Рабочие листы по русскому языку для обучающихся 6 класса
09.11.2020 Рабочий лист по русскому языку
Первый урок. «Чередования в корне –зор---зар- »
По следам домашних заданий.
К…саюсь, к…сание, к…снитесь, к…снулся, соприк…сновение, заг…рел, дог…рала, сг…реть, разг…релся, ог…рок, подг…рела, выг…рки, уг…рел.
Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы.
Составить словосочетания, используя данные слова.
Определить способ образования слова сгореть.
Интрига.
https://www.youtube.com/watch?v=lrFoIVLbQYI
Посмотрите видеосюжет и сделайте вывод о правописании корня –зор---зар-.
Что по этому поводу говорит учебник?
Движение темы.
Орфографическая работа.
З…ря, з…ри, з…рница,з…рянка, з…ренька, оз…рение, оз…рённость, з…рево, оз…риться, з…ревать, з…рничный, з…рюшка, оз…рив.
Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму.
С одним из слов составить предложение с обращением.
Интересно о русском.
А. Заг..р, уг..р, выг..рки, разг..р, уг..рный.
Б. Г..реть, г..рение, заг..реть, г..релый, подг..реть.
B. 3..рево, з..ря, з..рница, оз..рение, оз..рить.
Г. З..рька, з..ри, з..рюшка, з..ренька.
Вставьте пропущенные буквы, запишите, обозначьте орфограммы.
Почему слова сгруппированы именно так?
Второй урок. Повторение и обобщение по теме «Чередующиеся гласные в корне слова»
Комплексная работа с текстом.
На небе разг…рается з…ря. Я проб…раюсь узкой дорожкой через густую рожь. Тяжёлые колосья к…саются лица и будто соб…раются удержать меня. Из придорожных зар…слей выпорхнула перепёлка и скрылась во ржи.
Поднимается солнце. Его лучи освещают далёкие поля, прибрежные кусты, речку. Она ярко бл…стит на солнце.
Вот и лес. Я предпол…гал собрать здесь много ягод и отыскать грибы. Мои предпол…жения оправдались. Ягоды буквально уст…лали лесные поляны. Стоило присесть - видишь, как прячутся в траве головки спелой земляники, подберёзовики.
Долго бродил по лесу. С трудом дотащил я до дома полную корзину сладких ягод. За день моё лицо и руки заг…рели. После такой прогулки хорошо выкупаться и прилечь отдохнуть на свежем сене.
(По Д. Зуеву)
Списать, вставить пропущенные буквы, Обозначить орфограммы.
Объяснить постановку знаков препинания в предложении
Его лучи освещают далёкие поля, прибрежные кусты, речку.
Д/з:
подготовиться к контрольной работе по теме «Чередующиеся гласные в корне слова»
10.11.2020 Рабочий лист по русскому языку
Контрольная работа по теме «Чередующиеся гласные в корне слова»
С вечера разыгралась метель. Прошумела она, и волшебно преобразился лес.
Слепят глаза бл…стящие на солнце сугробы. Заколдовала зима молчаливого богатыря в хвойной кольчуге. Грузные ветки елей под тяжестью снега почти к…саются земли. Синичка сядет, а ветка не дрогнет.
Под березками приютились крохотные елочки. В причудливый наряд одела метель молодую пор…сль. От холодных лучей солнца заг…рается на них снежное покрывало. Как хороши они теперь!
Вьюга посеребрила пышные прически преогромных сосен. На их макушках примостились пышные снежные шапки. Под соснами змеится след лукавой лисицы.
Вечером в чащобе хмурятся хвойные потемки. Таинственный сумрак окутывает даль. Во мраке безлунных ночей только и видишь одни березы в темном лесу. Трудно отыскать здесь тропинку или даже дорогу.
(На основе книги Д. Зуева «Времена года»)
Списать, вставить пропущенные буквы.
Выполнить морфемный разбор слов: грузные, причудливый, безлунных, снежные, крохотные.
