Доклад «Использование информационных технологий в логопедической работе с дошкольниками, имеющими фонематическое недоразвитие речи»
Использование информационных технологий в логопедической работе с дошкольниками, имеющими фонематическое недоразвитие речи.
The article describes some guidelines of utilization of information technologies, which makes it possible to hold correction of speech ofpreschool child more efficiently.
Content words: information technologies, logopediya, preschool child, under-development of speech, preschool institutions,
Состояние современного общества немыслимо без использования новейших современных информационных технологий. Особенно это актуально в сфере дошкольного образования, так как информационные технологии позволяют наиболее наглядно и эффективно решить задачи коррекционной педагогики, в частности - логопедии. Важнейшая задача учителя-логопеда в условиях дошкольного учреждения с детьми с общим недоразвитием речи - предупреждение специфических ошибок на уроках русского языка (пропуск букв и слов, недописывание букв, замена букв и звуков схожих по звучанию и т.д.). Именно поэтому важное место в комплексном подходе к коррекции общего недоразвития речи многие исследователи (Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Г.А.Никашина) отводят формированию фонематического восприятия и звукового анализа.
Экспериментальные исследования контрольной группы детей показали, что дети без речевой патологии овладевают навыками фонематического восприятия более успешно, чем их ровесники с общим недоразвитием речи. Поэтому, для более эффективного коррекционного воздействия необходимо использование современных информационных технологий, позволяющих реализовать поставленные задачи.
В условиях детского сада учитель-логопед решает данную задачу на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях, в зависимости от поставленных задач и уровня подготовленности ребенка. Базой для формирования фонематического восприятия и анализа является хорошо развитый фонематический слух. Поэтому, начинать работу целесообразно с младшего дошкольного возраста, опираясь на ведущий вид деятельности дошкольника - игру, в данном случае целесообразно использовать интерактивную игру.
Для каждого этапа формирования фонематического восприятия используются свои специальные интерактивные игры. Покажем практическую реализацию решения поставленной задачи.
1-й этап. Знакомство с неречевыми звуками. Самый оптимальный возраст 3- 4 года. Цель данного этапа - познакомить детей с неречевыми звуками в окружающем мире, научить детей слышать, узнавать, дифференцировать. Детям предлагается интерактивная игра: послушать шум машины, скрип качелей, звонок телефона. После прослушивания предлагается посмотреть на изображенные на мониторе предметы, послушать звук, а затем нажать на соответствующую картинку.
2-й этап. Различение высот, силы, тембра голоса па материале отдельных звуков, фраз. Дети учатся различать силу голоса, высоту большого и маленького медвежонка, рычание тигра и писк мышонка. Предлагается интерактивная игра с инструкцией: «Зверя с громким голосом посади на высокий пенек, а с тихим - на низкий пенек». Ребенок, управляя компьютерной мышкой, выполняет необходимые действия.
3-й этап. Различение слов, близких по звуковому составу. На данном этапе логопед учит детей прислушиваться к звучащему слову. Целесообразно провести дидактические интерактивные игры: «Где Том, а где дом?», «Покажи сок и сук», «Подари уточку Томе, а удочку Дане». Ребенок на компьютере выполняет задание.
4-й этап. Проведение работы по дифференциации слогов. Данный этап предполагает более осознанных знаний и умений, т. к. слог сам по себе не несет смысловую нагрузку, не сопоставим ни с каким определенным образом. С учетом данной особенности целесообразно ввести игровые действия, основанные на полисенсорном воздействии, при котором слуховое восприятие информации ребенка сочетается с опорой на зрительный контроль на мониторе, что позволяет активизировать мыслительные процессы.
5-й этап. Дети учатся узнавать и дифференцировать фонемы родного языка. Из практического опыта следует отметить, что отдельно взятая фонема усваивается ребенком более успешно, если она соотносится с каким-то образом или действием. Новые информационные технологии как нельзя лучше решают данную задачу. Логопед предлагает детям рассмотреть на мониторе интерактивные картинки с изображением различных предметов, сопровождающихся соответствующими звуковыми эффектами. Ребенок, соотнося картинку на мониторе с соответствующим звуком, включает в работу тактильный, слуховой и зрительный анализаторы, что способствует более успешному обучению.
6-й этап - Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза. По определению Эльконина Д.Б., фонематическое восприятие, есть не что иное, как «слышание отдельных звуков в слове и умение проводить анализ звуковой формы слова при внутреннем их проговаривании». Это самая высшая и одновременно сложная ступень формирования фонематического восприятия. Для более успешного усвоения и овладения навыками и умениями звукового анализа детьми с общим недоразвитием речи необходимо отвести более длительное время, включать специфические приемы и методы работы. В практической деятельности отмечено, что работа будет успешнее, если дети овладеют алгоритмом фонемного анализа слова в виде интерактивного плана.
Приведем пример.
-
Произнеси слово. На экране компьютера появляется соответствующая картинка.
Сколько в слове слогов. Поставь столько кирпичиков, сколько в слове слогов. Ребенок, работая мышкой компьютера, выполняет задание.
Выдели первый, второй... звук в слове, назови его, охарактеризуй. Ребенок на экране компьютера выкладывает фишки соответствующего цвета (твердые согласные - синие кружки, мягкие согласные - зеленые кружки, гласные - красные).
«Прочитай» слово целиком по фишкам и проверь себя (покажи и назови все согласные, гласные). Сколько всего звуков в слове? Ребенок, выполняя задание, активно передвигает фишки, наглядно видит на мониторе схему разбора слова, что способствует более эффективному закреплению полученных знаний на практике.
Таким образом, внедрение информационных технологий в логопедической работе при использовании интерактивной дидактической игры показало, что:
- полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль позволяет активизировать мыслительные процессы ребенка;
существует возможность проведения дифференцированного подхода к обучению ребенка;
создается психолого-педагогические условия для развития положительной мотивации у детей, а, следовательно, применение компьютерных дидактически игр повышает эффективность коррекционного процесса.
Шабанова Алёна