Рабочая программа учебной дисциплины «История» для обучающихся по заочной форме обучения
| государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Нижнетагильский государственный профессиональный колледж имени Никиты Акинфиевича Демидова» (ГАПОУ СО «НТГПК им. Н.А. Демидова») |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.02 История
для обучающихся по заочной форме обучения специальности
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте
( базовая подготовка)
Нижний Тагил
2022
УТВЕРЖДЕНО: И.о. зам. директора по УМР _______________ С.Г.Родина | Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с ФГОС СПО по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте 23.00.00 ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА |
РЕКОМЕНДОВАНО: НМС колледжа протокол № ___ от ___________20__г. председатель_______ Ю.В. Кондратьева РАССМОТРЕНО: на заседании ПЦК протокол № от « _» 2022 г. председатель ______ О.Г.Фоминых | |
Разработчик: преподаватель Т.В.Лысенко | |
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«История»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам).
Данную программу учебной дисциплины История можно использовать в дополнительном профессиональном образовании: при подготовке и написании рефератов и научно-исследовательских работ исторической направленности к научно-практическим конференциям, при подготовке обучающихся к историческим олимпиадам.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина История относится к обязательной части общего гуманитарного и социально-экономического цикла основной профессиональной образовательной программы специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам).
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК, ОК, ЛР | Умения | Знания |
ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 ПК 1.1. ПК 2.1. ПК 3.1. ЛР 1 – ЛР 7 | - ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и в мире; - выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; | - знать основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже 20-21 веков; - сущность и причины локальных, региональных и межгосударственных конфликтов в конце 20-начале 21 века; - основные процессы политического и экономического развития ведущих стран и регионов мира; - назначение Организации Объединенных Наций (ООН), Организации Североатлантического блока (НАТО), Европейского союза (ЕС), и других организаций и основные направления их деятельности; - о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; - содержание и назначение важнейших правовых и государственных законодательных актов мирового и регионального значения. |
В процессе освоения учебной дисциплины реализуются компоненты программы воспитания ООП по специальности/профессии 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте.
Содержание учебной дисциплины должно способствовать формированию следующих компетенций:
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1 Принимать участие в разработке стратегических и оперативных логистических планов на уровне подразделения (участка) логистической системы с учетом целей и задач организации в целом. Организовывать работу элементов логистической системы.
ПК 2.1 . Участвовать в разработке инфраструктуры процесса организации снабжения и организационной структуры управления снабжением на уровне подразделения (участка) логистической системы с учетом целей и задач организации в целом.
ПК 3.1 Владеть методологией оценки эффективности функционирования элементов логистической системы.
Формирование личностных результатов воспитательной работы обучающихся
ЛР 1 Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.
ЛР 2 Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций.
ЛР 3 Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих.
ЛР 4 Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».
ЛР 5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России.
ЛР 6 Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.
ЛР 7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося:
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте - 56 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 12 часов;
самостоятельной работы обучающегося 44 часа.
Учитывая профиль специальности, в рабочую программу внесена тема «Современный исторический процесс» - ПК 1.1 (2 часа), самостоятельная работа по теме «СССР в последней четверти 20 века» - ПК1.1, ПК2.1, ПК 3.1 (4 часа), тема «Основные процессы экономического и политического развития ведущих государств и регионов мира – ПК1.1, ПК 2.1, ПК 3.1 (2 часа), направленные на формирование знаний у обучающихся об социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий по выбранному профилю профессиональной деятельности, традиционные человеческие ценности, как основа поведения в коллективе, команде, а также, умений выстраивать отношения на основе традиционных человеческих ценностей в различных контекстах.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов | |
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем | 56 | |
Самостоятельная работа | 44 | |
Объем образовательной программы | 56 | |
в том числе: | ||
теоретическое обучение | 12 | |
практические занятия | 0 | |
лабораторные занятия | 0 | |
Контрольная работа (для заочного отделения) | 10 | |
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
Обзорные лекции | | | |
Тема 1.1. Современный исторический процесс 1.2 Основные процессы политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира | Содержание учебного материала | 2 | ПК 1.1; ОК1,2,3; ЛР 1,2 |