Определить способ образования слов: причудливый, снежные, преогромный.
Объяснить постановку запятой в предложении Синичка сядет, а ветка не дрогнет.
Указать слова в переносном значении предложении От холодных лучей солнца заг…рается на них снежное покрывало.
11.11.2020 Рабочий лист по русскому языку
«Буквы И, Ы после приставок»
По следам домашних заданий.
Предл..жил выр…стить р…сток,
Так подб…ри ему горшок.
Лампу рядом заж…гай,
Коврик снизу подст…лай.
Забл…стит в земле листок –
Это выр...с твой р...сток!
Списать, вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы.
Дать характеристику последнему предложению.
Интрига. Продолжаем работать с чередованиями. Они бывают не только в корнях слов!
Анализ языкового материала
Проказница-Мартышка,
Осел, Козел да косолапый Мишка
Затеяли сыграть квартет.
«Постойте ж, я сыскал секрет»,-
Кричит Осел.
Обратите внимание на слова сыграть и сыскал. В чем особенность их написания?
Выпишите выделенные слова в неопределенной форме, рядом напишите слова, от которых они образовались. Как вы думаете, что случилось с буквой и, почему она изменилась на ы?
Видеосюжет
Работа с учебником
параграф 39
обратите внимание на графическое обозначение данной орфограммы!
Движение темы.
Упражнения 197 и 198 (по заданию в учебнике)
Я знаю всё!»
Сверх..нтересный, не..звестный, под..тожить, без..скусный, роз..грыш, по..скать, меж..нститутский, небез..звестный, без..сходный.
Списать, вставить пропущенные буквы, обозначить изученную орфограмму.
Составить словосочетания с 5 словами на выбор.
Д/з:
параграф 39, теория
упр. 199 (по заданию в тетради для домашних работ)
12.11.2020 Рабочий лист по русскому языку
«Правописание приставок при- и пре- »
По следам домашних заданий.
Раз…гралась метель, от…скать клад, без…мянный палец, об…грать в шашки, меж…гровой перерыв, меж…нститутский проект, под..тожить заседание, сверх..нтересный рассказ, из…сканный вкус, супер…нтересный фильм, пред…нфарктное состояние, вы…грать в лотерею.
Вставить пропущенные буквы, означить орфограмму.
Интрига.
Под-, над-, по-, с-, на-, про-
Что объединяет эти приставки?
Имеют ли они варианты? Почему?
Подберите слова с этими приставками.
Без- и …, раз- и …, воз- и …, низ- и …
Укажите варианты этих приставок.
От каких условий зависит написание?
Подберите слова с этими приставками парами.
ПРИ- или ПРЕ-? ПРЕ- или ПРИ-?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.
Анализ языкового материала.
Смотри слайды презентации 4-18
Параграф учебника 40, стр. 111-112
Обратите внимание на графическое обозначение данной орфограммы!
Движение темы.
«Опросик»
1) ПРИшить – «присоединение»
2) ПРИоткрыть – «неполнота действия»
3) ПРИморский – «близость к чему-либо»
4) ПРЕувеличить – «неполнота действия»
Указать неправильное объяснение значения приставки.
Проверить себя по слайду 21.
Д/з:
стр. 111-112;
упр. 203 (по заданию в тетради для домашних работ)
13.11.2020 Рабочий лист по русскому языку
«Правописание приставок при- и пре- »
Движение темы.
«Я знаю всё!»
1) Час обеда пр…ближался, топот по двору раздался.
2) Там о заре пр…хлынут волны на брег песчаный и пустой.
3) Пирожок лишь разломила да кусочек пр…кусила.
4) Вмиг тогда мой петушок пр… подымет гребешок.
5) Здравствуй, князь ты мой пр…красный!
Что ты тих, как день ненастный?
6) А князь в окошко,
Да спокойно в свой удел через море пр…летел.
Списать. Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму.
Проверить себя по слайду 23.
«Впереди экзамен!»
