Статья на тему «Развитие разговорной и литературной речи»
Развитие разговорной и литературной речи у младших школьников.
МБОУ-СОШ №10 им. Петухова ст. Советской
Шепелявцева Галина Александровна, учитель начальных классов
Одна из самых главных задач учителя начальных классов составляет развитие разговорной и литературной речи, увеличение словарного запаса учащихся. Это положительно влияет на грамотность учащихся. Уроки литературного чтения и русского языка являются наилучшим моментом учебной деятельности для решения этих задач.
Проведение работ с трудными словами из текста может помочь учащимся не только понять текст, но и обогатит их словарный запас. Разбор слов поможет школьникам убрать из речи нелитературные слова. Благодаря изучению новых слов, будет расширяться и кругозор школьников.
Во время подготовки к уроку учителю необходимо проанализировать предлагаемый к изучению текст, с целью выявления его лексических особенностей и выписать все слова, которые могут затруднить понимание школьниками данный текст.
В результате лексического анализа текста, учителю необходимо составить список трудных слов и разработать методики объяснения их. При отборе слов рекомендуется разделить слова на 3 группы, на основании следующих установок: слова, которые достаточно лишь бегло пояснить, чтобы облегчить учащимся восприятие текста; слова, которые необходимо более подробно разобрать, для того чтобы они вошли в активный словарный запас школьников. Одно из важных составляющий словарной работы - закрепление нового материала, для этого необходимо подготовить словарные упражнения.
Существует множество методов словарной работы, для практического использования следует делать выбор исходя из критериев: характер материала, уровень подготовленности класса, наличие словарей и справочных пособий.
Для корректного толкования слов и объяснения их значения зачастую используют такие приемы как: замена слова синонимом, замена слов описательным оборотом, разбор слова по составу.
Подбор синонимов является самым распространенным методом раскрытия значения слова. Его практически всегда используют в связи с тем, что он легче для учителя и позволяет полноценно раскрыть значение слова, при этом увеличивая словарный запас учащихся.
Метод подбора синонимов можно использовать в большинстве случаев, однако он не является эффективным для объяснения слова терминологического характера. Для такого рода задач используется прием «замена слова описательным оборотом». Использование этого метода при объяснении значении слов способствует формированию логике речи, развитию мышления и непосредственно речи.
Не стоит забывать о методе «разбор слова по составу», он является очень эффективными приемом для объяснения лексического значения слова. Этот метод способствует закреплению знаний по морфологии и совершенствованию орфографических навыков.
Для быстрого усвоения и закрепления уже пройденных слов рекомендуется подготовка настенных таблиц, словариков, справочных материалов. Такой метод позволит эффективно запоминать и научиться применять новые слова на уроках.
При объяснении слов учителю необходимо учитывать особенности контекста и давать такое толкование новых слов, которое позволит раскрыть их значение именно в данном тексте. Учителю при работе с учениками рекомендуется использовать все методы, описанные выше, чередуя между собой.
Усвоение словарного материала – длительный и трудоемкий процесс, требующий непрерывной и кропотливой работы над словами, трудными в лексическом и орфографическом отношениях.
Проанализировав опыт коллег, было выделено 5 наиболее рациональных видов заданий словарной работы:
1) замена синонимами или описательными оборотами;
2) составление словосочетаний или предложений;
3) составление рассказов небольшого объема;
4) включение новых слов в письменные работы и домашние задания.
Учителю необходимо регулярно прорабатывать трудные слова, которые встречаются в текстах учебников. Хорошо организованная словарная работа способствует развитию речи, обогащению словарного запаса и повышению орфографической грамотности учащихся.