Работа над техникой чтения на уроках литературного чтения
Чтение – один из важнейших и необходимых компонентов развития речи и условие дальнейшего успешного обучения. Навыки такого чтения закладываются в начальных классах..
Исследования показывают, что дети продолжают учиться на «4» и «5» в старших классах, если начальную школу закончили, имея навык чтения от 100 до 170 слов/мин.
Дети, медленно читающие, обречены на умственную ограниченность и зубрежку. Без быстрого чтения, по словам В.А.Сухомлинского, немыслима и научная организация труда в школе.
Хорошая скорость чтения важна и для общего развития ребенка. В процессе чтения совершенствуется устойчивость внимания и оперативная память, а эти два показателя, в свою очередь, напрямую влияют на умственную работоспособность. Получается замкнутый круг: дети с хорошей скоростью чтения обычно помногу читают и лучше учатся, что побуждает их читать еще больше, тем самым еще сильнее развивая перечисленные свойства психики. Даже если у ученика низкая скорость чтения, на нем нельзя ставить крест, ведь скорость чтения относится к тем показателям, которые можно и нужно развивать.
Хочу поделиться упражнениями, которые способствуют достижению высокой скорости осмысленного чтения
Для отработки этого навыка самое главное – важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет! Именно оно создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные по времени упражнения; нужно упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой.
1. Многократное прочтение
Вы читаете текст вслух. Затем ребенок читает этот же рассказ в течение одной минуты. Закончив чтение, ребенок отмечает место в тексте, до которого он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же текста, и снова по истечении минуты ребенок отмечает количество прочитанных слов. Естественно, во второй раз удается прочитать больше. Пусть ребенок повторит чтение несколько раз до тех пор, пока количество прочитанных слов не перестанет увеличиваться.
2. Чтение в темпе скороговорки. Здесь следует сказать, что каждый урок начинается с чтения скороговорки. Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение скороговорки.
При чтении предложений в темпе скороговорки не следует уделять внимания выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но повышены к четкости прочтения окончания слов. Окончания слов не должны “проглатываться” учениками, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд. Затем начинается третье упражнение.
3. Следующее упражнение называется “Бросок – засечка”. Заключается оно в следующем. Дети кладут руки на колени и начинают читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда учителя “Засечка” дети отрывают голову от книги, закрывают глаза и несколько секунд отдыхают, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” дети должны отыскать глазами то место в книге, на котором они остановились и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут. Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте.
4 Чтение с пропущенными окончаниями.
Котёнок Васька сидел на по… возле комода и ло… мух. А на комо…, на самом краю, лежа… шляпа. И вот кот Вась… уви…, что одна му… села на шля…. Он как подпрыгнет – и уцепился когтями за шля…. Шляпа соскользну… с комо…, Васька сорвался и как полетит на пол! А шля… - бух! – и накрыла его сверху.
А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашива... картинки и не виде…, как кот Вась… попал под шля…. Они только услыша…, как позади что-то плюхнулось- упало на пол.
5. Упражнение “Молния”. Оно заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!” и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/. Тренировки могут проводиться по несколько раз на каждом уроке, чтения, при этом в качестве дополнительного стимулятора можно использовать метроном
6.Следует сказать, что детям всегда хочется посоревноваться – кто быстрее читает. В этом случае я применяю упражнение “Спринт”. К доске выходят несколько учеников /3-5/, им предлагается отыскать в книге одинаковый отрывок и по команде учителя они начинают читать одновременно вслух, кто быстрее, правильно проговаривая окончания слов. При этом упражнении дети учатся еще вниманию и сосредоточенности. Ведь рядом другие дети читают вслух и мешают сосредоточиться. Ребенку нужно быть внимательным и не отвлекаться на посторонний шум. А это умение нужно развивать.
7. Зрительные диктанты, тексты которых разработаны профессором И. А.Федоренко, который руководил лабораторией экспериментальной дидактики.
В каждом из 18 наборов предложенных профессором имеется 6 предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова «Тает снег»-8 букв, то последнее
предложение 18-го набора, состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно по одной две буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ребёнок может уже запомнить предложение, состоящее из 46 букв, т. е. из 8-9 слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идёт гораздо быстрее.
Презентация с диктантами настроена по времени, т. е. после щелчка мышью открывается первое предложение. Через определенное время (от 4 до 10 сек) оно исчезает. Ученики пишут предложение по памяти, потом щелчком открывается следующее предложение. И так далее. На всю работу уходит примерно от 3 до 7 минут времени урока.
Возможно, что кто-то из учеников не запомнит. Как быть в этом случае? Надо отреагировать очень спокойно. Хорошо, перепиши у соседа, а в следующий раз постарайся сам запомнить. Далее также происходит работа с последующими предложениями.
