12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Валеева Дания Рашитовна1101
Учитель русского языка и литературы высшей категории, работаю в школе 23 года, преимущественно в старших классах. Являюсь классным руководителем социально-гуманитарного класса, в классе - 28 человек.
Россия, Челябинская обл., Миасс

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Миасская средняя общеобразовательная школа №16»

2015-2016

Современные образовательные аспекты развития одаренных детей

За одаренными детьми – будущее России.

 

Пояснительная записка

В настоящее время, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала возрастает, работа с одаренными детьми является крайне необходимой. Очень важно, принимая новый класс, новых учеников, ставить перед собой цель: поддержать стремление ребёнка к самостоятельной деятельности, создать условия для исследования, развить интерес к предмету. Из поставленной цели и вытекают соответствующие задачи:

- Выявление одаренных детей;

- Развитие интеллектуальных способностей и компетентностей обучающихся;

- Переход к новому содержанию образования;

- Осуществление индивидуализации, дифференциации обучения, использование личностно-ориентированного подхода развития ученика;

- Развитие способностей обучающихся через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, участие в проектной, исследовательской и экспериментальной деятельности;

- Повышение педагогического мастерства;

- Создание системы работы с одаренными детьми;

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того как организована работа с этой категорией учащихся. Многие дети одарены от природы, но, тем не менее, необходима четкая организация обучающей деятельности, целенаправленная и систематическая работа.

Свою педагогическую деятельность в средней общеобразовательной школе №16 города Миасса я начала в 1994 году. Уже на тот момент в школе была создана эффективная система работы с одаренными детьми, которая работает на достижение стратегической цели развития школы, основная идея которой состоит в последовательном выявлении, поддержке и развитии одаренности учащихся.

В данной статье я хочу представить свою систему работы с одаренными детьми.

На протяжении многих лет мне приходится работать с учащимися разных возрастных групп: 5-9 классы, 10-11 классы. Последние пятнадцать лет работаю в классах «Лидер» (дифференциация и отбор учеников по уровню обученности), в классах профильного обучения (социально-гуманитарные).

Представленная система имеет строгую структуру и включает три основных аспекта: выявление, создание условий для развития способностей одарённых детей и результативность, т. е. реализация их потенциальных возможностей.

Для успешного развития одаренности учащихся применяю следующие технологии:

1) личностно-ориентированное обучение;

2) информационно – коммуникационные технологии;

3) технология исследовательской деятельности;

4) проблемное обучение.

 

Методика выявления одаренных детей проходит три этапа:

I этап протекает в рамках урочных занятий. На этом этапе я стараюсь проявить интерес к своему предмету.

II этап – внеурочные формы работы, где появляется возможность у ребенка в полную силу проявить себя, раскрыть свои таланты.

III этап – заключительный. На этом этапе я провожу работу с узким кругом учащихся, которые проявили творческие способности и заинтересованность в предмете. Формами работы этого этапа является, проектная и исследовательская деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах разного уровня.

Условия успешной работы с одарёнными учащимися:

1. Создание и постоянное совершенствование методической системы и работы с одарёнными учащимися.

Результативность.

Систематическая работа с одаренными учащимися дает положительные результаты. В 11 «В», гуманитарном классе, по литературе в прошлом учебном году выросло качество знаний учащихся до 86% , в 9-Д (класс «Лидер») - до 97%. Удалось наиболее полно реализовать творческий потенциал учащихся, о чем свидетельствуют удачные выступления ребят (таблица прилагается).

1.Урочная деятельность

Формы работы с одарёнными детьми:

Разноуровневое обучение.

Первой ступенью является наблюдение за деятельностью учащихся на уроках русского языка и литературы. Нужно уже на этом этапе поддержать интерес у учащихся и выявить одаренных детей. Для этого я использую различные творческие задания, в ходе выполнения которых проявляются способности учащихся. В каждом классе изучаемый материал организован на разных уровнях (А-базовый, В-высокий, С-повышенный). Одаренные дети имеют возможность заниматься на самом высоком уровне обучения. По каждому разделу программы накоплен материал разноуровневых заданий и упражнений по темам.

Профильное обучение.

С 2006 года в школе реализуется профильное (социально-гуманитарное) обучение, которое предусматривает более глубокое изучение литературы. Кроме этого выделяются часы на элективные и факультативные курсы по предмету. Такое обучение позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы и способности учащихся. Технология учебного исследования обеспечивает творчество, продуктивную деятельность и наиболее эффективные и прочные знания. Не случайно, что уже несколько лет подряд мои выпускники выбирают такой сложный экзамен, как литература, и сдают его вполне успешно.

Учебный творческий проект.

