12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Прохорова Татьяна Васильевна124
Я работаю учителем начальных классов 44 года, имею высшую квалификационную категорию, звание Почетный работник РФ
Россия, Саратовская обл., с. Стригай

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Стригай Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области»
















«Работа с текстом как способ формирования метапредметных результатов»










Работу выполнила :Прохорова Татьяна Васильевна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ с. Стригай

Базарно-Карабулакского муниципального

района Саратовской области»






«Работа с текстом как способ формирования метапредметных результатов»



Аннотация. Перед современной педагогикой стоит очень важная задача– воспитать и подготовить подрастающее поколение, способное активно влиться в современное информационное общество. Человек, живущий в информационном обществе, должен обладать определенным уровнем информационной культуры и умением целенаправленно работать с информацией. В свою очередь, современные школьники имеют слабую способность к осмыслению текстов различного содержания и формата, их рефлексии. В статье представлен опыт работы по развитию смыслового чтения как необходимого условия развития метапредметных компетенций, описаны приемы и указаны перспективы применения метода.

Ключевые слова: смысловое чтение, метапредметные результаты, приемы работы с текстом,литературное чтение.

Несколько лет назад педагогическому сообществу нашей страны был представлен новый методологический подход, названный «метапредметным». К тому же в статус закона вступили новые образовательные стандарты, которые помимо предметных и личностных предъявляют требования к метапредметным результатам. Переосмыслить накопленный педагогический опыт потребовало само время. Сегодня человек должен уметь действовать в нестандартной ситуации, быстро и продуктивно включаться в незнакомые виды деятельности, вести конструктивный диалог. Только в этом случае ему обеспечен успех. Си-стема образования как сфера подготовки ученика к жизни меняет ориентацию с накопления знаний на освоение способов мышления и деятельности, поэтому новые задачи, поставленные перед учителем, не могли быть решены в полной мере только средствами традиционной педагогики. Возникла необходимость в поиске новых средств и методических решений

На сегодняшний день, определение «метапредметность» обладает высокой популярностью. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. Говоря о необходимости реализации метапредметных связей в образовательном процессе, отметим, что технологии позволяют формировать у обучающихся несколько другой тип сознания, при котором ребенок развивается не только в определенной области, а всесторонне.

В условиях современности, человек должен быть способным свободно ориентироваться и действовать в нестандартных жизненных ситуациях, конструктивно строить диалог, решать проблемы. Только в этом случае, ему гарантирован успех. Реализация метапредметного подхода в образовании, позволяет формировать универсальные учебные действия, а именно, способность к самостоятельному обучению, самосовершенствованию и саморазвитию. Основная роль метапредметного подхода заключается в необходимости решения проблемы расколотости и оторванности друг от друга учебных предметов.

Современные условия таковы, что ценностный кризис, присущий

современному обществу, довольно сложен для ребенка, у которого возникают трудности в процессе выбора правильного решения, определения собственных ценностей. В начальной школе в этом могут помочь уроки литературного чтения.

Универсальным средством формирования метапредметных результатов обучения должна стать работа с текстом. Поскольку основной единицей общения является текст, то именно он выступает в качестве единицы обучения. Таким образом, становится основополагающим принцип текстоцентризма - признание текста в качестве важнейшей единицы в обучении не только русскому языку и литературе, но и другим учебным предметам

Работа с текстом может стать средством формирования метапредметных

результатов обучения и обеспечить совершенствование коммуникативной компетенции учащихся и организована учителем в соответствии с целями и задачами достижения метапредметных результатов обучения.

Рассмотрим поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО.

В 1 классе происходит обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.

На этом этапе формируются следующие предметные умения:

практическое отличие текста от набора предложений;

знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий;

выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя;

составление схематического или картинного плана под руководством учителя;

озаглавливание текста (подбор заголовков);

характеристика героев и их поступков.

Во 2 классе  начинается обучение детей умению работать с текстом:

нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова;

смысловое чтение;

деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);

владение пересказом разного вида;

выделение опорных слов (словосочетаний);

подбор антонимов и синонимов к словам;

характеристика героев и их поступков.

В 3 – 4 классах  – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:

самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);

нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;

выделение главной и второстепенной информации;

выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);

прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;

самостоятельное формулирование вопросов по тексту;

сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.

