50 | | |
Массовое число | | | 119 | 127 | 201 |
Задание № 5. Вычислить массовые доли элементов (в процентах) по формулам:
а) CuSO4 ______________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________
б) Fe2O3 _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) HNO3
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 6. Определить состав атома у элементов:
№13________________________________________________________________
№56________________________________________________________________
№30________________________________________________________________
№101_______________________________________________________________
ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д.И.МЕНДЕЛЕЕВА
Работа с терминами: периодическая система, период, группа, физический смысл группы и периода.
Основные законы химии: периодический закон
I.Углеводороды и галогеноуглеводороды
Газообразные и жидкие алканы используют в качестве топлива.
Вазелин – это смесь жидких и твердых алканов С18-С35. Используется в парфюмерии, медицине и технике. Парафин – смесь твердых алканов. Парафин используют в медицине, для изготовления свечей и спичек, для нанесения водоотталкивающих покрытий.
Циклопропан применяют для наркоза.
Хлороформ – трихлорметан (СНСl3) и четыреххлористый углеводород (ССl4) применяется как негорючие растворители.
Дифтордихлорметан(CF2CCl2) – хладагент для холодильных установок.
Йодоформ – трийодметан (СНI3). Является антисептиком.
Этилен используется как мономер для получения полиэтилена (-СН2-СН2-)n. Полиэтилен применяется для изготовления пленки, труб, изоляционных материалов, медицинских изделий.
Политетрафторэтилен – это продукт полимеризации 1,1,2,2-тетрафторэтилена (-СF2-СF2-)n. Используется для изготовления подшипников, авиационных шлангов, протезов различных органов.
Ацетилен используют для сварки и резки металлов. Из ацетилена получают мономеры для синтеза полимерных материалов.
II. Спирты
Этанол– (С2Н5ОН). Используется для приготовления экстрактов, настоек. Является антисептиком. Этанол используют для получения каучука, лекарственных препаратов, парфюмерных средств.
Глицерин– (НОСН2СН(ОН)СН2ОН). Применяется для изготовления лечебных мазей, кремов и в парфюмерной промышленности.
Нитроглицерин (глицерилтринитрат). Применяется как взрывчатое вещество, в очень малых дозах в качестве лекарственного средства при заболеваниях сердца.
Сорбит–НОСН2(СНОН)4СН2ОН. Используется как заменитель сахара у больных сахарным диабетом.
III. Фенолы.
Водный раствор фенола используется как антисептик.Фенол используется для синтеза аспирина, парацетамола, фенолфталеина.
Крезолы (метилфенолы) применяют для дезинфекции нежилых помещений, производства красителей и медицинских препаратов.
Тринитрофенол используют как взрывчатое вещество и в медицине для лечения ожогов.
IV. Альдегиды.
Формальдегид (формалин). Используют для дезинфекции и хранения биологических препаратов.
Паральдегид – это продукт примеризации ацетальдегида. Применяется как снотворное и успокаивающее средство.
V. Карбоновые кислоты.
Бензойная кислота. Обладает антисептическим свойством, входит в состав мазей для лечения кожных заболеваний. Применяется в органическом синтезе для получения лекарственных препаратов, душистых вешществ, в пищевой промышленности в качестве консерванта.
Уксусная кислота применяется в производстве красителей (индиго), медикаментов (аспирин), в пищевой промышленности.
VI. Жиры
Жиры используются для получения косметических средств, мыла, свечей, глицерина и для приготовления мазей.
VII. Углеводы.
Глюкоза. Входит в состав кровозаменяющих жидкостей.
Сахароза и лактоза служат для изготовления лекарственных препаратов.
VIII. Аминокислоты и белки.
Глицин – аминоуксусная кислота используется как лекарственное средство. Глицин стимулирует работу мозга и оказывает укрепляющее действие на организм.
Гамма-аминомасляная кислота (ГАМК) является лекарственным средством для лечения нервной системы.
Белки– необходимая составная часть пищи. Они входят в состав питательных смесей.
Библиографический список1. Лебедев, Ю. А. Химия [Электронный ресурс]: учеб. для СПО / Ю. А. Лебедев и др.; Отв. ред. Г. Н. Фадеев. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во ЮРАЙТ, 2017. – 431 с. – URL: www.biblio-online.ru
2. Журнал «Химия и жизнь». [Электронный ресурс]: Учебно-методические материалы.–Режим доступа: www.hij.ru свободный.
Учебное издание
Химия
Рабочая тетрадь по дисциплине ОУД.09 Химия
для обучающихся очной формы обучения
Составители
ШАТАРА Юлия Ярхамдиновна
Подписано в печать __________.
Тираж ____экз. Заказ № ___.
Типография ГАОУ ТО «ТОГИРРО»
625000, Тюмень, ул. Советская, 56.
Потамошнева Наталья Алексеевна