Статья на тему «Работа по орфографии и развитие речи учащихся»

1
0
Материал опубликован 26 April 2016

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Кременчугская средняя школа"

Работа по орфографии и развитие речи учащихся

Составила учитель русского языка и литературы

Костив Людмила Васильевна

 

Изучение орфографии и развитие речи учащихся характеризуется существенными различиями. Речь всегда предполагает творческую деятельность. А орфография требует строгого соблюдения установленных норм, выработки стереотипных, доведённых до автоматизма действий, т.е. определённых навыков.

Вместе с тем работа по развитию речи и формированию навыков правописания имеют много точек пересечения. У них общая цель (повышение уровня речевой культуры учащихся), частично совпадающий объект (письменная речь школьников), они в значительной мере обуславливают друг другу: успех в работе по развитию речи положительно сказывается на обучении орфографии и наоборот.

Как справедливо отмечает А.В. Текучёв, «уровень грамотности взрослых людей в значительной мере определяется уровнем их общего развития, общей культуры, начитанности и, как следствие этого, богатством словаря».

В свою очередь хорошо сформированные навыки правописания – необходимое условие успешной работы по развитию письменной речи учащихся.

Готовясь к любому уроку, я анализирую весь отобранный дидактический материал и выделяю слова, которые требуют разъяснения. При отборе слов для разъяснения учитываю такие критерии:

степень новизны слова,

важность его для понимания текста (или предложения),

степень сходства (несходства) с соответствующим словом родного языка,

необходимость введения слова в активный запас учащихся.

Отобранные слова вместе с их толкованием записываю на доске, на стенде « Запомни» и по мере необходимости записи использую в ходе занятия. Работа над значением слова обязательно сопровождается комментариями по поводу его произношения и правописания. После хорового и индивидуального проговаривания предлагаю учащимся записать в тетрадях те новые слова, которые наиболее ценны для введения в их активный словарный запас.

В зависимости от характера трудностей рядом со словом даю необходимые пояснения: записываем его краткое толкование, указываю ударный слог, особенности произношения отдельных звуков, обозначаем орфограммы, приводим типичные словосочетания, однокоренные слова, синонимы, антонимы.

Таким образом, уже первый этап работы над обогащением словарного запаса школьников не только допускает, но и предполагает внимание к орфографии.

Попутное обращение к орфографии (отыскание, объяснение и обозначение орфограмм, определение их вида, подбор проверочных слов и т.п.) уместно и при выполнении лексико – семантических упражнений на уточнение значения многозначных слов, подбор синонимов, антонимов, анализ лексических недочётов, их исправление и т. п.

Часто необходимо уточнение значения той морфемы, в которой находится орфограмма, а иногда и значения всего слова. Примером могут служить слова – омофоны или слова с корнями – омофонами: обежать (бегом обойти что- либо) – обижать (причинять кому- либо обиду); обвевать (обдавать струёй воздуха) – обвивать (обматывать что- нибудь вокруг чего- либо); озимь (всходы озимых) – оземь (на землю, об землю); отварить (сварить) – отворить (открыть); подражать ( повторять, воспроизводить в точности чьи-либо действия) – подрожать (испытать дрожь); поласкать (проявить ласку) – полоскать (промывать что-либо); посветить (направить свет) – посвятить (осведомить о чём-либо, отдать время, жизнь чему-либо); разредить (сделать редким) – разрядить (освободить от заряда) и др.

С семантикой слов связаны также орфографические правила, регулирующие употребление букв е, и в приставках пре- - при-, слитное и раздельное написание не с существительными, прилагательными и наречиями на –о и др.

Изучение грамматических норм русского языка также является важным условием предупреждения орфографических ошибок и должно сочетаться с совершенствованием навыков правописания. Например, употребление слов картофель, рояль, тюль, шампунь как существительных мужского рода (молодой картофель, концертный рояль, лёгкий тюль, душистый шампунь и соответственно картофеля, рояля, тюля, шампуня, картофелем, роялем, тюлем, шампунем), поможет отнести эти существительные ко II типу склонения (а не к III, если считать их существительными женского рода), что необходимо для выбора правильного написания окончания предложного падежа единственного числа (позаботиться о картофеле, играть на рояле, пятно на тюле, осадок в шампуне).

Работаю над нормами употребления предлогов, что позволяет использовать дидактический материал, содержащий слова с орфограммами в окончаниях имён существительных. Например, с целью преодоления неправильного использования предлога «за» вместо «о» можно предложить школьникам составить словосочетания с глаголами думать, говорить, заботиться и существительными книга, подруга, работа, качество, оценка

(говорить о книге, заботиться о подруге, думать о работе, о качестве, не думать об оценке, о награде), объяснить написание безударных падежных окончаний существительных.

Развитиеи связной письменной речи школьников допускает и предполагает сочетание с работой по орфографии. Несмотря на большую ценность для изучения орфографии разнообразных диктантов, трудно только с их помощью обеспечить и проверить достаточный уровень сформированности орфографического навыка.

«Нужно помнить, - пишет М.В.Ушаков, - что мы учим орфографически грамотному письму для самостоятельного изложения своих мыслей». Нередко бывает, что учащиеся, которые при диктанте почти не допускают ошибок, безграмотно пишут работы самостоятельного характера, потому что им приходится затрачивать много усилий на подыскание нужных слов, вообще на оформление своих мыслей. Увязывая орфографию с развитием речи, практикуя такие упражнения, которые требуют от учащихся не только применения правил орфографии, но и уменья оформлять свои мысли, мы приближаем учащихся к условиям самостоятельного письма.

