12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Галенко Надежда Викторовна17
4

Работа над репертуаром в классе аккордеона с использованием фонограммы

. Галенко Надежда Викторовна

Педагог дополнительного образования

МАУ ДО «Межшкольный эстетический центр»

МО город Краснодар


Работа над репертуаром в классе аккордеона с использованием фонограммы

Работа с минусовой фонограммой – это специфический вид музицирования, имеющий ряд трудностей и особенностей. Минусовка (англ. backing track либо instrumental, кор./яп. off vocal) - запись музыкального произведения, в которой отсутствует вокал либо солирующий инструмент. Полный трек (со всеми партиями) обычно называется плюсовкой.

Прежде чем приступать к работе, педагог должен ознакомиться с основными типами минусовых фонограмм.

Типы минусовок:

Ориг. - оригинальная минусовка, под которую работает сам исполнитель.

Аранжировка/мастер - минусовка, записанная в студии в соответствующих условиях профессиональным музыкантом. Аранжировки могут отличаться от оригинальной композиции.

Нарезка - минусовка, склеенная из частей, в которых отсутствует основная партия.

Задавка - трек, в котором главная партия приглушена при помощи специальных программ.

Основными критериями выбора минусовой фонограммы являются возраст учащегося, а также его уровень подготовки.

Также немаловажно само качество минусовой фонограммы, то есть использование «задавок» и «нарезок» следует избегать.

Процесс обучения игре под минусовую фонограмму можно разделить на несколько этапов, первым из которых можно обозначить как знакомство с особенностями исполнения под минусовую фонограмму.

Вначале, на первом этапе знакомим учащегося с фонограммой, демонстрируем его «музыкальные «особенности». Использование фонограммы на этом этапе даёт возможность уже в начале понять конечную цель. В своей работе мы используем фонограммы и аранжировки, написанные специально для каждого ученика в отдельности.

На начальном этапе репертуар составляют простые пьесы. Главной задачей является синхронность звучания, то есть точное совпадение по времени сильных и слабых долей такта. От учащегося требуется предельная концентрация внимания. Нужно контролировать игру, не допуская расхождения с минусовой фонограммой. Чтобы ребенку было легче, вначале поём и прохлопываем его пьесу. Юный музыкант должен хорошо понять, что фонограмма «не останавливается и не ждёт».

Одним из основных критериев качественного исполнения является метроритм. Метроритм способствует синхронной игре учащегося с минусовой фонограммой. Нарушение метрического рисунка разрушает всё исполнение. Некоторым детям не свойственно природное чувство ритма и воспитывать его с помощью метронома просто необходимо. Применение приёма темпо-ритмического сопровождения игры обучающегося даёт ему колоссальный опыт слушания и понимания ритма как системы комбинации различных длительностей. Воспитывается и ощущение сильной доли, что немаловажно для начинающего музыканта. Фонограмма выступает в качестве своеобразного дирижёра, чья жёсткая рука не даёт откланяться от заданного темпа и учит играть ритмично и способствует техническому развитию ученика.

Применение фонограммы на начальном этапе обучения очень полезно. С первых шагов обучения ребёнок получает навыки игры в ансамбле, развивается интерес к занятиям. Кроме того, исполнение даже самых простых песенок под аккомпанемент даёт ребёнку возможность выступить публично с самых первых шагов обучения. Это стимулирует и повышает результативность обучения, усиливает его привлекательность, помогает ощутить значимость своего труда и увидеть его результат.

Второй этап – исполнение под минусовую фонограмму (соло).
По мере развития исполнительских навыков, усложняются и произведения, исполняемые под минусовую фонограмму. Только крепко выученное произведение можно играть под минус. Репертуар на данном этапе довольно разнообразен и зависит как от фантазии педагога, так и от предпочтений учащегося.

В начале работы необходимо определить характер содержания выбранного произведения и ознакомиться с оригинальным исполнением, но не стоит его копировать. Допустим, если в работе находится произведение, которое в оригинале было вокальным, то необходимо узнать смысл и содержание песни, а также стилистику исполняемого произведения. Эстрадный музыкальный материал, как правило, легче в интонационно-техническом исполнении, чем классический репертуар. В нем чаще встречаются текстовые повторения, гармонические построения достаточно просты, преобладают периоды квадратного строения.

Тем не менее, интерпретация эстрадной музыки требует значительных эмоциональных усилий, ведь исполнение должно быть ярким, живым и свободным.

Перед учащимся необходимо поставить определённые исполнительские задачи:

соблюдать точный метр и ритм;

точно исполнять штрихи;

построить динамику так, чтобы она не была в «конфликте» с минусовой фонограммой, но при этом не теряла своей выразительности.

На этой стадии работы мы знакомим учащегося с понятием «агогические акценты». В переводе с греческого языка agogn – это движение, небольшое ускорение или замедление темпоритма при исполнении. Агогика - постепенное изменение темпа, которое, как и динамика, служит средством выразительности. Если сравнивать с динамикой, то агогика - более тонкое средство, требующее развитого художественного вкуса. Роль агогики в эстрадной музыке под минусовую фонограмму является специфической, поскольку метроритмические отклонения, как правило, незначительны и едва уловимы. Движение к кульминационной точке сопровождается оживлением темпа, некой устремлённостью, а по мере приближения к кульминации наоборот - «оттяжкой». Это не динамическое подчёркивание кульминации, а агогический акцент.

Третий этап – игра под минусовую фонограмму в унисон либо ансамблем. Приступать к данному этапу работы может учащийся, овладевший базовыми навыками игры под минусовую фонограмму. В ансамблевой работе каждый учащийся может разучивать свою партию как самостоятельно, так и параллельно с партнером, как отдельные части, так и целое произведение. Приступая к работе под минусовую фонограмму, необходимо знать крепко текст наизусть, справляться с технически сложными местами и штрихами. Особое внимание стоит уделить на качественную работу отдельно каждого учащегося, чтобы интонация, штрихи и ритм были осознаны исполнителями и звучали под минусовую фонограмму легко и непринужденно.

При ансамблевой игре нужно стремиться к единому ритмическому пульсу, одновременному нажатию и синхронному взятию звуков, балансу в звучании по отношению друг к другу, чистому интонированию, а также единству в штрихах и аппликатуре. Использование минусовой фонограммы как сопровождения (аккомпанемента) к ансамблю, безусловно, будет способствовать проявлению большего интереса у учащихся и позволит им разнообразить концертные выступления.






Опубликовано


Комментарии (1)

Фокина Лидия Петровна, 25.02.22 в 17:12 1Ответить Пожаловаться
Если вы публиковали работу ранее, нужно это указывать https://infourok.ru/obobshenie-i-rasprostranenie-pedagogicheskogo-opyta-pri-rabote-s-ispolzovaniem-minusovoj-fonogrammy-v-klasse-akkordeona-5814762.html
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.