12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ряшко Светлана Алексанровна30
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Архонская

«Работа над штрихами в музыкальной школе»

Методический показ преподавателя АДШИ Ряшко С.А.



Январь 2020г.

Сегодня я буду выступать совместно с моими учениками: Байсангурова Арнелла, Стоцкая София, Масленников Никита, Борличенко Ульяна, Борличенко Елизавета, Кириченко Милана, Доманов Ярослав, Кодзаева Александра, Филипова Камилла.

Я думаю, что присутствующие здесь коллеги согласятся с тем, что выразительность любого исполнения во многом зависит от точного и правильного исполнения штрихов, указанных автором в произведении. Следует подчеркнуть особо, что штрихи наиболее полно отражают и передают характер музыки, которая бывает торжественной, лирической, скорбной, повествовательной, шутливой и т. д. Для каждой из этих образных сфер нужны соответствующие звуковые формы, передающие процесс развития музыкальной мысли. Чем талантливее исполнитель, чем глубже вникает, он в содержание и стиль исполняемого произведения, чем богаче его арсенал исполнительских приемов звукоизвлечения, тем правильней, интересней и своеобразней передаст он авторский замысел звуковыми средствами баяна. Вот почему каждый педагог музыкальной школы должен уделять постоянно внимание вопросам изучения штрихов на баяне с учащимся. Работа эта должна вестись кропотливо, целенаправленно и систематически.

Штрихи... Нельзя правильно вести работу над штрихами, не уяснив сущности понятия штриха. Так что же такое штрих?

Как известно, слово "штрих" в переводе с немецкого языка означает "черта". Однако в русском языке это слово употребляется в самых различных значениях. Мы говорим: "черты характера ", "черты стиля", "штрихи к портрету". И т. д. В живописи под "штрихом" понимают удачно найденный оттенок светотени, мазок кисти; В поэзии это нужное слово; в театре - удачно выбранная интонация, жест, мимика; в музыке это качество (характера) извлекаемых звуков. Несмотря на такое различие результатов (мазок, слово, звук), штрихи в различных видах искусства имеют и общую характеристику- все они являются результатом действия, а не самим действием. В звукоизвлечении на музыкальном инструменте это понятие "штрих" может быть отнесено как непосредственно к звуку, так и к самому действию, то есть способу, приему или виду артикуляции.

(Артикуляция-это способ звукоизвлечения).

И хотя эти две стороны исполнительского процесса тесно связанны, звуковую цель и действие ни в коем случае нельзя отождествлять. Я сейчас хочу напомнить вам лишь несколько определений штриха, данных разными авторами в своих работах. Так П.И. Говорушко в " Основах игры на баяне" дает следующее определение: "Способы звукоизвлечения, различные по характеру и окраске звучания, способы (приемы) звукоизвлечения на баяне характеризуются лишь степенью связанности и динамической подчеркнутости."

А.Е. Онегин в "Школе игры на баяне" дает свое определение понятию штриха: "Штрихами называются способы извлечения звука, обусловленные различными приемами нажатия пальцами клавиш, движения кисти, руки и меха. Исполнение тех или иных штрихов вытекает из содержания исполняемого музыкального произведения".

В.Демченко в "Технических упражнениях для баяна" дает следующую формулировку понятию штриха: "Штрихами называются способы извлечения и ведения звука, обусловленные различными приемами движения пальцев и меха".

Из всех вышеназванных определений штриха видно, что все три автора ставят знак равенства между понятиями "штрих" и "способом звукоизвлечения". И второй недостаток заключается в том, что подобные определения штрихов на баяне очень напоминают формулировки этого понятия, которые сложились в практике исполнительства на смычковых инструментах: скрипке, виолончели, то есть противоречащих природе звукообразования на баяне. Все мы прекрасно знаем, что баян, аккордеон относится к клавишно-духовным инструментам. В управлении процессом звукообразования участвуют два элемента - мех и клапаны. Ни одно из них, взятое в отрыве от другого, не сможет привести к звукообразованию. Только при их взаимодействии возникает звучание инструмента. Таким образом, артикуляционные средства баяниста и аккордеониста, основу которых составляют двигательно-игровые способы управления мехом и клапанами коренным образом отличаются от артикуляционных средств других инструментов, в частности, смычковых.

На мой взгляд, наиболее точное, полное и правильное определение понятию штриха дает Б. Егоров в своей методической работе" К вопросу о систематизации баянных штрихов". Оно звучит так: "Штрихи - это характерные формы звуков, получаемые соответствующими артикуляционными приемами в зависимости от интонационно - смыслового содержания музыкального произведения".

