12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Валеева Дания Рашитовна1101 Учитель русского языка и литературы высшей категории, работаю в школе 23 года, преимущественно в старших классах. Являюсь классным руководителем социально-гуманитарного класса, в классе - 28 человек. Россия, Челябинская обл., Миасс Материал размещён в группе «Русский язык и литература в средних классах» |
Работа с одаренными детьми
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Миасская средняя общеобразовательная школа №16»
2015-2016
Современные образовательные аспекты развития одаренных детей
За одаренными детьми – будущее России.
Пояснительная записка
В настоящее время, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала возрастает, работа с одаренными детьми является крайне необходимой. Очень важно, принимая новый класс, новых учеников, ставить перед собой цель: поддержать стремление ребёнка к самостоятельной деятельности, создать условия для исследования, развить интерес к предмету. Из поставленной цели и вытекают соответствующие задачи:
- Выявление одаренных детей;
- Развитие интеллектуальных способностей и компетентностей обучающихся;
- Переход к новому содержанию образования;
- Осуществление индивидуализации, дифференциации обучения, использование личностно-ориентированного подхода развития ученика;
- Развитие способностей обучающихся через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, участие в проектной, исследовательской и экспериментальной деятельности;
- Повышение педагогического мастерства;
- Создание системы работы с одаренными детьми;
Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того как организована работа с этой категорией учащихся. Многие дети одарены от природы, но, тем не менее, необходима четкая организация обучающей деятельности, целенаправленная и систематическая работа.
Свою педагогическую деятельность в средней общеобразовательной школе №16 города Миасса я начала в 1994 году. Уже на тот момент в школе была создана эффективная система работы с одаренными детьми, которая работает на достижение стратегической цели развития школы, основная идея которой состоит в последовательном выявлении, поддержке и развитии одаренности учащихся.
В данной статье я хочу представить свою систему работы с одаренными детьми.
На протяжении многих лет мне приходится работать с учащимися разных возрастных групп: 5-9 классы, 10-11 классы. Последние пятнадцать лет работаю в классах «Лидер» (дифференциация и отбор учеников по уровню обученности), в классах профильного обучения (социально-гуманитарные).
Представленная система имеет строгую структуру и включает три основных аспекта: выявление, создание условий для развития способностей одарённых детей и результативность, т. е. реализация их потенциальных возможностей.
Для успешного развития одаренности учащихся применяю следующие технологии:
1) личностно-ориентированное обучение;
2) информационно – коммуникационные технологии;
3) технология исследовательской деятельности;
4) проблемное обучение.
Методика выявления одаренных детей проходит три этапа:
I этап протекает в рамках урочных занятий. На этом этапе я стараюсь проявить интерес к своему предмету.
II этап – внеурочные формы работы, где появляется возможность у ребенка в полную силу проявить себя, раскрыть свои таланты.
III этап – заключительный. На этом этапе я провожу работу с узким кругом учащихся, которые проявили творческие способности и заинтересованность в предмете. Формами работы этого этапа является, проектная и исследовательская деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах разного уровня.
Условия успешной работы с одарёнными учащимися:
1. Создание и постоянное совершенствование методической системы и работы с одарёнными учащимися.
Результативность.
Систематическая работа с одаренными учащимися дает положительные результаты. В 11 «В», гуманитарном классе, по литературе в прошлом учебном году выросло качество знаний учащихся до 86% , в 9-Д (класс «Лидер») - до 97%. Удалось наиболее полно реализовать творческий потенциал учащихся, о чем свидетельствуют удачные выступления ребят (таблица прилагается).
1.Урочная деятельность
Формы работы с одарёнными детьми:
Разноуровневое обучение.
Первой ступенью является наблюдение за деятельностью учащихся на уроках русского языка и литературы. Нужно уже на этом этапе поддержать интерес у учащихся и выявить одаренных детей. Для этого я использую различные творческие задания, в ходе выполнения которых проявляются способности учащихся. В каждом классе изучаемый материал организован на разных уровнях (А-базовый, В-высокий, С-повышенный). Одаренные дети имеют возможность заниматься на самом высоком уровне обучения. По каждому разделу программы накоплен материал разноуровневых заданий и упражнений по темам.
Профильное обучение.
С 2006 года в школе реализуется профильное (социально-гуманитарное) обучение, которое предусматривает более глубокое изучение литературы. Кроме этого выделяются часы на элективные и факультативные курсы по предмету. Такое обучение позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы и способности учащихся. Технология учебного исследования обеспечивает творчество, продуктивную деятельность и наиболее эффективные и прочные знания. Не случайно, что уже несколько лет подряд мои выпускники выбирают такой сложный экзамен, как литература, и сдают его вполне успешно.
