12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Валентина571
https://fb.me/1J6J0mpoF8lC4cM https://ridero.ru/books/widget/uchebno-metodicheskoe_posobie_po_discipline_osnovy_geoekologii/ ссылка на учебную литературу
Казахстан, ВКО, г.Семей
2

Рабочая учебная программа модуля ПМ 03 Выполнение простейших полевых гидрогеологических и инженерно-геологических работ. Основы гидравлики и гидрометрии»

КГКП «Геологоразведочный колледж» УО ВКО А

УТВЕРЖДАЮ:

Зам.директора по УР

Минаева Н.Т.

_________________

«____» _________ 20_____г.

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА МОДУЛЯ

ПМ 03 Выполнение простейших полевых гидрогеологических и инженерно-геологических работ

 

Основы гидравлики и гидрометрии

Гидрогеология

Инженерная геология

 

Специальность: 0703000 – «Гидрогеология и инженерная геология»

 

Квалификация «070301 2 - Рабочий на гидрогеологических работах»

 

Форма обучения дневная на базе 9 классов образования

 

 

Рассмотрена на заседании ГГ ПЦК

Протокол № _________ от «____» ________________ 20______г.

Старший преподаватель ПЦК _________________________

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 

 

 

Дата создания

01.09.2019

 

 

 

 

 

 

Формируемая компетенция:

Выполнять простейшие полевые гидрогеологические и инженерно-геологические работы

 

 

 

 

 

 

Распределение часов по семестрам, курс, группа

Семестр:

3

Семестр:

4

Семестр:

 

Курс:

2

 

 

 

 

Группа:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объем учебного времени по рабочему учебному плану (часов)

Всего:

94, из них

 

 

 

 

Теоретические занятия:

64

Практические занятия:

30

Производственное обучение и/или практика:

0

Форма контроля:

Зачет

 

 

 

 

 

 

Место и период проведения обучения

Место проведения обучения:

Учебный корпус КГКП «Геологоразведочный колледж» УО ВКО А

Период проведения обучения:

3, 4 семестр

 

Необходимые средства обучения, оборудование

1. Лучшева А.А. Основы гидравлики и гидрометрии. М.,"Недра",1980.

2.Лучшева А.А. "Сборник задач и руководство к практическим занятиям"

3.Кимкина В.М., Саламатина А.С., Макишев Д.Н., Тюрин В.М. Учебное пособие «Простейшие полевые гидрогеологические и инженерно-геологические работы»

 

1.Гордеев П.В. В.А. Шемелина, О.К. Шулякова «Гидрогеология» М. «Высшая школа», 1990г.

2. Гордеев П.В. В.А. Шемелина, О.К. Шулякова «Руководство к практическим занятиям по гидрогеологии». М. «Высшая школа», 1981г.

3. ред.Альтовский М.Е. «Справочник гидрогеолога». М.Недра, 1962г.

4. А.С.Белицкий, В.В.Дубровский. «Проектирование разведочно-эксплуатационных скважин для водоснабжения». Изд. «Недра». Москва, 1974г.

5. Под ред. Биндеман Н.Н. «Поиски и разведка подземных вод для крупного водоснабжения» М. «Недра», 1969г.

6. Биндеман Н.Н. «Оценка эксплуатационных запасов подземных вод». М.Геолтехиздат, 1963г.

7. ред.Башкирова Б.Н. «Справочник по бурению скважин на воду». М.Недра, 1979г.

8. Волков А.С. «Машинист буровой устагновки». М «ВИЭМС». 2003г.

9. Волков С.А., Волков А.С. «Справочник по разведочному бурению». М.1963г.

10. ред.Максимова В.М. «Справочник руководство гидрогеолога». Том1. Л.1979г.

11. ред.Максимова В.М. «Справочник руководство гидрогеолога». Том2. Л.1979г.

12. «Методические указания по применению классификации эксплуатационных запасов подземных вод месторождения питьевых и технических вод», Алма-Ата, 1997г.

13. «Методические указания по содержанию, оформлению и порядку представления в ГКЗ РК и ТКЗ материалов по подсчету эксплуатационных запасов подземных вод», Алма-Ата 1997г.

 

1. Кимкина В.М., Саламатина А.С., Макишев Д.Н., Тюрин В.М. учебное пособие «Простейшие полевые гидрогеологические и инженерно-геологические работы» Астана 2018г.

2. Фролов А.Ф. «Инженерная геология», Недра 1993г.

Лабораторные приборы и оборудование

 

 

 

 

 

 

Контактная информация преподавателя (ей)

Ф.И.О.:

Кимкина В.М.

Саламатина А.С.

Тел.:

 

E-mail:

 

Ф.И.О.:

 

Тел.:

 

E-mail:

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

Проверочное испытание

Содержание обучения

Форма обучения (вид занятия)

Кол-во часов

Необходимые учебные материалы

наименование формирующей дисциплины

названия разделов и тем

1

2

3

4

5

6

7

8

Гидрогеология

Б) Ориентироваться в типах, генезисе, характеристике подземных вод, гидродинамических особенностях потоков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владеет основными сведениями по гидрогеотермии.

Характеризует физические свойства, химический и бактериологический составы подземных вод.

Имеет представление о верховодке и грунтовых водах.

Характеризует артезианские и подземные воды в трещиноватых, закарстованных породах и в области развития многолетнемерзлых пород.

Имеет представление о минеральных, промышленных и термальных водах.

Характеризует виды движения воды в породах и основные законы фильтрации.

Понимает гидродинамические особенности потоков подземных вод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление в виде устного опроса.

Дайте определение гидрогеологии, перечислите ее разделы и раскройте их сущность.

Сформулируйте причины влияния гидрогеологии на экономику Казахстана.

Сформулируйте роль воды в жизни человека.

Сформулируйте основные направления гидрогеологии

Общая гидрогеология

 

 

Введение

лекция

1

Гордеев П.В. «Гидрогеология» М. «Высшая школа», 1990г.,стр. 9-16

 

Раздел 1. Общая гидрогеология

 

 

 

1. Нарисуйте схему круговорота воды в природе и раскройте его суть.

2. Проанализируйте, за счет чего формируются подземные воды.

3. Сформулируйте характеристики подземного и поверхностного стоков.

4. Проанализируйте отличия воды в газообразном, твердом, жидком и связанном состояниях.

Вода в природе

Комбинированный урок

1

Гордеев П.В. «Гидрогеология» М. «Высшая школа», 1990г.,стр.16 -21

1. Нарисуйте схему к определению гидростатического напора и напишите его формулу.

2. Дайте название породе, если ее пористость равна 0,2 и 0,6 долей единиц

3. Проанализируйте разницу между гравитационной и упругой водоотдачей и напишите их формулы.

4. Проанализируйте разницу между линейным и не линейным законом фильтрации Дарси?

5. Определите название породы, если у нее высота поднятия капиллярной каймы равна - 5-120см., 120-650 см, 650-1200см.

Физические и водные свойства горных пород

Комбинированный урок

2

Гордеев П.В. «Гидрогеология» М. «Высшая школа», 1990г.,стр.22 -26

1. Проанализируйте разницу между кондуктивным и конвективным теплопереносом.

2. Напишите формулу и дайте ее расшифровку для геотермического градиента Г и геотермической ступени Q.

3. В подземной гидросфере выделяют три зоны по геотермическому режиму- укажите их по порядку, начиная от земной поверхности и раскройте их суть.

4. Для решения, каких практических задач используются гидротермические материалы?

Основные сведения по гидрогеотермии

Комбинированный урок

1

Гордеев П.В. «Гидрогеология» М. «Высшая школа», 1990г.,стр. 26-38

1. Проанализируйте, какими физическими свойствами обладают подземные воды.

2. Нарисуйте схему электролиза поваренной соли и поясните принцип ее действия.

3. Назовите характеристики основных ионов в природных водах (макрокомпонентов).

4. Определите тип воды, если ее минерализация равна М < 0,2 г/л;

М (0,2 – 1) г/л; М (1 – 3) г/д; М (3 – 10) г/л;

М (10 – 50) г/л; М (50 – 100) г/л; М < 100 г/л. и дайте определение данного химического свойства.

5. Дайте определение рН и определите тип воды, если рН= меньше 5; РН 5-7; РН 7; РН 7-9;

РН > 9

6. Дайте определение жесткости воды, какие бывают виды жесткости. Определите тип воды при ОЖ= меньше 1,5 ммоль/л; 1,5-3 ммоль/л;

3-6 ммоль/л; 6-9 ммоль/л; 9 ммоль/л.

Физические свойства, химический и бактериальный составы подземных вод

Комбинированный урок

5

Гордеев П.В. «Гидрогеология» М. «Высшая школа», 1990г.,стр. 38-41

1. Проанализируйте типы воды по классафикации Алекина . Напишите суть данной классификации.

2. Проанализируйте формулу Курлова и дайте название п.в.

H2S 0,049 Br 0,100 M 4,3 T0C15pH7,6D120

3. Проанализируйте, как меняется название п.в. при условии их разного происхождения.

4. Нарисуйте таблицу и раскройте суть генетической классификации п.в.

5. Назовите на какие группы, отделы и типы делятся п.в. по общей классификации.

Происхождение и классификации подземных вод

Комбинированный урок

2

Гордеев П.В. «Гидрогеология» М. «Высшая школа», 1990г.,стр.41-46

1. Нарисуйте схему- «Характеристика грунтового водоносного горизонта» и раскройте ее суть.

2. Какие основные термины необходимо знать, что бы начать изучение водоносного горизонта?

3. Что такое верховодка, дайте ее характеристику и изобразите на схеме.

4. Нарисуйте схематично грунтовый и не грунтовый водоносный горизонт.

5. Нарисуйте схему откачки из грунтового водоносного горизонта и раскройте ее суть.

6. Проанализируйте особенности грунтового водоносного горизонта.

7. Нарисуйте схему построения гидроизогипс и поясните основные принципы ее построения.

Верховодка и грунтовые воды

Комбинированный урок

2

Гордеев П.В. «Гидрогеология» М. «Высшая школа», 1990г.,стр. 46-53

1. Проанализируйте разницу между грунтовыми и артезианскими водами.

2. Нарисуйте схему артезианского бассейна.

