Рабочая программа по биологии 6класса коррекционной школы 8 вида
Рабочая программа по биологии в 6 классе разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (вариант 1).
Цель школьного курса биологии – дать элементарные, но научные и систематические сведения об окружающем мире, о неживой природе, растениях, животных, строении человека.
Задачи:
Сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве) и неживой природы (о строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровье);
Формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;
Формирование бережного отношения к природе;
Привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
Каждый год обучения имеет свои специфические задачи, связанные с изучением учебного материала.
Задачи 6 класс.
-сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе.
-демонстрация тесной взаимосвязи между элементами живой и неживой природы.
-воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы.
Данная программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся интеллектуальной недостаточностью. Биологический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты, понимать причинно-следственные зависимости.
Работа с пособиями учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках биологии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им употреблять новые слова в связной речи.
Основные направления коррекционной работы:
1. Коррекция переключаемости и распределение внимания;
2. Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти
3. Коррекция слухового и зрительного восприятия
4. Коррекция произвольного внимания
5. Развитие самостоятельности, аккуратности
Биология как учебный предмет имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию.
Изучение биологии расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть явления и процессы во взаимосвязи, улучшает социализацию и адаптацию в социум, накопление жизненного опыта.
Содержание программы (68 ч, 2 ч в неделю)
Введение. Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей — в газы. Для чего нужно изучать неживую природу.
Вода. Вода в природе. Температура воды и её измерение. Единица измерения температуры – градус. Свойства воды: непостоянство формы; текучесть; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Учет и использование этих свойств воды человеком. Способность воды растворять твердые вещества (соль, сахар и др.). Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в быту (стиральные, пищевые и т.д.). Растворы в природе: минеральная и морская вода. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Питьевая вода. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды в природе. Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды, пути их решения.
Демонстрация опытов: Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении. Расширение воды при замерзании. Очистка мутной воды. Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды. Определение текучести воды.
Практические работы: Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей. Определение текучести воды
Воздух. Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, упругость. Теплопроводность воздуха. Учёт и использование свойств воздуха человеком. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, а тяжелый холодный опускается вниз. Движение воздуха. Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха, пути их решения.
Демонстрация опытов: Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва). Объем воздуха в какой-либо емкости. Упругость воздуха. Воздух — плохой проводник тепла. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.
Практические работы: Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного — в теплую (циркуляция). Наблюдение за отклонением пламени свечи.
Наблюдение за отклонением пламени свечи.
Полезные ископаемые. Полезные ископаемые и их значение. Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняк, песок, глина. Внешний вид и свойства. Добыча и использование. Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование. Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы. Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту. Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений. Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование. Фосфориты. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.
Полезные ископаемые, используемые для по лучения металлов. Железная и медная руды. Их внешний вид и свойства. Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.). Экологические проблемы, связанные с добычей и использованием полезных ископаемых, пути их решения.
Демонстрация опытов: Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: влагоёмкость торфа и хрупкость каменного угля. Определение растворимости калийной соли и фосфоритов. Определение некоторых свойств чёрных и цветных металлов (упругость, хрупкость, пластичность).
Практическая работа: распознавание черных и цветных металлов по образцам и раз личным изделиям из этих металлов.
Экскурсия: в краеведческий музей.
Почва. Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и минеральные вещества — минеральная часть почвы. Виды почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. Основное свойство почвы — плодородие. Местные типы почв: название, краткая характеристика. Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Экологические проблемы, связанные с загрязнением почвы, пути их решения.
Демонстрация опытов: Выделение воздуха и воды из почвы. Обнаружение в почве песка и глины. Выпаривание минеральных веществ из водной вытяжки. Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее.
Практическая работа: различие песчаных и глинистых почв.
Экскурсия: к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза.
Повторение.