Учебный творческий проект.
Ценность метода проектов состоит в том, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, по силам, способствует зарождению интереса к последующим делам, побуждает детей добывать новые знания, использовать имеющийся опыт при решении конкретных проблем. Практическая направленность метода позволяет школьникам почувствовать, насколько значимы приобретенные ими знания для жизни. Метод проектов в значительной мере может обогатить классно- урочную систему как один из способов организации самостоятельной работы учащихся. Такие самостоятельно разработанные проекты (материальные или интеллектуальные) приучают детей к самостоятельности, творчеству, инициативности. Выполняются как групповые, так и индивидуальные проекты.
На мой взгляд, к созданию проектов ученики должны приступать уже в 5-ом классе. Этому возрасту в наибольшей степени соответствуют творческие проекты. Для таких проектов характерно творческое осмысление учащимися художественного текста и создания оригинальных работ. Это может быть совместная газета, сочинение, видеофильм, сценарий праздника, драматизация и т.д. Часто для работы над творческими проектами привлекаются другие виды искусства.
Программа А.Г. Кутузова в большой степени способствует претворению в жизнь литературно-творческих проектов. Программа особую роль отводит творческим работам и заданиям, ориентированным на развитие творческого потенциала учащихся и на формирование у них литературно-художественных умений. Содержание творческой деятельности заложено в самой программе: изучение каждого раздела заканчивается созданием целостного текста определенного жанра. Учащиеся сочиняют стихи, сказки, рассказы, сценки и т.д. индивидуально или, если работа вызывает затруднения, в группах. В этом случае дети не только пишут литературные произведения, но и создают к ним иллюстрации. А задания для творческих проектов можно найти в хрестоматии в разделах «Творческая мастерская», «Проба пера».
Разнообразные формы проведения уроков (нестандартные уроки):
мозговой штурм, пресс-конференция, зачеты-вертушки, уроки семинары, деловые игры
2. Внеурочная деятельность
К такой форме работы относятся: консультации, подготовка к различным олимпиадам, подготовка к сдаче ЕГЭ, ГИА, создание научно-исследовательских работ и творческих проектов, участие в различных конкурсах и т.д.
Элективные курсы
На всех ступенях обучения проводятся элективные курсы по литературе и русскому языку. Грамотная организация работы элективных курсов является неотъемлемой составляющей выявления и развития одаренности учащихся, так как способствует решению следующих педагогических задач:
• позволяет учащимся попробовать свои силы в углубленном изучении
предмета;
• позволяет учащимся реализовать свой интерес к углубленному изучению
предмета;
• создается возможность индивидуальной работы учителя с учащимися;
• создается возможность реализовать нестандартные формы обучения, учитывающие индивидуальные способности обучающихся.
К концу сентября учебного года формируются группы учащихся, желающих заниматься учебными предметами дополнительно. Они посещают элективные курсы во внеурочное время. Нужно подготовить и организовать работу элективного курса таким образом, чтобы он соответствовал ожиданиям всех учащихся, проявивших к нему интерес. Иногда к концу учебного года число учащихся, посещающих спецкурс, уменьшается, но это считается нормальным. В итоге на элективном курсе занимаются дети, которым не только интересен учебный предмет, но которые готовы прикладывать усилия, работать, достигать результатов в данном учебном предмете.
Консультации
Консультации я подразделяю на два вида: индивидуальные и групповые. Индивидуальные консультации проводятся с учениками по мере необходимости. В особенности это касается помощи ученику при подготовке к научно-практической конференции, олимпиаде, другим интеллектуальным конкурсам. Групповые консультации проводятся по определенным дням, при необходимости. На групповых консультациях можно организовать с учащимися проектно- исследовательскую деятельность, подготовку к сдаче ЕГЭ, ГИА.
Олимпиады
В рамках поддержки одаренных детей я стараюсь, чтобы мои ученики участвовали в предметных олимпиадах. По моему мнению, предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области.
Подготовка к олимпиаде проходит по-разному. Я отбираю материал прошлых лет, систематизирую, на основе собранных заданий, составляю новые на устранение допущенных ошибок. Кроме этого часто пользуюсь Интернет-ресурсами, нахожу такие задания, которые развивали бы творческое начало в ученике, критическое, аналитическое мышление, задания, провоцирующие ученика на поиск выхода из ситуации. Полученный на выходе материал раздаю ученикам домой проработать самостоятельно, затем на консультациях (для подготовки к олимпиадам школа выделяет 1 час) разбираем ошибки, анализируем. Кстати, ребятам очень нравится самим подбирать задания, аналогичные моим. Но хотелось бы отметить, что в последние годы задания по литературе на муниципальном уровне коренным образом отличаются от заданий на школьной олимпиаде, что иногда приводит к трудностям в подготовке.