3. Нарисуйте схему артезианского склона.

4. Назовите основные особенности артезианских вод.

Артезианские воды

Комбинированный урок

1

Гордеев П.В. «Гидрогеология» М. «Высшая школа», 1990г.,стр. 46-53

1. Проанализируйте типы трещин по генезису.

2. Назовите особенности трещиноватых вод и проанализируйте их пригодность для хоз. питьевого водоснабжения.

3. Проанализируйте разницу между трещинными и карстовыми водами.

4. Назовите особенности карстовых вод и проанализируйте их пригодность для хоз. Питьевого водоснабжения.

Подземные воды в трещиноватых и закарстованных породах

Комбинированный урок

1

Гордеев П.В. «Гидрогеология» М. «Высшая школа», 1990г.,стр. 53-58

1. Нарисуйте схему зоны вечной мерзлоты с пояснением ее послойного строения.

2. Проанализируйте основные особенности многолетнемерзлых вод.

3. Схематично изобразите бугру пучения и поясните это явление.

4. Схематично изобразите подземные наледи и поясните это явление.

5. Схематично изобразите наземные наледи, термокарст и поясните эти явления.

Подземные воды в области развития многолетнемерзлых пород

Комбинированный урок

1

Гордеев П.В. «Гидрогеология» М. «Высшая школа», 1990г.,стр. 58-61

1. Проанализируйте связь между минеральными, промышленными и термальными водами.

2. Проанализируйте разницу между минеральными, промышленными и термальными водами.

3. На какие бальнеологические группы подразделяются минеральные воды?

4. Где по вашему мнению могут использоваться термальные воды?

Минеральные, промышленные и термальные воды

Комбинированный урок

1

Гордеев П.В. «Гидрогеология» М. «Высшая школа», 1990г.,стр. 62-68

 

Итого по разделу:

 

18

 

 

Раздел 2 Динамика подземных вод

 

 

 

1. Нарисуйте схему для расчета гидравлического градиента и напишите его формулу.

2. Проанализируйте разницу между турбулентным и ламинарным типами движения воды.

3. Какую зависимость установил французский ученый Дарси?

Виды движения воды в породах и основные законы фильтрации

Комбинированный урок

1

Гордеев П.В. «Гидрогеология» М. «Высшая школа», 1990г.,стр. 74-87

1. Напишите и раскройте смысл линейного и не линейного закона Дарси.

2. При каких условиях режим в подземных водах будет установившимся, а при каких нет?

3. В каких случаях для расчета применяют гравитационную водоотдачу, а в каких упругую? Напишите формулы, дайте определение.

4. В каких случаях для расчета применяют коэффициент уровнепроводности, а в каких пьезопроводности? Напишите формулы, дайте определение.

Гидродинамические особенности потоков подземных вод

Комбинированный урок

1

Гордеев П.В. «Гидрогеология» М. «Высшая школа», 1990г.,стр. 92-102

 

 

Итого по модулю

20

 

Основы гидравлики и гидрометрии

Владеть основными законами статики и динамики жидкости.

1. Владеет основами гидростатики и гидродинамики.

2. Определяет режимы движения жидкости и гидравлическое сопротивление.

3. Рассчитывает напорное движение в трубах.

4. Рассчитывает истечение жидкости из отверстий и насадок.

5. Рассчитывает истечение жидкости через водосливы.

6. Рассчитывает движение жидкости в открытых руслах и каналах.

7. Владеет методами определения параметров поверхностных вод.

8. Владеет способами замера расхода воды.

9. Владеет гидрометрическим методом оценки полезного питания и основными характеристиками подземного стока.

10. Владеет статистическими методами, применяемыми при расчетах поверхностного и подземного стока.

1. Основные параметры системы СИ

2. что такое вязкость и какие виды вязкости существуют и чем они отличаются

3. как влияет сила трения на скорость жидкости, и от чего зависит сила трения

4. дать понятие коэффициенту температурного расширения

5. дать понятие коэффициенту обьемного сжатия

6. методы применяемые при изучении гидравлики

Основы гидравлики и гидрометрии

Раздел I. Основы гидравлики

Введение. Жидкость и ее физические свойства

Комбинированный урок

2

А.А. Лучшева "Основы гидравлики и гидрометрии"

 

1. Гидростатическое давление – это…

2. Какими свойствами обладает гидростатическое давление

3. Какие виды гидростатического давления существуют?

4. Назовите основное уравнение гидростатики.

5. Как иначе называется избыточное давление.

Основы гидростатики

Комбинированный урок

4

1. Как выглядит уравнение Бернулли для струйки вязкой жидкости.

2. Кем выведено уравнение Бернулли? При помощи чего можно вывести данное уравнение

3. Для чего вводятся потери напора

4.Уравнение Бернулли для струйки не вязкой жидкости

Основы гидродинамики

Комбинированный урок

6

1.Если вместо диаметра подставить гидравлический радиус, что получится

2. Чему будет равняться критическое число Рейнольдса в открытых руслах и каналах

3. Как определить критическую скорость, зная число Рейнольдса

Режимы движения жидкости и гидравлические сопротивления

Комбинированный урок

4

А.А. Лучшева "Основы гидравлики и гидрометрии"

 

 

 

 

Кимкина В.М., Саламатина А.С., Макишев Д.Н., Тюрин В.М. Учебное пособие «Простейшие полевые гидрогеологические и инженерно-геологические работы»

1. Что представляют собой длинные водопроводы? 2. Где применяется всасывающий трубопровод?

