12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Баскаева Маргарита Витальевна307
Работа в центре дополнительного образования детей. Преподаю осетинскую гармонику. Стаж работы уже 24 года. Работаю индивидуально с каждым ребенком и ансамблевой деятельностью.
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «НАРТ»











«Работа над произведениями крупной формы в классе осетинской гармоники»

(методическая разработка)













Составитель:

педагог дополнительного образования

Баскаева Маргарита Витальевна











Владикавказ, 2020г

Богатство и разнообразие содержания музыкальных произведений определяет собой многообразие жанров и форм музыкального искусства. Небольшие по размером, подчас лаконичные инструментальные миниатюры вроде пьес Чайковского из цикла «Времена года» можно сравнить с лирическим стихотворением, коротким рассказом. Такие же композиции, как симфонии Бетховена, Бородина, по масштабу, глубине, богатству и сложностью содержания могут быть сопоставлены с трагедией, драмой, этической поэмой, романом. Произведения изобразительных искусств, архитектуры, будучи созданы однажды, в дальнейшем неподвижно и неизменно существуют в пространстве, как памятники своей эпохи, как всегда законченные художественные ценности. Изучающий скульптуру или какой-нибудь образец архитектуры может воспринимать общие контуры, их формы в одновременности, сразу, с одного взгляда. Физическая же природа музыки – в первую очередь звуковременная. Всякое музыкальное произведение, складываясь из музыкальных тонов, звучащих в пространстве , последовательно развертывается во времени. О музыке поэтому говорят как о звучащем, вернее, «звукообразном» движении. Всякая музыкальная композиция осуществляется в живом звучании во времени, постоянно развиваясь, как бы заново рождаясь при каждом исполнении. Лишь после прослушивания, по окончании звучания, музыкальное произведение окончательно кристаллизируется в нашем сознании как завершенное художественное целое, как некое единство. В то же время в музыке, не смотря на «текучесть» её природы (а может быть, именно в силу этой «текучести»), очень велико значение конструктивного начала, момента «строительства» музыкальной формы, стремление к симметричному расположению сходных частей, к архитектурной завершенности. Не случайно о музыкальных формах говорят иногда как о звукозодчестве. «Так же, как человек строит храмы, дворцы…..,из осязаемого и зримого материала, строит он монументальное произведение из звуков»- писал Луначарский. Единую художественную форму, целость, завершенность, пропорциональность ощущаем мы почти во всяком значительном произведении искусства, вне зависимости от его рода и масштаба: будь то трагедия или драма, стихотворение или рассказ, картина или скульптура, орнамент, резьба или вышивка. Цельность и единство формы каждого подлинно художественного произведения определяются естественным развитием его содержания, тем, что основная мысль, идея, замысл развертывается в нем до своего естественного конца.

Каждое реалистическое произведение, произведение искусства, в том числе и музыкальное, осуществляет собою единство содержания и формы.

Ведущим началом в этом единстве оказывается содержание. В подлинно художественном произведение форма всегда определяется его внутренним содержанием. Но и значение форма в искусстве весьма велико. Всякое произведение искусства только тогда оказывается подлинно художественным творением, когда его содержание глубоко, правдиво выражено в соответственной художественной убедительной форме. В широком смысле слова любая музыкальная форма – это совокупность всех составляющих её для выражения её идейно – эмоционального содержания. В том числе этих элементов: мелодика, тембровая окраска, лад, ритм, характер изложения музыкальной ткани, динамика, наконец общая структура целого, композиционный план расположения отдельных частей. Понимая таким образом (во всех деталях), форма каждого музыкального произведения всегда оказывается индивидуальной, неповторимой. С широкой точки зрения различных форм в музыкальном искусстве окажется столько же, сколько и типовых музыкальных произведений. Поскольку тема доклада звучит «Работа над произведением крупной формы» и речь пойдет конкретно о сонатине Моцарта – с durІ часть, расскажу о сонатной форме.

Сонатина – маленькая соната. Сонатная форма – тип классической композиции, характерной для главных частей больших циклических форм инструментальной музыке, а также, значительной оперных увертюр и многих других произведений. Возникая из контрастного сопоставления различных, нередко противоречивых идей, тем, характеров, образов, классическая сонатная форма развертывается на высшей степени интенсивном и напряженном драматическом развитии. С сонатной формой, естественно, связывается представление о грандиозных музыкальных замыслах симфоний Бетховена, Чайковского, Бородина, Рахманина и других, а также о лучших произведениях классической камерной музыки: сонаты, трио, квартеты, и тд.