Итак, выяснив сущность понятия штриха и его точной формулировки, хочу перейти непосредственно к вопросу о работе над штрихами в музыкальной школе. Когда лучше всего следует педагогу приступать к изучению штрихов в процесс обучения учащегося? На мой взгляд, это лучше делать на начальном этапе обучения, когда ученик овладел более или менее элементарными навыками игры на инструменте. Педагог знакомит учащегося с такими наиболее употребляемыми штрихами, как нон легато, легато и стаккато.

Штрих нон легато ( нон legato- не связано) обозначает раздельное, несвязное исполнение звуков, при котором длительности нот выдерживаются почти полностью. Нажим - толчок - удар - снятие четкое или мягкое.

При игре запястье подвижно, и вся рука от плеча до кончиков пальцев должна быть не зажатой, свободной. Мех должен вестись равномерно и спокойно. Тогда получается звук чистый и непрерывающийся. В нотах прием нон легато обозначается лигой объединяющей ноты над которыми стоят точки.

Нон легато следует играть и в тех случаях, где нет никаких штриховых указаний. На мой взгляд, именно со штриха нон легато целесообразно начинать само обучение игре на баяне. Такой способ игры дает возможность учащемуся быстрее приобрести прочные навыки извлечения звуков, помогает устранить неполадки в постановке рук, устранить зажатость кисти. Достичь всего этого не всегда удается при начальном извлечении звука способом легато, то есть с помощью только пальцевых движений.

Штрих легато (legato-связно) обозначает связное исполнение звуков. Это достигается особым приемом звукоизвлечения: каждую следующую клавишу нажимают в тот момент, когда снимают палец с предыдущей. Длительности нот выдерживаются полностью. Характер атаки и окончания звука мягкий, округлый. Исполняя повторяющиеся звуки штрихом легато, палец снимают и, не поднимая высоко, тот час опускают на клавишу. В Т

но^ах легато обозначаются лигой, знаком в виде дугообразной линии( ). В конце лиги палец снимают с клавиши мягким кистевым движением, освобождая руку от напряжения, что позволяет руке быть пластичной и не скованной. При этом возникает слуховое ощущение как бы естественного "дыхания" мелодии.

Штрих стаккато (staccato - отрывисто) обозначается точкой над или под нотой. Стаккато бывает трех видов: 1) пальцевое, 2) кистевое, 3) акцентированное, которое исполняется движением меха и пальцев. Пальцевое стаккато достигается быстрым и легким ударом пальца по клавише. Мех должен быть упругим, тогда звуки получаются короткими и четкими.

Быстро усвоить и закрепить данные приемы игры учащемуся помогают несложные упражнения. Сейчас учащийся подготовительного класса Гордиенко Савелий продемонстрирует несколько таких упражнений.

Однако упражнениями не стоит злоупотреблять. Для получения большего эффекта нужно чередовать упражнения с игрой пьес на данные штрихи. Учащийся исполняет 3 пьесы:

l.р.н.п. " Теремок" - нон легато;

.р.н.п. "Радуга -дуга - легато;

.дет. песенка "Веселый чай" - стаккато.

Я уже говорила и не боюсь повторится о том , что педагог должен вести работу над штрихами с учащимся очень кропотливо и, самое главное, последовательно.

Следующей ступенькой в освоении учащимся штрихов является изучение пьес, сочетающих различные штрихи. Что я имею в виду? Это сочетание в парии левой руки штриха стаккато со штрихами нон легато, легато, и стаккато в партии правой руки. Сейчас ученица 1 класса Стоцкая София исполнит:

.укр. н. п. "Семейка" правая рука - нон легато, левая рука-стаккато

.ит. н.п. "Нинна - Нанна" правая рука - легато, левая рука-стаккато

.дет. песенка "Лошадка" правая рука - стаккато, левая рука-стаккато

Сочетание различных штрихов в мелодии влияет на выразительность звучания, помогает лучше и полнее передать характер музыки. Сейчас София исполнит две таких пьесы, мелодия которых включает ни один, а два контрастных образа.

.детская пьеса " Тень тень"

.Лушников "Этюд"

Очень полезным и поучительным для учащегося будет игра таких пьес, в которых партия аккомпанементе исполняется не как обычно: штрихом стаккато, а таким приемом игры, когда бас залиговывается с последующим аккордом и лига снимается штрихом стаккато. Такой прием игры встречается очень часто. Достаточно вспомнить такие пьесы как " Жаворонок", Глинки, "Сурок" Бетховена и т. д.

Сейчас Масленников Никита исполнит таким приемом игры дет. Песенку "Птичка".