1) пр…рвать, пр…волжский, пр…близить
2) пр…бежал, пр…брежный, пр…открыть
3) пр…городный, пр…ставить, пр…кратить
4) пр…красный, пр…кратить, пр…подаватель
В какой строке все слова пишутся с И?
Докажи!
Проверь себя по слайду 26.
1) пр…ладить, пр…лечь, пр…забавный
2) пр…увеличить, пр…мудрый, пр…неприятный
3) пр…сесть, пр…винтить, пр…спокойный
4) пр…брежный, пр…ползти, пр…градить
В какой строке все слова пишутся с И?
Докажи!
Проверь себя по слайду 28.
Д/з:
стр. 111-112;
упр. 204 (по заданию в тетради для домашних работ)
16.11.2020 Рабочий лист по русскому языку
1 урок. Гласные в приставках пре - и при-
По следам домашних заданий
Глазки пр…кроем, а теперь пр…откроем. Пр…встанем. Пр…ятно улыбнемся друг другу. Руками пр…хлопаем, ногами пр…топаем, пр…поднимемся на цыпочки, пр…остановимся, дух переведём, пр…сядем и пр…остановленную работу опять начнём.
Списать. Вставить пропущенные буквы. Графически объяснить, какие буквы вставили.
Какое слово не поддаётся объяснению?
Интрига
Но всегда ли, ребята, мы можем с точностью определить значение приставок пре- и при-?
Есть слова, в которых эти приставки утратили свое значение или даже «приросли» к корню. Поэтому, что мы должны делать с этими словами?
А в каких источниках информации мы можем найти правильное написание слова?
Что по этому поводу говорит ваш учебник?
Движение темы
«Подскажи словечко!»
Глава государства -
подарок -
оперная певица, исполнительница главных ролей -
помеха на дороге -
первое представление пьесы, фильма -
история, передающаяся из уст в уста –
Записать лексическое значение слов, «расшифровать» их. При необходимости обратиться к справочной литературе.
«Опросик»
1.Эта приставка имеет значение “очень”.
2.Эта приставка пишется в словах приблизиться.
3.Эта приставка имеет значение “пере-“
Эта приставка пишется в словах “пр…лестный, пр…красный“.
Эта приставка имеет значение неполноты действия.
Эта приставка пишется в слове пр…ставка.
Эта приставка пишется в словах пр…мудрая.
Эта приставка имеет значение присоединения.
Эта приставка имеет значение “чуть-чуть“
Ответьте письменно на вопросы! Затем проверьте себя по ключу.
Ключ:
Пре-
При-
Пре-
Пре-
При-
При-
Пре-
При-
При-
5-6 правильных ответов –«3»
7-8 правильных ответов – «4»
9 правильных ответов – «5».
«Пожелания»
Дорогие мои ребята! Вы пр…красно поработали. Пр…обрели новые
знания. Пр…одолели трудности. Пр…задумались над ошибками. Я получила
пр…огромное удовольствие от общения с вами. Русский язык для вас не пр…града.
Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте данную орфограмму.
16.11.2020 Рабочий лист по русскому языку
2 урок. Обобщение и повторение по теме «Правописание приставок»
https://testedu.ru/test/russkij-yazyik/6-klass/test-glasnyie-v-pristavkax-pre-i-pri.html
Пройти по ссылке и решить тест
Нажать кнопку «Проверить результат»
17.11.2020 Рабочий лист по русскому языку
Контрольный тест
https://best-language.ru/test/pristavki-pre-i-pri
Пройти по ссылке и решить тест
Результат в процентах прислать учителю (появится процент выполнения работы)
18.11.2020 Рабочий лист по русскому языку
Соединительные о и е в сложных словах
По следам домашних заданий
Пр…крикнуть, пр…добрый, пр…открыть, пр…образовать, пр…двинуть, пр…гнуть, пр…школьный, пр…лечь, пр…милый, пр…землиться, пр…рвать, пр…кратить, пр…спокойно, пр…тихнуть, пр..вилегия пр..зидента, пр..данья старины , радиопр..ёмник, пр..бывать вовремя.
