Работа с текстом как основной способ формирования читательской компетентности

0
3
Материал опубликован 16 August

Работа с текстом - основной способ

формирования читательской компетентности


Цель работы на уроках литературного чтения – формирование читательской самостоятельности.

В современной методике обучения существуют два термина «смысловое чтение» и «продуктивное чтение».


СЛАЙД 1

Продуктивное чтение - полноценное восприятие и понимание текста читателем, активная читательская позиция по отношению к тексту и его автору. Авторы технологии продуктивного чтения - профессор Н.Н. Светловская, доктор пед. наук Е.В.Бунеева, доктор пед. наук О.В.Чиндилова.

Смысловое чтение – это чтение, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Авторы концепции УУД Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

На реализацию этой цели направлена технология продуктивного чтения, которая реализуется поэтапно с 1 по 4 класс.



СЛАЙД 2

В 1 классе происходит обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.

На этом этапе формируются следующие предметные умения:

практическое отличие текста от набора предложений;

знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий;

выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя;

составление схематического или картинного плана под руководством учителя;

озаглавливание текста (подбор заголовков);

характеристика героев и их поступков.



СЛАЙД №3

Во 2 классе  начинается обучение детей умению работать с текстом:

нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова;

смысловое чтение;

деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);

владение пересказом разного вида;

выделение опорных слов (словосочетаний);

подбор антонимов и синонимов к словам;

характеристика героев и их поступков.

СЛАЙД 4

В 3-4 классах  – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:

самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);

нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;

выделение главной и второстепенной информации;

выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);

прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;

самостоятельное формулирование вопросов по тексту;

сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.



Технология продуктивного чтения включает в себя три этапа работы с текстом.

СЛАЙД 5

1 этап. Работа с текстом до чтения

Цель - прогнозирование предстоящего чтения.

Антиципация (предвосхищение, предугадывание будущего чтения, иначе –смысловые догадки.)

Этого нет в наших учебниках, но это необходимо для подготовки речевого аппарата к чтению.

Заполнение буквенных пропусков.

Бел__ пушист__ кот__, коричн__ шуст__ воро__, хит__ рыж__ лис__, больш__ сер__ сл__, длин__ умн__ жир__, сер__ шуст__ зай__.

Деление слов на слоги вертикальными и горизонтальными линиями.

Ма/ши/на, ли/си/ца, крас/ный, мед/ведь, во/ро/на.

Ма-ши-на, ли-си-ца, крас-ный, мед-ведь, во-ро-на.

3.Чтение слов, записанных разновеликим шрифтом.

ПАроХОД, ШколЬнИК, уЧеНик.



СЛАЙД 6

Чтение текста с прикрытой верхней и нижней частью строки.



СЛАЙД 7

5. Чтение «наоборот».

К.Д. Ушинский «Васька».

Котичек-коток — серенький лобок. Ласков Вася, да ретих; лапки бархатные, котогок остер. У Васютки икшу чутки, ысу длинные, шубка шелковая. Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, икзалг закрывает, песенку тёоп, а попалась мышка — не прогневайся! Глазки-то большие, лапки, что стальные, икбуз-то кривые, когти выпускные!

СЛАЙД 8

2 этап. Работа с текстом во время чтения

Цель – понимание текста на уровне содержания.

Профессиональная компетенция учителя – обеспечить полноценное восприятие текста.

Приемы работы с текстом.

Первичное чтение текста.

Самостоятельное чтение (дома или в классе).

Чтение с остановками.

Словарная работа.

Выявление первичного восприятия с помощью беседы.

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

Перечитывание текста.

Медленное «вдумчивое» повторное чтение всего текста или его отдельных фрагментов.

Постановка вопросов к тексту и к автору.

Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

Обращение к отдельным фрагментам текста.

Беседа по содержанию в целом.

Обобщение прочитанного.

Выявление совпадений первоначальных предложений учащихся с окончательными выводами по тексту.

Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Приёмы работы с трудными словами

Остановимся на деятельности, имеющей немаловажное значение при анализе текста, как работа с трудными словами. Рассмотрим этот вопрос поэтапно. Умение истолковать незнакомое, новое слово – трудность для младшего школьника.

Игры-задания, кроссворды.

Ребусы, анаграммы.

Найди в предложениях.

Впиши в предложения подходящие по смыслу слова.

Замени словосочетания одним словом.

Закончи предложения.

Закончи фразеологизмы подходящим по смыслу словом.

Подумай и запиши.

Знакомство с новыми словами в форме путешествия.

Может показаться, что работа над отдельными словами - это мелочи, которые не будут играть важной роли при анализе общего смысла текста. Но наши дети лишь учатся вникать в произведение.


