Доклад «Проектирование образовательного процесса для занятий по французскому языку»

7
0
Материал опубликован 20 September 2020


Проектирование образовательного процесса для занятий по французскому языку на примере разработки Рабочей программы обучения французскому языку как второму иностранному.

Понятие «проектирование» постепенно приходит на смену понятию «планирование», что связано с использованием системного подхода к образовательному процессу.

Календарно-тематическое планирование, построенное на основе распределения содержания обучения во времени, используется современным учителем и является доминирующим (доктор пед.н. Муравьева Г.Е.).

Объект педагогического проектирования: образовательный процесс.

Рабочая программа по французскому языку как второму иностранному языку для 11 классов соответствует:

федеральному образовательному стандарту основного общего образования;

примерной образовательной программе среднего общего образования;

примерной программе по французскому языку Е.Я. Григорьевой, Е.Ю. Горбачевой «Французский язык»;

основной образовательной программе среднего общего образования МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ»;

учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ»;

федеральному перечню учебников;

положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ».

Рабочая программа разработана Бобковой Н.Г. для 10 классов филологического профиля МАОУ «Лингвистическая гимназия № 3 г. Улан-Удэ».

Программа рассчитана на 2 учебных часа в неделю. Всего 68 учебных часов: 34 учебные недели в каждой параллели 11 классов филологического профиля. Учащиеся этих классов активны, им доступны разные формы работы: в группах, в парах, индивидуально; контролируют и оценивают друг друга; обладают элементарными навыками самостоятельного поиска.

Цель обучения французскому языку - формирование дальнейшей коммуникативной компетенции обучающихся, что подчеркивает важность развития их способности и желания точно и к месту использовать французский язык для эффективного общения. В связи с этим изучение иностранного языка на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

речевая компетенция – совершенствование коммуникативных умений в четырех видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);

языковая компетенция – систематизация ранее изученного материала, овладение новыми языковыми средствами, увеличение объёма лексических единиц, развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;

социокультурная компетенция – увеличение объёма знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка, формирование умения выделять общее и специфическое в культуре своей страны и станы изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение, согласно этой специфике;

компенсаторная компетенция – дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств, при получении и передаче иноязычной информации;

учебно-познавательная компетенция – развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знаний;

развитие и воспитание – способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, использование иностранного языка в других областях знаний, личностное самоопределение учащихся в отношении их будущей профессии, их социальная адаптация, формирование качеств гражданина и патриота;

Задачи:

научить соблюдать логику парного и группового рассуждения, обобщать сказанное другими участниками общения и высказывать свое отношение, выстраивать свое собственное рассуждение;

научить сочетать все виды чтения, понимать художественные и публицистические тексты, извлекая необходимую информацию;

научить понимать содержание текстов, содержащих как известный, так и незнакомый языковой материал, извлекать интересующую информацию;

научить составлять аннотацию прочитанного текста, писать мини- сочинение по пройденной теме, выражая свое мнение по поводу описанных событий, писать личное письмо, заполнять анкету.

Тип урока: комбинированный урок с преимущественно активными формами. Это обучающий урок с введением новых Л. Е., Р.О. и грамматических явлений, закрепление и тренировка изученного материала в серии упражнений, повторение, обобщение и выход на диалогическую речь или монологическое высказывание (описать, рассказать). Доминирующим видом деятельности будет парная, групповая и индивидуальна работа с преобладанием чтения, говорения, письменной речи.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты

У ученика будут сформированы:

толерантное отношение к представителям иной культурно-языковой общности;

критическое мышление через активное включение в образовательный процесс.

Ученик получит возможность для формирования:

готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания;

ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, осознание возможностей самореализации средствами французского языка.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Ученик научится:

развивать навыки и умения учебной и мыслительной деятельности, постепенно формирующиеся в процессе изучения всех школьных предметов (умение работать с информацией, осуществлять ее поиск, анализ, обобщение, выделение главного и фиксацию).

отрабатывать специальные навыки прогнозирования содержания письменного или устного текста, выстраивать логическую последовательность, выделять главное и опустить второстепенное и т.п.

Ученик получит возможность научиться:

планировать свою монологическую и диалогическую речь, свое речевое поведение в целом и применительно к различным жизненным ситуациям, общаться, примеряя на себя различные социальные роли, и сотрудничать, работая в парах и небольших группах;

осуществлять самонаблюдение, самоконтроль и самооценку, а также оценку других участников коммуникации;

вести диалог-обмен мнениями;

брать и давать интервью;

строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной тематики;

давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей;

делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;

комментировать факты из прочитанного (прослушанного) текста, выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному (прослушанному);

устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий, изложенных в несложном аутентичном тексте;

восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления выпущенных фрагментов;

делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях;

составлять план (тезисы) устного или письменного сообщения;

писать небольшие письменные высказывания с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы и т.п.);

распознавать и употреблять в речи различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности;

использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по сходству с родным языком).