Поэтапно реализуемая работа с текстами даёт свои реальные результаты. В начале и в конце учебного года у школьников проверяется состояние читательских умений, где большинство заданий ориентировано на работу с текстом.

Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, прочтение его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребёнок открывает в нём что-то новое, чего не заметил при первом чтении. Учитель здесь должен создать благоприятные условия для работы над содержанием на основе разнообразия форм, методов и приёмов работы.

Основные приёмы работы с текстом

Приём чтения с «пометками» или «инсерт». Учащиеся читают текст в учебнике, ставят на полях соответствующие знаки. Пометки могут быть следующие: знаком «галочка» (v) отмечается в тексте инормация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней знакомился. Знаком «минус» (-) отмечается то, что идёт вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чём он думал иначе. ? Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требу ет дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее. + Знаком «плюс» отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

«Верны ли утверждения». Предлагаю вам вспомнить материал окружающего мира. На столах у вас листы зеленого цвета. На них записаны утверждения, с которыми вы можете либо согласиться, либо нет. При согласии ставим «+», при несогласии–«-».

Приступайте.

1.Мы вдыхаем углекислый газ, а выдыхаем кислород -

2. Легочные пузырьки находятся в гортани -

3.Табачный дым полезен для организма -

4.Акваланг помогает дышать под водой +

5. Кашель и чихание- защитная реакция организма на пыль+

6. Для лучшей работы органов дыхания нужно чаще бывать на свежем воздухе +

В конце приема обязательное сличение с эталоном.

«Поиск нужной информации». В предложенном тексте найдите спрятанные названия зверей.

Пришли ребята в зоопарк. Возле входа – поленья.  И объявление: «Мухомор жареный». Рысью пробежал охранник. Ребята за ним, но по пути заслон. Послышалось рычание. «Принести грабли! – скомандовал охранник. Принесли самые новые. «Велика банка, - почему-то сказал охранник. И добавил: «Зоопарк закрыт». Так и не увидели ни одного зверя. А жаль. Их здесь вон сколько. Целых девять, и все на виду. Найдите их!

Сверяем с образцом выполнения.

«Осмысление» Собаки-водолазы

Среди разных собачьих пород есть и собаки-водолазы. Они не носят скафандра, как водолазы-люди, но их «профессия» тоже связана с морем.

Эти большие, сильные собаки помогают рыбакам. Они хватают за край рыбацкой сети и помогают рыбакам вытаскивать ее из воды.

Выбери правильный ответ:

Собаки-водолазы…

Добывают затонувшие корабли

Охотятся под водой

Помогают рыбакам вытаскивать сети

- О чем говорится в первом абзаце?

- О чем говорится во втором абзаце?

«тонкие и толстые вопросы» (Прием "Тонкие и толстые вопросы" может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.)

«чтение с остановками (Материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начале учащиеся по названию текста определяют, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.    

Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными

Приём «Кубик Блума»

Кубик представляет собой объёмную фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа:

Назови…

Почему…

Объясни…

Предложи…

Придумай…

Поделись…

Таким образом, ребёнок сам ищет пути решения проблемы во время ответа исходя из собственного опыта и познания.

Работа с кубиком строится следующим образом:

Учитель формулирует тему урока и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии.

Педагог бросает фигуру, а ученик отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани.

Ответ на каждый вопрос кубика помогает учителю не только выявить уровень познавательной активности учащихся, но и сделать вывод об эмоциональной составляющей урока, прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у детей.

«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах уроков любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих уроках, когда у ребят уже есть представление о сути темы.

Формулировки вопросов для детей 1-2 класса лучше упростить.

Можно назвать грани фигуры так:

Опиши (то есть ребёнку нужно назвать форму, цвет, размер предмета или просто назвать явление);

Сравни (необходимо указать сходства и различия с уже знакомыми предметами или процессами);

Предложи ассоциацию (ученик должен назвать то, с чем у него ассоциируется тот или иной объект или явление);

Проанализируй (как сделан предмет, из чего состоит);

Используй (дети показывают, как можно применить предмет);

Оцени (малыши перечисляют достоинства и недостатки рассматриваемого).