3. От чего зависит явления гидроудара?

4. Какая формула применяется для расчета скорости распространения ударной волны?

Напорное движение в трубах

Комбинированный урок

4

1.С какой целью была разработана теория истечения жидкости?

2. Какие виды движения жидкости существуют?

3. Чем отличается затопленное отверстие от не затопленного отверстия?

4. Какие виды сжатия существуют?

5. По какой формуле определяется расход воды в тонкой стенке при постоянном напоре?

Истечение жидкостей из отверстий и насадок.

Комбинированный урок

2

1. Какие существуют водосливы и для чего они необходимы

2. что такое бьев и какие виды бьефа существуют

3. можно ли определить расход воды через водослив и как

Истечение жидкости через водосливы.

Комбинированный урок

2

1.Как определить гидравлические потери?

2. По каким критериям выбирается сечение канала в

открытых руслах и каналах

3. Какое сечение канала наиболее выгодное?

4. Какие плюсы имеет трапециевидная форма сечения каналов?

5. Как рассчитывают скорость движения воды в канале.

6. Что произойдет, если скорость будет выбрана неправильно?

Движение воды в открытых руслах и каналах

Комбинированный урок

2

1.Что такое Гидропосты? Какие они бывают?

2. Как вычислить уклон по абсолютным отметкам? 3. Вычислить гидравлический радиус, если площадь сечения ω=645м2, а смоченный периметр χ =187м.

4. Вычислить площадь сечения ω, смоченный периметр χ и гидравлический радиус R для канала прямоугольной формы, если В=43м и h=2,5м.

5. Вычислить гидравлический радиус для канала, поперечное сечение которого имеет трапецеидальную форму, если В=30м, hср=5м и коэффициент откоса m=2

6.Вычислить среднюю глубину водного сечения при ω=168м2, расстоянии от постоянного начала до уреза правого берега 53м, до уреза левого берега 174м.

7. Определить, можно ли заменить гидравлический радиус средней глубиной для русла, у которого площадь сечения 324м2, смоченный периметр 142м и ширина русла 127 м.

8. Какие современные методы определения глубины существуют?

9. От чего зависит организация промерных работ?

10. Какие характеристики подсчитывают после промерных работ?

Раздел II. Основы гидрометрии

Уровень воды.

Глубина рек

Комбинированный урок

2

А.А. Лучшева "Основы гидравлики и гидрометрии"

 

 

 

 

Кимкина В.М., Саламатина А.С., Макишев Д.Н., Тюрин В.М. Учебное пособие «Простейшие полевые гидрогеологические и инженерно-геологические работы»

1. Вычислить среднюю скорость υср на вертикали для открытого, свободного от водной растительности русла при следующих исходных данных υпов=0,64м/с, υ0,2=0,60м/с υ0,6=0,58м/с υ0,8=0,50м/с, υдно=0,42м/с

2. Определить среднюю скорость υсрна вертикали по формуле Железнякова при следующих исходных данных: глубина h=3,5м, наибольшая скорость на поверхности υmax=0,95м/с, коэффициент формулы Шези С=40,1м/с

3. Что называется расходом реки?

4. Какие способы определения расхода существуют?

5. На чем основывается аналитический метод?

6. Где применяется объемный метод?

7. Когда использую метод смешения?

8. Вычислить аналитическим методом расход воды р.Оки, измеренный детальным способом, при уровне воды 231см над нулем графика, гидроствор совпадает со створом основного водомерного поста.

Скорость течения воды. Расходы воды

Комбинированный урок

 

2

1. В каких сферах вода встречается на Земле?

2. Что представляет собой каждая сфера Земли?

3. Сколько круговоротов воды существует?

4. Что такое водный баланс?

5. Методы определения водного баланса.

6. Что представляет собой практическая формула водного баланса?

7. Понятие речного стока.

8. Факторы, влияющие на речной сток (перечислить).

Раздел III. Основы гидрологии

Виды воды на земле. Речной сток.

Комбинированный урок

2

А.А. Лучшева "Основы гидравлики и гидрометрии"

 

 

 

 

Кимкина В.М., Саламатина А.С., Макишев Д.Н., Тюрин В.М. Учебное пособие «Простейшие полевые гидрогеологические и инженерно-геологические работы»

1. Что такое гидрограф речного стока?

2. Какие параметры связи существуют между грунтовыми и поверхностными водами?

3. Какие методы расчленения гидрографов существуют?

4. На чем основаны методы расчленения гидрографов?

5. На чем основам метод оценки полезного питания? 2. Что соответствует характеристике естественных ресурсов?

3. Как вычисляется модуль подземного стока?

4. Что такое естественные ресурсы подземных вод? 5. Какова цель применения статистических методов к расчетам поверхностного и подземного стока?

6. Что такое корреляция и как оценивается теснота связи между исследуемыми явлениями?

7. Как производится графическая медианная проверка?

