Рабочие листы по литературе для обучающихся 6 класса
10.11.2020 Рабочий лист по литературе
Роман А.С.Пушкина «Дубровский»
Самостоятельное чтение романа по главам (главы 1-2)
История создания романа
В октябре 1832 года, А. С. Пушкин принялся за роман в трех частях, который остался незаконченным и был напечатан только после его смерти. Это был «Дубровский», названный так по имени главного героя. В рукописи заглавия нет, на первом листе просто сказано: «Том первый. Глава первая». Пушкиным были написаны только два тома. Как показывают отметки в рукописи, второй том был закончен в феврале 1833 года. В основу романа Пушкин положил случай, довольно характерный для отношений между помещиками и для судебного произвола, существовавшего в то время. Пользуясь своим влиянием, сильный и богатый помещик всегда мог притеснить бедного соседа и даже отнять у него законно принадлежащее ему имение.
Об одном таком случае рассказал Пушкину его приятель В. П. Нащокин, знавший некоего помещика Островского, который был разорен своим знатным соседом, лишился имения и вместе со своими крестьянами организовал разбойничью шайку. Писатель заботился о реалистической правдивости своего романа, о приближении его к подлинной действительности.
Н. Г Чернышевский писал об этом романе: «Трудно найти в русской литературе более точную и живую картину, как описание быта и привычек большого барина старых времён в начале романа «Дубровский».
3. Вопросы по тексту.
С кем знакомимся мы в 1-ой главе?
Кого можно назвать «большим барином старых времён»?
Обратимся к тексту. Что говорит автор о сходстве и различии этих героев? (таблица в тетради )
Троекуров (Кирилл (гр.) – господин, владыка, повелитель) | Дубровский (Андрей (гр.) – мужественный, храбрый) |
Сходство Ровесники, рождены в одном сословии, воспитаны одинаково, сходствовали отчасти и в характерах и в наклонностях. «В некотором отношении и судьба их была одинакова: оба женились по любви, оба скоро овдовели». | |
Различия | |
«Выказывал пороки человека необразованного», «привык волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума», «надменный … с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно | «…нетерпеливость и решительность характера», «беден и независим», горд – отказался от предложения Троекурова поженить Машу и Владимира. |
«С дочерью он своенравен, любит до безумия, угождает её прихотям и в то же время суров и жесток. «Никогда не мог добиться её откровенности. Она привыкла скрывать от него свои чувства и мысли». Отец и дочь не знают и не понимают друг друга, гармонии мира в этой семье нет, воспитанием дочери Кирила Петрович не занимается. В этой же главе рассказывается о Саше, брате Маши, которого он признал сыном. | В доме Дубровских висит портрет жены Андрея Гавриловича, хранятся письма, которые были написаны ею во время турецкого похода. Здесь свято хранят память о любви. Владимир «лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезён в Петербург на восьмом году своего возраста – со всем тем он романтически был к нему привязан и тем более любил семейственную жизнь». |
Вывод: безнравственный, жестокий человек, не способный на чистые, благородные чувства. | Вывод: семья Дубровских строится на любви, понимании и терпении. |
Чего же больше: сходства или различий в характерах этих героев? Похожи ли эти семьи?
Вывод: оговорки автора – «в некотором отношении» и «отчасти» - верна, судьбы отчасти похожи, но семьи разные. Дубровских в полном смысле слова можно назвать семьёй, они понимают друг друга, любят, у них есть святыни, которые они берегут.
Д/з:
читать роман по главам (3-4)
выборочный пересказ: как поссорились помещики
выученное стихотворение «Зимнее утро» прочесть маме (бабушке, папе и т.д.), прислать мне оценку.
11.11.2020 Рабочий лист по литературе
Роман А.С.Пушкина «Дубровский»
Вопросы по тексту.
Как автор характеризует дворовых Троекурова?
Как ведут себя люди Кирила Петровича после ссоры хозяина с Дубровским?
