Статья «Психологическое просвещение как одно из приоритетных направлений педагога-психолога» (4–6 класс)
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА
Старикова А.О., педагог – психолог
ГКООУСТ для детей, нуждающихся в длительном лечении «Далматовская санаторная школа – интернат»
Педагоги - психологи не редко сталкиваются с непониманием их роли и функции в образовательном учреждении. Зачастую они слышат от учеников: «Я не псих, мне нечего делать в кабинете психолога», а от родителей: «Зачем моему ребенку ходить к психологу, он нормальный». Да и педагоги порой относятся к психологии пренебрежительно или наоборот считают педагога – психолога «волшебником», пытаясь переложить груз ответственности за решение той или иной проблемы ребенка. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что у всех участников образовательного процесса слабо развито представление о науке психологии и о профессиональной деятельности психолога.
Данная проблема актуальна и для нашей школы – интерната. Поэтому одно из базовых направлений работы педагога – психолога это психологическое просвещение, которое тесно связано с психопрофилактикой и психогигиеной. Выше перечисленные направления в контексте идей ФГОС выступают как приоритетные направления деятельности педагога-психолога.
Мы считаем, что у этих трех направлений есть одна общая задача - снижение угрозы дезадаптации человека в социуме и содействие успешному функционированию человека как социально активной личности.
Психологическое просвещение - это направление практико-ориентированной психологии, целью которого является передача и распространение психологических знаний.
Психологическое просвещение предполагает деятельность педагога-психолога по повышению психологической компетентности воспитателей, учителей, учеников и родителей, что может рассматриваться как средство психопрофилактики.
Цель психологического просвещения: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации, учащихся и родителей.
Задачи психологического просвещения:
- мониторинг сформированности психологических знаний и представлений
- актуализация и систематизация имеющихся знаний;
- повышение уровня психологических знаний;
- использование психологических знаний в образовательном и воспитательном процессе, социальной среде.
Психологическое просвещение в условиях образовательной организации интернатного типа носит профилактический и образовательный характер. В первом речь идет о предупреждении отклонений в развитии и поведении посредством информирования учащихся, педагогов и родителей. Предметом информирования являются причины возникновения отклонений, признаки, свидетельствующие об их наличии. Во втором случае имеется в виду ознакомление детей и взрослых с различными областями психологических знаний, способствующих самопознанию, познанию окружающих людей и сферы человеческих взаимоотношений, социализации.
Обязательно проведение систематизированного психологического просвещения педагогов, которое представлено не просто теоретически, но и имеет практическую часть. Возможность испытать на своем опыте психологические упражнения, приемы, методы, методики и техники позволит педагогам успешно пользоваться ими в профессиональной деятельности.
Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов, экскурсий в кабинет психолога и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей.
Просветительская работа с учащимися позволит: сформировать представления о психологии, как науке, деятельности педагога – психолога, о причинах и результатах совместной работы ребенка и психолога, использовать полученные знания во всех областях жизнедеятельности; успешно развиваться личности ребенка и успешно социализироваться.
Просветительская работа охватывается в основном групповыми формами воздействий. Прежде всего, это лекции, диспуты, дискуссии, семинары, психологические погружения и некоторые виды тренингов, акции. Данные формы просветительских воздействий обеспечиваются вербально-коммуникативными средствами, т.е. построены с учетом возможностей монологического (лекции), диалогического (дискуссии) и группового (диспуты) общения. Тематическое содержание просветительской работы определяется как по запросам родителей, педагогов и детей, так и по инициативе психолога. Обсуждение некоторых проблемных вопросов заранее планируется психологом. Для родителей это темы, связанные с возрастными и личностными особенностями, школьной адаптацией и мотивацией, готовностью к школе и др. Для педагогов – реализация основной общеобразовательной программы, систематика и отклонение в развитии детей, индивидуальные способности и особенности, самообразование и профессиональная компетентность. Данная тематика обусловлена анализом наиболее часто встречающихся запросов.
Одним из видов работы в рамках психологического просвещения являются психологические акции. Собственно, это не игра, это - игровая среда, которая на определенное время создается в пространстве школы, параллели, класса. Она не мешает разворачиваться другим видам деятельности детей и взрослых, но имеет некоторое собственное содержание, правила, намеченный результат.