Списать, вставить пропущенные буквы.
Составить предложения с любым словом или словосочетанием с обращением.
Интрига
Хоть заманчив он на вид, но однако ядовит. Знают люди с давних пор: Несъедобен … | Каждый день выходит утром |
Смело в небе проплывает, Человек им управляет. | И на земле, и на снегу Я зверя выследить могу По следу лапок и копыт. На то и есть я … |
Есть у нас квартире робот, У него огромный хобот, Любит робот чистоту И гудит, как лайнер «ТУ». Он охотно пыль глотает. НЕ болеет, не чихает. … | По волнам плывёт отважно, |
Разгадайте загадки, запишите отгадки!
Что объединяет все эти слова?
Посмотрите видеосюжет.
Что по этому поводу говорит ваш учебник?
Обратите внимание на обозначение данной орфограммы в учебнике!!!
Движение темы
«Подскажи словечко!»
1)Человек, любящий жизнь, радость
2) Человек, который любит труд
3) Насаждения, защищающие поля
4) Машина, очищающая дороги от снега
5) Река, по которой ходят суда
6) Бумага, чувствительная к свету
Составить сложные слова, вставить соединительный гласный, обозначить изучаемую орфограмму.
Упражнение 215
по заданию в учебнике
Д/з:
параграф 41
упражнение 217 (по заданию в учебнике)
19.11.2020 Рабочий лист по русскому языку
Соединительные о и е в сложных словах
https://saharina.ru/tests/test.php?name=test97.xml
Пройти по ссылке и решить тест
Результат в баллах прислать учителю
20.11.2020 Рабочий лист по русскому языку
Сложносокращенные слова
По следам домашних заданий
Басн..писец, власто..любие, водо..напорный, груд..брюшная (преграда), дальн..восточный, дальн..видный, жизн..описание, камен..тес, каш...вар, кон...водство, кон..крадство, кост..резный, кров..носный, кров..обращение, москв..рецкий, овц..еводство, пар..ходство, песн...творчество, песн..пение, растени..водство, сорок..ножка, ча...питие.
Списать, вставить пропущенные буквы, обозначить изученную орфограмму.
Интрига
Внимательно посмотреть видео
Что говорит ваш учебник (параграф 42)?
Движение темы
Упражнение 220
Устно по заданию в учебнике
Упражнение 221
Письменно по заданию в учебнике
Д/з:
параграф 42;
упр. 223 (письменно в тетради по заданию в учебнике)
23.11.2020 Рабочий лист по русскому языку
1-2уроки Устное сочинение по картине Т.Н.Яблонской «Утро»
1. Интрига.
Ребята, какие ассоциации возникает у вас при слове «утро»?
А что может быть изображено на картине, которая называется «Утро»?
Итак, давайте посмотрим, насколько вы правы. Откройте репродукцию картины в учебнике.
К какому типу речи отнесём ваши сочинения?
Что характерно для описания как типа речи?
Какие эпитеты подобрать к слову «утро»?
Какое настроение создают те эпитеты, которые вы подобрали?
Чудесное утро, солнечное утро, ранне утро.
2 . Знакомство с Т.Н.Яблонской и её творчеством.
Давайте познакомимся с художницей поближе. Это поможет вам создать сочинение по одному из полотен художницы.
Татьяна Ниловна Яблонская родилась в 1917 году в Смоленске в семье учителя истории и рисования Нила Александровича Яблонского. Первые уроки рисования получила от отца. Потом рисование стало не просто детским увлечением. В 1935 году вместе с сестрой Татьяна Яблонская поступила в Киевский художественный институт. С 1941 по 1973 преподаёт в родном институте. На своих полотнах Яблонская изображает простых людей, их труд, любит писать детей. Для творчества художника характерны жизнеутверждающие мотивы, поэтические образы современников и родной природы. Т.Н.Яблонская – заслуженный деятель искусств Украины, в 1960 году ей присвоено звание народного художника Украины.