1.Современный исторический процесс: понятие, содержание, особенности развертывания в различных регионах мира. Основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже 20-21 веков. 2. Модернизационные процессы в России на рубеже 20-21 веков. События августа 1991 года. Курсом реформ: социально-экономические аспекты. События октября 1993 года. Общественно-политические проблемы. Итоги социально-экономического, политического развития. Новые задачи модернизации. Россия в мировых интеграционных, поликультурных и миграционных процессах. 3.Модернизационные процессы на постсоветском пространстве и в социалистических странах. Образование СНГ. Социально- экономическое и социально-политическое развитие стран содружества: задачи, проблемы, итоги, противоречия. Россия в СНГ, Восточная Европа после социализма. | |||
Самостоятельная работа | 4 | ПК 1.1,2,3 ОК1,2, ЛР1,3 | |
Поиск информации и изучение материала по разделу « СССР в последней четверти 20 века»: | | | |
-политика перестройки в сфере экономики; | | | |
-развитие гласности и демократии в СССР -новое политическое мышление: достижения и проблемы: -кризис и распад советского общества; -политический портрет М.С.Горбачева ( ВСР №1) 1.Модернизационные процессы в США и странах Европы. Неоконсервативная идеология. Социально-экономическая политика неоконсерваторов. Интеграционные и миграционные процессы. Спад неоконсервативной волны. Общее и особенное в модернизационных процессах в США, странах Европы и России. Модернизационные процессы в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Трудности в модернизационных процессах развивающихся стран. Опыт новых индустриальных стран. Специфика развития стран Южной Азии. Исламский мир. Латинская Америка: между диктатурой и демократией. Интеграционные и миграционные процессы. Общее и особенное в модернизационных процессах в странах Азии, Африки и Латинской Америки. 2. Развитие культуры стран на рубеже 20-21 веков. Массовая культура и ее особенности. От модернизма к постмодернизму. Культура молодежного бунта. Духовная жизнь демократической России. Поликультурные процессы. Роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций. | 2 | ПК 1.1,2.1,3.1 ОК1,2, ЛР1,3 | |
| Самостоятельная работа Поиск информации и изучение материала по разделу «Модернизационные процессы в ключевых регионах мира» (ВСР №2): - Россия, США и страны Запада в 1990-е годы, политика сближения; - Россия, США и страны Запада в 2000-е годы; противоречия, введение антироссийских санкций; - Россия в составе новых интеграционных союзов, БРИКС. (ВСР №2) | 10 | ПК 2.1,3.1 ОК2,3 ЛР3,4 |
1.3 Сущность и причины локальных, региональных и межгосударственных конфликтов | 1. Межнациональные конфликты на территории России. Россия и Чечня. Понятие межнационального конфликта, его особенности. Локальные и региональные конфликты. Причины, эскалация и урегулирование российско-чеченского конфликта. 2. Межгосударственные конфликты на постсоветском пространстве. Понятие и особенности межгосударственного конфликта. Конфликты между странами – членами СНГ. Россия – Грузия – Южная Осетия. Россия – Грузия – Абхазия. Россия – Украина. 3. Межгосударственные конфликты в регионах мира. Югославский конфликт. Межгосударственные конфликты между США, странами Европы и Ближнего Востока. Межгосударственные конфликты между США, странами Европы и странами Северной Африки. Позиция России. | 2 | ПК 2.1,3.1 ОК2,3 ЛР3,4 |
| Самостоятельная работа Поиск информации и изучение материала по разделу «Межгосударственные конфликты» - Внутренняя политика России на Северном Кавказе; - причины, участники, содержание, результаты вооруженного конфликта в этом регионе; - участие международных организаций ( ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве. ( ВСР №3) | 6 | ОК 1,2,3 ПК 2.1 |
1.4 Страны Ближнего и Среднего Востока в конце 20 - начале 21 веков | 1. Арабские страны и возникновение государства Израиль. 2. Арабо-израильские войны и мирное урегулирование на Ближнем Востоке. 3. Модернизация в Турции и Иране. Исламская революция в Иране. Установление исламской диктатуры. | 2 | ПК 2.1,3.1 ОК 2,3 ЛР 1,2 |
1.5 Международные организации и основные направления их деятельности | 1. Создание и основные направления деятельности ООН. Устав ООН, Совет Безопасности, участие ООН в урегулировании международных конфликтов, Европейского союза. 2. Создание и основные направления деятельности Европейского союза (ЕС). Маастрихтские соглашения. Переход стран ЕС на единую валюту. Европарламент. Международный суд по правам человека в Гааге. Противоречия между странами ЕС, перспективы развития. 3. Создание и основные направления деятельности Организации Североатлантического договора (НАТО). Россия в планах международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество. Планы НАТО в отношении России. | 2 | ПК 2.1,3.1 ОК 2,3 ЛР 1,2 |
| Самостоятельная работа Поиск информации и изучение материала по разделу « Миротворческие инициативы ООН и России в начале 21 века». ( ВСР №4) | 6 | ОК 1, 2 ПК1.1 2.1
|
| Самостоятельная работа Поиск информации и изучение материала по разделу « Евросоюз и глобальные миграционные процессы»: - История создания Европейского союза; - условия членства; - Маастрихтские соглашения; - расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда»; -глобальная программа НАТО и политические ориентиры России; - противоречия между странами-членами ЕС. (ВСР№5) | 6 | ОК1,2,3 ПК 1.1,2.1 |
| Самостоятельная работа Поиск информации и изучение материала по разделу « Развитие культуры в России» - проблема экспансии в России западной системы ценностей и формирование «массовой культуры»; - тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода совести» в России; - идеи поликультурности и молодежные экстремистские движения; - сохранение традиционных нравственных ценностей и индивидуальных свобод человека; - основа развития культуры в России; - Россия в поликультурном процессе. (ВСР №6) | 4 | ОК1,2 ПК1.1,2.1 ЛР 3,5 |
| Самостоятельная работа Подготовка и выполнение контрольной работы (ВСР№7) | 10 | ОК 1,2,3 ПК1.2,2.1 |
Дифференцированный зачет | | 2 | ОК1,2,3 ПК1.1,2.1,3.1 |
Всего | 56/44/12 | |
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Менеджмент.