В 6 классе осуществляется формирование способности и готовности к использованию элементарных знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней, самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды, как сферы жизнедеятельности.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 6 класса:
1 уровень | 2 уровень | 3 уровень |
Учащиеся должны знать: | Учащиеся должны знать: | Учащиеся должны знать: |
отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов характерные признаки некоторых полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере металлов, воды, воздуха; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла текучесть воды и движения воздуха. | отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов характерные признаки некоторых полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере металлов, воды, воздуха; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, | отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов; некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере металлов, воды, воздуха |
Учащиеся должны уметь: | Учащиеся должны уметь: | Учащиеся должны уметь: |
Обращаться с самым простым лабораторным оборудованием Проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке Определять температуру воды и воздуха | Обращаться с самым простым лабораторным оборудованием Проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке. Определять температуру воды и воздуха | Обращаться с самым простым лабораторным оборудованием Проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке |
| | |
Распределение часов по четвертям
| 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Итого |
Количество часов | 18 | 16 | 18 | 16 | 68 |
Учебно-тематический план.
1 | Общее знакомство с природой. | 3 |
2 | Вода. | 15 |
3 | Воздух. | 16 |
4 | Полезные ископаемые. | 18 |
5 | Почва. | 13 |
6 | Повторение. | 3 |
Календарно- тематическое планирование.
№ п/п | Содержание учебного предмета | Кол-во часов | Коррекция и развитие через возможные виды деятельности учащихся | Оборудование и наглядность | Словарь | Предметные результаты | Стр. учеб-ника | Дата |
1 четверть-18часов. | ||||||||
1 | Общее знакомство с природой. | 3 | | | | | | |
1.1 | Природа живая и неживая. | 1 | Классифицировать предметы живой и неживой природы. | Предметы, иллюстрации, учебник | Тела, предметы, организмы, явления, живая и неживая природа | -умеет различать предметы живой и неживой природы | 5-9 | |
1.2 | Твердые тела, жидкости и газы. | 1 | Классифицировать предметы в твердом, жидком и газообразном состоянии. | Иллюстрации, учебник, емкости для воды | Твердые, жидкие, газообразные, лед, пар | - умеет различать предметы в твердом, жидком и газообразном состоянии | 9-11 | |
1.3 | Для чего нужно изучать неживую природу. | 1 | Устанавливать причинно-следственных связи. | Иллюстрации, учебник | Человек и природа | -имеет представление о роли биологии в практической деятельности людей | 12-13 | |
2 | Вода | 17 | | | | | | |
2.1 | Вода в природе | 1 | Проводить опыты и делать выводы о местоположение воды. Устанавливать причинно-следственных связи. | Иллюстрации, учебник, колба, вода, спиртовка. | Океаны, моря, озера, дождевая и талая вода | -имеет представление о том, где в природе встречается вода | 14-18 | |
2.2 | Вода – жидкость. | 1 | Проводить опыты и делать выводы о переходе воды из одного состояния в другое. Устанавливать причинно-следственных связи. | Иллюстрации, учебник, стакан с водой | Цвет, пресная и соленая, текучесть | -знает состояния воды | 19-21 | |
2.3 | Температура воды и её измерение. | 1 | Проводить опыты и делать выводы о температуре воды. Устанавливать причинно-следственных связи. | Иллюстрации, учебник, стакан с водой, термометр | Температура, термометр, градус | -умеет измерять температуру воды. | 21-24 | |