В 1954 году Т.Н.Яблонская создала картину “Утро”. Это рассказ о красоте будней. Художник учит нас видеть прекрасное в обыденном, простом, что нас окружает и что мы не всегда замечаем.
3 . Анализ картины “Утро”.
Рассмотрите картину. Что изображено на ней? Для чего картина разбита на фрагменты?
Опишите девочку. Какая у нее фигура? Какая у нее поза? Для чего художница изобразила девочку именно в этой позе? Как одета девочка?
(У девочки стройная фигура. Школьница стоит в позе ласточки. Её руки вытянуты в стороны и чуть подняты вверх. Правая нога отставлена в сторону, носочек вытянут. Художница показала, что движения девочки просты и изящны. Школьница легко одета, на ней белая майка и чёрные шорты. Ничто не сковывает движений. Длинные русые волосы заплетены в косу.)
Помним, что девочка одета, но на девочке надеты… (беленькая майка, темные шорты и пр.)
Опишите комнату девочки.
Какая это комната по размеру и количеству солнечного света?
Какая мебель присутствует?
Как можно описать стол?
Как выглядит пол?
Что висит на стенах?
Как комната характеризует хозяйку? О чем говорят детали картины?
(Комната просторная и светлая. Обилие солнца и света. Чистый и свежий воздух из распахнутой двери. В помещении немного мебели: деревянная кровать в углу с белоснежным постельным бельём, круглый стол, покрытый льняной скатертью с бахромой, да стул. Паркетный пол сверкает своей чистотой. Художница во всём подчёркивает уют: из кашпо тянутся стебли плюща, яркое солнышко играет на его листочках. Ощущение уюта усиливает цветок на подоконнике. Под кашпо на стене эстамп с изображением диковинных птиц. На столе глиняный кувшин и такая же кружечка. Рядом с кружкой тарелка необычной формы. Видно, что хозяйка комнаты аккуратная. Всё просто в этой картине, но всё до мелочей продумано автором.)
Что изображено за окном?
Какое время года изображено? Какая погода? Как вы это определили?
(Стоит весна. Учебный год ещё не закончился. На стуле лежит школьная форма. Дверь на балкон распахнута. Погода тёплая, утро ясное, солнечное. Длинные тени вытянулись по полу, спрятались в складках постели.)
4. Лексическая работа (подбор синонимов)
Яблонская Т.Н.: Татьяна Ниловна, художник, мастер кисти, автор картины, живописец
Изобразила: запечатлела, показала, создала, передала, написала, нарисовала, представила
Героиня картины: юная спортсменка, ученица, действующее лицо, девочка, школьница, главный персонаж картины, героиня
5. Составление плана сочинения.
План.
1. Т.Н.Яблонская – известный художник.Картина “Утро” - одна из работ живописца.
2. Описание картины:
а) девочка (внешний вид, поза, одежда)
б) уютная комната (мебель, обстановка, стены, пол, детали)
в) аккуратная хозяйка(как комната характеризует ее хозяку)
3. Почему картина имеет такое название.
4. Какие краски преобладают на полотне.
5. Мои впечатления от картины.
Предлагаю вашему вниманию возможное начало.
Т.Н.Яблонская – известный живописец. На своих полотнах она изображает простых людей, их труд, очень любит писать детей. В своих произведениях художница предстаёт человеком, который очень любит жизнь, умеет увидеть прекрасное в повседневном.
Возможное заключение.
Мне очень понравилась работа Т.Н.Яблонской “Утро”. Посмотришь на эту картину, полную света, солнца и воздуха, вспомнишь о весне, и сразу как-то радостно становится на сердце, хочется крикнуть: “Хороша наша жизнь, несмотря ни на что!”
6. Д/з:
устно (кому удобно, можно письменно) по плану описать картину, пользуясь материалами рабочего листа
оценить свою работу по пятибалльной шкале и прислать учителю оценку
24.11.2020 Рабочий лист по русскому языку
Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя существительное»
Работа с видеофрагментом
Перейти по ссылке и посмотреть видеофрагмент.
