Статья «Работа с текстом как одно из направлений формирования информационной компетентности обучающегося»
Морозова Татьяна Алексеевна,
учитель начальных классов,
МБОУ «СОШ №2», г. Салехард, ЯНАО
Работа с текстом как одно из направлений формирования информационной компетентности обучающегося
Мыслить-судить, наслаждаясь текстом,
и наслаждаться, рассуждая.
Гёте
Аннотация: Уроки литературного чтения играют ключевую роль в формировании умений работать с текстами, закладывают фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, и носят универсальный метопредметный характер. Поэтапно реализуемая работа с текстами даёт свои положительные результаты. В течение учебного года у обучающихся проверяется состояние читательских умений, где основное задание ориентировано на работу с текстом.
Ключевые слова: обучение, виды работы с текстом, метапредметный, формирование.
В условиях модернизации общего образования приоритетной целью современной концепции становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. В связи с этим основными задачами начального образования является формирование учебной деятельности как мотива и умения учиться, развитие познавательных интересов школьников и готовность к обучению в основной школе, которая включает в себя учебную самостоятельность и ответственность. На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект. Как научить младшего школьника "смысловому чтению"? Этот вопрос требует комплексного решения, поскольку речь идет о реализации всех функций родного языка в реальной жизни. Курс литературного чтения закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Уроки литературного чтения играют ключевую роль в формировании читательской компетентности.
Данная работа в начальной школе проводится на уроках литературного чтения. Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания. Большое внимание на уроках литературного чтения уделяем работе с текстами не только для формирования техники чтения и понимания прочитанного, но и для развития следующих показателей, которые направлены на формирование способности учащихся применять полученные знания, умения и навыки в учебных и жизненных ситуациях.
При проведении урока используются разные виды работы с текстом:
-сплошное чтение (первичное, ознакомительное);
-выборочное чтение (с определенным заданием);
-восстановление деформированного текста;
-комментированное чтение
-чтение по ролям (с элементами сценической игры);
-чтение по предложению, абзацами, с пометками;
-«жужжащее чтение»;
-кроссворд (игровая форма с погружением в текст);
-чтение, деление на смысловые части. Составление плана (цитатный,
вопросный, картинный, модельный, схематический, из повествовательных
предложений).
-чтение по готовому плану.
-чтение, после чтения пересказ (подробный, краткий, выборочный, творческий);
-чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
-чтение по группам
-поисковое чтение
-комбинированное чтение (учитель + учащиеся хором)
-"живая картинка" (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное)
-чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.
-чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос
-нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль
текста.
-нахождение и чтение образных слов и описаний
-нахождение и чтение слов с логическим ударением
-вычленения слов из текста к предложенной схеме, например: чк, чн.
-кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило
-нахождение самого длинного слова в тексте.
-нахождение двух, трёх, четырёхсложных слов.
-чтение с пометками непонятных слов.
Связав всё изученное, приступаем к поэтапному внедрению системы работы с текстом на уроках в начальной школе.
1 класс - обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия. Оно включает в себя: практическое отличие текста от набора предложений, выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя, знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть
последовательность событий, а также заглавие текста (подбор заголовков) и
составление схематического или картинного плана под руководством учителя.
2 класс – обучение детей работать с текстом. Это владение пересказом разного вида, деление на абзацы и составление плана прочитанного текста, характеристика героев и их поступков и подбор антонимов и синонимов к словам.
3-4 класс - обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному, а именно: самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента), нахождение информации в тексте на поставленные вопросы, выделение главной и второстепенной информации, выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями, прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку, самостоятельное формулирование вопросов по тексту, сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.
Список литературы
1. Галеева Н.Л., Викулина Т.А., Винокурова Н.К. Формирование УУД у учащихся на уроках русского языка.
2. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 1 класс: методическое пособие. М.
ВентанаГраф, 2013
3.Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с
его осмыслением при обучении младших школьников чтению. // Начальная
школа. 2005. N4.
4. Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом: 1 класс