От урока к уроку от пьесы к пьесе постепенно багаж исполнительских приемов звукоизвлечения учащегося становится все разнообразнее.

Акцент - один из наиболее часто встречающихся приемов игры в пьесах. Ноту, над которой или под которой стоит акцент, нужно сыграть с ударением, ярче других. Для этого нужно энергично и глубоко нажать клавишу и одновременно сделать короткий рывок мехом.

При исполнении акцента происходит активное подчеркивание атаки, развитии стационарной части на нужном динамическом уровне и четкое окончание звука. Длительности нот поддерживается полностью или частично.

Сейчас ученица второго класса Борличенко Ульяна продемонстрирует это, исполнив «Польку" Глинки; острое, пальцевое стаккато и четкие акценты придают танцу веселый задорный характер.

Черточка над или под нотой означает выдержанное по длительности и равное по силе исполнение звуков. Такой приём исполнение называется портаменто. Если чёрточками помечено несколько звуков подряд, то их исполнение объединяется упругим натяжением меха, а звучание становится плотным, протяженным с минимальным промежутками между звуками.

Сейчас Борличенко Елизавета исполнит нам р.н.п. "Я на горку шла " обработка Бухвостова, в которой основная тема проводится штрихом портаменто, придавая тем самым ей черты тяжеловесности. Дальнейшие проведение темы штрихами легато и стаккато придают ей задорный, шутливый характер.

Сфорцандо (sf) -это такой приём игры, при котором отдельный звук или аккорд выделяется резко и внезапно, то есть, происходит активное выделение атаки при последующем "гашении" стационарной части звука. Наибольший эффект сфорцандо достигается на звуках значительной протяженности в медленных и средних темпах. На коротких длительностях и в быстрых темпах по результату звучания сфорцандо совпадает с акцентом. Это нам сейчас и продемонстрирует ученица 4-го класса Кириченко Милана, исполнив укр. нар. Песню "Тай орав мужик край дороги".

Развитию штриховой культуры юного музыканта способствует игра гамм, арпеджио, трезвучий и аккордов. Каждодневное проигрывание гамм штрихами легато и стаккато позволяет добиться свободы, плавности и гибкости движению рук и кистей. При игре гамм штрихом легато в быстром темпе нужно следить, чтобы пальцы плавно переходили с одной клавиши на другую и своевременно снимались. В противном случае несвоевременный переход с одной клавиши на другую будет создавать "грязное", неровное звучание. При игре штрихов стаккато нельзя допускать высокого отскока пальцев от клавиш. Звучание стаккато должно быть чётким и активным. Хорошее стаккато может, считается такое, при котором извлекается естественные звуки, равные между собой, очень короткие, но нет впечатления "оторванных" неполноценных звучаний. Если при штрихе легато мех ведётся очень плавно и ровно, то при стаккато выполняются как бы лёгкие толчки меха. Сейчас учащийся 5-го класса Доманов Ярослав сыграет нам гамму ми мажор штрихами легато и стаккато.

Быстрее осваивать технические трудности, встречающиеся в пьесах, позволяет метод вариантов. Работа над технически сложным местом методом вариантов не следует начинать до тех пор, пока не будет ясно осознан художественный смысл пьесы в целом.

Лишь после этого можно приступить к его проработке конкретными способами варьирования. Сейчас Ярослав нам исполнит "Этюд" Шитте на мелкую технику. Для того, чтобы добиться легкого, естественного, ритмически ровного движения пальцев, я выбрала метод штрихового варьирования:

При игре стаккато хорошо прослушиваются все звуки, отрабатывается самостоятельность каждого пальца, четкость мышечных ощущений, что, в конечном счете, положительно влияет на качество исполнения залигованных звуковых последовательностей.

Нон легато- штрих, при котором звуки не связаны между собой и исполняются с едва заметными- цезурами: каждый палец делает замах, а затем мгновенно ударяет клавишу. При маховом ударе обостряется ощущение контакта пальцев с клавишами, что способствует более высокому качеству исполнения легато.

Большую пользу приносят сочетания штрихов легато стаккато.

Haпример: группа из 4-х нот играется так ……………. Нужно чтобы

учащийся стремился достигнуть большей четкости и точности движений. Небрежная игра без должного контроля за качеством исполнения не только не поможет, но и принесет вред.

Особую трудность, и я думаю, со мной согласятся большинство коллег, вызывает у юных музыкантов исполнение полифонических пьес, где верхний голос нужно сыграть штрихом легато, а нижний - нон - легато. Чтобы успешно преодолеть возникшие трудности, необходимо добиться от учащегося уверенного исполнения каждого голоса в отдельности, затем полезно проиграть данное полифоническое произведение ансамблем (учитель и ученик) и лишь после такой тщательно проделанной подготовительной работы, можно приступить к игре двумя руками вместе при этом Нужно постоянно активизировать слуховое восприятие учащегося.

