Методические рекомендации «Пять "П" в работе над проектом»

2
0
Материал опубликован 3 December 2015

МКОУ  Малокрасноярская ООШ

Кыштовского  района Новосибирской области

Пять «П» в работе над проектом

 Методические рекомендации

Учитель математики:

Еланцева С.В.

         В последние годы метод проектов находит всё большее распространение не только за рубежом, но и в школах России. В большей степени это связано с требованиями, которые современное общество предъявляет к выпускникам и которые сформулированы в ФГОС нового поколения.

         Под методом проектов мы понимаем творческую работу учащихся для самостоятельного решения проблемы, оформленную в виде конечного продукта: доклада, реферата, компьютерной презентации, сценария игры или праздника, газеты и т.п.

         Каждый учитель стремится к тому, чтобы в результате работы над проектом учащиеся получали удовольствие, смогли проявить самостоятельность, фантазию, творческий подход.

         При работе  над групповым проектом ставим цель: развитие коммуникативных навыков учащихся, умение работать в коллективе.

         Организуя работу с проектами учителю необходимо научить детей:

1.     Планировать свою работу, заранее подсчитывать возможные результаты.

2.     Использовать различные источники информации, самостоятельно отбирать и накапливать материал;

3.     Анализировать отобранный материал;

4.     Аргументировать свою точку зрения, отстаивать её;

5.     Распределять обязанности внутри группы, если это групповой проект;

6.     Представлять созданный продукт перед аудиторией;

7.     Оценивать себя и других.

Я хочу ещё раз остановиться на методических рекомендациях при организации работы над проектом.

В методической литературе технологическая проработка учебного  проекта описывается формулой «пяти П»: проблема – проектирование - поиск информации – продукт - презентация.

Остановимся на каждом этапе подробно:

1.     Первая П: Проблема:

Что является проблемой проекта?

-Это любая проблема математики и практически любая реальная проблема обыденной жизни.

Кто формулирует проблему?

- Учитель или учащиеся.

Учитель ни в коем случае не должен навязывать проблему учащимся! Роли учителя и учащихся изменяются по сравнению с классно-урочной системой: учащийся перестаёт играть роль простого исполнителя: учитель - из преподавателя превращается  во  вдохновителя, консультанта, координатора.  Он способствует раскрытию  творческого и интеллектуального потенциала учащихся.

    Каким требованиям должна удовлетворять проблема?

- проблема должна быть важной, интересной для учащихся.

- при решении проблемы должны быть использованы интегрированные знания, исследовательские методы.

2.      Вторая П: Проектирование.

Если обратиться к ВИКИПЕДИИ, то под словом проектирование понимается «целенаправленная деятельность, которая обладает последовательностью процедур, ведущих к достижению эффективных решений… Проектирование – это один из видов работ, результатом которых является продукция-проект».

    Этап проектирования распадается на две составляющих:  подготовительный этап и планирование.

    На подготовительном этапе необходимо:

1.     Сформулировать тему проекта в соответствии с проблемой;

2.     Определить цели проекта

3.      Обозначить конечный продукт (презентация, стенгазета, буклет и т. д.)

4.     Тип проекта (исследовательский, практико-ориентированный, ролевой, игровой, творческий, информационный);

При организации работы на этапе проектирования нужно:

1.     Определить возраст участников проекта (одного возраста или разных возрастов; одного класса или из разных классов);

2.     Определить количество участников проекта (проект может быть индивидуальным, парным или групповым);

3.     Определить степень самостоятельности выполнения проекта учащимися;

4.     Назначить сроки выполнения проекта  и соблюдать их;

5.     Подготовить и ознакомить учащихся с памяткой для для учащихся. В памятки должны содержаться рекомендации по работе, полезные ссылки веб-сайты;

При планировании работы над проектом необходимо ответить на вопросы:

Проблема проекта

Почему?

Цель проекта

Зачем мы это делаем?

Задачи

Что мы делаем?

Методы и способы

Как мы делаем?

Оценка имеющихся и недостающих ресурсов

Что уже есть в арсенале для выполнения проекта, а чего не хватает?

Сроки выполнения

Когда мы делаем?

Конечный продукт

В каком виде будем презентовать результат своего труда?

 

 

3.     Третья П: Поиск информации

Этот этап работы называется этапом реализации проекта. Учащиеся  ищут информацию в различных источниках. Иногда учащиеся излишне увлекаются поиском информации, а бывает так, что активность некоторых учащихся  снижается.  Учителю необходимо поддерживать мотивацию учащихся  к выполнению проекта.

4.     Четвертая П: Продукт

Продуктом труда является запланированный результат. В какой форме будет представлен продукт проекта –зависит от фантазии тех, кто над этим проектом работал. Продукты одного и того же проекта могут быть различны. Например: мультимедийный продукт (видеофильм, видеоролик или веб-сайт), мероприятием (экскурсия, математический вечер, математическая викторина, математический праздник для малышей), альбом или задачник.

5.     Пятая П: Презентация.

Этап представления и защиты проекта – это серьёзное испытание для ребят. Чтобы хорошо выступить, нужно составить план выступления, подготовить компьютерную презентацию, сопровождающую выступление,  а также составить речь, которую нужно произнести. Как правило, сами участники проекта справиться самостоятельно с этими задачами не могут, поэтому учитель оказывает помощь при подготовке к защите проекта.

6.     Шестое П: учебного проекта Портфолио.

Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки достижений школьников в процессе работы над проектом.

 

Заметим, что плюсы использования в школе метода проектов очевидны: ребята с удовольствием, поскольку для них это важно, участвуют в проектной деятельности, приобретая и знания, и опыт  их применения, и умения общаться.  

Комментарии
Комментариев пока нет.