Методические рекомендации «Пять "П" в работе над проектом»
МКОУ Малокрасноярская ООШ
Кыштовского района Новосибирской области
Пять «П» в работе над проектом
Методические рекомендации
Учитель математики:
Еланцева С.В.
В последние годы метод проектов находит всё большее распространение не только за рубежом, но и в школах России. В большей степени это связано с требованиями, которые современное общество предъявляет к выпускникам и которые сформулированы в ФГОС нового поколения.
Под методом проектов мы понимаем творческую работу учащихся для самостоятельного решения проблемы, оформленную в виде конечного продукта: доклада, реферата, компьютерной презентации, сценария игры или праздника, газеты и т.п.
Каждый учитель стремится к тому, чтобы в результате работы над проектом учащиеся получали удовольствие, смогли проявить самостоятельность, фантазию, творческий подход.
При работе над групповым проектом ставим цель: развитие коммуникативных навыков учащихся, умение работать в коллективе.
Организуя работу с проектами учителю необходимо научить детей:
1. Планировать свою работу, заранее подсчитывать возможные результаты.
2. Использовать различные источники информации, самостоятельно отбирать и накапливать материал;
3. Анализировать отобранный материал;
4. Аргументировать свою точку зрения, отстаивать её;
5. Распределять обязанности внутри группы, если это групповой проект;
6. Представлять созданный продукт перед аудиторией;
7. Оценивать себя и других.
Я хочу ещё раз остановиться на методических рекомендациях при организации работы над проектом.
В методической литературе технологическая проработка учебного проекта описывается формулой «пяти П»: проблема – проектирование - поиск информации – продукт - презентация.
Остановимся на каждом этапе подробно:
1. Первая П: Проблема:
Что является проблемой проекта?
-Это любая проблема математики и практически любая реальная проблема обыденной жизни.
Кто формулирует проблему?
- Учитель или учащиеся.
Учитель ни в коем случае не должен навязывать проблему учащимся! Роли учителя и учащихся изменяются по сравнению с классно-урочной системой: учащийся перестаёт играть роль простого исполнителя: учитель - из преподавателя превращается во вдохновителя, консультанта, координатора. Он способствует раскрытию творческого и интеллектуального потенциала учащихся.
Каким требованиям должна удовлетворять проблема?
- проблема должна быть важной, интересной для учащихся.
- при решении проблемы должны быть использованы интегрированные знания, исследовательские методы.
2. Вторая П: Проектирование.
Если обратиться к ВИКИПЕДИИ, то под словом проектирование понимается «целенаправленная деятельность, которая обладает последовательностью процедур, ведущих к достижению эффективных решений… Проектирование – это один из видов работ, результатом которых является продукция-проект».
Этап проектирования распадается на две составляющих: подготовительный этап и планирование.
На подготовительном этапе необходимо:
1. Сформулировать тему проекта в соответствии с проблемой;
2. Определить цели проекта
3. Обозначить конечный продукт (презентация, стенгазета, буклет и т. д.)
4. Тип проекта (исследовательский, практико-ориентированный, ролевой, игровой, творческий, информационный);
При организации работы на этапе проектирования нужно:
1. Определить возраст участников проекта (одного возраста или разных возрастов; одного класса или из разных классов);
2. Определить количество участников проекта (проект может быть индивидуальным, парным или групповым);
3. Определить степень самостоятельности выполнения проекта учащимися;
4. Назначить сроки выполнения проекта и соблюдать их;
5. Подготовить и ознакомить учащихся с памяткой для для учащихся. В памятки должны содержаться рекомендации по работе, полезные ссылки веб-сайты;
При планировании работы над проектом необходимо ответить на вопросы:
Проблема проекта |
Почему? |
Цель проекта |
Зачем мы это делаем? |
Задачи |
Что мы делаем? |
Методы и способы |
Как мы делаем? |
Оценка имеющихся и недостающих ресурсов |
Что уже есть в арсенале для выполнения проекта, а чего не хватает? |
Сроки выполнения |
Когда мы делаем? |
Конечный продукт |
В каком виде будем презентовать результат своего труда? |
3. Третья П: Поиск информации
Этот этап работы называется этапом реализации проекта. Учащиеся ищут информацию в различных источниках. Иногда учащиеся излишне увлекаются поиском информации, а бывает так, что активность некоторых учащихся снижается. Учителю необходимо поддерживать мотивацию учащихся к выполнению проекта.
4. Четвертая П: Продукт
Продуктом труда является запланированный результат. В какой форме будет представлен продукт проекта –зависит от фантазии тех, кто над этим проектом работал. Продукты одного и того же проекта могут быть различны. Например: мультимедийный продукт (видеофильм, видеоролик или веб-сайт), мероприятием (экскурсия, математический вечер, математическая викторина, математический праздник для малышей), альбом или задачник.
5. Пятая П: Презентация.
Этап представления и защиты проекта – это серьёзное испытание для ребят. Чтобы хорошо выступить, нужно составить план выступления, подготовить компьютерную презентацию, сопровождающую выступление, а также составить речь, которую нужно произнести. Как правило, сами участники проекта справиться самостоятельно с этими задачами не могут, поэтому учитель оказывает помощь при подготовке к защите проекта.
6. Шестое П: учебного проекта Портфолио.
Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки достижений школьников в процессе работы над проектом.
Заметим, что плюсы использования в школе метода проектов очевидны: ребята с удовольствием, поскольку для них это важно, участвуют в проектной деятельности, приобретая и знания, и опыт их применения, и умения общаться.