8. Какой порядок корреляции вычислений?

9. Как используются корреляционные зависимости? 10. Каков прядок расчета при точном способе построения кривой обеспеченности?

Методы расчленения гидрографов речного стока. Гидрометрический метод оценки полезного питания. Статистические методы при расчетах поверхностного и подземного стока

Комбинированный урок

 

 

 

 

2

Итоговая контрольная работа

 

 

2

1. Объем бензина при температуре 15ºС составляет 33,5 м3. Каким будет объем этого же количества бензина при температуре 5ºС, учитывая, что коэффициент температурного расширения бензина βt=0,00065 1/ºС?

2. Удельный вес нефти при температуре 15ºС равен 9000Н/м3, при этом кинематическая вязкость равна 0,3*10-4м2/с. Определить динамическую вязкость нефти. Исходные единицы Международной системы единиц (СИ).

3. Удельный вес нефти при температуре 15ºС, равен 8830Н/м3, кинематическая вязкость 0,4 см2/с. Определить динамическую вязкость нефти.

4. Какому значению равняется плотность при t=40С,что такое плотность?

Решение задач. Жидкость и ее физические свойства.

Практика

2

А.А. Лучшева "Сборник задач и руководство к практическим занятиям"

 

 

 

Кимкина В.М., Саламатина А.С., Макишев Д.Н., Тюрин В.М. Учебное пособие «Простейшие полевые гидрогеологические и инженерно-геологические работы»

 

 

1.Определить избыточное давление на забое скважины глубиной 3650м. Скважина заполнена глинистым раствором плотностью 1600кг/м3.

2. На сколько снизится забойное давление в скважине глубиной 3200м, если глинистый раствор плотностью 1600кг/м3 заменить водой плотностью 1000кг/м3

3. Определить атмосферное давление на озеро, если полное гидростатическое давление на глубине 50 м, равно 6*105Па и ρg = 9810 Н/м3.

4. Избыточное давление на глубине моря h=300м составляет3,09*106Па. Определить удельный вес морской воды.

5. Определить абсолютное и избыточное давления на дно открытого резервуара, наполненного водой. Глубина воды в резервуаре h=4м.

6. При бурении вскрыт напорный водоносный пласт, вода из которого начала фонтанировать. Скважина была заглушена, а установленный манометр показал избыточное давление 0,45*105Па при ρg=9810Н/м3. Определить, на какую высоту от устья скважины будет подниматься вода.

7. Определить атмосферное давление на поверхность озера, если полное гидростатическое давление на глубине 50м равно 6*105Па, а ρg=9810Н/м3.

Решение задач. Основы гидростатики

Практика

2

1.Определить расход воды в трубе диаметром 35см, если при определении скорости трубкой Пито получено h=28см и f=0,97.

2. Определить расход воды в трубе диаметром 35см, если при определении скорости трубкой Пито получено h=28см и f=0,97.

3. Установить расход воды в трубе диаметром 56см, если при определении скорости трубкой Пито получено h=34см и φ=0,97.

4. Определить постоянную водомера Вентури А, если D=300мм, d=112мм; h=0,6м; μ=0,98; расход воды в трубе 35л/с, α=1.

5. Определить диаметр суженной части водомера Вентури, по которому подается вода с расходом Q=2,8м3/с. Диаметр трубопровода D=0,5м; разность уровней воды в пьезометрах h=0,35м, μ=0,98.

6. Пренебрегая потерями напора, определить расход воды, который можно пропускать по трубопроводу, что бы вакуум в суженной части был равен 29430Па. Диаметр трубопровода d1=230мм, диаметр суженной части d2=120мм. Манометрическое давление в сечении I-I P1=79240Па.

7. Определить теоретическую скорость движения воды в трубе, если в пьезометре 1 уровень поднялся на высоту h1=78см, а в трубке пито 2, на высоту h2=90см.

8. Определить диаметр d суженной части водомера Вентури, по которому подается вода с расходом Q=7м3/сут. Диаметр трубопровода D=0,6м, разность уровней воды в пьезометрах h=0,35м, α12=1; μ=0,98.

Решение задач. Основы гидродинамики

Практика

6

А.А. Лучшева "Сборник задач и руководство к практическим занятиям"

 

 

Кимкина В.М., Саламатина А.С., Макишев Д.Н., Тюрин В.М. Учебное пособие «Простейшие полевые гидрогеологические и инженерно-геологические работы»

1. Вода с температурой t=12ºС подается по трубе диаметром d=4см. Расход потока Q=70см3/с. Определить режим потока и описать характер движения струйки краски, введенной в цент поперечного сечения трубы. При каком расходе изменится режим движения

2. Вода с температурой t=16ºС подается по трубе диаметром d=4000мм. Расход потока Q=170см3/с. Определить режим потока и описать характер движения струйки краски, введенной в цент поперечного сечения трубы. При каком расходе изменится режим движения

3. По трубе диаметром d1=40мм подается вода со скоростью 4,96 см/с и температурой 12ºС. Труба постепенно сужается до диаметра d2=20мм. Определить расход воды и режимы движения в широкой и узкой частях трубы.