2.4 | Изменение уровня воды при нагревании и охлаждении. | 1 | Проводить опыты и делать выводы о изменениях объема воды при нагревании и охлаждении. Устанавливать причинно-следственных связи. | Иллюстрации, учебник колба, спиртовка, вода | Нагревание, охлаждение | - умеет объяснять причины изменения уровня воды. | 25-27 | |
2.5 | Изменение состояния воды при замерзании. | 1 | Проводить опыты и делать выводы о изменениях объема воды при замерзании. Устанавливать причинно-следственных связи. | Иллюстрации, учебник, колба, лед | Охлаждение, замерзание | - умеет объяснять причины изменения состояния воды. | 27-28 | |
2.6 | Лед – твердое тело. | 1 | Проводить опыты и делать выводы о причинах изменения состояния воды. Устанавливать причинно-следственных связи. | Иллюстрации, учебник, колба, лед | Охлаждение, замерзание, лед, ледник, айсберг | - умеет объяснять причины изменения состояния воды. | 28-31 | |
2.7 | Превращение воды в пар. | 1 | Проводить опыты и делать выводы о превращение воды в пар. Устанавливать причинно-следственных связи. | Иллюстрации, учебник, колба, вода | Пар, испарение | - умеет причины изменения состояния воды. | 31-33 | |
2.8 | Кипение воды. | 1 | Проводить опыты и делать выводы о причинах изменения состояния воды при кипячении. Устанавливать причинно-следственных связи. | Иллюстрации, учебник колба, спиртовка, вода | Туман, гейзеры, турбины, электричество, | - умеет объяснять причины изменения состояния воды. | 33-36 | |
2.9 | Три состояния воды в природе. | 1 | Проводить опыты и делать выводы о причинах изменения состояния воды. Устанавливать причинно-следственных связи. | Иллюстрации, учебник колба, спиртовка, вода | Роса, иней, круговорот воды | - умеет объяснять причины изменения состояния воды. | 37-40 | |
2.10 | Вода – растворитель. | 1 | Проводить опыты и делать выводы о воде как растворителе. Устанавливать причинно-следственных связи. | Иллюстрации, учебник, стакан с водой, сахар, соль, марганцовка | Растворитель, растворенное, растворимое | - умеет растворять вещества в воде. | 40-44 | |
2.11 | Водные растворы и их использование. Водные растворы в природе. | 1 | Проводить опыты и делать выводы о воде как растворителе. Устанавливать причинно-следственных связи. | Иллюстрации, учебник, стакан с водой, сахар, соль, марганцовка | Раствор, водный раствор. Минеральная, морская, пресная | - умеет растворять вещества в воде. | 44-48 | |
2.12 | Нерастворимые в воде вещества. | 1 | Проводить опыты и делать выводы о воде как растворителе. Устанавливать причинно-следственных связи. | Иллюстрации, учебник, стакан с водой, масло, мел, глина | Нерастворимые вещества | - умеет растворять вещества в воде. | 48-50 | |
2.13 | Чистая и мутная вода. Питьевая вода. | 1 | Проводить опыты и делать выводы, как определить питьевую воду. Устанавливать причинно-следственных связи. | Иллюстрации, учебник, стакан с водой | Чистая и мутная вода Питьевая вода. | - умеет определять чистую и мутную воду, определять питьевую воду | 50-57 | |
2.14 | Использование воды в быту, промышленности и с\х. Охрана воды. Что мы узнали о воде | 1 | Устанавливать причинно-следственных связи. Расширять представления об окружающем мире. | Иллюстрации, учебник | Дождевальные установки, очистительные сооружения, охрана воды | - умеет объяснять роли воды в практической деятельности людей. | 57-64 | |
2.15 | Контрольная работа за 1 четверть по теме: «Вода» | 1 | Выполнять самостоятельно тест по теме раздела | Тест | Свойства воды | - умеет обобщать и применять знания и умения по теме: «Вода» | | |
2 четверть-16 часов | ||||||||
3 | Воздух. | 15 | | | | | | |
3.1 | Воздух в природе. | 1 | Проводить опыты и делать выводы о местоположение воздуха. Устанавливать причинно-следственных связи. | Иллюстрации, учебник, стакан с водой, почва, пипетка | Газообразное тело | - умеет объяснять наличия воздуха в окружающей среде. | 65-68 | |
3.2 | Воздух занимает место. | 1 | Проводить опыты и делать выводы об объемах воздуха. Устанавливать причинно-следственных связи. | Иллюстрации, учебник, стакан с водой, воронка | Водолаз, колокол | - умеет объяснять наличия воздуха в окружающей среде. | 68-70 | |