Познакомиться с материалом учебника по данной теме (параграф 44)
Движение темы
Упражнение 243 (по заданию в учебнике устно)
Упражнение 246 и 248 (по заданию в учебнике письменно)
Рассмотреть таблицу в упражнении 246.
Используя материалы таблицы, выполнить в тетради упражнение 248.
Упражнение 250 (по заданию в учебнике устно)
Чтобы справиться с работой, нужно воспользоваться схемой.
Д/з:
параграф 44;
упражнение 253 (письменно по заданию в учебнике)
не забудьте обозначить орфограммы и в первом, и во втором абзацах!!!
25.11.2020 Рабочий лист по русскому языку
Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя существительное»
Пройти по ссылке и решить тест, внимательно изучив инструкцию к выполнению каждого задания
Нажать кнопку «Проверить результат»
26.11.2020 Рабочий лист по русскому языку
Разносклоняемые имена существительные
«Опросик»
Что такое склонение?
Сколько склонений в русском языке?
Какие существительные относятся к 1 склонению? Примеры.
Какие существительные относятся ко 2 склонению? Примеры.
Какие существительные относятся к 3 склонению? Примеры.
Как думаете, что такое разносклоняемые существительные? Какие есть предположения?
Работа с видеофрагментом
Посмотрите видеофрагмент.
Что говорит ваш учебник? (параграф 45)
Обратите внимание на обозначение данной орфограммы!!!
Движение темы
Упражнение 255 (по заданию в учебнике письменно)
Упражнение 257 (по заданию в учебнике устно)
Д/з:
параграф 45 (10 разносклоняемых существительных выучить наизусть!!!)
упражнение 258 (не забудьте обозначить орфограммы в окончаниях существительных; в случае затруднений воспользуйтесь таблицей и схемой, данными ниже)
27.11.2020 Рабочий лист по русскому языку
Разносклоняемые имена существительные
https://onlinetestpad.com/ru/test/2055-raznosklonyaemye-imena-sushhestvitelnye-variant-1
Пройти по ссылке, решить тест по предложенной инструкции
Результат прислать учителю (ниже появится оценка в школьном формате «2», «3», «4» или «5»)
30.11.2020 Рабочий лист по русскому языку
Буква е в суффиксе -ен- существительных на –мя (2 урока)
По следам домашних заданий
Устная разминка
Есть история про племя.
Лишь весной наступит время,
Племя мирно сеет семя,
Хоть пахать и сеять – бремя.
Но вожак их - ногу в стремя,
Прилепив перо на темя,
Над собою поднял знамя,
Раздувает распри пламя.
У коровы полно вымя.
Папуаске нужно имя
Для сынишки сочинить
И корову подоить.
Призывает всех опять
Не работать – воевать.
Но не хочет племя вновь
Проливать напрасно кровь.
Всем милее мирный путь…
Назовите разносклоняемые имена существительные.
В стародавнее древнее …
В шалашах без окон и дверей
Жило – было лохматое …
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове …,
Как написать свою фамилию и …,
Зачем на лошадь надевали седло и … –
Необразованное было это … .
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их … забот.
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Вставьте подходящие по смыслу разносклоняемые существительные. В случае затруднения используйте слова для справок (бремя, время, вымя, имя, племя, стремя).
Интрига
Анализ языкового материала
Время было в обрез.
Сколько время прошло?
У тебя нет время поговорить.
Откорректируйте данные предложения (исправьте в них ошибки).
Объясните, почему эти ошибки возникли.
Что не учёл автор, составляя предложения?
Работа с учебником
параграф 46, стр. 138
обратите внимание на обозначение данной орфограммы в правиле!!!
Движение темы
Орфографическая минутка
Мои родители сообщили мене о ценности знам…н… .
Я в будущем создам машину врем…н… .
На уроке нам рассказывали об опасности плам…н… .