Вывод: хозяин и его холопы похожи: тщеславны, грубы и своенравны.
Что нового узнаём мы об отношениях господ Дубровских и их слуг из разговора Владимира Дубровского с кучером Антоном?
При встрече старика Дубровского с сыном, Орина Егоровна журит барина. Обратите внимание, как она, крепостная, к нему обращается: «Зачем ты встал с постели, - говорила ему Егоровна, - на ногах не стоишь, а туда же норовишь, куда и люди». Если опустить слова автора и оставить только прямую речь, как вы думаете, кто мог бы сказать такие слова?
Вывод: значит, между хозяевами и слугами царят добрые, человеческие отношения.
Из-за чего возникла ссора между помещиками? Каково душевное состояние Андрея Гавриловича при осмотре псарни? Обратите внимание на выражение внутренних переживаний героя и найдите авторские оценки этого состояния.
Что отвечает Дубровский Кирила Петровичу на вопрос?
Чем, на ваш взгляд, вызвана столь язвительная реплика Дубровского?
Как ведёт себя Троекуров в этой ситуации?
Вывод: Дубровского не просто унизили, оскорбили, задета дворянская честь, а Дубровский – человек гордый и независимый. Однако Троекуров не принимает эту ситуацию близко к сердцу.
Как дальше развиваются события? (Отметим, что Троекуров не просил Дубровского вернуться. Он «велел тотчас его догнать и воротить непременно»)
Отказ же Дубровского осердил Троекурова, который привык ко всеобщей покорности. Письмо Дубровского еще больше рассердило его. Троекуров счел себя оскорбленным тем, что от него кто-то смеет требовать извинений. Как себя чувствует Троекуров на охоте?
А. С. Пушкин очень тонко передаёт психологическое состояние героя. Задумаемся над вопросами: что было бы, если бы и охота удалась, и обед удался? Как поступил бы тогда взбалмошный, своенравный человек? Поехал бы полями Дубровского? Или приехал бы сам к нему мириться? Как показал автор Троекурова после охоты?
Кто же помог тому, чтобы вражда разгорелась ещё пуще?
Как решил отомстить Троекуров Дубровскому за наказание покровских мужиков, воровавших лес в кистенёвской роще?
Чего хотел добиться Троекуров, отняв Кистенёвку у Дубровского?
Удалось ли ему это? Почему его торжество было отравлено?
Что мы узнали о состоянии Кирила Петровича из 4-ой главы?
Вывод: Кирила Петрович – натура неуравновешенная, властолюбивая, вспыльчивая, но отходчивая, поэтому Пушкин так подробно описывает все движения души, поступки этого героя; Дубровский же гордый и независимый, никогда не смог бы простить оскорбления, поэтому он показан статично.
Д/з:
дочитать роман
выборочный пересказ «Приключения француза Дефоржа в России»
12.11.2020 Рабочий лист по литературе
Роман А.С.Пушкина «Дубровский»
Вопросы по тексту
Какие черты характера Владимира Дубровского проявляются во время жизни в Петербурге, а какие – в Кистенёвке?
С какой целью автор даёт в пятой главе описание осеннего пейзажа?
Как Владимир стал разбойником? Что побудило его сжечь родную усадьбу?
Каков Дубровский в роли предводителей разбойников? Показывает ли Пушкин, как Владимир руководит бунтовщиками?
О каких эпизодах разбойничьей жизни Дубровского узнаёт читатель и от кого?
В роли кого появляется Дубровский в доме Троекурова?
Когда мы узнаём, что Дефорж – это Владимир Дубровский?
Почему Владимир Дубровский отказался от мести?
Любил ли Владимир Машу? Если любил, то когда возникло это чувство?
Как относится Маша к Дубровскому?
Вывод: на протяжении всего романа, в какой бы роли Владимир Дубровский ни выступал, он всегда великодушен, благороден, отважен, верен принципам чести, доброты, любви и справедливости.