Познавательные

Ученик научится:

планировать свое речевое и неречевое поведение;

развивать коммуникативную компетенцию, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли.

Ученик получит возможность научиться:

развивать исследовательские учебные действия, включая навыки работы с информацией; искать и выделять нужную информацию, обобщать и фиксировать информацию;

развивать смысловое чтение, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку, по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;

осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на французском языке;

формировать проектные умения.

Коммуникативные

Ученик научится:

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

работать индивидуально и в группе: находить общее решение, формулировать и отстаивать свое мнение;

принимать позицию собеседника, различать в его речи: мнение, доказательство, факты, гипотезы, аксиомы, теории.

Ученик получит возможность научиться:

осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования своей деятельности;

использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления.

Предметные результаты

В области фонетики ученик научится:

совершенствовать слухо-произносительные и ритмико-интонационные навыки, в том числе применительно и к новому языковому материалу;

соблюдать ударения в словах и фразах, совершенствовать ритмико-интонационные навыки оформления различных типов предложений;

совершенствовать умение озвучивать диалогический текст, в котором использованы графические знаки его интонационного оформления;

знать и применять правила слогоотделения, явления сцепления и связывания, случаи запрещенного связывания, мелодику речи, правильное оформление речи;

иметь представление об ассимиляции французских звуков.

Ученик получит возможность научиться:

формировать произносительные навыки, интонационные и просодические (навыки правильного словесного ударения);

читать ритмическими, смысловыми группами с соблюдением соответствующей интонации.

В области говорения ученик научится:

выражать свои желания;

работать в парах и группах;

представлять музыкальное направление, любимого певца, группу, используя иллюстративный материал; характеризовать этапы развития рока;

вести диалог по теме «Журналист и спортсмен», составлять монологическое высказывание «Журналист ведет экскурсию», вести немой диалог с помощью жестов и мимики;

передать информацию прочитанного или прослушанного текста, пересказать его от лица другого персонажа, дать характеристику действующим лицам, составить рассказ по плану.

Ученик получит возможность научиться:

обсуждать письма, пришедшие в молодежный журнал, вести диалог, обмениваясь мнениями;

выражать свое отношение к летним каникулам, сравнивать их с каникулами французских школьников;

работать в парах, группах;

делиться впечатлениями, рассказать и дать совет, как можно провести каникулы;

вести диалог по теме: «Посещение музеев», составлять монологические высказывания;

передать информацию из текста «История человечества и её герои», пересказать текст, дать характеристику героям, составить рассказ по плану;- уметь рассказать об иммигрантах во Франции, проблемах жилья и работы;

рассказать о франкоговорящих странах по плану: географическое положение, границы, символика, климат, экономика, индустрия, события, люди, культура, праздники, традиции;

работать с картой и показать, где расположен парк.

В области аудирования ученик научится: выдвигать гипотезы до прослушивания текста и понимать основное содержание текста.

В области чтения ученик научится читать информационные тексты с частичным и полным пониманием текста.

В области письма ученик научится заполнять формуляр о приеме на работу.

Лексическая сторона речи

Ученик научится:

узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), многозначные, в пределах тематики основной школы;

употреблять в устной и письменной речи изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), многозначные, в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;

соблюдать существующие во французском языке нормы лексической сочетаемости.

Ученик получит возможность научиться:

- распознавать интернациональные слова в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей.

В области грамматики ученик научится:

распознавать и употреблять в процессе устного и письменного общения основные синтаксические конструкции и морфологические формы в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте:

нераспространенные и распространенные предложения;

безличные предложения;

предложения с неопределенно-личным местоимением on;

сложносочиненные предложения с союзами ou, mais, ni… ni…;

все типы вопросительных предложений;

прямой порядок слов и инверсию;

вопросительное прилагательное quel, вопросительные наречия où, quand, comment, pourquoi;

отрицательные частицы plus, jamais, rien, personne;

особенности употребления отрицания перед неопределенной формой глагола (l`infinitif);

ограничительный оборот ne… que.

В условиях реализации требований ФГОС ООО в образовательном процессе по учебному предмету «Французский язык. Второй иностранный язык» предусмотрено использование следующих педагогических технологий: информационно – коммуникационная технология,  проектная технология,   здоровьесберегающие технологии,  технология проблемного обучения, дистанционные технологии. Учащимся предлагаются дистанционные технологии, представленные как на интернет-сайтах, так и на обучающих учебных платформах: http://www.tv5.org/, http://www.francparler.org/, francomania.ru.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Unité 1. Faisons de la musique!