Кабинет № 63
оснащенный оборудованием: раздаточный материал для изучения лекционного материала; техническими средствами обучения: не оборудован.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания
1. Артемов В.В. История ( для всех специальностей СПО): учебник для студентов учреждений сред.проф.образования/ В.В Артемов,Ю.Н.Лубченков.- 4-е изд. Испр.- М.: Издательский центр «АКАДЕМИЯ», 2021г.-256с.
2. Самыгин П.С. История: учебное пособие/ П.С.Самыгин, С.И.Самыгин.- М.: НИЦ ИНФРА. – 2020г.- 546с.
3. Кириллов В.В. История России в 2 ч. Часть 2. 20 век – начало 21 века: учебник для СПО/ В.В.Кириллов – 6-е изд.перераб.- М.: Издательство Юрайт, 2019 г. – 275 с.
4. История России (1914-2015) : учебник для СПО/С.Ратьковский: под ред М.В.Худякова.- 8-е изд. пераб. и дополн.- М.: Издательство Юрайт. 2019 г. – 552 с.
5. Крамаренко Р.А. История России : учебное пособие для СПО/Р.А.Крамаренко.- 2-е изд.- М.: Издательство Юрайт, 2021г. – 187с.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1. httr//www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html
2. . httr//www.ferhal.narod.ru
3. . httr//www.geocities.com
4. . httr//www.hronos.km.ru
5. . httr//www.mashaon.ru/hist
6. . httr//www.battleship.spb.ru
7. . httr//www.rjw.narod.ru
3.2.3. Дополнительные источники
1. Загладин Н.В., Симония Н.А. История России и мира в 20-начале 21 века: учебник для 11 класса- М.: ООО «Русское слово», учебник 2019 г.
3.3 Требования к созданию специальных условий для получения среднего профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
Реализация программы учебной дисциплины требует дополнительного обеспечения специальных условий обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- использование в образовательном процессе компьютерной техники с акустическим усилителем или колонками, видеотехники( мультимедийного проектора, телевизора), мультимедийной системы.
- учет индивидуальных потребностей обучающихся данной категории при подборе и разработке учебного материала, при организации учебно-познавательной деятельности;
- использование социально-активных и рефлексивных методов обучения, дистанционно-образовательных технологий.
3.4 Условия реализации программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Рабочая программа учебной дисциплины может быть реализована с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий на образовательной платформе «Сферум», вход на которую осуществляется по индивидуальным логинам и паролям.
Контроль и оценка результатов освоения ДисциплиныКод и наименование профессиональных и общих компетенций, формируемых в рамках изучаемой дисциплины | Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
ОК 1-9 ПК 1.1,2.1,3.1 ЛР 1-7 | Умения: - Ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; | Интерпретация результатов наблюдения за деятельностью учащихся в процессе освоения дисциплины. Участие в групповой беседе, собеседование. |
ОК 1-9 ПК 1.1,2.1,3.1 ЛР 1-7 | -Выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем | Балльно-рейтинговая система оценки результатов освоения учебной дисциплины |
ОК1-9 ПК 1.1,2.1,3.1 ЛР 1-7 | Знания: -Основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже 20-21 веков - Сущность и причины локальных, региональных и межгосударственных конфликтов в конце 20 – начале 21 веков; - Основные процессы ( интеграционные, миграционные, поликультурные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; -Назначение Организации Объединенных Наций (ООН), НАТО и ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; - О роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; - Содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения. | Педагогическое наблюдение, учет проявлений при выставлении оценок текущего контроля и итоговой оценки. Входной текущий контроль в форме тестирования. Итоговое тестирование на зачете по объему обзорных лекций и внеаудиторных самостоятельных работ. |