Методическая разработка «Работа с реестрами затруднений по итогам мониторинговых исследований и Всероссийских проверочных работ»

5
3
Материал опубликован 28 April в группе

Методическая разработка «Работа с реестрами затруднений по итогам мониторинговых исследований и

Всероссийских проверочных работ»

Перевалова Светлана Николаевна, руководитель методического объединения учителей начальной школы

 

темы заседаний кафедры

 

Умения речевой деятельности: методические приемы работы по составлению текстов в соответствии с речевой ситуацией (обмен опытом).

 

Приложение №1

«Развитие речевой деятельности учащихся»

Методические разработки «Памятки по развитию речи младших школьников»

 

Эксперимент в курсе «Окружающий мир»: организация, методика проведения, оформление итогов (практикум).

Приложение №2

«Карточки-инструкции для проведения практических работ на уроках окружающего мира учащимися начальной школы»

Методика работы над пониманием прочитанного текста (мастер-класс).

Приложение №3

«Формирование умения работать с текстом, составлять план»

Экспериментально-исследовательская деятельность на уроках окружающего мира – средство развития познавательной активности младших школьников с использованием возможности информационно-образовательной среды (семинар-практикум).

Приложение №4

«Реализация дидактического потенциала виртуальной лаборатории в работе с учащимися начальных классов»

Актуальность методической работы в общеобразовательном учреждении на основе апробирования, создания, проектирования и систематизации педагогического опыта (обобщение опыта).

Приложение №5

«Мониторинг как средство управления качеством образования»

 

Внедрение в образовательный процесс системно - деятельностного подхода с позиций непрерывности образования.

Приложение №6

«Использование системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников»

 

Формирование умений второй группы: обобщать и интерпретировать информацию, проверять и формулировать на её основе утверждения, выводы, работать с данными, представленными в разной форме (круглый стол)

Приложение №7

«Формирование читательских умений у учащихся начальной школы»

«Формирование умений интерпретировать содержание прочитанного и обобщить полученную информацию»

Приложение №1

«Развитие речевой деятельности учащихся»

учитель начальных классов,

Перевалова Светлана Николаевна

Оt1714286308aa.png дним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь. Речь - это канал развития интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться знания.

Яt1714286308ab.png зык – основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности помогает лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей. Это основной путь к успешному межличностному и социальному взаимодействию. Следовательно, задача формирования и развития навыков речевой деятельности отражается не только в планируемых результатах по русскому языку и литературному чтению, но пронизывает все предметные области. Грамотность устной и письменной речи является одним из показателей и предметом оценки по всем школьным дисциплинам.

В начальном образовании данный предмет занимает ведущее место. Фундаментальное ядро содержания образования по русскому языку состоит из двух взаимосвязанных компонентов: раздел «Языковая система» и раздел «Речь». Первый предусматривает освоение основ лингвистики, второй – овладение речевой деятельностью.

Развитие речевой деятельности ребенка - не стихийный процесс, он требует определенного педагогического руководства.

В ООП НОО результатами освоения содержательной линии блока «Развитие речи» выпускник научится, то есть обязательное для всех учащихся:

оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);

выражать собственное мнение, аргументировать его;

самостоятельно озаглавливать текст;

составлять план текста;

сt1714286308ac.png очинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Зt1714286308ad.png адания, проверяющие данный результат, включены в мониторинг образовательных достижений учащихся начальных классов. Результаты мониторинга показывают, что с умением составить небольшой связный текст на заданную тему справились только 40% учащихся, а базовое умение – составлять небольшой связный текст: объявление о встрече 58%, а значит у половины учащихся они вызывают затруднения.

За задание составить текст из 3-4 предложений ученик получит 2 балла, если передана основная мысль, рассказ соответствует теме, нет замечаний к смыслу написанного и к связности изложения, текст интересен по содержанию.

 

Зt1714286308ae.png адание написать объявление о встрече оценивается в 2 балла, если оно содержит три необходимых компонента: указано название, о какой встрече идет речь; указано место и время проведения встречи.

Вt1714286308af.png ВПР по русскому языку так же присутствуют задания для проверки умения выражать просьбу, отказ или благодарность в письменной форме в соответствии с нормами речевого этикета. Выпускник начальных классов должен соблюдать нормы речевого этикета и верно выбирать языковые средства для устного общения с людьми разного общества.

При оценивании учитывается коммуникативная задача: сформулированная просьба или благодарность содержит вежливое слово, а также во внимании при оценивании выступает грамотность, предложение должно быть написано без орфографических и пунктуационных ошибок.

Зt1714286308ag.png нания, полученные на уроках русского языка применимы и в других областях. В ВПР по окружающему миру нужно создать речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации:

Описать достопримечательности столицы или родного края.

Оt1714286308ah.png писать растение или животное.

Выпускник получает 3 балла, если правильно дал название памятнику и без фактических ошибок описал основные сведения о нем.

За верно составленное описание животного или растения учащийся получит 3 балла, если правильно названо три растения, составленный рассказ об одном из перечисленных растений содержит корректное описание и использование его людьми.

В системе работы над развитием связной речи используются разные группы приемов и типов речевых упражнений, включающих словарную работу, работу над словосочетанием и предложением. Используются разнообразные виды сочинений (сочинение по наблюдениям, по рисунку или серии рисунков и др.)

t1714286308ai.jpgВ программе русского языка развивающего обучения Л.В.Занкова созданы условия для подготовки к таким заданиям.

2 класс

t1714286308aj.jpg Составление текстов малых форм: письмо (в т.ч. sms -сообщения, электронные письма), записка, объявление, письмо, открытка.

3 класс

Сравнение разных способов выражения одной цели высказывания или одной темы высказывания. Знакомство с особенностями составления рекламы, афиши, инструкции. Составление и редактирование текстов описания.

4 класс

t1714286308ak.jpg Опыт самостоятельного составления письма, поздравительной открытки, инструкции, словарной статьи, отзыва об услышанном, увиденном, прочитанном. Заполнение бланка телеграммы, анкеты, оформление конвертов (добавление к работе с другими малыми жанрами).

В программе «Начальной школе 21 века» подобных заданий по данной теме нет, поэтому учителям самим нужно учитывать это в своей работе.

Если при выполнении итоговых работ возникают проблемы учащихся, значит не дорабатывает в методическом плане учитель.

Развитие речи учащихся было и остается одной из важнейших задач начальной школы. Работа по ее развитию проводится с самых первых уровней обучения.

Для того чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд педагога. Ребенок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, когда урок проходит на высоком эмоциональном уровне: затрагивая его мысли и чувства.

У каждого учителя есть своя копилка секретов, помогающая развитию речи учеников начальных классов, но уверена материал, представленный сегодня на практикуме пригодится всем.

Методические разработки «Памятки по развитию речи младших школьников»

учителя начальных классов

Перевалова Светлана Николаевна

ПИШЕМ ОБЪЯВЛЕНИЕ

Объявление  - это официальное извещение о чём-нибудь. Дать в газету, на доску объявлений, передать по  радио. (Толковый  словарь  русского языка С.И. Ожегова)

Объявление  - печатное сообщение, извещение о чем-либо. (Толковый словарь русского языка Ефремова Т.Ф.)

Объявление - печатное сообщение, извещение о чем-нибудь, публикация. (Толковый словарь Ушакова Д.Н.)

Типы объявлений:

Простое объявление-сообщение.

Объявление-афиша.

Объявление-реклама.

Части объявления

Пример

1.

Где? Когда?

Что случилось?

28 октября в районе аптеки «Аскорбинка» пропала собака.

2.

Кто? или Что? Какой?

Порода: мостино. Отзывается на кличку Рэм. Окрас рыжий. Особые приметы: красный ошейник с цепочкой.

3.

Куда сообщить?  

К кому обратиться?

Помогите вернуть друга!

Павлик. Т: 987-56-43

Афиша – объявление о спектакле, концерте, лекции и т.п. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка.)

Афиша (фр.) – вид рекламы, объявление о спектакле, концерте, лекции и т.п., вывешиваемое в публичных местах. (Словарь иностранных слов.)

Главная задача афиш – привлекать внимание зрителей к кинофильму, спектаклю, лекции, поэтому бывают афиши, написанные более живо, оформленные более красочно, чем простое объявление, это делается для привлечения внимания.

Реклама (от лат. выкрикиваю) – 1) информация о потребительских свойствах товаров и различных видах услуг с целью и реализации (продажи), создание спроса на них. 2) Распространение сведений о лице, организации, произведении литературы и искусства и т.д. с целью создания им популярности (известности).

В рекламе обязательно присутствуют призывы, хвалебные слова, яркие примеры, свет, цвет и т.д. – то есть всё то, что даже невольно привлекает внимание. Текст должен быть небольшим, ярким, запоминающимся и точным по отношению к тому, что рекламируется.

План составления рекламы:

Необычное броское название.

Содержание рекламы (можно рисунки).

Наименование организации или лица, подавшего рекламу.

Адрес.

Упражнения по теме:

Проанализируйте тексты объявлений. Какое из них полное и точное? В каком допущены ошибки? Какие?

- Помогите найти! 30 сентября около здания РЦД потерялась собака. Небольшая, беленькая, стриженая, шерсть как у барашка, уши висят. Я её очень люблю. Она милая, добрая, ласковая. Просьба к тем, кто видел или подобрал нашу собаку, позвонить по телефону: 2-30-90.

-Можно по этому объявлению найти собаку? Почему? В   нём указано: Кто потерялся? Когда?

Имеются приметы собаки? Куда  необходимо обратиться, если собака найдена?

 

- Найдена собака. Породы французский бульдог, чёрной масти, короткошёрстный. Очень тоскует по хозяину. Обращаться по адресу: ул. Берёзовая, дом 27, кв. 19.

- Можно это объявление назвать полным? А что необходимо  добавить ещё? Где и когда была найдена собака?

 

- Кто нашел моево ката, который потирялся фчера,  срочно верните, а не то будет худо. Мишка из 4 класса.

- Что можно сказать про это объявление? ( Грубо, безграмотно, нет точных данных)  Как узнать о правильном написании слова, если есть сомнения? Каким ещё должно быть объявление? (вежливым)

 

2. Составь объявление:

Попросите вернуть оставленный вчера в кабинете русского языка орфографический словарь.

Сообщите, что в воскресенье вы отправляетесь в поход.

Пригласите принять участие в конкурсе “Алло, мы ищем таланты” или в конкурсе на лучшую новогоднюю игрушку.

Сообщите, что ваш класс едет в бассейн.

Сообщите, что урок риторики отменяется.

Сообщите, что предстоит экскурсия по городу.

Сообщите, что каникулы не отменяются.

ПИШЕМ ПИСЬМО

Эпистолярное искусство – искусство написания письма. Искусство общения всегда предполагает умение ясно, четко, грамотно обмениваться полезной информацией о том, что хочется сообщить, и о своем отношении к сообщаемому.

Правило 1.

Чужое письмо – тайна за семью печатями. Письмо распечатать и прочитать  может только его адресат. (Адресат – от немецкого слова «адрес». Получателя письма называют адресатом.)

Правило 2.

Невежливо не ответить на письмо. Необходимо это сделать не позднее 3-5 дней со дня получения.

Правило 3.

Бумага и конверт должны быть безупречно чистыми.

Правило 4.

Письмо должно быть написано аккуратным почерком, без исправлений. Умение разборчиво писать – первое правило вежливости.

Правило 5.

Не следует писать письмо, когда ты в плохом настроении. Письмо – фотография души.

Правило 6.

Не употребляй шаблонных выражений.

Возможные части текста письма

Примеры

 

Обращение

Дорогой Дедушка Мороз!

Уважаемый Дед Мороз!

 

Начальная фраза о состоянии переписки

Получил(а) Ваше письмо, сразу хочу ответить.

 

Основное содержание письма, сообщение о новостях

Я хочу рассказать Вам…

У нас много новостей, расскажу обо все по порядку.

 

Вопросы адресату

Как Вы живете?

Как Ваше здоровье?

Какие у Вас новости?

 

Просьба писать письма

Я прошу Вас ответить на мое письмо.

 

Передача привета, прощание

Передайте большой привет…

До свидания.

 

Концовка и подпись

С уважением к Вам…

 

Дата и место написания

2 декабря 20__ года

г. Ноябрьск ЯНАО

 

Памятка для проверки

Проверь!

Сохранена ли тема?

Не пропустил ли что-нибудь важное?

Не повторяются ли одинаковые слова и обороты речи? Может быть, надо заменить некоторые слова более точными, лучше подходящими по смыслу?

Хорошо ли связаны предложения между собою?

За что можно похвалить?

Помни: если не знаешь, как пишется слово, спроси у учителя, посмотри в словаре.

 

Упражнения:

«Собери письмо» (Восстанови письмо, правильно распределив его части)

Письмо №1

А что интересного вы, ребята, можете рассказать про свой город?

Дорогие ребята!

Вот мы и рассказали про свой город.

Мы очень любим свой город, в нём много зелени, старинных домов. И мы гордимся, что в нашем городе много музеев. Вообще в нашем городе есть много хорошего.

Пишут вам Юля и Дима.

Будем с нетерпением ждать ваших писем.

Письмо № 2

1.Твой друг Юрий Гагарин

2. Но в школе ты станешь грамотным человеком – ты научишься дружить.

3. Вот ты и стал большим, вот ты и стал школьником. Задача перед тобой стоит важная, трудная – научиться писать, читать и считать. Все люди на земле: лётчики, агрономы, рабочие и моряки  – начинали учиться с такой же палочки в твоей тетради, с первой буквы на доске, с первого слова в букваре.    

4. Дорогой друг! Желаю тебе счастья, здоровья, успехов в учёбе.

5. Мой дорогой друг!

 

ПИШЕМ ПОЗДРАВИТЕЛЬНУЮ ОТКРЫТКУ

Пожелание должно соответствовать празднику и адресату. 

Поздравления пишутся от души, должны быть приятны тому, кого ты поздравляешь.

Части открытки

Пример

 

Обращение к тому человеку, которому оно адресовано

Дорогая мама! Уважаемая Наталья Викторовна

 

Причина поздравления

Поздравляю с Новым годом!…

С Международным женским днем!

 

Поздравления.

Как желаем?

Что желаем?

Желаю тебе (Вам)…

От всей души желаю…

От всего сердца желаю …

Искренне желаю…

Хочу пожелать…

Хочу чтобы…

Пусть…

- Счастья, здоровья, успехов

- Добра, света, верных, надежных друзей.

- Веселья, радости, бодрости духа, долголетия, улыбок, хорошего самочувствия, оставаться такой же доброй, красивой, чтобы улыбались Ваши глаза.

- Успехов в нелегком, но благородном труде, успехов в учебе, музыке, спорте, новых интересных путешествий.

 

Дата. Подпись.

Твой сын Саша.

Твой друг Коля.

 

Упражнения:

«Собери открытку» (восстанови последовательность)

1.Пусть первые весенние лучи подарят тебе хорошее настроение!

2.Прими мои самые искренние поздравления с замечательным весенним праздником — Международным женским днем 8 Марта!

3.Дорогая мама!

4. Желаю тебе здоровья, красоты и нежности. Пусть в твоей жизни всегда шагают рядом радость, удача и надежда.

5.С любовью твой сын (дочь).

 

 

Приложение №2

 

Карточки-инструкции для проведения практических работ на уроках окружающего мира учащимися начальной школы

учитель начальных классов,

Перевалова Светлана Николаевна

Карточка №1

Практическая работа: «Определение состава почвы»

Цель: Определить состав почвы

Оборудование: штатив, держатели, колбы, спиртовка, демонстрационное стекло, образцы разных почв.

Ход работы:

Рассмотрите почву. Что можно увидеть в её составе?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Прочитайте порядок выполнения опытов, которые помогут определить состав почвы.

Выполните опыты и заполните таблицу.

Цель

Ход опыта

Ваши наблюдения

Выводы

Изучить состав почвы

1 опыт

Возьмите немного почвы и добавьте в сосуд с водой №1.

Размешайте.

Есть ли осадок?

Можно ли сказать, что в состав почвы входит песок?

 

В почве есть:

 

 

 

 

 

 

2 опыт

1. Возьмите сухой комочек почвы и опустите в сосуд с водой №2.

2. Появились ли пузырьки?

3. Можно ли сказать, что в состав почвы входит воздух?

 

В почве есть:

3 опыт (проводит учитель)

Высушенный комочек почвы положите на металлическую пластинку, пластинку нагрейте на спиртовке. Что отмечают ваши органы чувств?

 

В почве есть:

4 опыт (проводит учитель)

Профильтрованную воду с остатками почвы налейте на демонстрационное стекло и нагрейте для испарения воды. Что осталось на блюдце?

 

В почве есть:

Вывод: Почва – это ______________________________________________ слой земли, в её состав входят: ____________________, ________________________, ____________________,

____________________________________.

 

Карточка №1 (с инструкцией для педагога)

 

Практическая работа: «Определение состава почвы»

Цель: Определить состав почвы

Оборудование: штатив, держатели, колбы, спиртовка, демонстрационное стекло, образцы разных почв.

Ход работы:

Рассмотрите почву. Что можно увидеть в её составе?

Песок, глину, кусочки травы.

Прочитайте порядок выполнения опытов, которые помогут определить состав почвы.

Выполните опыты и заполните таблицу

Цель

Ход опыта

Ваши наблюдения

Выводы

Изучить состав почвы

1 опыт

Возьмите немного почвы и добавьте в сосуд с водой №1.

Размешайте.

Есть ли осадок?

Можно ли сказать, что в состав почвы входит песок?

При размешивании почвы образуется осадок, а легкие остатки почвы всплыли.

В почве есть:

песок

 

 

 

 

 

2 опыт

1. Возьмите сухой комочек почвы и опустите в сосуд с водой №2.

2. Появились ли пузырьки?

3. Можно ли сказать, что в состав почвы входит воздух?

При опускании комочка почвы мы наблюдаем как вверх поднимаются пузырьки.

В почве есть:

воздух

3 опыт (проводит учитель)

Высушенный комочек почвы положите на металлическую пластинку, пластинку нагрейте на спиртовке. Что отмечают ваши органы чувств?

При сжигании почвы мы ощущаем запах горелых остатков органических веществ.

В почве есть:

перегной

4 опыт (проводит учитель)

Профильтрованную воду с остатками почвы налейте на демонстрационное стекло и нагрейте для испарения воды. Что осталось на блюдце?

При испарении воды на стекле остался белый налет.

В почве есть:

минеральные соли

 

Вывод: Почва – это верхний плодородный слой земли, в её состав входят: песок, воздух, глина, минеральные соли.

 

 

Карточка №2

Практическая работа: «Лист – орган питания»

Цель: Изучить строение листовой пластинки

Задачи (проговариваются с детьми устно):

изучить строение листовой пластинки;

развивать чувство взаимопомощи, умение слушать друг друга;

сделать вывод о виде листа и типе жилкования.

Оборудование: микроскоп, предметные стёкла, учебник.

Ход работы:

Рассмотрите количество пластинок на черешке и сделайте вывод о виде листа, используя учебник на стр.70.

Включите программу «Ulead Video Studio7 SE VCD» на компьютере для воспроизведения изображения.

Выберите файл capture на компьютере, на микроскопе должен зажечься зеленый индикатор подключения, а в окне программы появится передаваемое микроскопом.

Переведите кольцо регулировки кратности увеличения изображения в положение 10Х.

Расположите на предметном стекле лист циссуса, сверху прижмите плотно другим стеклом.

Положите экспонат на предметном столике с зажимами.

Нажмите два раза кнопку включения подсветки сверху на микроскопе, чтобы включилась нижняя подсветка

Переведите кольцо регулировки кратности увеличения изображения в положение 60Х, отрегулировав фокусировку поворотами рукояток.

Рассмотрите, как расположены жилки у листа и сделайте вывод о типе жилкования, используя учебник на стр.70

Сделайте вывод: Перед нами _______________ лист, потому что на его черешке _______________ листовая пластинка. У этого растения _________________жилкование.

 

Карточка №2 (с инструкцией для педагога)

Практическая работа: «Лист – орган питания»

Цель: Изучить строение листовой пластинки

Оборудование: микроскоп, предметные стёкла, учебник.

Ход работы:

Рассмотрите количество пластинок на черешке и сделайте вывод о виде листа, используя учебник на стр.70.

Включите программу «Ulead Video Studio7 SE VCD» на компьютере для воспроизведения изображения.

Выберите файл capture на компьютере, на микроскопе должен зажечься зеленый индикатор подключения, а в окне программы появится передаваемое микроскопом.

Переведите кольцо регулировки кратности увеличения изображения в положение 10Х.

Расположите на предметном стекле лист циссуса, сверху прижмите плотно другим стеклом.

Положите экспонат на предметном столике с зажимами.

Нажмите два раза кнопку включения подсветки сверху на микроскопе, чтобы включилась нижняя подсветка

Переведите кольцо регулировки кратности увеличения изображения в положение 60Х, отрегулировав фокусировку поворотами рукояток.

Рассмотрите как расположены жилки у листа и сделайте вывод о типе жилкования, используя учебник на стр.70

Сделайте вывод: Перед нами простой лист, потому что на его черешке одна листовая пластинка. У этого растения сетчатое жилкование.


 

Карточка №3

Практическая работа: «Рассматривание клетки под микроскопом»

Цель: отработать   практические навыки работы с микроскопом.

Оборудование: микроскоп, предметное стекло, учебник, тетрадь.

Ход работы:

Включите программу «Ulead Video Studio7 SE VCD» на компьютере для воспроизведения изображения.

Выберите файл capture на компьютере, на микроскопе должен зажечься зеленый индикатор подключения, а в окне программы появится передаваемое микроскопом изображение объекта.

Расположите стекло на предметном столике микроскопа, прижмите зажимами.

Нажмите кнопку включения подсветки сверху на микроскопе.

Переведите кольцо регулировки кратности увеличения изображения в положение 60Х.

Сфокусируйте микроскоп и увеличьте изображение, переведя кольцо в положение 200Х.

Рассмотрите под микроскопом клетку кожицы лука, сравнив её с изображением в учебнике, стр.20.

Зарисуйте в тетрадь клетку, увиденную под микроскопом и обозначьте: ядро, оболочку, цитоплазму.

t1714286308al.gif

 

 

 

 

Сформулируйте вывод, используя стр.20,21 учебника.

Клетка – это ­­­­­______________________________организм. Главная её часть – это__________, густая жидкость, заполняющая клетку - __________________, ограничивает клетку -

_______________.

Карточка №3 (с инструкцией для педагога)

Практическая работа: «Рассматривание клетки под микроскопом»

Цель: отработать   практические навыки работы с микроскопом.

Оборудование: микроскоп, предметное стекло, учебник, тетрадь.

Ход работы:

Включите программу «Ulead Video Studio7 SE VCD» на компьютере для воспроизведения изображения.

Выберите файл capture на компьютере, на микроскопе должен зажечься зеленый индикатор подключения, а в окне программы появится передаваемое микроскопом изображение объекта.

Расположите стекло на предметном столике микроскопа, прижмите зажимами.

Нажмите кнопку включения подсветки сверху на микроскопе.

Переведите кольцо регулировки кратности увеличения изображения в положение 60Х.

Сфокусируйте микроскоп и увеличьте изображение, переведя кольцо в положение 200Х.

Рассмотрите под микроскопом клетку кожицы лука, сравнив её с изображением в учебнике, стр.20.

Зарисуйте в тетрадь клетку, увиденную под микроскопом и обозначьте: ядро, оболочку, цитоплазму (рисунок клетки).

Сформулируйте вывод, используя стр.20,21 учебника.

Клетка – это ­­­­­живой организм. Главная её часть – это ядро, густая жидкость, заполняющая клетку - цитоплазма, ограничивает клетку - оболочка.


 

Карточка №4

Практическая работа «Сравнение свойств гранита и известняка»

Цель: Изучить свойства гранита и известняка

Задачи:

рассмотреть образцы и сравнить их состав и свойства;

развивать чувство взаимопомощи, умение слушать друг друга;

заполнить сравнительную таблицу «Горные породы».

Оборудование: микроскоп, предметное стекло, песок и глина, учебник, тетрадь.

Ход работы:

Включите программу «Ulead Video Studio7 SE VCD» на компьютере для воспроизведения изображения.

Выберите файл capture на компьютере, на микроскопе должен зажечься зеленый индикатор подключения, а в окне программы появится передаваемое микроскопом.

Нажмите кнопку включения подсветки сверху на микроскопе изображение объекта.

Расположите известняк на предметном столике.

Переведите кольцо регулировки кратности увеличения изображения в положение 60Х, 200Х сфокусируйте микроскоп.

Рассмотрите под микроскопом известняк и заполните таблицу.

Расположите гранит на предметном столике.

Переведите кольцо регулировки кратности увеличения изображения в положение 60Х, 200Х, сфокусируйте микроскоп.

Заполните таблицу:

 

гранит

известняк

Твёрдое, жидкое, газообразное

 

 

Однородное вещество или смесь веществ (каких?)

 

 

Цвет

 

 

Плотное или пористое

 

 

Раскалываются с трудом или легко (прочность)

 

 

Оставляет царапину с трудом или легко (твёрдость)

 

 

Растворимое или нерастворимое

 

 

Вывод: Какие свойства горных пород удалось определить с помощью микроскопа?

 

Карточка №4 (с инструкцией для педагога)

Практическая работа «Сравнение свойств гранита и известняка»

Цель: Изучить свойства гранита и известняка.

Оборудование: микроскоп, предметное стекло, песок и глина, учебник, тетрадь.

Ход работы:

Включите программу «Ulead Video Studio7 SE VCD» на компьютере для воспроизведения изображения.

Выберите файл capture на компьютере, на микроскопе должен зажечься зеленый индикатор подключения, а в окне программы появится передаваемое микроскопом.

Нажмите кнопку включения подсветки сверху на микроскопе изображение объекта.

Расположите известняк на предметном столике.

Переведите кольцо регулировки кратности увеличения изображения в положение 60Х, 200Х сфокусируйте микроскоп.

Рассмотрите под микроскопом известняк и заполните таблицу.

Расположите гранит на предметном столике.

Переведите кольцо регулировки кратности увеличения изображения в положение 60Х, 200Х, сфокусируйте микроскоп.

Заполните таблицу:

 

гранит

известняк

Твёрдое, жидкое, газообразное

твердое

твердое

Однородное вещество или смесь веществ (каких?)

смесь веществ

смесь веществ

Цвет

 

 

Плотное или пористое

плотное

пористое

Раскалываются с трудом или легко (прочность)

прочный

раскалывается легко

Оставляет царапину с трудом или легко (твёрдость)

твёрдый, легко оставляет царапину

мягкий, трудно оставляет царапину

Растворимое или нерастворимое

нерастворимое

нерастворимое

Вывод: Гранит и известняк твердые полезные ископаемые, на вид это смесь веществ, различаются по цвету, прочности и твердости, оба нерастворимы в воде.

 

Приложение №3

«Формирование умения работать с текстом, составлять план»

учитель начальных классов,

Перевалова Светлана Николаевна

По итогам мониторинговых исследований и Всероссийских проверочных работ в 2015/2016 учебном году были вынесены одинаковые затруднения: умение составлять план текста, определять тему и главную мысль текста.

Одним из основных общеучебных умений и навыков является навык работы с текстом как важное направление в формировании информационной компетентности. Учителям начальной школы необходимо целенаправленно усилить работу над текстом как источником информации, начиная с младшего школьного возраста, применять разнообразные методы и приемы работы с текстом.

Приоритетной задачей обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Поэтому нужно научить не просто чтению, а умению вдумчивого читателя. В разделе «Речевая и читательская деятельность» прописаны следующие умения обучающегося:

Определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно;

Характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою;

Анализировать смысл названия произведения;

Находить и различать средства художественной выразительности;

Обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения.

Работу с текстом следует начинать именно с нахождения непонятных слов, слов, употребленных в переносном значении. Без внимательной работы со словами не может быть понимания текста. Словарная работа должна вестись на каждом уроке литературного чтения и ей надо уделять должное внимание.

Словарную работу можно разделить на 3 вида:

работа с незнакомыми словами;

работа со словами-ключиками;

работа со словами образами.

На этапе прогнозирования важен прием антиципации. Можно организовать работу по прогнозированию содержания текста по заголовку. Важным приёмом в работе над универсальной операцией – определением темы и главной мысли текста является создание (выбор) заголовка к предполагаемому тексту. Эти задания можно предлагать детям, начиная с первого класса:

Чтение текста и выбор заголовка, подходящего к нему.

Анализ заголовка, соотнесение его с содержанием (темой) текста или его главной мыслью.

Подбор пословиц к произведению.

Заголовок - это текстовый знак, являющийся обязательной частью текста. В заголовке наиболее ярко выражена авторская позиция, особенность авторского мировосприятия. В содержательной структуре произведения заголовку принадлежит существенная роль. Он передает основную тему или идею произведения. 

Обучающимся начальных классов трудно понять, что такое «главное» и «неглавное» в тексте, т.е. выделить главную мысль, поэтому лучше выделять основную мысль на стихотворных текстах и произведениях фольклора.

Хочу познакомить вас с комбинированной методикой обучения умению составлять план на примере небольшого рассказа, потому что обучающиеся часто испытывают трудности в составлении плана. Чтобы составить план, нужно понять текст. А чтобы понять текст, нужно уметь выделить в нем существенное, разделить на части.

Важно помнить, что при обучении составлению плана соблюдается определённая последовательность действий, которую школьники могут записать в виде следующей инструкции (алгоритма):

1) проведи диалог с текстом;

2) выдели существенные мысли;

3) выдели главную мысль;

4) раздели текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей;

5) озаглавь каждую часть.

С первого класса младшие школьники составляют вопросный план, т. е. логические вопросы, которые способствуют выделению главной мысли каждой части текста. Затем дети учатся составлять план под руководством учителя. Они должны определять количество частей, группировать предложения вокруг главной мысли в каждой части текста. На последнем этапе дети должны научиться самостоятельно составлять план к тексту.

При работе над текстом необходимо помнить уровни понимания прочитанного:

Концептуальный уровень - читатель способен к синтезу своих наблюдений над языком произведения, стилем писателя, композицией и содержанием, т.е. воспринимает произведение в единстве художественной формы и содержания. Движение к авторской идее происходит постепенно, при перечитывании текста, при поиске ответов на появляющиеся у читателя вопросы.

Аналитический уровень - читатель восстанавливает причинно-следственные связи в произведении: он может по поступкам персонажа сделать вывод о качествах его характера; объяснить причины поступков персонажей и их последствия, по содержанию и стилистическим особенностям речи персонажа определить качества его характера, по поступкам и речи – отношение к другим персонажам и отношения героя с ними. Читатель понимает и может объяснить причины собственных эмоциональных реакций и изменений в эмоциональном состоянии персонажей и автора.

Репродуктивный уровень - читатель осознает и легко восстанавливает последовательность событий, запоминает персонажей и их поступки, взаимоотношения, конфликты и многое другое, то есть воспринимает событийное начало произведения.

Применять в работе разные виды чтения:

ознакомительное чтение, направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания;

изучающее чтение, имеющее целью извлечение, вычерпывание полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста;

поисковое/просмотровое чтение, направленное на нахождение конкретной информации, конкретного факта;

рефлексивное чтение – самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.

Продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет ребёнку из большого объема информации выбрать нужную и полезную, а также приобрести социально – нравственный опыт, заставляет думать, познавая окружающий мир.

На уроках можно использовать разные виды работы с текстом: сравнение отдельных предложений и текстов, нахождение границ предложений в тексте, деление текста на абзацы, восстановление деформированного текста, составление планов, определение темы текста, определение идеи текста, анализ авторского заголовка, выделение структурных частей текста.

У каждого педагога есть свои приемы работы по данному вопросу, предлагаю пополнить папку «Реестр затруднений» своими материалами, которые можно использовать по данной теме.

 

Приложение №4

«Реализация дидактического потенциала виртуальной лаборатории

в работе с учащимися начальных классов»

учителm начальных классов,

Перевалова Светлана Николаевна

В образовательном стандарте подчеркивается важность самостоятельной исследовательской и практической деятельности. Выпускник начальной школы должен уметь проводить эксперименты с помощью учебного лабораторного оборудования, включающего как привычные традиционные, так и современные цифровые измерительные приборы.

В нашей гимназии мы можем предложить учащимся удобные инструменты, которые помогают измерять и анализировать все то, что он до этого наблюдал. Для проведения практических работ на уроках окружающего мира целесообразно использовать цифровую лабораторию ЛабДиск Гломир и цифровым микроскопом QХ7. Вся лаборатория уменьшается на ладони, с ней можно отправиться в лес, на экскурсию, в поход. Главная особенность ЛабДиска минимум действий.

Организация работы в группах, изучающих ЛабДиск:

- Сегодня мы проведём исследования по теме «Площадь». Для определения площади существует формула S = a x b, где а – длина, b- ширина.

- Как вы думаете, чему равна длина и ширина нашего класса? С помощью чего можно измерить? (шагами, линейкой, прикинуть на глаз)

- Изучите рабочий лист. Какие способы для измерения площади вы видите?

- Работать будем в группах:

первая – шагами:

План работы

Создание мотивационного поля.

Практическая работа.

Обобщение, подведение итогов (заполнение таблицы).

Рабочий лист группы №1

Площадь это…

Часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной, прямой или кривой линией.

Пространство, помещение, предназначенное для какой-нибудь цели.

Незастроенное большое и ровное место, от которого обычно расходятся в разные стороны улицы.

S = a х b (a – длина, b – ширина )

Протокол измерений

Измерьте длину и ширину класса, результат внесите в протокол.

п/п

Способы измерения

 

S= a x b

1.

 

Шаги

 

Длина – (округление)

Ширина-

(средняя длина шага взрослого человека 90 см)

 

Алгоритм измерения шагами.

Измерьте длину класса.

Измерьте ширину класса.

Результат занести в протокол измерений.

Пользуясь формулой, найдите площадь класса.

 

вторая – рулеткой:

План работы

Создание мотивационного поля.

Практическая работа.

Обобщение, подведение итогов (заполнение таблицы)

Рабочий лист группы №2

Площадь- это...

Часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной, прямой или кривой линией.

Пространство, помещение, предназначенное для какой-нибудь цели.

Незастроенное большое и ровное место, от которого обычно расходятся в разные стороны улицы.

S = a х b (a – длина, b – ширина)

Протокол измерений

Измерьте длину и ширину класса, результат внесите в протокол.

п/п

Способы измерения

 

S= a x b

1.

 

Рулетка

 

Длина- (округлите)

Ширина-

 

 

Алгоритм измерения при помощи рулетки.

t1714286308am.gif

Измерьте длину класса.

Измерьте ширину класса.

Результат занести в протокол измерений

Пользуясь формулой, найдите площадь класса

 

третья – при помощи ЛабДиска:

План работы

Создание мотивационного поля.

Практическая работа.

Обобщение, подведение итогов (заполнение таблицы)

Рабочий лист группы №3

Площадь - это…

Часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной, прямой или кривой линией.

Пространство, помещение, предназначенное для какой-нибудь цели.

Незастроенное большое и ровное место, от которого обычно расходятся в разные стороны улицы.

Протокол измерений №3

Измерьте длину и ширину класса, результат внесите в протокол.

п/п

Способы измерения

 

S= a x b

1.

Лt1714286308an.jpg абДиск

L1-

L2-

L3

L4

Длина а = L1+L2 а= (округление)

Ширина b= L3 +L4 b =

 

Алгоритм измерения при помощи ЛабДиска

t1714286308ao.gift1714286308am.gift1714286308ap.gif

 

Включить прибор нажатием кнопки

Включить датчик расстояния, нажимая на линейку.

t1714286308aq.gif

t1714286308ar.gif

Открыть окошечко датчика сзади.

Войдите в лабораторию GlobiWorld (измерительные приборы)

Встать примерно в середине класса и открыть крышку датчика расстояния (на задней панели ЛабДиска).

Направить окно датчика расстояния на одну из стен, держа Лабдиск вертикально.

Дождаться, когда число на экране ЛабДиска перестанет существенно меняться, и запишите значение в протокол L1 (цифры до точки метры, две последние цифры после точки – сантиметры).

Так же измерить расстояние до противоположной стены. Записать в протокол значение L2

Аналогичным образом произведите измерения расстояний до двух других стен L3, L3

t1714286308as.gif

t1714286308at.gif10. Закончив измерения, выключите Лабдиск, нажав на кнопку t1714286308au.gif

 

- Пользуясь алгоритмом, вычислите площадь класса.

 

Подведение итогов работы группы с ЛабДиском:

- Какие получились результаты? (разные)

- Для точного определения расстояния от одной точки до другой можно использовать и рулетку и ЛабДиск. Если рулетка – это инструмент, который даёт точные данные, для чего тогда ЛабДиск? Сегодня мы и выясним, в чём смысл работы с ЛабДиском.

- Работу с ЛабДиском можно проводить на следующих дисциплинах: математика – при изучении величин для измерения длины, ширины, высоты, площади, объёма геометрических фигур; окружающий мир - сезонные изменения в природе, свойства воды, человек. При проведении эксперимента показания датчиков ЛабДиска можно отображать на компьютере, практически любым способом – на циферблате, в виде столбчатой диаграммы, на цветной шкале, на графике, на цифровом табло, в виде таблицы. Дополнительная функция ЛабДиска – работа в виртуальной лаборатории Глоби Ворлд, где информацию считывать приходится с разного вида датчиков, что позволяет интерпретировать информацию. Существуют измерительные приборы пяти видов: цветовой индикатор, аналоговый счётчик, линейная шкала, цифровая шкала, цифровое табло. Таким образом, это способствует формированию познавательных универсальных учебных действий - работе с информацией, в том числе:

запись (фиксация) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом;

использование знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы для решения задач;

установление причинно – следственных связей в изучаемом круге явлений;

подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков и их синтеза.

 

Организация работы в группах, изучающих цифровой микроскоп QХ7:

- 1группа - практическая работа «Рассматривание клетки под микроскопом» (приложение 2, карточка №3)

- 2 группа - практическая работа «Сравнение свойств гранита и известняка» (приложение 2, карточка №4)

- 3 группа - практическая работа «Лист – орган питания» (приложение 2, карточка №2)

Подведение итогов работы групп с цифровым микроскопом QХ7:

- При проведении практической работы увидели, что это простое в использовании устройство обладает большими возможностями: с его помощью в реальном времени на экране компьютера можно наблюдать многократно увеличенное изображение микрообъектов.

- 1 группа - рассмотрели образец клетки чешуи кожицы лука. На увеличенном в 200 раз изображении хорошо увидели клетку, рассмотрели её строение и смогли сделать вывод. Рисунок клетки есть и в учебнике, но образец под микроскопом более нагляден и практически демонстрирует ученику, что все живые организмы состоят из клеток.

- 2 группа - проанализировав таблицу «Горные породы», пришли к выводу, что многие свойства можно определить визуально или с помощью физического воздействия. А вот плотное или пористое, однородное вещество или смесь веществ перед нами, можно лучше рассмотреть под микроскопом.

- 3 группа - рассмотрев листовую пластинку, определили, что это простой и сложный листы. А вот жилкование пришлось изучить под микроскопом. Определили, что у листа циссуса -сетчатое жилкование, а у листа хлорофитума - параллельное.

Преимущества цифрового микроскопа: микроскоп снабжен преобразователем визуальной информации в цифровую, как самого микрообъекта, так и микропроцесса. В программе, которая устанавливается на компьютере, возможно, хранить информацию, распечатывать или включать в презентацию. Поскольку микроскоп позволяет создавать видеозаписи, то фото, сделанное разными группами на уроке, может быть использовано для создания видеоряда для организации контроля знаний на этапе проверки домашнего задания. В видеофайл можно добавлять новые видео и неподвижные изображения (снимки), различные эффекты и надписи, музыкальное или голосовое сопровождение. Микроскоп можно использовать в проектной и исследовательской деятельности. Достаточная мобильность устройства позволяет исследовать объекты, расположенные не только на предметных стеклах, но и живые объекты непосредственно в зоне их обитания.

В завершении предлагаем заполнить таблицу:

 

актуальность

целесообразность

 

 

- проведения экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, цифрового (электронного) и традиционного измерения; наблюдений (включая наблюдение микрообъектов), определение местонахождения, наглядного представления и анализа данных

- развитие умений устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире

- возможность быстро провести эксперимент и получить реальный результат

- портативность – автономная, легкая, переносная

- работа внутришкольного сервера

- высокая чувствительность

- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.)

- организации развивающей образовательной среды, личностной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса

 

назначение

 

преимущества

недостатки

Виртуальная лаборатория обладает дидактическим потенциалом: проведение экспериментов, наблюдений, развитие умений устанавливать причинно-следственные связи, её назначение освоение доступных способов изучения природы и общества. На лицо явные преимущества: портативность и быстрота в проведение эксперимента, но есть и недостатки, как и у любой системы – высокая чувствительность и сбои в работе школьного сервера.

 

Приложение №5

Городское методическое объединение учителей начальных классов

«Актуальность методической работы в общеобразовательном учреждении на основе

апробирования, создания, проектирования и систематизации педагогического опыта»

«Мониторинг как средство управления качеством образования»

учитель начальных классов,

Перевалова Светлана Николаевна

В настоящее время основанием для планирования методической работы для нас стали результаты регионального мониторинга образовательных достижений учащихся и Всероссийских проверочных работ и выявленные на основе их анализа затруднения педагогов.

Так, темами для изучения, обсуждения и последующего контроля стали «Формирование  навыков смыслового чтения на уроках в начальной школе (обучающий семинар)», «Актуальные методы и приемы, позволяющие осознанно решать задачи (семинар-тренинг)», «Работа по развитию речи учащихся начальной школы на уроках русского языка и литературного чтения (круглый стол)», «Формирование пространственных представлений и познавательных универсальных учебных действий (умения задавать вопросы)».

Совместных заседаний с учителями – предметниками основного общего образования потребовали затруднения педагогов по формированию умения составлять описательные тексты и тексты в соответствии с речевой ситуацией (объявления, реклама, благодарность); по организации эксперимента на уроках окружающего мира. Результатом данных встреч стали технологическая карта урока окружающего мира (для проведения эксперимента или опыта), методические рекомендации по составлению текста в соответствии с речевой ситуацией.

Для организации системной работы учащихся и педагогов по ликвидации затруднений мы используем также разработанные Алтайским краевым институтом повышения квалификации работников образования (КГБУ ДПО) сетевые консультации (отделение краевого учебно - методического объединения по начальному общему образованию, http://www.akipkro.ru/kpop-main/monach/gotovimsya-k-vserossijskim-proverochnym-rabotam.html). Особенно ценными для нас являются следующие темы:  Как подготовиться к выполнению всероссийской проверочной работы по окружающему миру: работа с географической картой,  с естественно-научной информацией, умение проводить опыты, мини-исследование.

Открытием стал ресурс сайта «Национальные исследования качества образования» (НИКО), где размещены банки заданий по математике, русскому языку и окружающему миру. Задания сгруппированы в блоки по умениям, полностью совпадающими с умениями, проверяемыми во Всероссийских проверочных работах (математика http://185.12.29.196:8082/, русский язык http://185.12.29.196:8081/, окружающий мир http://185.12.29.196:8083/).

Считаем для себя престижным участие в профессиональных конкурсах различной направленности и уровня. Одним из таких является Национальная премия «Элита российского образования». Дипломами I-II степени отмечен опыт учителей в номинациях «Эффективные приемы мотивирования учащихся к учебной и социальной деятельности», «Лучший учительский опыт, обеспечивающий успех ученика», «Реализация Федерального государственного образовательного стандарта», «Лучший инновационный проект», «Здоровьесберегающие технологии в образовании» «Лучший урок»; «Гражданское и патриотическое воспитание в образовании»;

А также «Формула будущего», «Инновационные информационно-педагогические технологии и ИТ – образование», «За нравственный подвиг учителя», конкурсы Издательского дома «Просвещение», Центра гражданского образования «Восхождение», «Интел», «Глобаллаб» и др. Предпочтение отдаём ресурсам, где членами жюри являются признанные в системе образования страны методисты, учителя, где предметом предъявления опыта является современная проблематика системы образования.

Неотъемлемой частью обобщения педагогического опыта является его публичное признание: размещение в печатных и электронных СМИ.

Суммируя всё вышесказанное, можно сделать вывод: при активной позиции учителя в реализации основных направлений методической работы последовательно, системно будет идти и процесс подготовки к плановой аттестации, так как результаты этой деятельности находят отражение в бланке «Заключение о профессиональной деятельности педагогического работника общеобразовательной организации»; педагог будет работать в режиме развития; будут созданы условия для взращивания человека, соответствующего требованиям нового времени, «крылатого».

 

 

 

 

 

Приложение 9

 

«Использование системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников»

учитель начальных классов,

Перевалова Светлана Николаевна

 

Основной задачей введения ФГОС является научно-методическое сопровождение реализации компетентностного обучения и одного из его важнейших направлений – системно-деятельностного подхода. Современная школа должна научить обучающихся учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике, то есть развивать необходимые в дальнейшем ключевые компетенции, уровень сформированности которых зависит и от компетентности учителя.

Системно-деятельностный подход предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);

признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения с детьми;

обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

разнообразие организационных форм, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов обучающихся.

Системно-деятельностный подход предусматривает:

наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели;

выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;

выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

формирование у школьников умения контролировать свои действия;

включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Системно-деятельностный подход способствует:

формированию ключевых компетентностей обучающихся4

информационных;

коммуникативных;

познавательных;

социальных;

личностных.

Как и любая другая технология, технология СДП состоит из следующих элементов: целеполагания, определенного содержания образования, учета конкретных условий, предпочтительных форм и методов обучения и выхода на результат.

Технология СДП включает в себя:

- Мотивацию к учебной деятельности;

- Актуализацию знаний;

- Проблемное объяснение нового знания;

- Первичное закрепление во внешней речи;

- Самостоятельную работу с самопроверкой (внешняя речь);

- Включение нового знания в систему знаний и повторение;

- Рефлексию.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

Принцип целостности – предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе и т.д.).

Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта).

Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогического сотрудничества. Развитие диалоговых форм общения.

Принцип вариативности – предполагает формирование обучающимися способностей к систематическому отбору вариантов и адекватному принятию решений в ситуации выбора.

Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности.

Таким образом, для успешного протекания учебной деятельности необходимы мотив, цель, конкретные действия и операции, контроль и оценка результата.

Сущность реализации системно-деятельностного подхода хорошо раскрывает Г.А.Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…», поэтому деятельность обучающихся целесообразно моделировать в исследовательской технологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

«Формирование читательских умений у учащихся начальной школы»

учитель начальных классов,

Перевалова Светлана Николаевна

Люди перестают мыслить,
когда перестают читать.
Д.Дидро

Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать «правильно», «эффективно», «продуктивно» - важная задача учителя. Достижение высоких результатов в понимании и восприятии прочитанного, является ключом к успеху. На современном этапе необходим совершенно иной подход к приёмам анализа художественного произведения. Читательские умения и навыки (компетенции) составляют сложную читательскую деятельность, в процессе которой и формируется читательская самостоятельность.

Первая группа читательских компетенций связана с техникой чтения, отражает уровень сформированность у читателя таких качеств навыка чтения, как правильность, беглость, осознанность, выразительность.

Вторая группа читательских компетенций (умений и навыков) связана с освоением текста литературного произведения — умением воссоздавать в своем воображении картины, созданные автором; постигать художественные образы; сопереживать героям; понимать причины событий, изображенных в тексте и т.д.

Формирование техники чтения и текстовых читательских умений происходит под руководством, наблюдением, контролем учителя.

После окончания начальной школы все учащиеся участвуют в диагностике читательской грамотности, она же проводится вначале 5 класса. Сравнительный анализ результатов данной работы у учащихся показывает снижение всех показателей, что говорит о несформированных умениях второй группы: обобщать и интерпретировать информацию, проверять и формулировать на её основе утверждения, выводы, работать с данными, представленными в разной форме.

Одним из путей развития читательской грамотности является обучение смысловому чтению. Смысловое чтение–вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с:

осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

определением основной и второстепенной информации;

формулированием проблемы и главной идеи текста.

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста.

Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром.

Смысловое чтение отличается от любого другого чтения (например, «ознакомительное») тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента, т.е. осуществляется процесс интерпретации, наделения смыслом.

Этапы работы с текстом

1. Работа с текстом до чтения (ознакомительное, просмотровое чтение).

2. Работа с текстом во время чтения (изучающее чтение).

3. Работа с текстом после чтения (рефлексивное чтение).

 

t1714286308av.png

На уроках русского языка работать над текстами памяток, правил, планомерно разбирать задания учебников. На уроках литературного чтения организовывать работы с научно-познавательными текстами, а не только с художественными. Начинать нужно с работы над словом, предложением, а потом уже переходить к текстам. Необходимо предлагать учащимся работу по составлению характеристик герою произведений, учить высказывать свою точку зрения, доказывая её словами из текста.

На сайте «Просвещение» можно посмотреть вебинар по теме «Анализ и интерпретация художественного текста на уроках литературного чтения» (https://prosv.ru/webinars/search/).

Поскольку по итогам мониторинговых исследований и диагностики читательской грамотности у учащихся начальной школы затруднениями педагогов вышли умения второй группы: обобщение и интерпретация, информации, проверка и формулировка на основе информации утверждения, выводы, работа с данными, представленными в разной форме. Необходимо на уроках включать вопросы для анализа текста, которые помогут в глубоком и детальном понимании содержания и формы текста.

В настоящее время кардинально меняется взгляд на то, каким должен быть выпускник школы. Современные реалии требуют, чтобы он не только владел суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях. Умел и хотел учиться всю жизнь. Творческая личность должна обладать инструментом для самообразования, самовоспитания. Владеть приемами анализа, синтеза, уметь делать выводы, рассуждать. Все это может дать человеку чтение.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

В данном материале содержится много готового материала для отработки различных умений учащихся по итогам проверочных работ.Каждый учитель тратит на составление подобных заданий много времени.Спасибо,что поделились своими наработками.

29 April

Светлана Николаевна! Большое спасибо за такую развернутую, подробную информацию. Успешно решить непростую задачу повышения качества обучения, его совершенствования можно, только опираясь на эффективное построение процесса обучения и воспитания, основанного на объективном всестороннем анализе. Ваш материал соответствует основным требованиям ФГОС. Спасибо Вам за ваш труд. Желаю Вам дальнейших успехов в вашей работе.

30 April

Материал, представленный Светланой Николаевной заслуживает высоких похвал. В статье описаны современные технологии, которые дают возможность формировать у учащихся умения самостоятельно мыслить, расширять и углублять свои знания. Хочется отметить продуманность методических разработок. Педагогом проведена большая работа.

9 May