Сейчас Ярослав исполнит "Арию" Перселла.

Кантилена - один из распространенных приемов выразительного исполнения музыкального произведения.

Название приема происходит от латинского слова cantilena, что означает "пение". В более широком смысле этот термин обозначает певучесть мелодии, мелодичность музыки "пропевание" "инструментом". Кантилена является некоторой разновидностью приема легато. Вместе с тем сам термин указывает на тесную связь инструментального звучания с вокальным исполнением музыкального произведения.

Однако между кантиленой в вокале и в инструментальном исполнительстве существует и большая разница, так же как и между кантиленой и легато. Мы знаем, что при игре штрихом легато смена звуков происходит без прерывания. К кантилене же непрерывность звучания относится лишь косвенно, точнее является одной из составных частей кантилены, а иногда даже и необязательной. При игре штрихом легато возможно беглое исполнение нот мелкой длительности, а в кантилене беглость совершенно недопустима, быстрая смена нот не дает возможности выпевания каждой музыкальной интонации.

Кантилена - прием игры резко ограниченный в темповом отношении: все быстрые темпы Allegro, Allegretto, Vivo полностью исключаются. Лишь начиная с умеренного темпа и в более медленных возможно

достичь певучести. Чем медленнее темп, тем шире мелодический рисунок произведения, тем ярче и глубже возможно исполнение кантилены. Основная и самая характерная особенность кантилены заключается в тонкой продуманной выразительной динамической нюансировке. Крайние динамические отклонения не допустимы при исполнении кантилены. Хорошо звучит кантилена в пределах средней динамики от (moqomf) mp до mf. При тихой игре достижение кантилены чрезвычайно трудно, так же при игре на forte. Громкое звучание нарушает плавность певучесть звука.

Сейчас в исполнении учащеqся 4-го класса Кодзаевой Александры прозвучит "Песня" Холминова. Уже само название данной пьесы указывает на связь с кантиленой. Мягкая, задумчивая мелодия очень выразительна. Ей присущ какой-то неповторимый аромат чистоты. Вся мелодия пропитана исконно русским духом. Широкое мелодическое дыхание, спокойная распевность, сочетающаяся с гибкой фразировкой, указывает на тесную связь с раздольной русский народной песней. Говоря о ладогармонических, особенностях произведения, хочется прежде всего отметить простоту гармонии, в которой преобладают интервалы терций, сект, октав. Аккомпанемент звучит мягко и негромко. Басы и аккорды исполняются немного укорочено, не отрывисто. Нажимать на кнопки нужно не на полную глубину. Добиться наибольшей выразительности можно только при умелом и правильном ведении меха. Эта пьеса рассчитана на использование широкого мехового "дыхания". Мех должен вестись плавно, без рывков и толчков, чтобы не нарушать стройного течения мелодии. Смену меха следует производить незаметно между фразами.

Я уже говорила о том, что различают три вида стаккато: пальцевое, кистевое и акцентированное. Кистевое стаккато исполняется только на правой клавиатуре баяна. Удар по клавишам осуществляется в основном движением кисти. Этот способ звукоизвлечения применяется главным образом при игре (октавами и активными) аккордами. Приобрести же новые навыки игры кистевым стаккато не представляет большой трудности, а исполнительские возможности баяниста значительно обогащается, так как полностью заменить кистевое стаккато пальцевым не/возможно, особенно при быстром чередовании октавных созвучий, исполняемых на нюансе форте, а так же при длительном звучании этого штриха. Кистевое стаккато требует особого положения руки. Чтобы кисть была свободной, а удары определенными, четкими и сильными, в занятиях, особенно на начальном этапе, необходимо первый палец вынести на ребро грифа. Такое положение большого пальца придает опору руке, что в сою очередь делает своеобразными остальные пальцы. Положение большого пальца изменяется в зависимости от движения кисти и всей руки вдоль клавиатуры. Октавные удары должны исполняться только вторыми и пятыми пальцами, ни в коем случае нельзя пятый палец заменять

четвертым, в противном случае четкость игры нарушается, и исполнение

потеряет остроту данного штриха. Сейчас Махмудова Виктория исполнит ре минорный "Этюд" Ю.Соловьева, в котором используется кистевое стаккато. Эту пьесу необходимо учить в медленном темпе, причем взмахи кисти должны быть очень высокими. Нередко при игре октавными верхняя нота звучит значительно слабее нижней, "пропадает" особенно в быстром темпе. Это зависит в основном от недостатков конструкции баяна, а так же вследствие того, что пятый палец, мизинец, физический значительно слабее других пальцев. Чтобы несколько выровнять звучание, необходимо тщательно следить за игрой 5-го пальца (мизинца), который должен четко, даже несколько утрированно ударять по клавише, уравновешивая этим силу удара по сравнению с первым пальцем.