4. Определить движения воды и нефти по гладкой трубе диаметром 10мм. Скорость движения 10см/с, кинематическая вязкость воды υв=0,01см2/с, нефти υн=0,5 см2/с.

5. Вычислить критическую скорость υкр движения воды по гладким трубам диаметрам 10 и 0,1см. При температуре t=20ºС вязкость воды принять = 0,001 см2/с.

6. Определить, будет ли в водоносном песчаном пласте происходить движение по закону Дарси при следующих условиях: скорость фильтрации υ=86,4м/сут; коэффициент активной пористости песка n=0,3; эффективный диаметр частиц песка dе=1мм; кинематическая вязкость воды = 0,01см2/с. 7. Определить движения нефти по прямоугольному лотку, ширина основания которого 20см. Высота слоя нефти в лотке составляет 30см; скорость течения нефти υ=40см/с; кинематическая вязкость нефти = 0,5см/с.

8. Вода при температуре t=15ºС подается по трубе диаметром d=0,1м с расходом Q=30л/с. Определить режим движения и скорость, при которой он может измениться.

9. Определить по формуле Павловского режим движения воды в пористой среде при температуре t=10ºС, скорость фильтрации =0,12 см/с, при диаметре d=0,004 см и пористости n=0,35.

10. Определить расход воды в трубе с краном, если длинна трубы L=30м, диаметр трубы d=200мм, высота воды в напорном баке H=4м, λ=0,03.

11. Определить потери напора в трубопроводе длинной L=500 при расходе Q=100. Трубы чугунные диаметром d=250мм, температура воды t=10 ºС; кинематическая вязкость воды = 0,0131, λ=0,028.

Решение задач. Режимы движения жидкости и гидравлические сопротивления

Практика

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А.А. Лучшева "Сборник задач и руководство к практическим занятиям"

 

 

 

Кимкина В.М., Саламатина А.С., Макишев Д.Н., Тюрин В.М. Учебное пособие «Простейшие полевые гидрогеологические и инженерно-геологические работы»

 

1. Определить потери напора при движении в стальном трубопроводе длинной 1000м и диаметром 200мм, расход воды 30л/с.

2. Определить свободный напор hсв в конце прямого чугунного трубопровода, если расход воды 50 л/с; отметка верхнего бака 210м, отметка потребителя 105м, длинна трубопровода 500м; диаметр трубопровода 250мм.

3. Определить расход воды откачиваемой насосом, если диаметр трубопровода 200мм, вакуумметрическая высота во всасывающей трубе 600см, высота центра насоса над урезом воды в озере 587см, длинна трубопровода 15см, d/R=0,8; α=1,0; λ=0,03.

4. Определить скорость движения воды в трубе, если в пьезометре уровень поднялся на высоту 6,5см; а в трубке пито на 80см; φ=0,96.

5. Определить скорость движения воды в трубе, если в пьезометре В уровень поднялся на высоту 67 см; а в трубке Пито на высоту 75см; φ=0,96.

Решение задач. Напорное движение в трубах

Практика

4

А.А. Лучшева "Сборник задач и руководство к практическим занятиям"

 

 

1. В теле бетонной плотины заложена круглая труба диаметром 2м и длинной 7,5м, через которую пропускается вода. Определить расход через эту трубу при напоре Н=9м.

2. Цилиндрический бак диаметром 1м наполнен водой до уровня 2м. В дне бака есть отверстие диаметром 0,1м. Определить время истечения всей воды при постоянном и переменном напорах.

Решение задач. Истечение жидкостей из отверстий и насадок

Практика

2

1.Определить коэффициент расхода воды через треугольный водослив с углом при вершине φ=60о, если Q=0,124 м3/с.

2. Определить расход воды Q через треугольный водослив при напоре Н=0,874 м. угол при вершине водослива φ=45о.

3. Определить расход воды Q через трапецеидальный водослив при Н=0,343 м. Ширина водослива b=1,18.

4. Определить расход воды Q через трапецеидальный водослив при Н=0,735 м и ширине водослива b=2,63.

5. Определить ширину b трапецеидального водослива, если расход воды Q=661л/с, а напор на водосливе Н=0,263.

6. Определить расход Q воды через прямоугольный незатопленный водослив без бокового сжатия при Н=0,57 м. Ширина водослива b=2,45; высота ребра водослива над дном верхнего бьефа Рв.б =0,6м.

7. Определить расходы воды Q через прямоугольный незатопленный водослив без бокового сжатия при Н=0,37 м. Ширина водослива b=3,40; высота ребра водослива над дном верхнего бьефа Рв.б=0,45м.

8. Определить расход воды b прямоугольного водослива, если напор Н=0,2 м; высота ребра водослива над дном верхнего бьефа Рв.б=0,4м и расход воды на водосливе Q=1500л/с.

Решение зачад. Истечение жидкостей через водосливы

Практика

4

А.А. Лучшева "Сборник задач и руководство к практическим занятиям"

 

 

 

 

Кимкина В.М., Саламатина А.С., Макишев Д.Н., Тюрин В.М. Учебное пособие «Простейшие полевые гидрогеологические и инженерно-геологические работы»

 

1. Трапецеидальный канал проложен в суглинках. Ширина канала по дну 8,5м при уклоне 0,0001; глубина воды 1,7м; длина канала 1км. Поток при температуре 200С несет очень мелкие илистые частицы. Вычислить скорость и расход потока, установить режим движения и потери напора hw определить, отвечает ли канал наивыгоднейшему сечению, проверить условия размыва и заиления.

Решение задач. Движение жидкости в открытых руслах и каналах

Практика

4

Всего:

Теория

36

 

Практика

30

 

Инженерная геология

Выполнение простейших полевых гидрогеологических, инженерно-геологических, гидрометрических работ

 

1. Определяет показатели физико-технических свойств грунтов.

2. Владеет информацией о гранулометрическом составе.

3. Характеризует физические свойства грунтов.

4. Характеризует генезис и физико-механические свойства грунтов.

5. Классифицирует грунты по различным показателям.

 

 

 

Дайте определение инженерной геологии, перечислите ее разделы и раскройте их сущность.

Перечислите задачи инженерной геологии проанализируйте их и сделайте заключение о важности инженерной геологии для страны

Проанализируйте этапы развития инженерной геологии и сделайте вывод

Дайте заключение о том, к каким последствиям может привести недостаточность и/г исследований

Инженерная геология

Введение. Задачи инженерной геологии

лекция

2

Фролов А.Ф. «Инженерная геология», Москва, , 1993ж.

 

 

 

 

 

 

1. Дайте определение грунтоведения и сформулируйте его задачи

2. Что следует считать грунтом

3. Почему к грунтам относят в основном породы осадочного происхождения

4. Назовите этапы литогенеза горных пород в общем и литогенеза осадочных горных пород в частности

5. Сравните этапы литогенеза осадочных горных пород с литогенезом всех горных пород и дайте заключение в чем заключается различие

Раздел 1. Основы грунтоведения

Формирование физико-механических свойств грунтов. Литогенез пород

Комбинированный урок

2

Кимкина В.М., Саламатина А.С., Макишев Д.Н., Тюрин В.М. учебное пособие «Простейшие полевые гидрогеологические и инженерно-геологические работы» Астана 2018г

 

1. Назовите генетические типы горных пород и дайте заключение как генезис г.п. влияет на их физико-механические свойства

2. Назовите генетические типы четвертичных отложений и скажите где и как они образуются.

3. Изучив карту, дайте заключение какие генетические типы распространены на территории и почему четвертичные породы в инженерной геологии разделяются по генезису и так подробно изображаются на и/г картах

Формирование физико-механических свойств грунтов. Генетические типы четвертичных отложений

 

Комбинированный урок

2

 

 

1. Дайте определение дисперсных грунтов и из каких частей они состоят

2. Назовите какие группы минералов содержат дисперсные грунты, почему они так называются

3. Проанализируйте свойства этих минералов и дайте заключение как их содержание влияет на свойства грунтов

 

Формирование физико-механических свойств грунтов. Минеральный состав грунтов

Комбинированный урок

2

Кимкина В.М., Саламатина А.С., Макишев Д.Н., Тюрин В.М. учебное пособие «Простейшие полевые гидрогеологические и инженерно-геологические работы» Астана 2018г

 

 

 

 

 

 

Итого:

8

 

 

 

 

 

 

Итого:

94

 

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Дисциплина (модуль)ПМ 02. Владение геологическими основами бурения

 

Тип проверочного

испытания

 

 

 

Результаты обучения /

Критерии оценки

Тест

ЛПЗ

Задание

КВЗ

 

Гидрогеология

Результат обучения 1

Ориентироваться в типах, генезисе, характеристиках подземных вод, гидродинамических особенностях потоков.

Критерии оценки:

1.Владеет основными сведения по гидрогеотермии.

+

 

+

 

 

Критерии оценки:

2.Характеризует физические свойства, химический и бактериологический составы подземных вод.

+

 

+

 

 

Критерии оценки:

3.Имеет представление о верховодке и грунтовых водах.

+

+

+

 

 

Критерии оценки:

4.Характеризует артезианские и подземные воды в трещиноватых, закарстованных породах и в области развития многолетнемерзлых пород.

+

 

+

 

 

Критерии оценки:

5.Имеет представление о минеральных, промышленных и термальных водах.

+

 

 

 

 

Критерии оценки:

6.Характеризует виды движения воды в породах и основные законы фильтрации.

+

 

+

 

 

Критерии оценки:

7.Понимает гидродинамические особенности потоков подземных вод.

+

 

+

 

 

Основы гидравлики и гидрометрии

Критерии оценки:

1. Владеет основами гидростатики и гидродинамики.

 

+

+

+

 

Критерии оценки:

2. Определяет режимы движения жидкости и гидравлическое сопротивление.

 

+

+

+

 

Критерии оценки:

3. Рассчитывает напорное движение в трубах.

 

+

+

+

 

Критерии оценки:

4. Рассчитывает истечение жидкости из отверстий и насадок.

 

+

+

+

 

Критерии оценки:

5. Рассчитывает истечение жидкости через водосливы.

 

+

+

+

 

Критерии оценки:

6. Рассчитывает движение жидкости в открытых руслах и каналах.

 

+

+

+

 

Критерии оценки:

7. Владеет методами определения параметров поверхностных вод.

