12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мосолова Анастасия Викторовна37
2

Развитие познавательного потенциала учащихся на уроках биологии

МБОУ Гимназия№1 – Центр Образования











t1615731233aa.jpg



Статья на тему:

Развитие познавательного потенциала на уроках биологии











Подготовила: учитель биологии Мосолова А.В.



















2020-2021

Одной из важнейших проблем педагогической теории и практики является развитие познавательной активности учащихся.

Существует несколько способов эффективного развития познавательного потенциала и самостоятельного мышления школьников. Некоторыми из них я стараюсь пользоваться на своих уроках. Вот некоторые из них:

Создание проблемной ситуации при изучении учебного предмета.

В зависимости от содержания учебного материала, психолого- возрастных особенностей учащихся могут быть:

а. Способ аналогий.

В этом случае мы опираемся на имеющийся у учащихся житейский опыт или же актуализируем ранее полученные знания для решения новых задач

б. Индуктивный, аналитико-синтетический способ.

Учащиеся самостоятельно исследуют явления и факты и делают необходимые научные выводы. Так, при изучении темы «Лишайники» учащиеся из рассказа учителя узнают, что долгое время ученые принимали лишайники за обычное растение и относили их к мхам. Лишь в 1867г. русским ученым А.С.Фаминцыну и О.В. Баронецкому удалось выделить зеленые клетки из лишайника ксанории и установить, что они не только могут жить вне тела лишайника, но и размножаться делением и спорами. Следовательно, зеленые клетки лишайника- самостоятельные растения, водоросли. Формулируется проблемная задача: что же такое лишайники? К какой группе растений их нужно было отнести?

в. Отыскание причин, обусловливающих то или иное изучаемое явление, на основе проделанных опытов, анализа изучаемого материала.

Более трехсот лет назад ученый Ван Гельмонт поставил опыт: поместил в горшок 80 кг земли и посадил в неё ветку ивы, предварительно взвесив её. Ива росла 5 лет, не получая никакого питания, а только поливалась водой, не содержащей солей. Взвесив иву через 5 лет, ученый обнаружил, что вес ивы увеличился на 65 кг, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50г. Почему произошло такое явление?

Ученые Шталь и Лавуазье предлагали теорию флогистон, в соответствии с которой вещества содержат либо не содержат особое вещество – флогистон. Окисление – это потеря флогистона, восстановление –приобретение. В чем несовершенство этой теории?

г. Выдвижение проблемного вопроса.

Этот прием используется тогда, когда для решения проблемы и овладения новыми знаниями нужно творчески применить какой-то ранее изученный принцип или закономерность.

Почему врачу важно знать, кем является человек - правшой или левшой?

д. Сообщение парадоксального факта, выдвижение гипотез, предположений.

Существует мнение, что озон в небольших количествах очень полезен для здоровья. «люблю грозу в начале мая…» связывают лёгкость дыхания в весеннем лесу с образованием озона в результате молнии. Но оказывается озон чрезвычайно вреден! По своим химическим свойствам он похож на хлор. Объясните его опасность.

Факт первый. В прошлом веке на одном из островов Атлантического океана вспыхнула эпидемия кори, которую завез человек, заразившейся в Европе. Из 7 тысяч населения остались здоровыми только 98 самых старых людей, которые переболели корью 65 лет назад. Факт второй. В 1967 году молодой хирург из Кейптауна Кристиан Барнард впервые сделал пересадку сердца от одного человека другому. Операция была выполнена стерильно, с высоким мастерством. Однако надёжного приживления не произошло, спасти жизнь больного не удалось. Как ни парадоксально, но эти два факта связаны между собой. Как?

Уничтожение в лесу хищных птиц сначала привело к увеличению численности других птиц, а затем их число резко сократилось. Объясните причины данного явления.

е. Создание проблемной ситуации на основе высказывания учёного.

Известный географ и путешественник А.Гумбольдт утверждал, что

«человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни». Почему так считает ученый?

ВЫВОД: Используя проблемные ситуации, создается осознанное затруднение учащегося, преодоление которого требует творческого поиска, заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию активных познавательных интересов к предмету.

Приём новизны (Интересные факты):

В 1560 году французский посланник при лиссабонском дворе Жан Нико приобрёл семена табака у прибывшего из Америки купца и подарил их королевскому дворцу в Португалии и французской королеве Екатерине Медичи. К.Линней, описывая позже растение табака, дал ему имя «никотино табакум».Родовая часть названия в честь Нико, а видовая «табакум» - от острова Тобаго в Карибском море, где был распространен этот вид. В России был введен строгий запрет на курение, нарушителей его били кнутами и ссылали. Только Петр I снял ограничения и наказания.

3. Прием семантизации, в основе которого лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова, названия.

Мать и мачеха. Русский народ дал этому цветку меткое название.

Возьмите в руки листок растения. Нежный пушок, которым покрыты листья с нижней стороны, ласково прикасается к вашей руке, словно мать приголубила. А дотронешься до верхней стороны листа - холодно, мачеха.

Более 250 лет назад голландский ученый Авраам Трамбле дал название увиденному им маленькому полипу - Гидра. Это название получил за сходство с чудовищной Пернейской гидрой, с которой сражался Геракл. Как вы думаете, почему животное получило такое название?

Нуклеиновые кислоты от лат «нуклеус» - ядро.

4. Использование средств наглядности.

А. Натуральные объекты, в том числе в заданиях для учащихся:

Б. Картинки

В. Презентации

Г. Рисунки

Д. Модели

Е. ДО

Ж. ЛР и ПР

5. Использование игровых и творческих заданий.

«Рассказ с ошибками», ребусы, кроссворды, тесты с рисунками, загадки, сказка «Добрый литий», дидактические игры, пересказ по кругу.

Игра «на одну букву» подобрать по памяти как можно больше химических элементов на заданную одну букву – кальций, кобальт, кислород, кремний, кадмий….. за одну минутку.

Игра «поймай свой хвост» все учащиеся имеют карточки – с одной стороны символ, с другой название хэ. Один встаёт и называет свой элемент, следующий называет его и свой и т.д.

Загадки:

Зелёный теленок на привязи толстеет (арбуз), голова большая, а шея тоненькая (кочан капусты)

6. Компьютерные технологии.

Для школьника компьютер может выполнять функцию преподавателя, быть инструментом действия, объектом изучения , тренажером, средством для отдыха.
Использование офисных программ Microsoft Excel, Microsoft Word, Microsoft PowerPoint, Microsoft Access облегчает
работу преподавателя и ученика по подготовке и проведению урока.

7. Максимальная связь с жизнью, формирование научной картины мира.

Механизм образования кислотных осадков.

Экологические задачи с прогнозом. При внесении на поля минеральных удобрений только часть из них используется растениями, другая часть вымы­вается дождями и вместе со сточными водами может в боль­ших количествах попасть в водоемы. Минеральные соли необходимы для жизни наземных и водных растений. Поле­зен ли такой сток в водоем? Сделайте прогноз о влиянии сточных вод на существование живых организмов в этом водоеме.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.