Приёмы работы по формированию навыка выразительного чтения

Рассмотрим некоторые приёмы работы по формированию навыка выразительного чтения:

артикуляционная гимнастика;

чтение одного предложения с разными интонациями;

подражание речи учителя;

прослушивание грамзаписи;

скороговорки;

хоровое чтение;

физкультминутки;

работа над логическим ударением;

чтение по ролям;

драматизация текста;

чтение под музыку;

разметка текста: паузы, логические ударения;

упражнение «Эхо» (повторение за учителем с той же интонацией 1-2 строки стихотворения);

упражнение «Ускорение» (повторное произношение предложения с ускоренным темпом);

словарь настроений;

участие в художественной самодеятельности.

3 этап. Работа с текстом после чтения

Цель - достижение понимания текста на уровне смысла.

Профессиональная компетенция учителя – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

Приемы работы

Постановка проблемного вопроса к тексту.

Диалог, дискуссия.

Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. (См. приложение).

Повторное обращение к заглавию текста и иллюстрациям.

Высказывание и аргументация отношения к прочитанному.

Выполнение творческих заданий.

Творчество доступно детям, более того, оно оживляет познавательный процесс, активизирует личность и формирует ее. В творчестве осуществляются самовыражение, самораскрытие личности ребенка. Обратимся к традиционным видам творческих заданий.

Графическое иллюстрирование

Словесное иллюстрирование (рисование)

Творческий пересказ, драматизация.

Творческие задания игрового действия

СЛАЙД 9

Используя технологию критического мышления, представим приёмы работы с текстом.

Прием «Верные и неверные утверждения»

Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

СЛАЙД 10

Приём «Корзина идей»

«Корзина идей» - прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Позволяет выяснить всё, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.

В корзину идей можно «сбрасывать»:

понятия,

мнения,

имена,

факты,

проблемы,

имеющие отношение к теме.

Далее, в ходе урока, эти разрозненные в сознании ребёнка определения и понятия, могут быть связаны в логические звенья.

СЛАЙД 11, 12

Приём «Дерево предсказаний»

Приём помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа.

На доске прикрепляется силуэт дерева:

Ствол дерева - это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают неоднозначность решений.

Ветви дерева — это варианты предположений, которые начинаются со слов: «Возможно…», «Вероятно,…» Количество ветвей не ограничено.

Листья дерева — обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения.

Приём «Дерево предсказаний» Целесообразно использовать при изучении происходящих в настоящее время событий. В качестве аргументов важно использовать материалы учебника и материалы средств массовой информации. Глубже вникать в актуальные общественные проблемы, разносторонне их анализировать.


СЛАЙД 13,14

Прием «Написание синквейна»

Синквейн учит находить и выделять в большом объёме информации главную мысль. Сочинение синквейна - процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

В переводе «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме.

На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме. Это может быть пословица, поговорка или крылатое выражение.

Пятая строчка – это слово – синоним, которое позволяет выразить личное отношение к теме.

Эффективность и значимость «синквейна» состоит прежде всего в простоте. Каждый ребёнок может реализовать свои интеллектуальные возможности в его составлении. «Синквейн» используется как заключительное задание по изученному материалу. Он похож на игру. А придумывать интересно, легко и полезно, особенно детям!

Написание «синквейнов» обогащают словарный запас, подготавливают к краткому пересказу, учит формировать ключевую фразу, и позволяет почувствовать себя творцом.

Рассмотрим примеры написания синквейна.

Лето

Жаркое, долгожданное.

Отдыхать, загорать, путешествовать.

Люди рады лету, а пчела цвету.

Каникулы.


Написание синквейна

t1755369044aa.jpg

СЛАЙД 16, 17

Приём «Ромашка Блума»

«Ромашка» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?».

Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?». Целью этих вопросов является предоставление ребёнку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал.

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?» и направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему зимой выпадает снег?»

Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу «бы», элементы условности, предположения, прогноза: «Что изменилось бы ...», «Что будет, если ...?» «Как ты думаешь, как будут развиваться события в рассказе после...?».

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение оценки тех или иных событий, поступков, действий, явлений. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?», «Как вы относитесь к поступку главного героя?»

Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как можно применить ...?», «Что можно сделать из ...?», «Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?»

Опыт использования этого приёма показывает, что дети всех возрастов, в том числе и первоклассники, понимают значение всех типов вопросов и в подтверждение этому, могут составить свои.

СЛАЙД 18

Приём «Составление лэпбука»

Этот приём работы всегда сопровождается повышенной активностью детей, формирует умение работать в группе. Применяется при закреплении и обобщении учебного материала или в проектной деятельности.

Что такое лэпбук? Лэпбук – это книжка-раскладушка с кармашками, подвижными деталями, окошками в которые помещаются материалы на выбранную тему.


Важно отметить, что работа должна быть систематической, но следует избегать перенасыщенности от разнообразия приемов.


Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век 21 – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю Вам, чтоб дети в Вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья Вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!




Презентация "Работа с текстом"PPTX / 2.46 Мб
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

А где же презентация? Вы все время ссылаетесь на слайды...

1
17 August

Прикрепила к публикации.

1
17 August

Похожие публикации