Статья «Работа с текстом на уроках биологии как способ формирования учебных умений и навыков»

0
0
Материал опубликован 29 May 2018

Работа с текстом на уроках биологии как способ

формирования учебных умений и навыков.

Умение читать текст и понимать его по праву считается фундаментом всего образования. Это сложное интегрированное умение, которое необходимо для поиска, преобразования, интерпретации, оценки информации, понимания прочитанного. Оно непременно поможет ученикам в выборе правильных ответов при выполнении заданий, требующих анализа текста в ходе итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ, в оперативном решении жизненных проблем социальной и профессиональной направленности.

В своей работе я остановлюсь на развитии умения работать с текстом.

1. Умение понимать текст.

Учащиеся должны прочитать текст учебника. На листке предлагается текст с пропусками. Текст с тем же смыслом, но записан другими словами. Учащиеся должны заполнить пропуски в тексте, подтверждая его понимание. В случае затруднения необходимо разобрать текст еще раз, вынеся его на общее обсуждение. Пример текста:

Между организмами в биологическом сообществе устанавливаются _________ связи. Основу пищевой цепи составляют _________ организмы. Они используют солнечную энергию для образования __________ веществ из _________ и воды. Производителями питаются______ животные, которых, в свою очередь, поедают хищные животные. Животных называют организмами- _________ . Организмы –разрушители (бактерии, грибы и др.) разлагают органические вещества до ________ , которые вновь используются ___________ . Основным источником энергии для круговорота веществ служит ____________ .

2. Умение задавать вопросы к терминам.

В качестве домашнего задания предлагаю составить 5 вопросов к терминам, выделенным в учебнике жирным шрифтом.

3. Умение работать по вопросам с текстом.

Учащимся заданы вопросы: Что? Какая? Откуда? Почему? Куда? Зачем?

Задание: найти в тексте ответы на вопросы.

4. Умение составлять схемы по тексту

Например, при изучении нервной системы предлагаю составить схему соподчинения из терминов: нервная система, вегетативная, соматическая, центральная, периферическая, симпатическая, парасимпатическая. При этом необходимо привести примеры процессов, которые регулирует каждая из них. Усиливает эффект работа с терминами, записанными на разрезанных карточках. Читая текст, учащиеся в группах составляют схему.

5. Умение составлять «слепую» таблицу по тексту

Это одно из самых трудных заданий при работе с текстом. Первоначально учитель дает таблицы с вписанными признаками сравнения. Затем постепенно учит выделять в тексте признаки, по которым различаются объекты, уменьшая число готовых признаков в одной графе таблицы.

Убедившись, что ребята овладели этим умением, даем «слепую» таблицу и задание: используя материал параграфа о многообразии водорослей, составьте сравнительную таблицу по отделам водорослей. Такое задание требует от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, формулировать признаки.

6. Прием «Задай вопрос по тексту учителю или однокласснику»

Ученики получают задание: прочитайте абзац, сформулируйте вопрос так, чтобы ответ:

а) был однозначен;

б) был многозначен;

Учитель может ответить на вопрос сам или переадресовать его другим ученикам.

7.Умение составлять текст по схеме

При опросе учитель часто сталкивается с тем, что ребенок не может грамотно составить монологический ответ на поставленный вопрос. Часто можно услышать фразу: «Я учил, а рассказать не могу». На доске заготавливается схема (она не заполнена, кроме первого главного слова и скобочек с пустым местом в них). По схеме ребята легко составляют текст, грамотно формулируют предложения, привыкают к необходимости делать вывод.

8.Умение составлять текст по рисунку

В учебниках биологии много рисунков, которые не пояснены текстом. Например, дан рисунок. Надо составить к нему 3-5 предложений.

Умение находить необходимое в тексте

Например, дан текст с биологическим описанием вида бурый медведь. Дети получают три варианта заданий: отметить приспособления медведя к температурным факторам, к хищничеству, к передвижению по снегу. Индивидуальная работа длится 5 минут. Затем ребята объединяются по группам и обсуждают полученные результаты, исправляют их в случае необходимости.

9. Работа с текстом по технологии критического мышления

Согласно этой технологии ученик читает текст и одновременно ставит маркеры:

V – мне это известно;

+ - для меня это ново;

- - не понял;

? – хотелось бы узнать больше.

10.Коллективное составление текста

Применяется при опросе или при воспроизведении опыта. Учащиеся по очереди говорят по одному предложению. Каждое предложение должно быть связано с предыдущем по смыслу, развивая мысль и уточняя ее. Повторов быть не должно.

11. Воспроизведение последовательности текста

Текст разрезан на фрагменты, состоящие из одного-двух предложений. Необходимо восстановить последовательность.

Разнообразие приемов дает учителю возможность выбирать подходящий при работе с конкретным текстом.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации