Работа с текстом как основной способ формирования читательской компетентности
Работа с текстом - основной способ
формирования читательской компетентности
Цель работы на уроках литературного чтения – формирование читательской самостоятельности.
В современной методике обучения существуют два термина «смысловое чтение» и «продуктивное чтение».
СЛАЙД 1
Продуктивное чтение - полноценное восприятие и понимание текста читателем, активная читательская позиция по отношению к тексту и его автору. Авторы технологии продуктивного чтения - профессор Н.Н. Светловская, доктор пед. наук Е.В.Бунеева, доктор пед. наук О.В.Чиндилова.
Смысловое чтение – это чтение, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Авторы концепции УУД Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
На реализацию этой цели направлена технология продуктивного чтения, которая реализуется поэтапно с 1 по 4 класс.
СЛАЙД 2
В 1 классе происходит обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.
На этом этапе формируются следующие предметные умения:
практическое отличие текста от набора предложений;
знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий;
выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя;
составление схематического или картинного плана под руководством учителя;
озаглавливание текста (подбор заголовков);
характеристика героев и их поступков.
СЛАЙД №3
Во 2 классе начинается обучение детей умению работать с текстом:
нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова;
смысловое чтение;
деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);
владение пересказом разного вида;
выделение опорных слов (словосочетаний);
подбор антонимов и синонимов к словам;
характеристика героев и их поступков.
СЛАЙД 4
В 3-4 классах – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:
самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);
нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;
выделение главной и второстепенной информации;
выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);
прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;
самостоятельное формулирование вопросов по тексту;
сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.
Технология продуктивного чтения включает в себя три этапа работы с текстом.
СЛАЙД 5
1 этап. Работа с текстом до чтения
Цель - прогнозирование предстоящего чтения.
Антиципация (предвосхищение, предугадывание будущего чтения, иначе –смысловые догадки.)
Этого нет в наших учебниках, но это необходимо для подготовки речевого аппарата к чтению.
Заполнение буквенных пропусков.
Бел__ пушист__ кот__, коричн__ шуст__ воро__, хит__ рыж__ лис__, больш__ сер__ сл__, длин__ умн__ жир__, сер__ шуст__ зай__.
Деление слов на слоги вертикальными и горизонтальными линиями.
Ма/ши/на, ли/си/ца, крас/ный, мед/ведь, во/ро/на.
Ма-ши-на, ли-си-ца, крас-ный, мед-ведь, во-ро-на.
3.Чтение слов, записанных разновеликим шрифтом.
ПАроХОД, ШколЬнИК, уЧеНик.
СЛАЙД 6
Чтение текста с прикрытой верхней и нижней частью строки.
СЛАЙД 7
5. Чтение «наоборот».
К.Д. Ушинский «Васька».
Котичек-коток — серенький лобок. Ласков Вася, да ретих; лапки бархатные, котогок остер. У Васютки икшу чутки, ысу длинные, шубка шелковая. Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, икзалг закрывает, песенку тёоп, а попалась мышка — не прогневайся! Глазки-то большие, лапки, что стальные, икбуз-то кривые, когти выпускные!
СЛАЙД 8
2 этап. Работа с текстом во время чтения
Цель – понимание текста на уровне содержания.
Профессиональная компетенция учителя – обеспечить полноценное восприятие текста.
Первичное чтение текста.
Самостоятельное чтение (дома или в классе).
Чтение с остановками.
Словарная работа.
Выявление первичного восприятия с помощью беседы.
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
Перечитывание текста.
Медленное «вдумчивое» повторное чтение всего текста или его отдельных фрагментов.
Постановка вопросов к тексту и к автору.
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
Обращение к отдельным фрагментам текста.
Беседа по содержанию в целом.
Обобщение прочитанного.
Выявление совпадений первоначальных предложений учащихся с окончательными выводами по тексту.
Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Приёмы работы с трудными словами
Остановимся на деятельности, имеющей немаловажное значение при анализе текста, как работа с трудными словами. Рассмотрим этот вопрос поэтапно. Умение истолковать незнакомое, новое слово – трудность для младшего школьника.
Игры-задания, кроссворды.
Ребусы, анаграммы.
Найди в предложениях.
Впиши в предложения подходящие по смыслу слова.
Замени словосочетания одним словом.
Закончи предложения.
Закончи фразеологизмы подходящим по смыслу словом.
Подумай и запиши.
Знакомство с новыми словами в форме путешествия.
Может показаться, что работа над отдельными словами - это мелочи, которые не будут играть важной роли при анализе общего смысла текста. Но наши дети лишь учатся вникать в произведение.