Соната (от латинского «звучать») – это тип сложного, большей частью циклического инструментального произведения. Классическая сонатная форма развилась в результате творческих исканий художников многих национальных культур 18 века в связи с глубокими переменами в общественной жизни того времени, появлением нового идейно – эмоционального содержания. В своем наиболее типичном и совершенном виде она впервые от кристаллизировалась в творчестве представителей так называемой «венской классической школы»: Гайдна, Моцарта, Бетховена. Классическая сонатная форма состоит их 3 разделов: экспозиции, разработки, репризы.

Экспозиция – изложение, вернее, контрастное сопротивление основных музыкальных мыслей (тем), обычно их бывает, и включающее обязательное сопоставление двух или более тональностей. Первая тема, изложенная в основной тональности, получила название «главная партия» – ГП. Вторая тема– контрастная, тонально устойчивая, называется «побочная партия»–ПП. Название ПП получила не потому, что она менее важна чем ГП, а потому что пишется в побочной тональности. В огромном большинстве случаев с ПП связывается представления о лирических образах (исключения конечно бывают). Контраст двух противоположных тем (ГП и ПП) составляет, таким образом, основу сонатной экспозиции. Между ГП и ПП находится связующая часть (Св.П) – подготавливающая тональность ПП. В классических ранних до бетховенских сонат Св П не содержала никаких музыкальных образов и рассматривалась лишь как необходимый переход к дальнейшему изложению новых музыкальных мыслей. В последствий, СП стала строиться на развитии, разработке тематического материала главной темы, что, конечно способствовала большему единству развития всего произведения. После ПП в сонате обычно следует заключительная партия (З П), как бы подводящая итог всему предшествующему развитию, завершающая его.

Разработка – развитие музыкального материала экспозиции, основное на столкновении, на сопоставлении, скрещивании, раздроблении отдельных тем, а так жена смене неустойчивых тональностей. Разработка – самая яркая и динамическая стадия развития сонатной формы. Сонатная разработка состоит обычно из нескольких (3-4)разделов, как бы последовательных стадий борьбы, конфликтных столкновений. Первый этап разработки носит обычно вступительных характер. Нередко, это проведение ГП в новой тональности. Второй этап и последующий за ним, основаны на драматическом столкновении различных элементов экспозиции; прием контрастных сопоставлений (тональных и тематических) выступает здесь в качестве основного и наиболее динамического стимула развития. То, что в экспозиции противопоставлялось в различных планах и значительных временных расстояниях, в разработке неожиданно сближается, скрещивается, при этом из всего этого контраста возникает новое единство. 4 этап развития в разработке, непосредственно подготавливающей репризу, представляет момент собирания, концентрации сил.

Реприза– возвращение, утверждение первоначального содержания экспозиции, основного на точном или видоизмененном повторении материала всей экспозиции обычно в основной тональности произведения. К репризе примыкает coda, где встречается систематическое проведение материала из середины, соответственно переработанного для придания ему заключительного характера.

Разбор І ч сонатины Моцарта-c dur

Экспозиция: ГП состоит из 2х тем:

І. 1 партия состоит из 2х различных по характеру мотивов

а) фанфарный,торжественный = 2 такта

б) легкий, танцевальный =2 такта

ІІ. Контрастом этим мотивом звучит вторая тема. ГП появляется на р-8 тактов. В тональном плане она не устойчива,т.к. здесь присутствуют хроматические ходы в левой руке, которые ведут к отклонениям внутри темы, на протяжении 4 тактов, затем посредством каданса закрепляется основная тональность. Св. П-4 такта построена на элементах ГП. ПП звучит в тональности G-dur.

Разработка – строится на элементах ГП. 1 тема звучит в d moll, 2 тема в f dur. Посредством смены тональности меняется и характер- из фанфарного превращается в вопросительный. Св П-4 тактам, приводит к ПП, которая уже звучит в основной тональности –c dur, что и есть –реприза.

Реприза – в начале звучит ПП-4 такта и ЗП, которая звучит неустойчива в начале, затем приводит к тонике, с которой начинается coda- она звучит полифонично. 1 тема ГП звучит стретно в обоих голосах 9 своего рода канон). Левая рука вступает на один такт позже. Тема правой руки – в основной тональности.Тема левой руки – в тональности G dur-8 тактов и каданс уже основательно приводит к основной тональности. Последние 3 такта построены на теме ЗП где еще больше подчеркивается тоника.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.