Залог успеха при подготовке к олимпиадам - это правильное выявление одарённого и заинтересованного в данной предметной области ребёнка, индивидуальные занятия, направленные не только на изучение материала, но и на умение применять свои знания в нестандартной ситуации, умение мыслить при выполнении заданий олимпиадного характера. В случае наличия перечисленных условий и совпадения желания и возможностей ребёнка к самосовершенствованию в предмете с желаниями и возможностями учителя - высокий результат не заставит себя долго ждать.
Научно-исследовательская деятельность
В последнее время все более пристальное внимание привлекает такая образовательная технология, как научно-исследовательская деятельность учащихся.
Исследовательская деятельность учащихся помогает сформировать в каждом ребенке творческую личность с развитием самосознания, позволяет испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов. Дело педагога – создать и поддержать творческую атмосферу.
Мы уже не первый год принимаем участие в научно-практической конференции «Интеллектуалы 21 века» с научно- исследовательскими работами в различных секциях «Лингвистика», « Литературоведение», «Искусствоведение», «Литературное краеведение», «Этнография и фольклор».
Научно- исследовательская работа учащихся - это результат целенаправленной работы под руководством педагога. Поэтому очень важно не ошибиться в выборе ученика - соискателя, т. к. работа сложная и серьёзная. Не все могут осилить всю дистанцию от выбора темы до защиты своей работы, которая должна отличаться новизной, практической значимостью, эффективностью.
Исследовательская деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:
· выбор темы, постановка проблемы;
· изучение теории, посвященной данной проблематике, сбор материала; его анализ и обобщение;
· индивидуальная работа педагога с учащимися, научный комментарий;
· оформление выполненных исследовательских работ, подготовка к защите работы.
Любое исследование имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Успехи моих учеников – это мои успехи. Ситуацию успеха мы должны создавать не эпизодически, а постоянно, тем самым повышая внутреннюю мотивацию ребенка к достижению высоких результатов.
В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».
Работа с одаренными детьми
2016 год
Банк одаренных детей
№ | Фамилия, имя | класс | Способности | Рекомендации по направлению работы |
1 | Шевченко Юлия Гузеева Лиза Гринькова Лиза Горшкова Катя | 6-А | По уровню: высокие; По личностной сфере: умственные; интерес к предмету русский, литература. | Конкуры сочинений, стихов, «Проба пера», предметные олимпиады, предметные чемпионаты Творческие проекты НПК |
2 | Реймер Ирина, Мундт Алиса, , Погонялкина Ирина, Тараканов Дима, Маслова Лена, Звонарева Влада, Булатова Влада | 8-Д | По уровню: высокие; интерес к предмету русский, литература. По личностной сфере: творческие (нестандартное мышление и видение мира); По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание) | Конкуры сочинений, стихов; предметные олимпиады, предметные чемпионаты. Творческий проект |
3 | Задорогин Денис | 8-Д | По уровню: высокие; По личностной сфере: академические (ярко выраженная способность учиться), умственные (умение мыслить, анализируя, сопоставляя факты), творческие, исполнительские По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание, специальные: (литературные) | Школьные и муниципальные НПК секция «Искусствоведение» предметные чемпионаты. |
4 | Жукова Надежда Петрова Евгения Манакова Кристина Насыров Артур Баклакова Ангелина Матвеева Ольга Полева Юлия | 10-В | По уровню: высокие; По личностной сфере: умственные, академические (ярко выраженная способность учиться), умственные (умение мыслить, анализируя, сопоставляя факты), творческие, исполнительские По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание, специальные: (литературные) | Конкуры сочинений, стихов. Работа в школьной газете «ШАНС», Предметные олимпиады, предметные чемпионаты НПК «Лингвистика» |
5 | Аброськина Наталья Сингатулина Жанна | 10-В | По уровню: высокие; По личностной сфере: умственные, академические (ярко выраженная способность учиться), умственные (умение мыслить, анализируя, сопоставляя факты), творческие, исполнительские По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание, специальные: (литературные | Конкуры сочинений, стихов Участие в «Пробе пера». Предметные олимпиады, предметные чемпионаты. Творческий проект НПК секция «Журналистика» |
6 | Калмыкова Ксения | 10-В | По уровню: высокие; По личностной сфере: умственные, академические (ярко выраженная способность учиться), умственные (умение мыслить, анализируя, сопоставляя факты), творческие, исполнительские По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание, специальные: (литературные | Предметные олимпиады, предметные чемпионаты. Творческие проекты НПК секция «Литературоведение» |
План работы с одаренными детьми на 2015-2016 учебный год. учителя русского языка и литературы Валеевой Ф. Р.
№ | Проводимые мероприятия | Сроки | Класс | Одаренные дети | Ожидаемый результат | Достижения (на конец года) |
1. | Подготовка к школьному этапу олимпиады (литература, русский язык) | сентябрь октябрь | 8-Д 10-е классы | Жукова, Петрова, Калмыкова, Грибанова, Реймер, Мундт, Захарова, Баклакова | Призовые места на школьном этапе олимпиады | Победители и призеры |
2. | Международный конкурс - игра «Русский медвежонок- языкознание для всех» | октябрь ноябрь | 6-А 8-Д 10-А 10-Б 10-В | 6-А (5 человек) 8-Д (22 человека) 10-е классы (15 человек) | Призовые места в конкурсе | Призовые места по школе |
3. | «Молодежный чемпионат по литературе» | ноябрь | 8 –Д | Задорогин Денис Погонялкина Ирина | Призовые места в конкурсе | |
4. | Подготовка к городскому этапу олимпиады по предмету (литература, русский язык) | октябрь ноябрь декабрь | 8-Д 10-В | Жукова, Петрова, Калмыкова, Грибанова, Реймер, Мундт, Захарова, Баклакова | Победители, призеры | Призеры (3, 4 место по литературе) |
5. | Всероссийская олимпиада «Страна талантов» 1 поток | ноябрь | 6,8, 10 классы | 27 человек | Призовые места в конкурсе | Есть призеры и победители на муниципальном и региональном уровне |
6. | Работа школьной газеты «ШАНС» | В течение года | 10-А 10-Б 10-В 8-Д | 12 человек | Участие в конкурсах | |
7 | Южноуральская олимпиада «Звезда». 1 уровень | Январь – апрель | 6-А 8-Д 10-е кл. | 28 человек | Призовые места | 10 человек вышли на муниципальный уровень |
8 | Всероссийский конкурс «Проба пера»
| декабрь | 6-А 10-В | Гринькова, Аброськина, Сингатулина | Призовые места | Гринькова- дипломант |
9 | Школьный этап НПК «Интеллектуалы 21 века» | Январь-февраль | 8-Д 10-В | Задорогин, Тараканов (секция «Искусствоведение»), Калмыкова (секция «Литературоведение»), Насыров (секция «Этнография. Фольклор»), Аброськина, Сингатулина (секция «Журналистика) | Победители, выход на муниципальную НПК | Задорогин, Тараканов (секция «Искусствоведение»)- 1 место |
10 | Муниципальный этап НПК «Интеллектуалы 21 века» | март | Победители, призеры | Задорогин, Тараканов (секция «Искусствоведение»)- 3 место Калмыкова (секция «Литературоведение»)- участие | ||
11 | Участие в муниципальном конкурсе, посвященном стихам татарского поэта Мусы Джалиля. | декабрь | 6 –А, 8-Д 10-В | Шевченко Ю., Вдовина К., Жукова Н. | Выход на региональный уровень | участник |
12. | Участие в муниципальном конкурсе «Живая классика» | январь | 6-А 10-В | Шевченко, Гузеева Жукова Н. | Выход на региональный уровень | Диплом 2 степени |
13 | Участие в южноуральской НПК «Шаг в будущее» | декабрь | 10-В | Калмыкова К. | Победитель, призер | Призер, диплом 2 степени |
14 | Областной конкурс военно-патиотических исследовательских работ | март | 10-В | Петрова Е. | Победители, призеры | Диплом 3 степени |
15. | Муниципальный конкурс на лучшего чтеца «Живая классика» | март | 10-В | Жукова Надежда | Диплом 2 степени | |
16 | Всероссийская олимпиада «Страна талантов» 2 поток | апрель | 6-А 8-Д 10-В | Победители призеры | Конкурс продолжается | |
17 | Южноуральская олимпиада «Звезда». 2 уровень | апрель | 8-Д 10-В | Звонарева, Коршунова Жукова, Захарова, Полева | Выход на 3 уровень | Олимпиада продолжается |
18 | Муниципальный конкурс стихотворений и сочинений о ВОВ | май | 6-А 10-В | Гринькова, Шевченко Аброськина, Жукова | Выход на региональный уровень |