Доклад «Практико-деятельностная основа образовательного процесса в объединении «Арт студия»
Практико- деятельностная основа образовательного процесса
в объединении «Арт студия».
Деятельность – особая целостность. Она включает различные компоненты: мотивы, цель, действия. Их нельзя рассматривать порознь, они образуют систему.
Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
Главная методическая цель занятия при системно- деятельностном обучении- создание условий для проявления познавательной активности учащихся. Нужно организовать занятия так, чтобы они стали познавательными, творческими, чтобы учебная деятельность учащихся стала успешной, а знания востребованными.
Таким образом, системно-деятельностный подход в рамках занятия базируется на следующих принципах:
- позиция преподавателя: к учащимся не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
- учебная задача – задача, решая которую учащийся выполняет поставленную цель преподавателя.
- учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
- принцип поэтапности – обязательно с учетом возрастных особенностей учащихся.
- принцип динамичности (каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка от простого к сложному.)
- принцип сравнений (разнообразие вариантов решения учащимися заданной темы, развития интереса к поисковой работе с материалами.)
- оценочное действие – Я умею! У меня получится!
Так же в своей работе я применяю различные методы обучения в зависимости от темы, возраста, цели и задач занятия. Это традиционные (объяснительно - иллюстративный), репродуктивные (проблемный, эвристический, исследовательский, групповой) и нетрадиционный (изучение различных технологий для применения их в творческой деятельности). Т.е. при объяснении темы: предлагаю учащимся какие-то варианты решения, стараюсь подвести их к мысли, что учащиеся сами должны выполнить отдельные шаги решения поставленной задачи, формируя их умения постепенно. В начале года я объясняю как это делать, какие нужно решить задачи, какие использовать материалы для осуществления деятельности, а в конце года учащиеся самостоятельно проходят все этапы работы. Я могу им только немного подсказать и направить.
Стиль, тон отношений, задаваемый на занятии, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
Ориентируя учащихся на действие, предполагаемое самостоятельное добывание необходимых знаний в процессе решения определенной ситуации, занятия направлены на реализацию деятельностного подхода. Я выстраиваю свою работу таким образом, что учащимся предоставляется возможность перемещаться в свободном пространстве, общаться друг с другом, проявлять смекалку и творчество, приобретать навыки через игру, беседы, наблюдения, соревнования и конкурсы. При этом всегда учитываются возрастные особенности и психологические свойства личности.
Минус в том, что нет возможности использовать информационные технологии.
Результатами моей работы в данном направлении стали:
- активность и самостоятельность учащихся в изобразительной деятельности;
- умение находить новые способы для художественного изображения;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Используя в своей работе нетрадиционные техники рисования на практике, я получаю три результата:
первый - творческая работа, созданная ребенком;
второй - опыт самостоятельной творческой работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя:
третий - улучшение результатов способностей учащихся (умение экспериментировать с изобразительными материалами; активность в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположения изображения на листе; проявление фантазии, художественного творчества).
Итогом работы служат прекрасные, творческие, порой даже фантастически непредсказуемые рисунки учащихся. Стимулом для продолжения работы являются победы учащихся в конкурсах разного уровня. Так же большим соревновательным стимулом для учащихся младшего возраста служит поощрение в виде слова (Ты сегодня большой молодец, видишь, как здорово у тебя все получилось). А, если я выставлю их работу в выставочный шкаф, то их распирает гордость за себя.
Четко выстроенная система непрерывного художественного образования позволяет повысить мотивацию к занятиям художественно-творческой деятельностью всех учащихся на разных ступенях обучения, а для высокомотивированных учащихся дает возможность ярко раскрыть свою одаренность в практически-значимой деятельности, социально-ориентированной, нацеленной на дальнейший профессиональный выбор.
Горячева Наталья Валерьевна