  Ценность метода проектов состоит в том, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, по силам, способствует зарождению интереса к последующим делам, побуждает детей добывать новые знания, использовать имеющийся опыт при решении конкретных проблем. Практическая направленность метода позволяет школьникам почувствовать, насколько значимы приобретенные ими знания для жизни.  Метод проектов в значительной мере может обогатить классно- урочную систему как один из способов организации самостоятельной работы учащихся. Такие самостоятельно разработанные проекты (материальные или интеллектуальные) приучают детей к самостоятельности, творчеству, инициативности. Выполняются как групповые, так и индивидуальные проекты.  

На мой взгляд, к созданию проектов ученики должны приступать уже в 5-ом классе. Этому возрасту в наибольшей степени соответствуют творческие проекты. Для таких проектов характерно творческое осмысление учащимися художественного текста и создания оригинальных работ. Это может быть совместная газета, сочинение, видеофильм, сценарий праздника, драматизация и т.д. Часто для работы над творческими проектами привлекаются другие виды искусства. 

Программа А.Г. Кутузова в большой степени способствует претворению в жизнь литературно-творческих проектов. Программа особую роль отводит творческим работам и заданиям, ориентированным на развитие творческого потенциала учащихся и на формирование у них литературно-художественных умений. Содержание творческой деятельности заложено в самой программе: изучение каждого раздела заканчивается созданием целостного текста определенного жанра. Учащиеся сочиняют стихи, сказки, рассказы, сценки и т.д. индивидуально или, если работа вызывает затруднения, в группах. В этом случае дети не только пишут литературные произведения, но и создают к ним иллюстрации. А задания для творческих проектов можно найти в хрестоматии в разделах «Творческая мастерская», «Проба пера».  

Разнообразные формы проведения уроков (нестандартные уроки):

мозговой штурм, пресс-конференция, зачеты-вертушки, уроки семинары, деловые игры

2. Внеурочная деятельность

К такой форме работы относятся: консультации, подготовка к различным олимпиадам, подготовка к сдаче ЕГЭ, ГИА, создание научно-исследовательских работ и творческих проектов, участие в различных конкурсах и т.д.

Элективные курсы

На всех ступенях обучения проводятся элективные курсы по литературе и русскому языку. Грамотная организация работы элективных курсов является неотъемлемой составляющей выявления и развития одаренности учащихся, так как способствует решению следующих педагогических задач:

• позволяет учащимся попробовать свои силы в углубленном изучении

предмета;

• позволяет учащимся реализовать свой интерес к углубленному изучению

предмета;

• создается возможность индивидуальной работы учителя с учащимися;

• создается возможность реализовать нестандартные формы обучения, учитывающие индивидуальные способности обучающихся.

К концу сентября учебного года формируются группы учащихся, желающих заниматься учебными предметами дополнительно. Они посещают элективные курсы во внеурочное время. Нужно подготовить и организовать работу элективного курса таким образом, чтобы он соответствовал ожиданиям всех учащихся, проявивших к нему интерес. Иногда к концу учебного года число учащихся, посещающих спецкурс, уменьшается, но это считается нормальным. В итоге на элективном курсе занимаются дети, которым не только интересен учебный предмет, но которые готовы прикладывать усилия, работать, достигать результатов в данном учебном предмете.

Консультации

Консультации я подразделяю на два вида: индивидуальные и групповые. Индивидуальные консультации проводятся с учениками по мере необходимости. В особенности это касается помощи ученику при подготовке к научно-практической конференции, олимпиаде, другим интеллектуальным конкурсам. Групповые консультации проводятся по определенным дням, при необходимости. На групповых консультациях можно организовать с учащимися проектно- исследовательскую деятельность, подготовку к сдаче ЕГЭ, ГИА.

Олимпиады

В рамках поддержки одаренных детей я стараюсь, чтобы мои ученики участвовали в предметных олимпиадах. По моему мнению, предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области.

Подготовка к олимпиаде проходит по-разному. Я отбираю материал прошлых лет, систематизирую, на основе собранных заданий, составляю новые на устранение допущенных ошибок. Кроме этого часто пользуюсь Интернет-ресурсами, нахожу такие задания, которые развивали бы творческое начало в ученике, критическое, аналитическое мышление, задания, провоцирующие ученика на поиск выхода из ситуации. Полученный на выходе материал раздаю ученикам домой проработать самостоятельно, затем на консультациях (для подготовки к олимпиадам школа выделяет 1 час) разбираем ошибки, анализируем. Кстати, ребятам очень нравится самим подбирать задания, аналогичные моим. Но хотелось бы отметить, что в последние годы задания по литературе на муниципальном уровне коренным образом отличаются от заданий на школьной олимпиаде, что иногда приводит к трудностям в подготовке.

