12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кабурова Любовь Ивановна25
1

Научно-исследовательская работа «Работа психолога с родителями воспитанников в рамках принципа индивидуализации»

«Психологическое сопровождение родителей воспитанников ДОУ в рамках принципа индивидуализации»

Цель: Совершенствовать профессиональное мастерство  педагогов-психологов по теме «Работа педагога-психолога с родителями воспитанников рамках принципа индивидуализации».

Задачи:

Актуализировать вопрос о необходимости создания единого образовательного пространства в ДОУ совместно с родителями воспитанников.

Сравнить понятия «традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями».

Презентовать опыт работы с родителями в рамках принципа индивидуализации

Презентовать опыт работы по индивидуализации психологического сопровождения родителей ДОУ посредством Интернета

Стимулировать творческую инициативу ПП посредством презентации методов и приёмов в работе с родителями

Ход:

I. Методология участия и  взаимодействия в работе педагога-психолога с родителями

«Я слышу и забываю, я вижу и понимаю, я делаю и запоминаю»

(китайская поговорка)

Семья  вместе с ДОУ создает важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность всего образовательного процесса. Родители - неотъемлемое звено в образовательном пространстве детского сада.

Трудности в работе с родителями:

В реальности же возникают следующие трудности совместной работы с родителями:

1- пассивность и недоверие родителей;

2- социальная закрытость семей;

3- низкая мотивация родителей или психологов к сотрудничеству.

4-у многих психологов серьезный возрастной разрыв с родителями, поэтому разные ценности.

 Родители дошкольников, с которыми нам приходится работать, (средний возраст около 30лет) имеют совершенно другой опыт взросления, отличный от опыта педагогов и собственных детей. И это за собой влечет гораздо более серьезные последствия, чем нам представляется на первый взгляд. 

Наши наблюдения свидетельствуют, что, прежде всего, это проявляется в языке, установках, жизненных целях и ценностях.

Тест Рокича «Жизненные ценности» в одном из наших ДОУ дал такую картину предпочтений: 5- различие в интересах.

                  

 

Родите

ли (балл.)

ПП (балл)

Здоровье/крепкое здоровье/долголетие

6

10

Семья/счастливая семья/счастья в личной жизни/создания семьи

8

10

Работа/Карьера/успешная карьера/ достойная/отличная работа

10

7

Учеба/интеллект/ум

9

6

Материальный достаток (деньги, машина, квартира и т. д.)

10

7

Друзья/верные/добрые друзья

6

10

Трудолюбие/уважение/признание/самореализация/везение  и пр.

2

10

Ценности во многом не совпадают.   

5- различие в интересах.

Как правило, принцип индивидуализации в работе с семьей нами игнорируется, в работе с семьей педагоги чаще всего работают со своим интересом (Тематика собраний задана годовым планом, формы работы чаще всего традиционные).

6- мы чаще говорим о воспитании ребенка,  об определении его будущего, а следует говорить о создании условий для раскрытия его индивидуальности в настоящем.

Проанализировав современные требования к образованию, современную немногочисленную литературу, мы пришли к выводу:

в работе с родителями следует решать 2 основные задачи:

1) - анализ и работа с интересами конкретной семьи, конкретного ребенка

2) – нахождение таких форм работы с семьей, которые бы создавали    общее поле для сотрудничества, активного взаимодействия, а это возможно, если есть интерес и желание родителей. Вывод: идти от интересов, запроса, т. е. применять принцип индивидуализации.

 

Традиционно  взаимодействие  родителей и педагогов на родительском собрании проходит в основном в вербальной  форме  - один говорит, остальные слушают. Вряд ли родители получают удовольствие от традиционных собраний, где им выдают то, что запланировано по плану ДОУ или воспитателя, без учёта их интересов, запросов, желаний. Расширить диапазон работы психолога с родителями   позволяет использование интерактивных методов.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать.

Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).

Интерактивные  методы предполагают участие и  взаимодействие. Методология участия и  взаимодействия  полностью вовлекает в образовательный процесс. Использование  интерактивных  методов позволяет решить несколько психолого-педагогических задач:

Задание: Предлагаем поработать с таблицей, найдя отличительные черты традиционных и нетрадиционных методов. Прочитайте, обсудите и определите, в каком столбике традиционные методы, в каком активные.

(Красным цветом не заполнено изначально)

Традиционные методы работы с родителями (родителя обязывают присутствовать)

Активное взаимодействие

(родительский запрос, интерес)

Отличительные черты

- проводятся с обязательным монологом педагога, включающим в себя, как правило, оценку ребенка (в основном его негативного поведения и недостатков при обучении)

-интерактивные  методы ставят родителей в активную позицию. В обычной ситуации сделать это достаточно сложно: призывы психолога «высказать свое мнение», «предложить свои варианты», как правило, остаются безрезультатными. 

Интерактивные  методы позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя принципиально иначе

- взаимодействие  родителей и педагогов проходит в основном в вербальной  форме  - один говорит, остальные слушают

- стержнем активных  работ  с родителями является активное обсуждение, участники которого рассуждают, аргументируют свои выводы, вступают в дискуссию

- главное место отводится сообщениям, докладам, они утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи

применение  интерактивных  методов позволяет значительно углубить воздействие педагога на родителей. Они получают опыт непосредственного проживания и отреагирования, что способствует интеграции психолого-педагогических знаний и навыков

-одна сторона обладает правом поучать, указывать и контролировать

-интерактивные  методы выполняют диагностическую функцию, с их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи, причем, поскольку их диагностическая направленность для родителя неочевидна, то можно получить информацию, на которую значительно меньшее воздействие оказывает фактор социальной желательности

-опыт родителей игнорируется

-сотрудничество, общение с педагогом на равных

-потребность в оказании какой-либо помощи ДОУ со стороны родителей

-интерактивные  методы ломают традиционные стереотипы родительского собрания: оно становится не просто местом, где сообщают результаты и собирают деньги на «групповые нужды», а особым пространством, наделенным специфическим смыслом и содержанием

- вызвано необходимостью выполнения годового плана ДОУ

-вызвано заботой об индивидуальном развитии ребенка, раскрытии потенциальных возможностей каждого воспитанника

- родители не очень любят посещать традиционные собрания

-повышается готовность родителей к взаимодействию с психологом, доверие к педагогами и другими специалистами. Специалист, организующий оригинальные, непривычные мероприятия, вызывает уважение и интерес

- Проговорите, какие основные мысли Вас привлекают (если привлекают) в активных методах взаимодействия? (В выданных таблицах не подчёркнуто, сами определяют)

От совместной  работы  родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса. Давайте обсудим вопрос о том, какое влияние оказывают активные методы на всех участников образовательных отношений. – По вашему мнению, как влияют активные методы на родителей? Детей? Педагогов? (ответы ). Сравним с таблицей на экране:

Положительное влияние активных форм работы с родителями на всех участников образовательного процесса:

родители

педагоги

воспитанники

принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения

взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения

дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше развиваются и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками


 

Нетрадиционные формы работы можно разделить на 4 группы: информационно-аналитические, наглядно-информационные, досуговые и познавательные.

Интерактивные  методы:  работа  в мини-группах, дискуссии, деловые, ролевые, имитационные игры, тренинги, психологические гостиные, «Школы…», «Университеты…», калейдоскопы, квесты, интернет-формы

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.