Подведение итогов
Когда дочитываешь последние страницы повести, охватывает целая буря самых разнообразных чувств. Прежде всего, удивляешься, что повествование окончилось так внезапно, и мы совершенно не знаем, как сложилась дальше жизнь главного героя. Такое впечатление, что Пушкин просто отложил рукопись в сторону, сказав то главное, что хотел сказать нам. Повесть действительно считалась неоконченной и не имела названия, именем главного героя произведение назвали, готовя к посмертному изданию сочинения Пушкина (при жизни поэта повесть не была напечатана).
Д/з:
подумайте, как могла бы сложиться дальнейшая судьба героев, напишите сочинение-миниатюру (10-12 предложений), выбрав одного или двух героев (работу можно сдать в понедельник,16.11)
17.11.2020 Рабочий лист по литературе
Контрольная работа по повести А. С. Пушкина «Дубровский»
https://kupidonia.ru/viktoriny-result/test-po-romanu-pushkina-dubrovskij
Пройти по ссылке, решить тест
Нажать кнопку «Проверить»
Результат в процентах прислать учителю (появится процент выполнения работы)
18.11.2020 Рабочий лист по литературе
Чувство одиночества и тоски в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи». Композиция.
Слово учителя
В 1840 году за дуэль Лермонтов снова был сослан на Кавказ, где шла война. Лермонтов стрелялся на дуэли с сыном французского посланника Баранта. Барант промахнулся, а Лермонтов выстрелил в воздух. О дуэли узнал царь и распорядился назначить Лермонтова в такой полк, который находился на самом опасном участке войны и нес тяжелые потери. Михаил Юрьевич понимал, что его отправляют на верную смерть. К этому времени он уже был знаменитым поэтом. О нём писали критики, спорили читатели.
Лермонтов хотел уйти в отставку, чтобы целиком посвятить себя литературе. Но этому не суждено было осуществиться.
Чтение и анализ стихотворения «Тучи»
История создания стихотворения «Тучи»
Один из современников Михаила Юрьевича Лермонтова вспоминал: «Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим, и тут, растроганный вниманием к себе и непритворною любовью избранного кружка, Лермонтов, стоя в окне и глядя на тучи, которые ползли над летним садом и Невою, написал стихотворение «Тучки небесные, вечные странники!..» Гости просили поэта прочесть только что написанное стихотворение. «…Он оглянул всех грустным взглядом выразительных глаз своих и прочел его. Когда кончил, глаза были влажные от слёз». (по воспоминания Владимира Александровича Сологуба)
Анализ стихотворения “Тучи”
Какую картину вы представили себе во время чтения?
Сколько частей можно выделить в стихотворении?
Анализ 1 части
Как поэт обращается к тучкам и почему именно так?
Кто такой странник?
Как называется это художественное средство?
Что общего у себя с тучами находит поэт?
Как поэт называет небо и почему именно так?
Как называется это художественное средство?
Цвет лазури, какой он? Подберите синонимы к слову лазурный.
С помощью каких художественных средств поэт создает образ легких тучек, мчащихся «степью лазурною, цепью жемчужною».
Как вы понимаете метафору «цепью жемчужною»?
Анализ 2 части
К кому обращается поэт во второй строфе? Ждет ли он ответы на свои вопросы? Как называются в литературе такие вопросы?
Почему поэт должен расстаться с родиной? Какие риторические вопросы объясняют причины изгнания? А какая причина самая горькая?
Почему? (настоящие друзья не предают) Значит, друзей у него нет, он одинок, гоним.
Анализ 3 части
Перечитайте третье четверостишие и подумайте, с каким чувством смотрит поэт на убегающие тучи. Он завидует тучкам? Жалеет их? Сочувствует им?
Какие художественные средства помогают поэту передать чувство тоски, одиночества?
Как называется это художественное средство?