3.3 | Воздух сжимаем и упруг. | 1 | Проводить опыты и делать выводы о свойствах воздуха. Устанавливать причинно-следственных связи. | Иллюстрации, учебник, шприц без иглы | Сжимаемость, упругость | -знает свойства воздуха | 71-74 | |
3.4 | Воздух – плохой проводник тепла. | 1 | Проводить опыты и делать выводы о свойствах воздуха. Устанавливать причинно-следственных связи. | Иллюстрации, учебник, термос | Теплопроводимость, | -знает свойства воздуха | 75-78 | |
3.5 | Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. | 1 | Проводить опыты и делать выводы о свойствах воздуха. Устанавливать причинно-следственных связи. | Иллюстрации, учебник, стакан с водой, колба | Расширение, сжатие | -знает свойства воздуха | 78-80 | |
3.6 | Теплый воздух легче холодного. | 1 | Проводить опыты и делать выводы о свойствах воздуха. Устанавливать причинно-следственных связи. | Иллюстрации, учебник, свеча | Теплый и холодный воздух | -знает свойства воздуха | 80-84 | |
3.7 | Движение воздуха в природе. | 1 | Проводить опыты и делать выводы о свойствах воздуха. Устанавливать причинно-следственных связи. | Иллюстрации, учебник | Ветер, ураган, шторм, прибой | -знает свойства воздуха | 84-87 | |
3.8 | Состав воздуха. | 1 | Различать основные компоненты воздуха | Иллюстрации, учебник | Азот, кислород, углекислый газ, примеси, горение | -знает состав воздуха | 88-91 | |
3.9 | Значение кислорода в жизни человека, растений и животных. | 1 | Устанавливать причинно-следственных связи. Расширять представления об окружающем мире. | Иллюстрации, учебник | Кислород | -умеет объяснять роли кислорода в практической деятельности людей. | 91-95 | |
3.10 | Углекислый газ и его свойства. | 1 | Выделить свойства углекислого газа. Расширять представления об окружающем мире. | Иллюстрации, учебник | Углекислый газ | -знает свойства углекислого газа | 95-99 | |
3.11 | Применение углекислого газа. | 1 | Выделить свойства углекислого газа. Расширять представления об окружающем мире. | Иллюстрации, учебник | Углекислый газ, «сухой лед» | -знает свойства углекислого газа | 99-101 | |
3.12 | Значение воздуха. | 1 | Устанавливать причинно-следственных связи. Расширять представления об окружающем мире. | Иллюстрации, учебник | Дыхание, среда обитания | - умеет объяснять роли воздуха в жизни людей. | 101-104 | |
3.13 | Чистый и загрязненный воздух. | 1 | Классифицировать свойства чистого и грязного воздуха. Устанавливать причинно-следственных связи. | Иллюстрации, учебник | Чистый и загрязненный воздух, примеси воздуха | - умеет объяснять роли воздуха в жизни людей. | 104-108 | |
3.14 | Охрана воздуха | 1 | Устанавливать причинно-следственных связи. Расширять представления об окружающем мире. | Иллюстрации, учебник | Фильтр, уловитель дыма, растения | - умеет объяснять роли воздуха в жизни людей. | 107-108 | |
3.15 | Что мы узнали о воздухе | 1 | Выделить свойства воздуха. Устанавливать причинно-следственных связи | Иллюстрации, учебник | Свойства и значение воздуха | - умеет обобщать и применять знания и умения по теме: «Воздух». | 108-110 | |
3.16 | Контрольная работа за 2 четверть по теме: «Воздух». | 1 | Выполнять самостоятельно тест по теме раздела | Тест | Свойства воздуха | - умеет обобщать и применять знания и умения по теме: «Воздух». | | |
3 четверть- 18 часов | ||||||||
4 | Полезные ископаемые | 18 | | | | | | |
4.1 | Что такое полезные ископаемые. | 1 | Расширять представления об окружающем мире. Выделить основные назначения полезных ископаемых для человека | Иллюстрации, учебник | Полезные ископаемые | - умеет объяснять понятия: что такое полезные ископаемые. | 111-113 | |
4.2 | Полезные ископаемые, используемые в строительстве. | 1 | Расширять представления об окружающем мире. Выделить основные назначения полезных ископаемых для строительства. | Иллюстрации, учебник | Кирпич, бруски, цемент, стекло, гранит, мрамор, мел | - умеет объяснять, зачем нужны полезные ископаемые. | 113-115 | |
4.3 | Гранит. | 1 | Выделить основные свойства гранита | Иллюстрации, учебник | Гранит, слюда, кварц, шпат, полированный | - умеет определять гранит | 116-119 | |
4.4 | Известняки. | 1 | Выделить основные свойства известняка | Иллюстрации, учебник, мел | Известняк, мел, мрамор | - умеет определять известняк | 119-123 | |
4.5 | Песок и глина. | 1 | Выделить основные свойства песка и глины. Сравнивать песок и глину | Иллюстрации, учебник, песок, глина | Песок, песчинки, кварцевый, глина, стекло, керамика, скульптура | -определяет и сравнивает глину и песок по их свойствам | 123-128 | |
4.6 | Горючие полезные ископаемые. Торф. | 1 | Выделить основные свойства торфа | Иллюстрации, учебник | Торф, торфяник | - умеет определять торф | 128-133 | |
4.7 | Каменный уголь. | 1 | Выделить основные свойства каменного угля | Иллюстрации, учебник, каменный уголь | Каменный уголь, антрацит, шахта, каменноугольная смола, кокс, светильный газ | - умеет определять каменный уголь | 133-138 | |
4.8 | Нефть. | 1 | Выделить основные свойства нефти | Иллюстрации, учебник | Нефть, нефтяные вышки, скважины, бензин, керосин, битум | - умеет определять нефть | 137-141 | |
4.9 | Природный газ. | 1 | Выделить основные свойства природного газа | Иллюстрации, учебник | Природный газ | - умеет определять природный газ | 141-143 | |
4.10 | Полезные ископаемые, используемые для получения минеральных удобрений | 1 | Расширять представления об окружающем мире. Выделить основные назначения полезных ископаемых для получения минеральных удобрений | Иллюстрации, учебник | Минеральные соли, минеральные удобрения | - умеет объяснять, зачем нужны полезные ископаемые. | 143-145 | |
4.11 | Калийная соль. | 1 | Выделить основные свойства калийной соли | Иллюстрации, учебник | Калийная соль. | -знает, зачем нужна калийная соль | 145-147 | |
4.12 | Фосфориты и получаемые из них фосфорные удобрения | 1 | Выделить основные свойства фосфоритов | Иллюстрации, учебник | Фосфориты, фосфорные удобрения, суперфосфат | -знает, зачем нужны фосфориты | 147-150 | |
4.13 | Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Железные руды. | 1 | Расширять представления об окружающем мире. Выделить основные назначения полезных ископаемых для получения металлов Выделить основные свойства железных руд | Иллюстрации, учебник | Металл, сплав Железные руды, магнитный железняк, рудник | - умеет объяснять, зачем нужны металлы, железные руды. | 150-154 | |
4.14 | Черные металлы. Чугун. | 1 | Выделить основные свойства черных металлов | Иллюстрации, учебник, предметы из железа | Черные металлы, домна, чугун | - умеет определять черные металлы по их свойствам | 155-157 | |
4.15 | Сталь. | 1 | Выделить основные свойства стали | Иллюстрации, учебник, предметы из стали | Сталь, нержавеющая сталь | - умеет определять черные металлы по их свойствам. | 157-160 | |
4.16 | Медные и алюминиевые руды. Алюминий. | 1 | Выделить основные свойства медных и алюминиевых руд, алюминия | Иллюстрации, учебник, предметы из меди и алюминия | Медный колчедан, боксит, касситерит, медь, олово, алюминий | - умеет определять цветные металлы по их свойствам, определять алюминий по его свойствам. | 160-164 | |
4.17 | Медь и олово. Что мы узнали о полезных ископаемых | 1 | Выделить основные свойства меди и олова | Иллюстрации, учебник, предметы из меди и олова | Медь, олово, латунь, лужение. Полезные ископаемые | - умеет определять медь и олово по их свойствам, умеет обобщать и применять знания и умения по теме: «Полезные ископаемые». | 164-169 | |
4.18 | Контрольная работа за 3 четверть по теме: «Полезные ископаемые». | 1 | Выполнять самостоятельно тест по теме раздела | Тест | Полезные ископаемые | - умеет обобщать и применять знания и умения по теме: «Полезные ископаемые». | | |
4 четверть-16 часов. | ||||||||
5 | Почва | 13 | | | | | | |
