Методическая разработка внеурочного логопедического занятия с использованием музыкально-методических игр в 1 классе на тему «Буква П, звуки П и П’»
Методическая разработка внеурочного логопедического занятия с использованием музыкально-методических игр в 1 классе
Учитель-логопед – Ермолина Нина Федоровна
Тема: «Буква П, звуки П и П’»
Цель: Развитие коммуникационных, музыкальных, творческих способностей. Закрепление знаний обучающихся 1 класса о букве П и характеристиках звуков П и П’.
Задачи:
Обучающие:
-пополнять словарный запас обучающихся словами с буквой П (подоконник, подкова, полено, поленница, плед, пылесос, плетень);
-закреплять знания и представления детей об образе буквы П, характеристике звуков П и П’.
Развивающие:
-развивать звуко-буквенный анализ, синтез слов через выделение местоположения звука в словах, через составление слов из переставленных букв;
- развивать речь, музыкальный слух, чувство ритма и внимания через песенки Е. и С. Железновых, выполнение ритмических диктантов;
- развивать фонематический слух через игру «Камень-вата»;
-способствовать улучшению обучения через выполнение кинезиологических упражнений; развитию понимания сложносоставных инструкций.
Воспитательные:
- воспитывать у детей толерантность при работе в парах, в группе;
- прививать любовь к музыке.
Оздоровительные:
-способствовать снятию эмоционального и физического напряжения, смене деятельности.
Организационный момент.
Сегодня мы проведём логопедическое и музыкальное занятие. Для начала прослушайте мелодию и подумайте, как под её отрывки можно поприветствовать одноклассников.
(Обучающиеся слушают сборную мелодию, состоящую из музыкальных произведений разных жанров: народная, марш, балет, танец, опера, инструментальная. Встают вкруг, выбирают водящего – приветствующего участников занятия, со сменой композиции – меняется водящий по кругу).
Повторение.
Что на прошлом занятии мы с вами изучали? Какую букву, звуки? Какие слова на эти звуки начинаются? (кто готов назвать слово – встаёт, если ответит – садится на место).
Давайте вспомним чем отличаются звуки от букв? (Проговариваем с движениями: звуки мы слышим и говорим, буквы – видим и пишем)
Какие бывают звуки? (Гласные и согласные. Гласные звуки – рот открыт, звук летит и преграда не стоит).
Прослушаем и подпоём песенку гласных звуков. (Дети дважды исполняют песенку Е. и С. Железновых «А-О-У-И-Э», учитель-логопед показывает карточки-подсказки с буквами).
Новая тема занятия:
Буква П и её звуки. На доске картинки, нужно их назвать и догадаться – какие звуки к нам пожаловали на занятие. (Картинки: петушок, пальчики, капкан, лампа, капитан, копыто, суп, циклоп, укроп).
На что похожа эта буква? Выложите из палочек букву, которая обозначает звуки [П] и [П`]. Давайте разберёмся в характеристиках этих звуков. (Дети дают характеристику звукам)
Игра «Камень – вата». (Учитель-логопед называет звуки, слоги со звуками [П] и [П`], дети показывают соответствующие жесты: «камень и вату»).
Игра «Расселим картинки в домики». (Распределить картинки: петушок, пальчики, капкан, лампа, капитан, копыто, суп, циклоп, укроп в соответствующий домик, который указывает место положение звуков [П] и [П`]).
Пальчиковая гимнастика. (Дети подпевают песенку Е. и С. Железновых «Наши пальчики» и массируют пальчики в соответствии с текстом песни сначала на одной руке, затем на второй).
Практическое задание. В альбомах обведите обе руки. На контуре левой руки напишем букву Л, а на правой …? Букву П. У безымянного пальца левой руки нарисуйте круг. Квадрат нарисуйте у большого пальца правой руки и т.д. (Работа в альбомах, дети выполняют сложносоставные инструкции педагога).
Чтение слогов. Что-то буква заскучала. Подружим её с другими? Прочитаем слоги и слова, но у буквы есть условие: читать с разной интонацией. (Чтение слогов и слов грустно, весело, хитро, зло, вежливо, пугливо).
Игра «Рассыпавшиеся буквы». Соберём слово из рассыпавшихся букв. (Дети составляют слово «паук»).
Музыкальная разминка. (Дети выполняют упражнения под песенку Е. и С. Железновых «Паучок»)
Игра «Отвори двери». Буква П собралась в гости сходить. Но чтобы узнать кто в домике живёт, надо постучаться секретно каждому. (Дети по очереди хлопают ритмические диктанты)
Приложение № 1
Игра «Назови все предметы со звуками[П] и [П`]». Зашли мы в домик, и что же видим? Назовём все предметы со звуками [П] и [П`].
http://skachat-kartinki.ru/img/picture/Nov/20/696f8dc6428e6259441739bf4d77e879/1.jpg
Работа в парах «Составь слова». Разделимся на пары и составим из букв слова, цифры подскажут последовательность. (Дети собирают слова: полено, подкова, плед, пылесос, плетень, объясняют значение слов, учитель-логопед корректирует ответы детей и уточняет).
Практическая работа по наглядности воспроизвести рисунок, используя шаблоны.
http://f3.mylove.ru/F_1bs5MPS1pD2TGpL.jpg
Итог занятия.
С какой буквой мы сегодня играли? Что мы о ней знаем? Что нового узнали на занятии? Что больше всего запомнилось? Что расскажете дома родителям?