Залог успеха при подготовке к олимпиадам - это правильное выявление одарённого и заинтересованного в данной предметной области ребёнка, индивидуальные занятия, направленные не только на изучение материала, но и на умение применять свои знания в нестандартной ситуации, умение мыслить при выполнении заданий олимпиадного характера. В случае наличия перечисленных условий и совпадения желания и возможностей ребёнка к самосовершенствованию в предмете с желаниями и возможностями учителя - высокий результат не заставит себя долго ждать.

Научно-исследовательская деятельность

В последнее время все более пристальное внимание привлекает такая образовательная технология, как научно-исследовательская деятельность учащихся.

Исследовательская деятельность учащихся помогает сформировать в каждом ребенке творческую личность с развитием самосознания, позволяет испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов. Дело педагога – создать и поддержать творческую атмосферу.

Мы уже не первый год принимаем участие в научно-практической конференции «Интеллектуалы 21 века» с научно- исследовательскими работами в различных секциях «Лингвистика», « Литературоведение», «Искусствоведение», «Литературное краеведение», «Этнография и фольклор».

Научно- исследовательская работа учащихся - это результат целенаправленной работы под руководством педагога. Поэтому очень важно не ошибиться в выборе ученика - соискателя, т. к. работа сложная и серьёзная. Не все могут осилить всю дистанцию от выбора темы до защиты своей работы, которая должна отличаться новизной, практической значимостью, эффективностью.

Исследовательская деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:

·  выбор темы, постановка проблемы;

·  изучение теории, посвященной данной проблематике, сбор материала; его анализ и обобщение;

·  индивидуальная работа педагога с учащимися, научный комментарий;

·  оформление выполненных исследовательских работ, подготовка к защите работы.

Любое исследование имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Успехи моих учеников – это мои успехи. Ситуацию успеха мы должны создавать не эпизодически, а постоянно, тем самым повышая внутреннюю мотивацию ребенка к достижению высоких результатов.

В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».

Работа с одаренными детьми

2016 год

Банк одаренных детей

Фамилия, имя

класс

Способности

Рекомендации по направлению работы

1

Шевченко Юлия

Гузеева Лиза

Гринькова Лиза

Горшкова Катя

6-А

По уровню: высокие;

По личностной сфере: умственные; интерес к предмету русский, литература.

Конкуры сочинений, стихов, «Проба пера», предметные олимпиады, предметные чемпионаты Творческие проекты

НПК

2

Реймер Ирина, Мундт Алиса, , Погонялкина Ирина, Тараканов Дима, Маслова Лена, Звонарева Влада, Булатова Влада

8-Д

По уровню: высокие;

интерес к предмету русский, литература.

По личностной сфере: творческие (нестандартное мышление и видение мира);

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

Конкуры сочинений, стихов; предметные олимпиады, предметные чемпионаты.

Творческий проект

3

Задорогин Денис

8-Д

По уровню: высокие;

По личностной сфере: академические (ярко выраженная способность учиться), умственные (умение мыслить, анализируя, сопоставляя факты), творческие, исполнительские

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание, специальные: (литературные)

Школьные и муниципальные НПК секция «Искусствоведение»

предметные чемпионаты.

4

Жукова Надежда

Петрова Евгения

Манакова Кристина

Насыров Артур

Баклакова Ангелина

Матвеева Ольга

Полева Юлия

10-В

По уровню: высокие;

По личностной сфере: умственные, академические (ярко выраженная способность учиться), умственные (умение мыслить, анализируя, сопоставляя факты), творческие, исполнительские

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание, специальные: (литературные)

Конкуры сочинений, стихов.

Работа в школьной газете «ШАНС»,

Предметные олимпиады, предметные чемпионаты

НПК

«Лингвистика»

5

Аброськина Наталья

Сингатулина Жанна

10-В

По уровню: высокие;

По личностной сфере: умственные, академические (ярко выраженная способность учиться), умственные (умение мыслить, анализируя, сопоставляя факты), творческие, исполнительские

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание, специальные: (литературные

Конкуры сочинений, стихов

Участие в «Пробе пера».

Предметные олимпиады, предметные чемпионаты.

Творческий проект

НПК секция «Журналистика»

6

Калмыкова Ксения

10-В

По уровню: высокие;

По личностной сфере: умственные, академические (ярко выраженная способность учиться), умственные (умение мыслить, анализируя, сопоставляя факты), творческие, исполнительские

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание, специальные: (литературные

Предметные олимпиады, предметные чемпионаты.

Творческие проекты

НПК секция «Литературоведение»

 

План работы с одаренными детьми на 2015-2016 учебный год. учителя русского языка и литературы Валеевой Ф. Р.