 

+

+

+

 

Критерии оценки:

8. Владеет способами замера расхода воды.

 

+

+

+

 

Критерии оценки:

9. Владеет гидрометрическим методом оценки полезного питания и основными характеристиками подземного стока.

 

+

+

+

 

Критерии оценки:

10. Владеет статистическими методами, применяемыми при расчетах поверхностного и подземного стока.

 

+

+

+

 

Инженерная геология

Критерий оценки:

1. Определяет показатели физико-технических свойств грунтов.

+

+

+

+

 

Критерий оценки:

2. Владеет информацией о гранулометрическом составе.

+

+

+

+

 

Критерий оценки:

3. Характеризует физические свойства грунтов.

+

+

+

+

 

Критерий оценки:

4. Характеризует генезис и физико-механические свойства грунтов.

+

+

+

+

 

Критерий оценки:

5. Классифицирует грунты по различным показателям.

+

+

+

+

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

Распределение часов по курсам и модулям

 

Код модуля.

Наименование модуля.

Всего часов в модуле

В том числе

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

1 семестр

2 семестр

3 семестр

4 семестр

5 семестр

6 семестр

7 семестр

1

 

2

3

4

5

6

7

8

ПМ 03 Выполнение простейших полевых гидрогеологических и инженерно-геологических работ

 

 

 

 

 

 

 

 

Основы гидравлики и гидрометрии

 

 

 

66

 

 

 

 

Гидрогеология

 

 

 

 

20

 

 

 

Инженерная геология

 

 

 

 

8

 

 

 

Всего часов за семестр

 

 

 

66

28

 

 

 

Итого на обучения

94

 

 

Спецификации модулей

 

ПМ 02. Владение геологическими основами бурения.

Результаты обучения

Критерии оценки (действие)

Форма обучения (вид занятия)

Ресурсы

Методы и формы контроля

1

2

3

4

 

Гидрогеология

Ориентироваться в типах, генезисе, характеристиках подземных вод, гидродинамических особенностях потоков.

Владеет основными сведениями по гидрогеотермии.

Характеризует физические свойства, химический и бактериологический составы подземных вод.

Имеет представление о верховодке и грунтовых водах.

Характеризует артезианские и подземные воды в трещиноватых, закарстованных породах и в области развития многолетнемерзлых пород.

Имеет представление о минеральных, промышленных и термальных водах.

Характеризует виды движения воды в породах и основные законы фильтрации.

Понимает гидродинамические особенности потоков подземных вод.

Лекция

Комбинированный урок.

 

Гордеев П.В., В.А. Шемелина, О.К. Шулякова «Гидрогеология» М. «Высшая школа», 1990г.

 

Устный опрос (индивидуальный, фронтальный)

Письменный опрос

Тесты.

Карточки-задания

Контрольные работы.

Терминологический диктант.

Самостоятельные работы.

Основы гидравлики и гидрометрии

Владеть основными законами статики и динамики жидкости.

1. Владеет основами гидростатики и гидродинамики.

2. Определяет режимы движения жидкости и гидравлическое сопротивление.

3. Рассчитывает напорное движение в трубах.

4. Рассчитывает истечение жидкости из отверстий и насадок.

5. Рассчитывает истечение жидкости через водосливы.

6. Рассчитывает движение жидкости в открытых руслах и каналах.

7. Владеет методами определения параметров поверхностных вод.

8. Владеет способами замера расхода воды.

9. Владеет гидрометрическим методом оценки полезного питания и основными характеристиками подземного стока.

10. Владеет статистическими методами, применяемыми при расчетах поверхностного и подземного стока.

1.Комбинированный урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Практическое обучение.

1.А.А. Лучшева "Основы гидравлики и гидрометрии"

2. Рабинович Е.З. Гидравлика. М.,"Недра",1980.

3. Кимкина В.М., Саламатина А.С., Макишев Д.Н., Тюрин В.М. Учебное пособие «Простейшие полевые гидрогеологические и инженерно-геологические работы»

 

 

 

А.А. Лучшева "Сборник задач и руководство к практическим занятиям"

 

Устный опрос (индивидуальный, фронтальный)

Письменный опрос

Карточки-задания

Контрольные работы.

Терминологический диктант.

Самостоятельные работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Практическая проверка (решение задач с пояснением и использованием плакатов)

 

Инженерная геология

Выполнение простейших полевых гидрогеологических, инженерно-геологических, гидрометрических работ

1. Определяет показатели физико-технических свойств грунтов.

2. Владеет информацией о гранулометрическом составе.

3. Характеризует физические свойства грунтов.

4. Характеризует генезис и физико-механические свойства грунтов.

5. Классифицирует грунты по различным показателям.

Комбинированный урок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фролов А.Ф. «Инженерная геология», Москва, , 1993ж.

Кимкина В.М., Саламатина А.С., Макишев Д.Н., Тюрин В.М. учебное пособие «Простейшие полевые гидрогеологические и инженерно-геологические работы» Астана 2018г

Устный опрос (индивидуальный, фронтальный)

Письменный опрос

Карточки-задания

Контрольные работы.

Терминологический диктант.

Самостоятельные работы.

 

 

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.