Тема 1. Les loisirs. Досуг и увлечения.

Тема 2. La musique. Музыка, направления в музыке. Этапы развития рока. Современный мир профессий: профессия музыкант.

Тема 3. La chanson française. Французская песня.

Тема 4. Les chanteurs français. Французские исполнители.

Тема 5. Les jeunes et la musique.

Тема 6. Les jeunes et les fêtes. Молодежь и праздники. Франкоязычные, национальные, местные, фольклорные праздники.

Тема7. La famille française. Французская семья. События и церемонии из жизни французской семьи (Свадьба, крещение, причастие, День рожденье). Повседневная жизнь семьи.

Тема 8. Le projet « En scène».

Вводный лексико-грамматический тест. Лексический диктант. Лексико-грамматический тест. Контрольная работа. Совместная творческая проектная работа: подготовка интервью, составление вопросов, сбор необходимых сведений на тему: «En scène».

Unité 2. Aimez-vous l`aventure?

Тема 1. Le voyage à travers son pays. Путешествие. Путешествия по своей стране и за рубежом.

Тема 2. Le voyage à travers l`Himalaya. Путешествие по Гималаям.

Тема 3. Le Cosmos. Новая космическая эра. Проблемы освоения космоса. Космические туристы. Французы – в космосе. Солнечная система.

Тема 4. Le voyage fantastique. Необычное путешествие. Подземный мир. Сокровища подземного мира. Переписка с зарубежными сверстниками. Снаряжения, правила поведения в пещерах.

Тема 5. Façons de parler. Способы (манера) разговаривать.

Тема 6. Le projet «Album sur le système solaire». Совместная творческая проектная работа: представление героя (выдуманного или настоящего) из рассказа или фильма на тему: «Des personnages et leurs aventures».

Самостоятельная работа на понимание прочитанного. Контрольная работа.

Unité 3. Un métier de demain.

Тема 1. Le pilote de ligne. Мир профессий. Профессия пилота.

Тема 2. Le pâtissier. Профессия кондитера.

Тема 3. Un métier de demain. Профессия будущего.

Тема 4. Le choix du métier. Проблема выбора профессии, будущей сферы, трудовой и профессиональной деятельности, возможности продолжения образования в высшей школе.

Тема 5. Les métiers français. Французские профессии.

Тема 6. Au magasin. В магазине.

Тема 7. Le projet «Quel métier?» Какую профессию выбрать?

Совместная творческая проектная работа: подготовка интервью (сбор необходимой информации, составление вопросов) на тему: «Un métier de demain».

Лексический диктант. Контрольная работа.

Unité 4. A quelles portes frapper?

Тема 1. La vie quotidienne. Повседневная жизнь и ее проблемы. Проблемы профессии врача. Молодежь и наркотики.

Тема 2. La santé. Здоровье. Здоровье и забота о нем. Профессии, связанные со здоровьем.

Тема 3. La drogue, dis lui non! Наркотики. Последствия наркомании.

Тема 4. Les problèmes des jeunes. Проблемы молодежи. Жизненные ценности.

Тема 5. Service des urgences. Медицинские услуги. Работа медперсонала.

Тема 6. La famille française aujourd`hui. Современная французская семья. Празднование дня свадьбы во Франции и в России. Права молодежи и детей в России и во Франции.

Тема 7. Le projet «Des personnages et leurs aventures». Совместная творческая проектная работа: создание альбома об известном герое. Эпоха, портрет, черты характера, приключения. Жюль Верн и его герои на тему: «Des personnages et leurs aventures».

Контроль аудирования. Контрольная работа.

Коммуникативные умения по видам речевой деятельности.

Фонетическая сторона речи

- дальнейшая коррекция и совершенствование слухопроизносительных и ритмико-интонационных навыков с помощью:

а) отработки фонетической стороны нового лексико-грамматического материала;

б) чтения вслух сложных в фонетическом и интонационном отношении частей предложений, целых предложений и связных текстов;

в) прослушивания аудиозаписей, просмотра видеосюжетов;

г) выразительного воспроизведения текстов культурологического характера: стихов, песен, отрывков из художественных произведений и т.д.

д) ролевого чтения или воспроизведения по памяти текстов диалогического характера.

Грамматическая сторона речи

Повторение и обобщение грамматических явлений, которые не имеют аналогов в русском языке и вызывают затруднения в процессе усвоения:

place de deux pronoms compléments;

concordance des temps de l`indicatif;

l`emploi de l`Imparfait et du Passé composé;

pour exprimer l`hypothèse et la condition;

les pronoms relatifs simples;

les pronoms relatifs composés;

subjonctif;

le participe présent et le gérondif;

les constructions impersonnelles.