Д/з:
стихотворение «Тучи» выучить наизусть;
рассказать маме (бабушке, сестре, брату, …)
прислать учителю оценку
19.11.2020 Рабочий лист по литературе
Тема красоты и гармонии с миром в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком…»
К анализу стихотворения «На севере диком…».
«На севере диком…» – вольный перевод стихотворения немецкого поэта Генриха Гейне.
Удивительная глубина и тайна есть во всех произведениях М. Ю. Лермонтова, стихи эти обладают свойством расти вместе с читателем, обогащаясь по мере духовного роста человека новым содержанием и помогая его развитию.
«На севере диком…» – это прекрасный пейзаж, в юности стихотворение отвечает мечте о родной душе, в зрелые годы это еще и мысль о недостижимости идеала.
Какой пейзаж вы бы нарисовали, прочитав это стихотворение? Какие краски использовали? Почему?
К анализу стихотворения «Листок»
Это легенда? Сказка? Кого имел в виду Лермонтов, когда рассказывал историю листка? Он рассказывает иносказательно? Как называется приём иносказания?
В каких известных вам стихотворениях поэт иносказательно говорит о человеке, его чувствах, раскрывая их через образы природы?
Кто же лирический герой стихотворения?
Легка ли судьба листка?
Чем похожа жизнь Листка на жизнь поэта?
Какие они, листок и чинара? Заполните таблицу примерами из текста.
Листок | Чинара |
| |
| |
| |
| |
Какие чувства вызывает у вас Листок и Чинара? Почему?
Д/з:
стихотворение «Листок» выучить наизусть (можно до 22.11);
рассказать маме (бабушке, сестре, брату, …)
прислать учителю оценку
24.11.2020 Рабочий лист по литературе
Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Утес», «Три пальмы»
1. Слово учителя.
Всю свою жизнь Михаил Юрьевич Лермонтов размышлял над важными жизненными вопросами, и свои мысли он старался выразить в своей лирике. Автор словно вовлекает нас, читателей, в свои размышления. Поэтому, читая его стихотворения, мы переживаем, грустим и радуемся, живем вместе с его героями. Лермонтов создавал настоящие шедевры. Например, его пейзажная лирика. Как ярко умел он передать красоту природы во всех ее красках, со всеми ее настроениями! Многие произведения поэта наполнены грустью, трагичностью, и причину этой трагедии автор видел в несправедливом устройстве мира. Примером может служить его стихотворение "Три пальмы".
2. Анализ стихотворения «Три пальмы»
Кто главные герои стихотворения?
Как проходит их жизнь?
Почему пальмы недовольны своей жизнью?
Что разрушает покой и гармонию, которыми дышат первые строфы стихотворения?
При помощи каких выражений Лермонтов создает впечатление хаоса, беспорядка, суеты? Найдите в тексте.
А теперь посмотрим, как автор изображает караван. Найдите, какими красками рисует автор караван?
Какими звуками наполняет?
Найдите сравнения в тексте. С кем (чем) автор сравнивает караван?
Что мы узнаем дальше из стихотворения?
Что же случилось с наступлением вечера?
Как вы считаете, почему люди вырубили пальмы?
С кем сравнивает пальмы Лермонтов?
С помощью каких слов и выражений вы можете доказать это?
Почему Лермонтов говорит о них, как о живых существах?
Какое желание возникает у вас после прочтения этого эпизода?
Как развивались дальнейшие события?
Что осталось после пребывания людей у родника? Во что превратился ранее цветущий живительный уголок природы?
Почему вместе с пальмами исчез и родник?
Что вы можете сказать о поступке этих людей?
А вы оправдываете этих людей? Почему?
Что было ценно для этих людей?
Можно ли было найти другой выход из создавшегося положения?
Чем являлся для путешественников этот оазис?
Как обошлись с этой ценностью люди?
Какова же цена этой ценности (ведь она сейчас уничтожена) для остальных людей, которые путешествуют по важным делам, для животных, перевозящих грузы?
Мы видим, что стихотворение заканчивается трагически. За что же прекрасные пальмы так жестоко наказаны?