Основная цель таких акций - расширение жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, чувственных красок, культурных значений, позитивного социального опыта. Важные особенности акции - ненавязчивость и необычность. Она не мешает существовать в обычном режиме тем, кто хочет ее не замечать, окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться. Акции на время своей жизни создают в школе определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние; школа становится единым целым, а находящиеся в ней люди - близкими и интересными собеседниками.
Наряду с вербально-коммуникативными средствами в психологическом просвещении широко используется и невербальные средства. В условиях нашей школы они представлены стендовой информацией, специально оформленными брошюрами и распечатками рекомендательных текстов, развивающих игр и упражнений, мини-тестов и анкет.
Проанализировав данную проблему и теоретический материал по данной теме, мы решили провести очередную неделю психологии, посвященную данной проблеме и дать ей название «Дружим с психологией». Основные направления Недели психологии это психологическое просвещение и психопрофилактика.
Результаты проведенной работы оказались позитивными и продуктивными. Данная форма работы позволила оценить психологическую компетентность всех участников образовательного процесса, приобщить, познакомить и расширить знания и представления о психологии, показать значимость роли и функций психолога в образовательной организации. За неделю каждому ученику и педагогу посчастливилось поучаствовать в том или ином мероприятии, проявить себя как активную личность, повысить уровень саморазвития и подружиться с психологией.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Неделя психологии «Дружим с психологией»
Девиз недели: "Жизнь богаче, чем вы ее привычно воспринимаете".
Основные рабочие принципы Недели психологии:
Неделя должна быть целостной и законченной, то есть иметь психологически очерченное начало и конец, основную идею и девиз.
Каждый день должен плавно перетекать в следующий.
Необходимо использовать такие виды работы, которые делали бы каждый день Недели неповторимым и задавали бы ее общий дух.
События Недели должны охватывать всю школу – всех детей и всех взрослых.
Задачи Недели психологии.
Развивающие задачи:
Развитие коммуникативных навыков и социально-психологических свойств личности учащихся.
Развитие мотивационной сферы.
Развитие и осмысление личной системы жизненных ценностей и смыслов у учащихся и педагогов.
Расширение представлений о науке психологии и деятельности педагога – психолога.
Коррекционные задачи:
Стабилизация эмоционального фона учащихся.
Развитие познавательных процессов.
Снижение уровня социальной дезадаптации и развитие активной личности.
Просветительские и психопрофилактические задачи:
Формирование общего настроения оптимистической тональности в школе, настрой на «психологическую волну».
Стимулирование интереса к психологическим знаниям и к деятельности школьного психолога.
Формирование психологической компетенции всех участников образовательного процесса.
План проведения Недели психологии «Дружим с психологией»
Число |
Классы |
Содержание |
Понедельник «Давайте дружить и не тужить!»
|
Все
1-4
5-9 |
Линейка, посвященная открытию Недели психологии «Психология удивительная наука». Познавательная экскурсия в кабинет психолога. Акция «Вопрос психологу». |
Вторник «Психологическое здоровье – основа успеха» |
Все
3-4
5 |
Акция, направленная на формирование позитивных эмоций: «Улыбнитесь или мы идем к вам». Занятие «Занимательная психология». Ток – шоу «Здоровье и психология» |
Среда «Будь активным!!!» |
Все
Родители
Актив школы Все |
Флешмоб «В ритме здоровья».
Круглый стол «Сотрудничать с психологом, Как?» Презентация галереи «Великие психологи» |
Четверг «Знать, уметь, действовать!»
|
1-4
8 -9
Педагоги |
Конкурс рисунков: «Рисуем ладошками». Психологический КВН «Психология - это серьезно» Практическое занятие «Самоменеджмент и тайм – менеджмент педагога». |
Пятница «Мы всегда рядом!» |
Все Актив школы
Все |
Опрос – интервью «Поделитесь впечатлениями». Создание презентации «Репортаж с «Недели психологии». Подведение итогов: Оформление стенда «Психология и цветы жизни». |