5.1 | Что называют почвой. | 1 | Расширять представления об окружающем мире. Выделить основные назначения почвы для человека | Иллюстрации, учебник, почва | Почва, плодородие | - определяет и распознает почву | 170-175 | |
5.2 | Состав почвы. | 1 | Расширять представления об окружающем мире. Устанавливать причинно-следственные связи: влияние перегноя на плодородие почвы | Иллюстрации, учебник, почва | Перегной | - определяет состав почвы | 175-177 | |
5.3 | Перегной –органическая часть почвы. | 1 | Расширять представления об окружающем мире. Устанавливать причинно-следственные связи: влияние перегноя на плодородие почвы | Иллюстрации, учебник, почва | Органические вещества | - определяет перегной в почве | 177-179 | |
5.4 | Песок и глина- минеральная часть почвы | 1 | Расширять представления об окружающем мире. Устанавливать причинно-следственные связи: наличие песка и глины на плодородие почвы | Иллюстрации, учебник, песок, глина | Минеральные вещества | -определяет наличие песка и глины в почве | 179-181 | |
5.5 | Минеральные соли в почве. | 1 | Расширять представления об окружающем мире. Устанавливать причинно-следственные связи: наличие минеральных солей на плодородие почвы | Иллюстрации, учебник | Минеральные соли | -определяет минеральные соли в почве | 181-182 | |
5.6 | Различие почв по их составу. | 1 | Классифицировать виды почв | Иллюстрации, учебник | Песчаные, глинистые, черноземные почвы | - различает и классифицирует почвы по их составу | 183-184 | |
5.7 | Как проходит вода в различные почвы. | 1 | Классифицировать виды почв по прохождению через них воды | Иллюстрации, учебник, почва, воронка, стакан | Песчаные, глинистые, черноземные почвы | - различает и классифицирует почвы по их составу | 184-186 | |
5.8 | Испарение воды из почвы. | 1 | Расширять представления об окружающем мире. Устанавливать причинно-следственные связи: вид почвы и быстрота испарения воды | Иллюстрации, учебник | Испарение | - знает, как испаряется вода из почвы | 186-189 | |
5.9 | Весенняя (предпосевная) обработка почвы. | 1 | Расширять представления об окружающем мире. Классификация видов обработки почв | Иллюстрации, учебник | Весенняя (предпосевная) обработка почвы | - знает виды обработки почвы | 189-191 | |
5.10 | Осенняя(основная) обработка почвы. | 1 | Расширять представления об окружающем мире. Классификация видов обработки почв | Иллюстрации, учебник | Осенняя(основная) обработка почвы. | - знает виды обработки почвы | 191-193 | |
5.11 | Охрана почв. | 1 | Устанавливать причинно-следственные связи | Иллюстрации, учебник | Овраги | -знает, как и зачем необходимо охранять почвы | 193-196 | |
5.12 | Что мы узнали о почве. | 1 | Расширять представления об окружающем мире. Устанавливать причинно-следственные связи | Иллюстрации, учебник | Свойства почвы | - умеет обобщать и применять знания и умения по теме: «Почва». | 196-197 | |
5.13 | Контрольная работа за 4 четверть по теме: «Почва». | 1 | Выполнять самостоятельно тест по теме раздела | Тест | Свойства почвы | - умеет обобщать и применять знания и умения по теме: «Почва». | | |
6 | Повторение | 3 | | | | | | |
6.1 | Что мы знаем о природе, воде, воздухе, полезных ископаемых, почве | 1 | Обобщить и классифицировать знания по темам | Иллюстрации, учебник | | - умеет обобщать и применять знания и умения по темам. | 5-8, 61-63, 108-109,167-169,196-197 | |
6.2 | Годовая контрольная работа. | 1 | Выполнять самостоятельно тест за год | Тест | | - умеет обобщать и применять знания и умения по теме: «Неживая природа». | | |
6.3 | Что мы знаем о неживой природе | 1 | Обобщить и классифицировать знания по темам | Иллюстрации, учебник | | - умеет обобщать и применять знания и умения по темам. | | |
Литература:
Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы. Москва, Владос,2000.
А.И.Никишов.Биология.Неживая природа. 6класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М.: Просвещение, 2016.