Проводимые мероприятия

Сроки

Класс

Одаренные дети

Ожидаемый результат

Достижения (на конец года)

1.

Подготовка к школьному этапу олимпиады (литература, русский язык)

сентябрь

октябрь

8-Д

10-е классы

Жукова, Петрова, Калмыкова, Грибанова, Реймер, Мундт, Захарова, Баклакова

Призовые места

на школьном этапе олимпиады

Победители и призеры

2.

Международный

конкурс - игра

«Русский медвежонок- языкознание для всех»

октябрь

ноябрь

6-А

8-Д

10-А

10-Б

10-В

6-А (5 человек)

8-Д (22 человека)

10-е классы (15 человек)

Призовые места в конкурсе


 

Призовые места по школе

3.

«Молодежный чемпионат по литературе»

ноябрь

8 –Д

Задорогин Денис

Погонялкина Ирина

Призовые места в конкурсе

 

4.

Подготовка к

городскому этапу олимпиады по предмету (литература, русский язык)

октябрь

ноябрь

декабрь

8-Д

10-В

Жукова, Петрова, Калмыкова, Грибанова, Реймер, Мундт, Захарова, Баклакова

Победители, призеры

Призеры

(3, 4 место по литературе)

5.

Всероссийская олимпиада «Страна талантов» 1 поток

ноябрь

6,8, 10 классы

27 человек

Призовые места в конкурсе

Есть призеры и победители на муниципальном и региональном уровне

6.

Работа школьной газеты «ШАНС»

В течение года

10-А

10-Б

10-В

8-Д

12 человек

Участие в конкурсах

 

7

Южноуральская олимпиада «Звезда».

1 уровень

Январь –

апрель

6-А

8-Д

10-е кл.

28 человек

Призовые места

10 человек вышли на муниципальный уровень

8

Всероссийский конкурс «Проба пера»

 

декабрь

6-А

10-В

Гринькова,

Аброськина, Сингатулина

Призовые места

Гринькова- дипломант

9

Школьный этап НПК «Интеллектуалы 21 века»

Январь-февраль

8-Д

10-В

Задорогин, Тараканов (секция «Искусствоведение»), Калмыкова (секция «Литературоведение»), Насыров (секция «Этнография. Фольклор»), Аброськина, Сингатулина (секция «Журналистика)

Победители, выход на муниципальную НПК

Задорогин, Тараканов (секция «Искусствоведение»)- 1 место

10

Муниципальный этап НПК «Интеллектуалы 21 века»

март

   

Победители, призеры

Задорогин, Тараканов (секция «Искусствоведение»)- 3 место

Калмыкова (секция «Литературоведение»)-

участие

11

Участие в муниципальном конкурсе, посвященном стихам татарского поэта Мусы Джалиля.

декабрь

6 –А,

8-Д

10-В

Шевченко Ю., Вдовина К., Жукова Н.

Выход на региональный уровень

участник

12.

Участие в муниципальном конкурсе «Живая классика»

январь

6-А

10-В

Шевченко, Гузеева

Жукова Н.

Выход на региональный уровень

Диплом 2 степени

13

Участие в южноуральской НПК «Шаг в будущее»

декабрь

10-В

Калмыкова К.

Победитель, призер

Призер, диплом 2 степени

14

Областной конкурс военно-патиотических исследовательских работ

март

10-В

Петрова Е.

Победители, призеры

Диплом 3 степени

15.

Муниципальный конкурс на лучшего чтеца «Живая классика»

март

10-В

Жукова Надежда

 

Диплом 2 степени

16

Всероссийская олимпиада «Страна талантов» 2 поток

апрель

6-А

8-Д

10-В

 

Победители

призеры

Конкурс продолжается

17

Южноуральская олимпиада «Звезда».

2 уровень

апрель

8-Д

10-В

Звонарева, Коршунова

Жукова, Захарова, Полева

Выход на 3 уровень

Олимпиада продолжается

18

Муниципальный конкурс стихотворений и сочинений о ВОВ

май

6-А

10-В

Гринькова, Шевченко

Аброськина, Жукова

Выход на региональный уровень

 
Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (2)

Грибанова Ирина Эдуардовна, 29.04.16 в 21:13 0Ответить Пожаловаться
Сколько у вас талантливых деток, Дания Рашитовна! Наверное, школа очень большая?
Валеева Дания Рашитовна, 30.04.16 в 18:14 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, да в школе 1320 ученика, одна из самых больших в городе. У меня десятиклассников - 68 человек, три класса. Я еще работаю в классах "Лидер" ( у нас с пятого класса отбираются отличники в этот класс). Поэтому и ребятки такие талантливые, я ими горжусь.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.