Методические рекомендации «Работа над индивидуальным проектом»

1
0
Материал опубликован 12 July 2019

Работа над индивидуальным проектом.

Каждый преподаватель сталкивается с проблемой низкой мотивации и даже отсутствием её у некоторых учащихся. Это сильно сказывается на эффективности педагогического процесса, влияет на успеваемость учащихся и значительно усложняет работу педагога. Мотивировать не значит заставить. Мотивировать — помочь понять и принять необходимость тех или иных действий, объяснить, предложить необходимые доводы и причины. Психологи выделяют два вида мотивов, внешние и внутренние. Внешние мотивы, такие, как наказание, награда, материальная выгода, поощрение со стороны родителей, не относятся непосредственно к обучению. А вот внутренние мотивы: желание получить знания, улучшить личностные навыки - все то, что побуждает к обучению как к цели, заставляет учащихся понимать, зачем и для чего нужно учиться, является важной составляющей учебной мотивации.

Задача современного преподавателя – создать условия для появления у учащихся внутренних мотивов в обучении, пробудить интерес к предмету, к самостоятельному поиску информации и получению знаний. Проектная деятельность в целом, а индивидуальный проект как метод в частности, мне думается, являются эффективными средствами повышения мотивации в изучении русского языка, литературы и любого предмета.

Проектная деятельность (деятельность по составлению проектов) играет большую роль в формировании самовоспитания и самостоятельности детей. Проекты могут быть совершенно разные по форме, цели и содержанию, и это является несомненным плюсом для воплощения цели по повышению мотивации, пробуждению творческого потенциала и активности обучающихся.

Ученик, работающий над индивидуальным проектом, научится принимать решения самостоятельно, ведь при выполнении такого задания ему придется решить многие вопросы, которые в других видах деятельности четко формулирует преподаватель. Работая над проектом, ученику придётся решать следующие задачи:

- выбор темы проекта;

- выбор формы, в которой будет представлена информация;

- время выступления;

- использование дополнительных материалов;

- список необходимой литературы и т. д.

Этот вид работы позволит ученику:

овладеть навыками моделирования и проектирования;

узнать больше о том, что его интересует;

поделиться своими открытиями с одноклассниками;

выступить публично, демонстрируя свои интеллектуальные, речевые способности и внешние данные;

быть готовым ответить на вопросы;

развить коммуникативные компетентности;

получить дополнительную оценку по предмету.

Целью любого процесса обучения является развитие личности. Именно поэтому в процессе работы над индивидуальным проектом важен личностно-ориентированный подход. Для пробуждения мотивации важно сделать учащегося субъектом образовательного процесса, попытаться учесть все составляющие его личности (способности, характер, увлечения, условия жизни, воспитание, темперамент).

Процедуру работы над проектом можно разбить на несколько этапов: поисковый, аналитический, практический, презентационный, контрольный.

 

Поисковый этап начинается с определения тематического поля проектов. Под тематическим полем в данном случае мы понимаем некую ограниченную область знаний, выделяемую на основе наблюдений познавательных потребностей и интересов детей. Выбор тематического поля - это организуемая и координируемая учителем процедура, результатом которой является определение темы проектной работы по желанию учащегося. «Заимствованные английские слова в нашей речи» - такова тема проекта ученика 6 класса Битюкова Дениса. Его интересовал вопрос: какова степень необходимости употребления английских слов в русском языке? К чему может привести неоправданное использование их в речи? А вот Казакова Владислава и Солянину Екатерину привлекла проблема происхождения фразеологизмов и крылатых выражений в русском языке. После постановки цели проекта в первую очередь на аналитическом этапе необходимо определить, какая информация необходима для ее достижения (реализации проекта).

На всех этапах работы над проектом учителю необходимо учитывать психолого-педагогические особенности возраста учащихся и степень их самостоятельности.

Остановлюсь подробнее на презентационном этапе работы. Презентацию проектов надо организовывать специальным образом. Здесь открываются самые широкие возможности для творческого поиска учителем организационных форм презентации. Это может быть выставка, аукцион, спектакль, концерт, видеожурнал, демонстрация видеофильма, рекламная акция, демонстрация моделей и т.д. Из опыта своей работы могу привести в пример презентацию шестиклассниками рассказов А.И.Солженицына «Крохотки» в форме агитбригады. Группа учащихся знакомила младших школьников с творчеством известного писателя, выступая в каждом классе начальной школы. На уроке литературы был предложен проект представления басни И.А.Крылова «Осёл и Соловей» в форме сценической игры с целью комического изображения невежественного судьи. Интересен проект в форме составления электронного альбома «Словесные и живописные портреты русских крестьян» (по рассказам из цикла «Записки охотника»). Красочны и ярки по содержанию и форме проекты-иллюстрации с комментариями к стихотворениям русских поэтов. Повышают мотивацию учащихся и творческие проекты, связанные с изучением определённой учебной темы (портрет части любой речи, например, «Портрет глагола», «Портрет причастия», «Машина будущего», «Числительные в сказках, поговорках» и др.).

По своему педагогическому эффекту презентация - это один из самых важных этапов проекта, когда учащийся получает возможность предоставить плоды своего труда. Проведение презентаций можно удачно совмещать с работой в семьях учащихся. Так, в рамках внеклассной работы кружка ОПК (Основы православной культуры) родители учащихся вместе со своими детьми создали презентации, посвящённые православным храмам Новокубанского района.

Следует подготовить участников презентации к тому, чтобы они задавали вопросы различного типа, продвигающие учащегося в развитии его коммуникативной компетентности: для младшего школьника это уточняющие вопросы, для учащихся основной школы – вопросы, заданные на понимание или в развитие темы, для старшеклассника – вопросы на дискредитацию, подвергающие сомнению его позицию.

После проведения презентации учащимся проводится оценка как полученного продукта, так и собственного продвижения в проекте.

Следует отметить, что оценка продукта и оценка продвижения учащихся в проекте должна быть качественная, а не количественная (выраженная в баллах). Это внутренняя неотъемлемая составляющая проектной деятельности. Продукт является средством для решения значимой для ученика проблемы, поэтому после его получения следует организовывать рефлексию учащегося, работая на формирование компетентности решения проблем, а не на оценку по формальным признакам.

Итак, выполнение индивидуальных проектов в процессе обучения улучшит качество образовательной работы, повысит производительность труда учителя, позволит активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, будет способствовать повышению мотивации и самостоятельности учеников в изучении предмета. Участие в проекте поможет учащимся приобрести уникальный опыт, который невозможно осуществить при других формах обучения.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.