Приёмы работы по формированию навыка выразительного чтения
Рассмотрим некоторые приёмы работы по формированию навыка выразительного чтения:
артикуляционная гимнастика;
чтение одного предложения с разными интонациями;
подражание речи учителя;
прослушивание грамзаписи;
скороговорки;
хоровое чтение;
физкультминутки;
работа над логическим ударением;
чтение по ролям;
драматизация текста;
чтение под музыку;
разметка текста: паузы, логические ударения;
упражнение «Эхо» (повторение за учителем с той же интонацией 1-2 строки стихотворения);
упражнение «Ускорение» (повторное произношение предложения с ускоренным темпом);
словарь настроений;
участие в художественной самодеятельности.
3 этап. Работа с текстом после чтения
Цель - достижение понимания текста на уровне смысла.
Профессиональная компетенция учителя – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
Приемы работы
Постановка проблемного вопроса к тексту.
Диалог, дискуссия.
Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. (См. приложение).
Повторное обращение к заглавию текста и иллюстрациям.
Высказывание и аргументация отношения к прочитанному.
Выполнение творческих заданий.
Творчество доступно детям, более того, оно оживляет познавательный процесс, активизирует личность и формирует ее. В творчестве осуществляются самовыражение, самораскрытие личности ребенка. Обратимся к традиционным видам творческих заданий.
Словесное иллюстрирование (рисование)
Творческий пересказ, драматизация.
Творческие задания игрового действия
СЛАЙД 9
Используя технологию критического мышления, представим приёмы работы с текстом.
Прием «Верные и неверные утверждения»
Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Приём «Корзина идей»
«Корзина идей» - прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Позволяет выяснить всё, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.
В корзину идей можно «сбрасывать»:
понятия,
мнения,
имена,
факты,
проблемы,
имеющие отношение к теме.
Далее, в ходе урока, эти разрозненные в сознании ребёнка определения и понятия, могут быть связаны в логические звенья.
СЛАЙД 11, 12
Приём «Дерево предсказаний»
Приём помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа.
На доске прикрепляется силуэт дерева:
Ствол дерева - это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают неоднозначность решений.
Ветви дерева — это варианты предположений, которые начинаются со слов: «Возможно…», «Вероятно,…» Количество ветвей не ограничено.
Листья дерева — обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения.
Приём «Дерево предсказаний» Целесообразно использовать при изучении происходящих в настоящее время событий. В качестве аргументов важно использовать материалы учебника и материалы средств массовой информации. Глубже вникать в актуальные общественные проблемы, разносторонне их анализировать.
СЛАЙД 13,14
Синквейн учит находить и выделять в большом объёме информации главную мысль. Сочинение синквейна - процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
В переводе «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме.
На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме. Это может быть пословица, поговорка или крылатое выражение.
Пятая строчка – это слово – синоним, которое позволяет выразить личное отношение к теме.
Эффективность и значимость «синквейна» состоит прежде всего в простоте. Каждый ребёнок может реализовать свои интеллектуальные возможности в его составлении. «Синквейн» используется как заключительное задание по изученному материалу. Он похож на игру. А придумывать интересно, легко и полезно, особенно детям!
Написание «синквейнов» обогащают словарный запас, подготавливают к краткому пересказу, учит формировать ключевую фразу, и позволяет почувствовать себя творцом.
Рассмотрим примеры написания синквейна.
Лето
Жаркое, долгожданное.
Отдыхать, загорать, путешествовать.
Люди рады лету, а пчела цвету.
Каникулы.
Написание синквейна
СЛАЙД 16, 17
Приём «Ромашка Блума»
«Ромашка» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:
Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?».
Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?». Целью этих вопросов является предоставление ребёнку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал.
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?» и направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему зимой выпадает снег?»
Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу «бы», элементы условности, предположения, прогноза: «Что изменилось бы ...», «Что будет, если ...?» «Как ты думаешь, как будут развиваться события в рассказе после...?».
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение оценки тех или иных событий, поступков, действий, явлений. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?», «Как вы относитесь к поступку главного героя?»
Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как можно применить ...?», «Что можно сделать из ...?», «Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?»
Опыт использования этого приёма показывает, что дети всех возрастов, в том числе и первоклассники, понимают значение всех типов вопросов и в подтверждение этому, могут составить свои.
Приём «Составление лэпбука»
Этот приём работы всегда сопровождается повышенной активностью детей, формирует умение работать в группе. Применяется при закреплении и обобщении учебного материала или в проектной деятельности.
Что такое лэпбук? Лэпбук – это книжка-раскладушка с кармашками, подвижными деталями, окошками в которые помещаются материалы на выбранную тему.
Важно отметить, что работа должна быть систематической, но следует избегать перенасыщенности от разнообразия приемов.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век 21 – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю Вам, чтоб дети в Вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья Вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Презентация "Работа с текстом"PPTX / 2.46 Мб
Ирина Владимировна Казарцева
cdtnjxrf74
Ирина Владимировна Казарцева