На 6 предложений одного набора обычно уходит на уроке русского языка от 5 до 8 минут.
Если вижу, что многие дети часто заглядывают в тетрадь соседа, т.е. не успевают запомнить, на следующий день работу с данным набором надо повторить. И так до тех пор, когда практически все дети будут писать самостоятельно. Только после этого можно переходить к следующему набору.
Итак, в среднем на каждый набор уходит по три дня. Восемнадцать наборов это 54 дня, около двух месяцев. За два месяца есть возможность развить оперативную память, но при одном условии. Это условие надо соблюдать непременно. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно. Если писать диктанты через день, то такая тренировка почти не развивает оперативной памяти. Если писать через два дня на третий, то можно совсем не писать это уже ничего не даёт.
8.Жужжащее чтение – это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Чтение идет в течение пяти минут.
9.Ежеурочные пятиминутки чтения представляют собой пятиминутное чтение на любом уроке – будь то чтение, рисование, математика, русский язык. Урок начинается с того, что дети читают пять минут дополнительную книгу в режиме жужжащего чтения, а дальше идет обычный урок.
10. Прыжки (чтение через слово),
11.Фотоглаз (на доске столбик слов, которые ученики читают за 1 минуту, слова закрываются и дети по памяти называют прочитанные слова),
12.Найди меня (в строчках букв, между буквами «спрятаны» целые слова, их нужно найти),
13.Сканирование (за 30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации),
14. Чтение слов наоборот,
15.Счёт слов (на максимальной скорости дети читают текст и одновременно считают слова. Перед чтением ученикам задаётся вопрос, на который они должны ответить после окончания работы.) .
Результаты работы педагога говорят сами за себя. В результате проверки техники чтения в 4 классе из 30 человек : 22 ученика читали более 100-150 слов в минуту, 6 человек-95-99 слов в минуту, 1 ученик- 90 слов и 1 ученик-75. Можно было отметить формирование у учащихся умения самостоятельной учебной деятельности, в чём и состоит деятельностный характер обучения. Поскольку современные ученики должны быстро адаптироваться в современном мире, необходимо в процессе работы учитывать индивидуальные интересы учащихся и их потребности формирование навыка беглого чтения. В результате рассмотренных и используемых мною приемов и методов работы у детей постепенно начинает сниматься трудность в чтении, страх, неуверенность в себе. Дети воспринимают многие приемы, как игру, а не как сложную учебу. Постепенно дети начали приобретать любовь к чтению. Как радостно, когда твой ученик с гордостью говорит: «А мне так понравилось читать!» или «А читать, оказывается, весело!». Посредством такой работы дети не только приобретают любовь к чтению, но и эта работа соединяет детей, учителя и родителей в достижении общей цели. Дети постепенно включаются в самостоятельную работу и улучшают свой результат
В первой четверти учебного года была проведена первая проверка техники чтения. В результате были сделаны следующие выводы: - нарушают произношение звуков – 58% учащихся; - не понимают смысл прочитанного текста – 45%; - дислексия и искажение слов наблюдается у 75% учащихся; - отсутствует навык выразительности у 40% учащихся. В результате итоговой проверки, которая производилась в конце года, была зафиксирована положительная динамика в скорости чтения и понимании смысла прочитанного текста, а также заметно уменьшилось количество детей, допускающих ошибки при проверке техники чтения: - нарушают произношение звуков – 20% учащихся; - не понимают смысл прочитанного текста – 15%; - дислексия и искажение слов наблюдается у 35% учащихся; - отсутствует навык выразительности у 10% учащихся. Педагог отмечает формирование у школьников умения самостоятельной учебной деятельности, в чём и состоит деятельностный характер обучения. Поскольку современные ученики должны быстро адаптироваться в современном мире, необходимо в процессе работы учитывать индивидуальные интересы учащихся и их потр
истематическую работу над техникой чтения и формирование навыка беглого чтения, на мой взгляд, переоценить трудно. В результате рассмотренных и используемых мною приемов и методов работы у детей постепенно начинает сниматься трудность в чтении, страх, неуверенность в себе. Дети воспринимают многие приемы, как игру, а не как сложную учебу. Постепенно дети начали приобретать любовь к чтению. Как радостно, когда твой ученик с гордостью говорит: «А мне так понравилось читать!» или «А читать, оказывается, весело!». Посредством такой работы дети не только приобретают любовь к чтению, но и эта работа соединяет детей, учителя и родителей в достижении общей цели. Дети постепенно включаются в самостоятельную работу и улучшают свой результат. Приобретение учащимися необходимой для успешного обучения техники чтения дает определенные гарантии в том, что дети не будут отставать в учебной деятельности, что позволит сохранить в среднем звене качественную успеваемость. По результатам мониторинга можно сделать вывод, что перечисленные мною методы и приемы, используемые в развитии техники чтения, дают свои положительные результаты