Нахождение и объяснение орфограмм в тексте всегда сложнее, чем в отдельных словах, в словосочетаниях и даже предложениях, поскольку внимание учащихся невольно переключается на содержание речи. Вместе с тем обращение к тексту позволяет при изучении орфографии выполнять попутно отдельные задания и по развитию речи: определять тему, основную мысль, особенности построения, стилевую принадлежность текста, подбирать заглавия и т.п. важно при этом правильно учитывать ведущие и сопутствующие цели работы; если урок посвящён орфографической теме, то заданий по развитию речи не должно быть слишком много, они выполняются попутно, без длительных бесед и подробных разъяснений.

Использование при обучении орфографии текстов требует вдумчивого подхода к их отбору. Так если текст подбирается для опознания и объяснения определённого вида орфограмм, то он должен быть достаточно насыщен этими орфограммами, однако не в ущерб его содержанию и речевому оформлению. Вместе с тем, чем больше в работе над текстом будет уделено внимания орфографии, тем менее значительным, высоким и более нейтральным должно быть его содержание. Это исключительно важное правило, которым я неизменно пользуюсь при отборе текстов для упражнений по орфографии, ведь орфографический разбор может не только снизить общий пафос, но и привести к нежелательному в целом эффекту в восприятии содержания текста.

Тексты, связанные с высокой тематикой, тем более если они окрашены сильным чувством, уместно привлекать к обучению орфографии только в том случае, когда планируется работа, не требующая коллективного анализа, детального объяснения орфограмм (проверочный диктант, изложение).

Повышению уровня речевой культуры учащихся, обогащению их словаря способствует заучивание текстов наизусть. Специальный подбор высокохудожественных поэтических строк, содержащих определённые орфограммы, позволяет проводить так называемые самодиктанты, или письмо по памяти, с предварительным орфографическим анализом или без него. Это один из эффективных видов работы как для изучения орфографии, так и для развития речи. К.Д. Ушинский писал: «Заученные и объяснённые как следует пятнадцать небольших лёгких стихотворения дадут детям к двенадцатому году весьма сносное правописание».

Несомненную ценность для развития речи и формирования орфографических навыков представляют свободные диктанты. Это такой вид работы, при котором учитель читает небольшими частями текст, а учащиеся записывают то, что запомнили, стараясь передать правильно содержание каждого отрывка и всего высказывания в целом. Учитель подбирает для свободного диктанта текст, насыщенный изучаемыми орфограммами. Свободный диктант является переходом к изложению. При подготовке к нему учащиеся должны осмыслить тему и основную мысль текста, обратить внимание на его композицию, наиболее существенные детали, характерные языковые средства. В работе нужно передать главное, сохранить логику изложения. Всё это важные для речевой деятельности умения, необходимые, в частности, при записи лекции, при составлении протокола и т.п.

В работе по орфографии широко использую сочинения по опорным словам. Их правильнее было бы назвать сочинениями с орфографическим заданием, поскольку слова с изучаемыми орфограммами могут быть не всегда по -настоящему опорными, т.е. ключевыми, для текста.

Следует избегать заданий, сформулированных в категорической форме (составьте текст, включая в него все данные слова). Лучше говорить, что данные слова могут быть включены в текст, что нужно использовать те слова, которые будут соответствовать содержанию. Так, например, на заключительном этапе изучения правописания неопределённых и отрицательных местоимений. «Представьте, что вы оказались на другой планете, здесь всё вам незнакомо и непонятно. Составьте текст репортажа, используя по мере необходимости неопределённые и отрицательные местоимения, следите за их правописанием».

Необходимо оговориться, что если перед учащимися ставятся орфографические цели, то не стоит предлагать им темы, связанные с важными для человека духовными и нравственными ценностями. Таким образом, на уроках грамматики и правописания представляются широкие возможности, а часто бывает и необходимо обращаться к сопутствующей работе по развитию речи.

Однако центральное место в системе работы над формированием речевых умений занимают специальные уроки связной речи, в том числе письменной. Значительная часть этих уроков отводится для обучающих письменных изложений и сочинений, их ведущая роль – формирование у школьников умений, необходимых для создания самостоятельных письменных высказываний: умение продумать тему и основную мысль создаваемого высказывания, отобрать необходимый материал и использовать его, соответствующие замыслу тип и стиль речи, наиболее подходящие языковые средства. В свою очередь задачи обучения орфографии решаются как сопутствующие на специальных уроках развития связной речи. Орфографическую работу при подготовке к письменному изложению или сочинению лучше проводить рассредоточено. При этом в каждый урок включается повторение определённых орфограмм, которое, как правило, проводится на словах, не входящих в текст изложения, а иногда и входящих. Из текста же берутся для предварительной работы только слова с непроверяемыми или трудными написаниями. На самом уроке обучающего изложения главное внимание уделяется решению речевых задач.

Что касается орфографии, то непосредственно перед изложением напоминаю детям о том, что основные правила повторялись на предшествующих уроках, выписываю несколько наиболее трудных слов, содержащих ещё не изученные орфограммы, или слова с непроверяемыми написаниями, если над ними не проводилась работа. Таких трудных слов в тексте не должно быть слишком много.

Анализ всего комплекса образовательных задач курса русского языка, понимание специфики каждой из них помогает реализовать внутрипредметные связи, рационально использовать учебное время, добиться успеха в развитии речи учащихся и навыков грамотного письма.

Комментарии
Комментариев пока нет.