Из маленького сем…н… вырастает большое дерево.
Мы своих домашних животных зовем по им…н… .
Спишите. Вставьте пропущенные буквы.
В 1, 2 и 4 предложениях подчеркните грамматические основы.
Упражнение 259 (письменно по заданию в учебнике)
Д/з:
параграф 46 (знать, как обозначается данная орфограмма!!!)
упражнение 260 (в тетради по заданию в учебнике)
01.12.2020 Рабочий лист по русскому языку
Несклоняемые имена существительные
Работа с видеофрагментом
Перейти по ссылке и посмотреть видеофрагмент.
Познакомиться с материалом учебника по данной теме (параграф 48)
Движение темы
Упражнение 272 (устно по заданию в учебнике)
Упражнение 273 (письменно по заданию в учебнике)
Д/з:
параграф 48
упражнение 267 (письменно по заданию в учебнике)
04.12.2020 Рабочий лист по русскому языку
Имена существительные общего рода
По следам домашних заданий
Самостоятельно.
Мой брат Витя – настоящ… забияка. Сестрёнка Оля – всем известн… тихоня. Это… маленьк… непоседа Даша не мог… усидеть спокойно ни минуты.
Вставить недостающие окончания, объяснить свой выбор. Объяснить постановку тире в первом и втором предложениях.
Поднялся вдруг весь псарный двор, почуя серого так близко забияку. А ведь признайся, есть из кумушек твоих таких кривляк пять – шесть! Ах, ты обжора, ах, злодей! Как расшумелся здесь, невежа! А за слоном толпы зевак ходили.
Найти существительные общего рода. По возможности, указать их род. Откуда знакомы нам эти предложения?
Фронтальная работа.
Грязнуля, кофе, колибри, жадина, рёва, пианино, подлиза, растяпа, кашне, киви, недотрога, леди, неженка, шимпанзе.
На какие группы можно разделить слова? По какому принципу?
В каком из столбиков можно определить род существительных? Сделаем это!
Почему невозможно определить род существительных другого столбика без дополнительных сведений? Что для этого нужно сделать?
Интрига.
Слово учителя
Основная проблема при изучении существительных общего рода – это умение правильно их сочетать с прилагательными и глаголами прошедшего времени. Однако подобная сложность возникает не только с этими словами!
Анализ языкового материала
Учитель, архитектор, врач
Какого рода эти существительные? (Мужского рода, т.к. изначально это мужские профессии. Однако в современном мире и женщины могут быть в этих профессиях. Отсюда возникает грамматическая проблема: как правильно сочетать эти слова с прилагательными и глаголами прошедшего времени.)
Как правильно ввести их в состав предложений? Попробуем дописать окончания!
Строг… учитель Смирнова вошл… в класс.
Расставим окончания. Для этого предлагаю оттолкнуться от синтаксической структуры предложения. (Строгий учитель Смирнова вошла в класс.)
Перестройте предложение, изменив пол педагога. Возникли сложности? Почему? (Строгий учитель Петров вошел в класс.)
Работа с учебником
Внимательно прочитайте статью учебника, перескажите (страница 146)
Движение темы.
Комментированное письмо
Известн… доктор Иванова выступил… но конференции.
Талантлив… архитектор Сидорова представил… проект моста.
Молод… лаборант Зиночка вымыл… пробирки.
Умел… токарь Вакунов выточил… деталь.
Доброжелательн… терапевт Кушнарёва получил… премию.
Вставить необходимые окончания, объясняя свой выбор.
Конструирование предложений.
… завуч Константинова …
… директор Чиковинская …
… учитель Туголукова …
Предлагаю поработать с фамилиями и должностями хорошо знакомых людей! Это завуч, директор и я.
Введите данные сочетания слов в предложения. Обязательно употребите прилагательное и глагол в прошедшем времени.
Домашнее задание.
упражнение 279 (письменно по заданию в учебнике)
статья учебника (страница 146)
Никитина Людмила Анатолиевна
Туголукова Елена Николаевна