Методические рекомендации по организации работы над проектами (1–4 класс)
Методические рекомендации по организации работы над проектами
ФГОС предъявляет новые требования к ожидаемым результатам общего образования. В его основе лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, формирование УУД. Отсюда основная цель образования – это научить ученика учиться.
Одним из путей реализации поставленных целей являются проектная деятельность, которая способствует развитию творческих способностей обучающихся, умению видеть проблему, находить нестандартные пути ее решения.
В своей педагогической практике я уделяю большое внимание проектной деятельности, так как считаю, что именно эта технология на данный момент является ведущей и способствует получению высоких результатов обучения.
Работа над проектами начинается с первого класса и предполагает активное сотрудничество ученика с учителем и родителями.
Совместная работа сплачивает детей и родителей, восполняется дефицит общения со взрослыми, поэтому дети очень любят работать над проектами, ведь для них учебный проект - это возможность что-то интересное делать самостоятельно, самим искать дополнительный материал, пробовать свои силы, а потом публично показать свой результат. Именно презентация своих проектов для многих детей является самой интересной частью работы. В результате этого сотрудничества успешнее идёт личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие обучающихся.
Помощь учителя необходима ученикам на всех этапах работы над проектом, но она различна. Для удобства я составила чек-лист, который отражает основные этапы работы по проектной деятельности.
Чек-лист «Организация работы над проектами»
Например, работа над проектом по математике «Занимательные цифры» (сроки: 01.12.17-23.12.2017)
№ |
Этапы работы |
Сроки |
Отметка о выполнении |
Примечание |
1. |
Выбор темы проекта |
01.12.17 |
+ |
|
2. |
Определение количества участников |
01.12.17 |
+ |
|
3. |
Определение типа проекта, сроков |
01.12.17 |
+ |
|
4. |
Продумать возможные варианты проблем, которые необходимо исследовать в рамках намеченной тематики |
02.12.17 |
+ |
|
5. |
Распределение задач по группам |
02.12.17 |
+ |
03.12 |
6. |
Обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений |
03.12.17 |
+ |
|
7. |
Самостоятельная работа участников проекта |
04-10.12.17 |
+ |
|
8. |
Промежуточные обсуждения полученных данных в группах |
12.12.17 |
+ |
14.12 |
9. |
Доработка проектов, с учетом рекомендаций педагога |
12-20.12.17 |
+ |
|
10. |
Защита проектов. Презентация продукта |
23.12.17 |
+ |
25.12 |
11. |
Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы |
23.12.17 |
+ |
25.12 |
С помощью чек-листа планируется работа над проектом, отмечаются предварительные сроки выполнения каждого этапа, фиксируется отметка о выполнении (или не выполнении запланированного), и при необходимости вносятся корректировки в примечание.
Такие чек-листы очень удобны как для учителя, так и для учеников. Сначала ведущая деятельность принадлежит педагогу, затем, в процессе приобретения навыков работы над проектами, дети самостоятельно составляют план деятельности (чек-листы), которые помогают им в планировании совместной или индивидуальной работы над проектами.
Метод проектов обязательно нужно применять в начальной школе, так как благодаря данной технологии дети учатся работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобретают навыки работы с книгой и другими источниками информации и овладевают необходимыми УУД.
Кузнецова Виктория Владимировна