В репертуаре учащихся старших классов часто встречаются такие пьесы, у которых в партии правой руки сочетаются мелодия и аккомпанемент одновременно. Сейчас вы прослушаете такое произведение в исполнении учащаяся 6-го класса Филипова Камилла. Переселенцев "Этюд" ля минор... Сложность исполнения данной пьесы заключается в том, чтобы сыграть очень выразительно нежную мелодию штрихом легато на фоне негромко повторяющихся двойных нот мягким штрихом стаккато в среднем регистре. Учащаяся должна постоянно следить за тем, чтобы аккомпанемент не разрывал мелодическую линию и не заглушал ее. Добиться этого можно только, во-первых, расставив удобную, продуманную аппликатуру, и, во-вторых, хорошо отдельно выучив мелодию и сопровождение (двойные ноты).

Тремоло- это быстрое и многократное повторение одного и того же звука, двойных нот, и аккордов. Тремоло бывает двух видов:

. пальцевое тремоло

.меховое тремоло.

Пальцевое тремоло исполняется быстрым чередованием пальцев, повторяющих один и тот же звук. Второй вид тремоло исполняется быстрой и частой сменой направления меха на одном и том же звуке или созвучии. Пальцы при этом не должны сниматься с клавиш. Изучение мехового тремоло необходимо начинать в медленном темпе и следить за тем, чтобы правая рука не участвовала в движении меха, то есть не помогала сжимать и разжимать мех. Левая рука должна вести мех в обе стороны с одинаковой силой, чтобы не изменялось звучание нот. Начинать тремоло мехом нужно с жатого меха. Это обеспечит устойчивость инструмента и удобное его положение для быстрой смены меха. В музыкальной литературе этот вид тремоло встречается не очень часто, тем не менее, работать над ним совершенно необходимо, так как учащемуся, овладевшему этим приемам игры, многие другие штрихи, связанные с движением меха, уже не представит трудности. Кроме того, этот прием игры дает очень интересную окраску, способствующую обогащению исполнительского мастерства юного музыканта.

Сейчас Камилла исполнит укр. нар. песню "Ехал казак за Дунай" обработка Онегина. Я предлагаю прослушать эту пьесу целиком, потому что здесь помимо мехового тремоло используется все ранее названные штрихи: нон легато, легато и стаккато.

На этом я хочу закончить свой методический показ. Но прежде, чем расстаться с вами, разрешите мне сказать несколько слов вместо послесловия.

Уважаемые коллеги!

Одному человеку, да к тому же в небольшом методическом докладе, невозможно охватить в полном объеме все аспекты работы над штрихами в музыкальной школе.

Я считаю, что сделать это, практически невозможно в рамках одного показа. Да и я не стремилась к этому. Я просто хотела поделиться своим скромным опытом работы. Как вы могли заметить, в своих суждениях я не претендую на категоричность. Не исключено, что некоторые высказывания вызывают спор, а строгие критики могут найти и неточности. Хочу высказать свою благодарность в адрес ведущих педагогов отделения народных инструментов Владикавказкого колледжа искусств им. В.А. Гергиева за ценные советы и пожелания, в частности, Колдышевой Л.Ю. и Беловой М.Н.

Хочется надеяться, что этот методический показ внесет свой скромный вклад в процесс совершенствования педагогического мастерства преподавателей детских музыкальных школ.

Список использованной литературы:

А.Чиняков Преодоление технических трудностей на баяне. Москва. 1982.

В.В. Лушников Школа игры на аккордеоне. Москва 1989.

Г.Бойцова "Юный аккордеонист Москва "Музыка" 1 часть

А.Е.Онегин " Школа игры на баяне. М.,1967.

Говорушко П. "Школа игры на баяне"

Баян и баянист. Сборник статей выпуск 6. Составители Б. Егоров, С.Колобков. М., 1984.

t1641220927aa.jpg

t1641220927ab.jpg














































t1641220927ac.jpg

t1641220927ad.jpg

t1641220927ae.jpgt1641220927af.jpg

t1641220927ag.jpg

t1641220927ah.jpg

t1641220927ai.jpg

t1641220927aj.jpg

t1641220927ak.jpg

t1641220927al.jpgt1641220927am.jpg

t1641220927an.jpg


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.