Справедливо ли такое жестокое наказание с точки зрения Лермонтова? Ведь пальмы хотели приносить радость.
Считает ли Лермонтов людей, пришедших в оазис, злодеями?
О чем же хотел сказать Лермонтов в своем стихотворении?
Вывод: Лирика Лермонтова многообразна, в ней звучат и тема одиночества, и мотив изгнанничества, и жажда борьбы и свободы. О чем бы ни писал поэт, в его стихотворениях всегда есть место мечте. Это мечты о счастье, о понимании, о справедливости и добре.
Но талант Лермонтова - талант поэта трагического, поэтому и слышится в его поэзии нота безнадежности, мотив разочарования и усталости.
3. Чтение и обсуждение стихотворения «Утёс»
Вспомните, что такое утёс?
Ваши впечатления от прочитанного?
Прочитайте стихотворение «Утёс» про себя.
Какие два образа запомнились вам?
Тучку поэт изображает как живую. Докажите.
После посещения тучки как чувствовал себя утёс? Найдите подтверждение в стихотворении и прочитайте.
Вывод. Да, тучка не могла понять утёса: она стремительная, юная. Ей неизвестны такие чувства, которые переживает утёс.
-Судьба старого утёса напоминает вам судьбу самого Лермонтова? Ведь после ссоры отца с бабушкой по матери, Юрий Петрович Лермонтов вынужден был уехать в свое небольшое село Кропотово Ефремовского уезда Тульской губернии, чтобы сохранить за сыном право наследования Тархан (4081 десятин земельных угодий и 496 крестьянских душ). Этот факт сильно омрачил детские годы Лермонтова, отец отныне лишь изредка появлялся в доме Арсеньевой. О чувствах и интересах отца бабушка не заботилась. Хоть маленького Мишу и окружали любовью и заботами — но светлых впечатлений, свойственных возрасту, у него не было.
Вывод: Хоть и бабушка и окружила Мишеля своей заботой, но она отобрала у него отца, который был так ему нужен. Он очень страдал, он был одинок. А судьба ещё отняла у него и маму.
Всю жизнь Михаил следовал наказу отца:
«...ты одарен способностями ума, — не пренебрегай ими... это талант, в котором ты должен будешь некогда дать отчет Богу! ...ты имеешь, мой сын, доброе сердце, — не ожесточай его даже и самою несправедливостью и неблагодарностью людей, ибо с ожесточением ты сам впадешь в презираемые тобою пороки. Верь, что истинная, нелицемерная любовь к Богу, к ближнему есть единственное средство жить и умереть спокойно».
4. Д/з:
стихотворение «Утёс» выучить наизусть (можно до 25.11);
рассказать маме (бабушке, сестре, брату, …)
прислать учителю оценку
25.11.2020 Рабочий лист по литературе
Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова
https://onlinetestpad.com/ru/test/442808-test-po-tvorchestvu-m-yu-lermontova-v-6-klasse
Пройти по ссылке, решить тест по предложенной инструкции
Результат прислать учителю (ниже появится оценка в школьном формате «2», «3», «4» или «5»)
01.12.2020 Рабочий лист по литературе
Сочувствие к крестьянским детям в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»
Работа с видеофрагментом
Перейти по ссылке и посмотреть видеофрагмент.
Работа с текстом
Почему рассказ так называется?
Где находится Бежин луг?
Почему луг носит такое имя?
А на ваш взгляд, какое предположение более достоверно?
Как рассказчик относится к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи?
Как мы об этом узнаём? (Свое отношение к мальчикам автор передаёт с помощью описания детей)
Почему ходить в ночное – это большой праздник для крестьянских ребятишек?
Д/з:
выборочный устный пересказ по плану (выбрать одного мальчика и выстроить рассказ):
1.возраст мальчика.
2. внешний вид.
3. выражение лица
4. одежда.
Селиванова Галина Геннадьевна