Работа с детьми раннего возраста
Работа с детьми раннего возраста
1.Экспресс-диагностика (2 года)
1.1 Исследование состояния коммуникативных навыков (вступает в контакт, реагирует на речь, показвает картинки)
1.2. Зрительный гнозис / Конструктивный гнозис
-Разрезные картинки из 2 частей
-Башенки из 3 кубиков разного цвета по образцу
-Пирамидка (нанизывание)
1.3. Импрессивная речь
-Понимание сюжетов текста (где баба? Где деда?)
-Понимание обобщающих слов (где игрушки, посуда, одежда, мебель?
1.4. Исследование экспрессивной речи
Фраза из 2-х аморфных слов (Ляля бай)
Наличие звукоподражаний (бах, мяу, гав, тик-тик, щссьь, хррр.., га-га, пи-пи, ууу, кар)
Наличие слов (мама, папа, баба, деда, тетя, дядя, надо, дай, пить)
1.5. Фонематический слух (повторы звукоподражаний)
1.6. Звукопроизношение (И, А,У,О; П,Б,М – ПЬ,БЬ,МЬ; Т,Д,Н – ТЬ, ДЬ, НЬ; К,Г- КЬ,ГЬ; В,Ф-ВЬ,ФЬ)
возраст | Гласные звуки | Согласные звуки |
2 года | А, О, У, И | П, Б, М- ПЬ,БЬ,МЬ; Т,Д,Н – ТЬ,ДЬ,НЬ; К, Г-КЬ, ГЬ; В,Ф-ВЬ,ФЬ |
3 года | Ы, Э | Х, ХЬ СЬ, ЗЬ + / замена на ТЬ С,З,Ц - замена на Т ЛЬ+ / вместо Л,Р,РЬ Й |
4 года | | С,З,Ц |
5 лет | | Ш,Ж, Ч,Щ, Л |
6 лет | | Р,РЬ |
2. Направления работы с детьми 1-3 лет
2.1. Развитие понимания речи
2.2. Развитие сенсорики
2.3. Воспитание просодики
2.4. Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания
2.5. Формирование пассивного и активного словаря
2.6. Формирование элементарной фразы
2.7. Словоизменение / словообразование
2.8. Развитие разговорной диалогической речи
3. Фундамент речевого развития
3.1. Чувство ритма
3.2. Развитие слухо-речевой памяти
3.3. Развитие зрительной памяти
3.4. Развитие мелкой моторики
3.5. Конструктивный праксис
4. Правила поведения с «крохой»
Как разговаривать с «крохой»?
4.1. Не говорить быстро
4.2. Каждую фразу повторяем 3-4 раза
4.3. Не «сюсюкать»
4.4. Не искажать произношение
4.5. Одноступенчатые инструкции
4.6. Ограничить до минимума телевизор
4.7. Обращаться к ребенку
4.8. Жесты ограничиваем
4.9. Медленные, четкие, выразительные короткие предложения
Как играть с крохой?
4.10. Разнообразные игры
4.11. Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, рисование пальчиками, лепка)
4.12. Развитие общей моторики (кидаем мяч от груди, из-за головы, катаем друг другу; перешагиваем препятствия; ловим матерчатые/надувные мячи; залезаем/слезаем на что-либо; игры с бегом; качаем ребенка («качель», «самолет»))
4.13. Артикуляционная гимнастика
4.14. Дыхательная гимнастика (смех)
4.15. Разыгрывание сказок с малышом (театрализация с игрушками)
4.16. Пение с малышом