В области чтения

Детальное понимание фрагментов из художественных произведений французских писателей. Задания после текстов позволяют расширить лингвистические знания учащихся, а также дают возможность высказаться по заданной ситуации, обосновать свое собственное мнение.

Лексическая сторона речи

Активизировать употребление в речи лексики по пройденным темам.

Устная речь в диалогической форме

уметь составлять и разыгрывать диалоги по заданным моделям;

уметь делать комментарий;

уметь выражать свое отношение к чему-л.

Устная речь в монологической форме

уметь составить и произнести монолог-сообщение о повседневной жизни французского общества. Как пользоваться транспортом: поездом, метро, автобусом? Как позвонить?

уметь представить небольшой доклад-сообщение о молодежной моде, о сортах сыра, которые существуют во Франции, об отношении французов к праздникам.

В области аудирования

Воспринимать на слух диалоги и тексты раздела с опорой и без опоры на текст; воспринимать на слух аутентичные аудио- и видеоматериалы с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием; выполнять тесты на контроль понимания содержания прослушанных аудиосюжетов; воспринимать на слух и разучивать тексты стихотворений и песен франкоязычных авторов.

Письменная речь

уметь преобразовывать прочитанный текст в таблицу и таблицу в связное письменное высказывание (комментарий).

уметь составить объявление о приеме на работу;

уметь написать письмо в молодежный журнал;

выполнить творческую проектную работу по пройденной теме с использованием текстового материала учебника, мультимедийных презентаций в Power Point и дополнительного материала.

В процессе обучения французскому языку на уроках целенаправленно использую национально-региональный компонент, т.к. обращение к национально-региональному компоненту при изучении французского языка открывает перед учителем широкие перспективы, в значительной степени расширяя воспитательный потенциал учебного предмета, помогая более эффективному усвоению его учащимися. В связи с этим данная рабочая программа предполагает изучение таких тем как:

Музыка Франции – 4 урока. Музыка Бурятии - 2 урока.

В зависимости от этапа обучения используется диагностическое и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание. Письменные и устные работы, практические работы, лексические диктанты, контрольные, тестовые. Творческие письменные работы (письмо, сочинение, эссе). Для контроля понимания письменного текста предлагаются следующие тестовые задания: тест множественного выбора, тестовые задания на соответствие (тестовое задание перекрестного выбора). На завершающем этапе по каждому уроку учащиеся создают творческие проекты, используя приемы ролевых игр и построения воображаемой модели реальной действительности.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебная

четверть

Тема

Кол-во часов

1 четверть

Unité 1. Faisons de la musique.

Тема 1. Les loisirs.

Тема 2. La musique.

Тема 3. La chanson française.

Тема 4. Les chanteurs français.

Тема 5. Les jeunes et la musique.

Тема 6. Les jeunes et les fêtes.

Тема 7. La famille française.

Тема 8. Le projet «En scène».

Вводный лексико-грамматический тест.

Лексический диктант.

Лексико-грамматический тест.

Контрольная работа.


1

2

2

1

2

2

2

2

1

1

1

1

Итого часов за 1 четверть

18

2 четверть

Unité 2. Aimez-vous l`aventure ?

Тема 1. Le voyage à travers son pays.

Тема 2. Le voyage à travers l`Himalaya.

Тема 3. Le Cosmos.

Тема 4. Le voyage fantastique.

Тема 5. Façons de parler.

Тема 6. Le projet «Album sur le système solaire».

Самостоятельная работа на понимание прочитанного.

Контрольная работа.


3

3

2

1

1


2


1

1

Итого часов за 2 четверть

14

3 четверть

Unité 3. Un métier de demain.

Тема 1. Le pilote de ligne.

Тема 2. Le pâtissier.

Тема 3. Un métier de demain.

Тема 4. Le choix du métier.

Тема 5. Les métiers français.

Тема 6. Au magasin.

Тема 7. Le projet «Quel métier?»

Лексический диктант.

Контрольная работа.


2

3

3

2

3

3

2

1

1

Итого часов за 3 четверть

20

4 четверть

Unité 4. A quelles portes frapper ?

Тема 1. La vie quotidienne.

Тема 2. La santé.

Тема 3. La drogue, dis lui non!

Тема 4. Les problèmes des jeunes.

Тема 5. Service des urgences.

Тема 6. La famille française aujourd`hui.

Тема 7. Le projet: «Des personnages et leurs aventures».

Контроль аудирования.

Контрольная работа.


2

2

2

2

2

2


2

1

1

Итого часов за 4 четверть

16


Итого:

68


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации