Работа с одарёнными учащимися

0
1
Материал опубликован 4 October 2021

Работа с одарёнными учащимися

У каждого ребенка огромные возможности развития. В нашем обществе, в условиях постоянного научно-технического прогресса, всё более реальной становится задача всестороннего развития способностей. Но это отнюдь не означает, что можно ожидать одинаково высокого развития одних и тех же способностей у всех детей. Учителям приходится считаться с психологическими различиями между учащимися. Индивидуальные различия выступают, в частности, в разной восприимчивости к учению и в творческих проявлениях детей. Особого внимания к себе требуют не только отстающие ученики, но и те, кому учиться легче, чем другим, кто проявляет повышенные учебные или творческие успехи.

Детский возраст имеет наибольшее значение для становления способностей и одарённости. Очевидна зависимость умственных возможностей от возраста и обученности. Детям свойственна необычайная чуткость к образным впечатлениям, богатство воображения, проявляющееся, в частности, в творческих играх, неустанная любознательность. Годы детства отличает лёгкость и вместе с тем прочность формирования некоторых свойств, чрезвычайная отзывчивость на окружающее. Именно в годы детства возникают «временные состояния», выражающие своеобразную готовность к развитию. Формирование индивидуальных способностей происходит в ходе возрастного развития и многое зависит от того, что же будет взято, развито из тех свойств, которые выступают в различные периоды детства. Разумеется, сами возрастные особенности, их приуроченность к определенным годам жизни, не являются лишь чем-то повторяющимся в каждом поколении. Они не могут не зависеть от влияний среды, от конкретных условий.

Одно из таких условий – индивидуальный подход к детям. Чаще всего индивидуальная работа учащихся носит дифференцированный характер. Такая форма работы наиболее плодотворна для развития способностей. Дифференцировать задания можно либо по степени самостоятельности действий ученика, либо по степени сложности самого задания.

Ещё одно условие, которое необходимо для развития способностей – это активизация деятельности детей на уроке. Очень важно учесть его в 1 и 2 классе, когда у учащихся еще неорганизованное внимание. Это условие часто учитывают при работе со слабыми детьми, но опустив его в работе со способными, мы можем потерять интерес ребенка к деятельности, что ведёт к торможению развития. Чтобы поддержать внимание детей на уроке, можно разрешать ответы с места, когда по знаку учителя дети продолжают рассуждение самостоятельно. Это помогает им внимательнее следить за ходом объяснения, самостоятельно рассуждать, обобщать, делать вывод, что побуждает к самостоятельному мышлению. А самостоятельное мышление – основа развития способностей. Процесс воспитания самостоятельности мышления – сложный и длительный, поэтому уже в начальной школе целесообразно уделять этому должное внимание. Умение сделать самостоятельный вывод тесно связано с такими операциями, как синтез, анализ, сравнение, обобщение. Работа, направленная на развитие у «сильных» детей способности делать самостоятельно выводы, должна осуществляться на различных этапах обучения, в частности на этапе ознакомления с новым материалом. В этом случае самостоятельность учащихся обеспечивается такой организацией их познавательной деятельности, в процессе которой создаются условия для актуализации и систематизации ранее усвоенных знаний и их применения в изменённых условиях.

Об активности и саморегуляции как о важнейших факторах одарённости впервые заговорил психолог Н. С. Лейтес: «Высокая активность присуща каждому ребенку, она является следствием природной потребности в новых впечатлениях и действиях. Важное значение в ходе развития активности имеет её саморегуляция. Она проявляется в настойчивости, в умении сосредоточить свои силы для преодоления возникающих трудностей, в целеустремленности ». Развитие активности и саморегуляции как общих предпосылок способностей в школьном возрасте проходит ряд стадий. У младших школьников познавательная активность чаще всего проявляется в повышенной любознательности, значение которой для развития способностей чрезвычайно велико. Но анализируя активность и саморегуляцию нельзя возлагать надежды на то, что способности ребенка не исчезнут с возрастом. Необходимо вовремя поддержать способных детей.

Основой для определения возрастных границ этого периода поддержки служит время обучения детей в начальных классах, переход ребёнка к учению как к систематически целенаправленной деятельности. Почти во всех первых классах есть дети с «избыточной» педагогической готовностью. Они свободно складывают и вычитают числа, хорошо читают. На уроках они быстро выполняют задания и затем вынуждены ждать, пока это сделают остальные. Эти дети как бы «выпадают» из учебного процесса. В школе им откровенно скучно. Опасность здесь не только в том, что они приучаются «отбывать» часы, ничего по сути дела не делая. Боле важным является то, что этот уровень педагогической готовности не подкрепляется соответствующей психологической готовностью. Привычка получать хорошие отметки, не прилагая к этому никаких усилий, отсутствие навыка серьёзной повседневной работы сказывается обычно в 3 классе, и особенно при переходе в среднюю школу, когда успеваемость этих детей резко падает.

Разочарование в школе, учебе, потеря интереса часто имеют результатом снижение познавательной активности детей. Вот как об этом пишет известный педагог В. А. Караковский: «Вы заметили, что прекращают делать некоторые дети, пришедшие в первый класс? Они перестают задавать вопросы. Вернее, они их задают, но не те знаменитые «почему», которыми они ещё недавно изводили взрослых. Характер вопросов меняется: «Можно поднять ручку?», «Можно спросить?», «Можно выйти?» Новая школьная жизнь так плотно обнимает ребенка своей жёсткой регламентацией, что для проявления обычной любознательности уже и места нет».

К этому можно добавить, что некоторые школьные программы не несут в себе стимула развития познавательной активности, а для детей с высоким уровнем развития способностей, они могут оказаться даже тормозом такой активности. А если в младшем школьном возрасте произойдет такой тормоз, то в дальнейшем возобновить «движение» очень трудно, а порой и невозможно. Что же делать? Нужна специальная работа, дополняющая программу.

В современной школе существует множество форм, приёмов и методов для работы с одарёнными детьми: онлайн-олимпиады и тестовые задания, мультимедийные приложения к урокам, рабочие тетради с заданиями различного уровня сложности, подготовка проектов и исследовательских работ… Во время урока учитель имеет возможность организовать работу в группах, в парах, объединяя учащихся с различным уровнем подготовленности. Очень важно ответственно относиться к процессу подготовки урока, чтобы не оставить без внимания способных детей. Пытливость их ума и желание получать новые знания во многом зависят от учителя, который может сделать интересным и увлекательным каждый урок.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Одаренными их сейчас принято называть.

4 October 2021