Рабочий лист по рассказу В.Г.Распутина "Уроки французского"

Пояснительная записка
Автор: Никифорова Ольга Геннадьевна, учитель русского языка и литературы, МОУ "Суслонгерская СОШ"
Название: Рабочий лист по произведению В.Г. Распутина «Уроки французского»
Предмет: литература
УМК: "Школа России"
Аудитория: обучающиеся 6 класса
Тип урока: развитие речи
Тема: Подготовка к сочинению по теме «Уроки жизни» по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»
Цель: подготовиться к написанию сочинения
Задачи:
- формировать навыки построения текста-рассуждения;
- развивать умения анализировать текст, составлять характеристику героев, обобщать, формулировать выводы;
- воспитывать бережное отношение к художественному слову, доброту, умение подражать хорошим поступкам героев произведения.
Планируемые результаты:
Предметные: анализировать художественное произведение с точки зрения идейного содержания и нравственной проблематики, высказывать собственное отношение к героям, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать письменные монологические высказывания.
Метапредметные: понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выражать полно и точно в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулировать выводы.
Тип задания: индивидуальное
Время выполнения: 40-45 минут
Рекомендации по использованию:
Рабочий лист подготовлен для обучающихся 6 класса для подготовки к написанию сочинения (домашнего или классного) по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского».
Задания составлены таким образом, чтобы выполняя их, ученик был вынужден многократно перечитывать текст (или отдельные эпизоды), возвращаться к информации, так как далее будет необходимо произвести различные операции: выявление причинно-следственных связей, обобщение и пр. Последовательно выполняя задания, учащиеся глубже погружаются в текст художественного произведения, анализируют поступки героев, сравнивают, формулируют выводы.
Учитель решает, на каком этапе работы следует оказать помощь, а на каком учащиеся справятся самостоятельно.
Задания рабочего листа помогают чётко видеть структуру будущей работы, её композиционные части: учащиеся понимают, с чего можно начать сочинение, как правильно перейти от одной части работы к другой, что писать в основной части, в заключение работы.
Ребята смогут составить план сочинения или воспользоваться предложенным вариантом.
Работа по подготовке к написанию сочинения становится продуктивной, свободной и увлекательной. Для ребят создаётся ситуация успеха, что способствует повышению интереса к изучению литературы.
Информационные источники:
- В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв Литература, учебник для 6 класса в 2-х частях, М.: Просвещение, 2024
- В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв Читаем, думаем, спорим… Дидактический материал по литературе, 6 класс, М.: Просвещение, 2024
- Е.С. Бирючева Учимся писать сочинение. 6класс, М.: Экзамен, 2022
- https://cdn1.ozone.ru/s3/multimedia-1-q/c600/7048607138.jpg
- https://www.teacherjournal.ru/categories/15/articles/3375-
Подготовка к сочинению по теме «Уроки жизни»
( по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»)
1.Вспомни и запиши, что, по-твоему, волновало писателя больше всего, с какой целью он писал свой рассказ.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Это главная мысль твоего сочинения. Её можно написать в начале работы
2.Подумай, какими героями автор восхищается, а каких осуждает.
Восхищается Осуждает
________________________ _________________________
________________________ _________________________
________________________ _________________________
За что?
доброта трусость
смелость эгоизм
честность малодушие
_______________________ _______________________
_______________________ _______________________
_______________________ _______________________
3.Выбери эпизоды, в которых герои демонстрируют эти качества. Подумай, что следует кратко пересказать, что – процитировать.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Материалы 2-го и 3-го задания используй в основной части сочинения
4. Запиши выводы, к которым ты пришёл. Какие уроки жизни преподносит читателю В. Г. Распутин? Чему учит его рассказ?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Это будет заключительная часть твоего сочинения.
5. Составь план самостоятельно или воспользуйся образцом.
План
I. Удивительная история с поучительным смыслом.
II. Человек в непростой жизненной ситуации:
1) герои, достойные подражания;
2) герои, осуждаемые автором.
III. Чему научила меня эта история?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Подумай, как начать сочинение. В случае затруднения воспользуйся предложенным вариантом.
История, которую рассказал читателям В. Г. Распутин, волнующа и поучительна. Читая рассказ «Уроки французского», мы вместе с автором переживаем за главного героя, вынужденного самостоятельно находить выход из самых трудных жизненных ситуаций. С замиранием сердца мы следим, как ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Подумай, как перейти к основной части. Самый распространённый вариант перехода – вопрос в конце вступления к основной части сочинения.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Напиши сочинение.