Технологическая карта урока развития речи в 5 классе «Как вести беседу»
Урок 19. Р.Р. Как вести беседу? (5класс)
Цели деятельности учителя |
|
Тип рока |
Урок общеметодической направленности |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: знать основные правила о том, как вести беседу; уметь применять эти правила в практической деятельности. Метапредметные: способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения, способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию |
Методы и формы обучения |
Поисковый, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Оборудование |
Проектор, компьютер, интерактивная доска |
Наглядно-демонстрационный материал |
Презентация по теме урока |
Основные понятия |
Беседа, речевая ситуация |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодействия |
Универсальные учебные действия |
Контроль результатов уч. деятельности |
Мотивация |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Вот и книжки на столе, а вот – тетрадки, И не хочется играть сегодня в прятки И недосуг дуть на корабль бумажный - Сегодня у ребят урок уж очень важный. |
Слушают учителя, размещают учебные материалы на рабочем столе, демонстрируют готовность к уроку |
Фронтальная |
Л.: положительно относятся к учению; П.: осознают познавательную задачу; Р.: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия. |
Лист обратной связи |
Актуализация |
Эвристическая беседа по теме урока |
- Как вы думаете, без чего невозможна беседа? - С чего начинается беседа? - А что такое беседа? - Сейчас мы с вами прослушаем юмористический рассказ под названием «Тайна марсианина Гриши» (приложение 1) - Кто главные герои? - Как вы представляете себе главных героев? |
Отвечают на вопросы, строят высказывания; смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины |
Индивидуальная, групповая |
П.: выполняют учебно-познавательные действия; Р.: принимают и сохраняют учебную задачу; К.: задают вопросы, слушают и отвечают, формулируют и высказывают свою точку зрения; Л.: имеют мотивацию к учебной деятельности |
Устные ответы, вопросы для уточнения информации |
Выявление места и причины затруднения, |
Беседа, ответы на вопросы |
-Ребята, как вы думаете, почему Прошкин не сумел поведать марсианскую тайну? - Получился ли них диалог? (выявление темы урока)
|
Обдумывают ответы на вопросы
|
Индивидуальная, групповая
|
Л.: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться в их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков; П.: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, извлекают необходимую информацию; Р.: осознают недостаточность знаний; К.: задают вопросы с целью получения необходимой информации для решения проблемы |
|
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения |
Ознакомление с заданием |
Тест «Умеете ли вы слушать?» - Проверьте себя, ответив на вопросы теста |
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
индивидуальная |
П.: читают и слушают, извлекая нужную информацию; К.: осуществляют деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач; Р.: планируют в сотрудничестве с учителем необходимые действия, операции, действуют по плану |
Вопросы для уточнения информации |
Творческая практическая деятельность |
Тестирование |
Ознакомление с планом работы |
Работают с заданиями; отвечают на вопросы, смотрят презентацию. |
Групповая, индивидуальная |
П.: читают и слушают, извлекая нужную информацию; Р.: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; К.: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом учебно-познавательных задач |
Вопросы для уточнения, устные ответы |
Самостоятельная работа |
Подведение итогов теста, беседа, обсуждение результатов |
Организация и сопровождение деятельности учащихся |
Обсуждение результатов |
Групповая, индивидуальная |
К.: имеют желание осваивать новые виды деятельности; П.: выполнят учебно-познавательные действия; Р: адекватно оценивают свои достижения; К.: формулируют собственные мысли и высказывания |
Устные ответы |
Включение в систему знаний и повторение |
Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы, просмотр презентации |
- Ребята каждый из вас выяснил для себя, умеет ли он слушать и слышать. (просмотр презентации) Прослушав все советы, попробуйте вывести правила хорошего общения. -Итак, что такое беседа? - Как советовал вести беседу В. Мономах? - Назовите еще раз правила хорошего общения |
Подводят итоги урока под руководством учителя, оценивают себя и товарищей, отвечают на вопросы |
Фронтальная, групповая |
Р.: оценивают свою работу; К.: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; Л.: понимают значение знаний для человека; П.: приобретают умения использовать приобретенные знания в практической деятельности |
Оценивание |
Рефлексия |
Заключительная беседа |
- Что узнали нового на уроке? Какие трудности у вас возникли в процессе работы? Как вы их преодолевали? -Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? - Возьмите в руки тот смайлик, который соответствует вашему настроению сейчас |
Определяют эмоциональное состояние на уроке |
индивидуальная |
Л.: приобретают мотивацию к процессу образования П.: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний и операционных. |
Листы обратной связи |