Методы дистанционного обучения при подготовке обучающихся по химии
Методы дистанционного обучения при подготовке обучающихся по химии
Кочеткова А.А., преподаватель
Дистанционное обучение – это новая форма обучения, которая по своему компонентному составу схожа с современной системой обучения. Цели обучения, содержание, стандарт образования должны быть одинаковыми для любой формы обучения. В современный момент большую роль играет дистанционное обучение, основанное на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного, личного контакта между преподавателем и обучающимися.
В процессе дистанционного обучения могут применяться следующие методы:
- метод подбора информации, при котором преподаватель подбирает разнообразные источники: печатные, аудио- и видеоматериалы, а также учебные пособия, размешенные в интернет;
- метод индивидуального преподавания реализуется между преподавателем и одним обучающимся по средствам таких технологий, как телефон, голосовая почта, электронная почта и т.д.;
Реализация принципа индивидуального обучения возможно путем создание образовательного контента, позволяющего комбинировать его в различных вариантах, пригодных для обучающихся различного уровня подготовленности, по моему мнению, было бы оптимальным в условиях дистанционного обучения, но требует больших трудозатрат педагога.
- метод транслирования знаний, в котором преподаватель обычные лекции в электронном варианте в современном дистанционном обучении, распространяет по компьютерным сетям при помощи сети интернет, проводит разбор решения задач или проведения опытов;
- метод работы в группе, для которого характерна активная связь между всеми участниками учебного процесса. Этот метод направлен на групповую работу. Здесь можно объединить три варианта: обучение в коллективе, взаимооценка, обучение в малых группах. Роль преподавателя в данном процессе обозначить тему, либо задачу, а далее контролировать и поддерживать работу в группе, отвечая по мере необходимости, на возникающие вопросы.
Для эффективности методов в дистанционном обучении используются различные формы: лекции, семинары, самостоятельная работа, учебные консультации, учебные олимпиады. Лекционные занятие, включают в себя комплект информационных и дидактических материалов в электронном варианте: учебники, видеоматериалы, презентации, задания, которые обучающимися обязан освоить самостоятельно.
Использование самостоятельной̆ работы при дистанционном обучении расширяет возможности образовательной деятельности обучающихся, которые самостоятельно изучают лекции, готовятся к семинарам, зачетам и сдачи экзамена.
Еще одна форма дистанционного обучения – консультация. Она проводится преподавателем с обучающимися, для того чтоб скорректировать, расширить или уточнил знания студентов.
Как при очной форме обучения, так и при дистанционной проводится научно- исследовательская работа студента. Данная форма применяется с целью проведения исследований, подтверждений различных гипотез, а также овладением новых знаний и расширения кругозора. Кроме этого широко применяются различные методы, в виде олимпиад, викторин, которые чаще всего проводят при помощи on-line тестов и иных современных компьютерных технологий. В учебных олимпиадах, конкурсах, конференциях требуется от обучающихся качество знаний в изучаемой теме или дисциплине.
Дистанционный̆ процесс обучения объединяет в себе взаимодействие участников, связанных между собой̆ информационными коммуникационными технологиями. Используя дистанционные формы и методы обучения, предоставляется возможность обучающимся получить качественное образования вне зависимости от места обучения,
А также не стоит забывать о том, что без заинтересованности в получении качественного образования, указанные преимущества дистанционного образования могут обернуться недостатками.
Список литературы:
Зайченко, Т. П. Основы дистанционного обучения: Теоретико-практический базис: Учебное пособие. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. – 167 с.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина и др.; под ред. Е.С. Полат. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2009, - 272 с.
Тихомиров, В. П. Мир на пути smarteducation. Новые возможности для развития // Открытое образование. – 2011. – No 3. – С. 22-28.