Или так:

Предложи (свой вариант названия сказки);

Назови (основных героев);

Придумай (другой ход событий);

Почему (основной герой поступил так);

Объясни (почему такой конец сказки);

Поделись (своими мыслями и переживаниями от прочитанной сказки).



Приём «Ромашка Блума»

«Ромашка» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?». Целью этих вопросов является предоставление ребёнку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал.

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?» и направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему зимой выпадает снег?»

Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу «бы», элементы условности, предположения, прогноза: «Что изменилось бы ...», «Что будет, если ...?» «Как ты думаешь, как будут развиваться события в рассказе после...?».

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение оценки тех или иных событий, поступков, действий, явлений. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?», «Как вы относитесь к поступку главного героя?»

Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как можно применить ...?», «Что можно сделать из ...?», «Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?»

Опыт использования этого приёма показывает, что дети всех возрастов, в том числе и первоклассники, понимают значение всех типов вопросов и в подтверждение этому, могут составить свои.

«дерево предсказаний» (Групповая работа. Подумайте и дайте ответы на вопросы.
1.Что будет дальше? 
2.Чем закончится рассказ? 
Дети обмениваются идеями, заполняют «Дерево предсказаний».)

«синквейн» В данном случае речь идет о работе, состоящей из пяти этапов. Вот некоторые возможности использования данной стратегии на уроке чтения.

При прохождении учебного материала из раздела «Русские народные сказки» предлагаем определить значение слова сказка на основе составления синквейна.

Имя существительное, выраженное одним словом.

Описание темы именами прилагательными.

Описание действия.

Фраза, выражающая отношение автора к теме.

Слово — синоним.

Прием «Составь задание»

В последнее время большое значение уделяется методу проектов, который способствует развитию творчества учащихся. Это может быть тест, составление ребуса, кроссворда, головоломок. Здесь, конечно, нужно учитывать то обстоятельство, что ребёнок не обладает достаточным временем, чтобы составить интересный кроссворд, или головоломку. Поэтому такие задания можно задать на дом.

Для совершенствования навыков работы с текстом можно использовать приемы К.Е.Безуха. Это короткие, но ёмкие и информативные задания и упражнения, расширяющие общий кругозор обучающихся. Они позволяют заинтересовать их и заставить размышлять, поэтому удачны для отработки ключевых понятий, терминов. Цель: увеличение словарного запаса; приобретение навыков словообразования; формирование умений работать с текстом.

Примеры игр:

1. Составить разные предложения из набора ключевых слов;

2. Развитие беглости: назвать как можно больше значений одного и того же термина;

3. Составить из букв длинного слова как можно больше других слов;

4. Классификация терминов и ключевых слов;

5. Составить краткий рассказ из слов на одну букву, сочетающихся по смыслу с предложенным текстом;

6. Найти в тексте содержательные ошибки и исправить, переписав нужные предложения правильно;

7. «Чтение с закладкой»;

8. Восстановить деформированный текст;

9. Расставить в терминах ударения;

10. Выразить мысль другими словами;

Таким образом, изучение данного вопроса позволяет сделать вывод, что выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, научно-познавательных текстов, инструкций, научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации, овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

У обучающихся будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование.

 Обучающиеся начнут размышлять над текстом до чтения, анализируя заголовок, иллюстрации, которые продолжаются в ходе всего чтения; не будут пропускать непонятные слова, выражения; из каждого слова они будут отбирать информацию для продуктивного чтения; анализируя словосочетания, предложения и связи между ними, смогут лучше понимать прочитанный текст; начнут задумываться над дальнейшим развитием событий, сверять свои размышления с текстом включать воображение, которое помогает воссоздавать происходящие картины, додумывать, придумывать, а через это и лучше запоминать текст. Приемы работы с текстом нацелены на развитие коммуникативных умений обучающихся, умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту.

Работа с текстом, выстроенная с применением не только эффективных приёмов работы с информацией, но с такими приёмами, которые будут заинтересовывать детей, несомненно, окажет благотворное влияние на формирование метапредметных умений у обучающихся.


Использованная литература

1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М, Просвещение, 2012 год

2 Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст] / А. Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2011.

3 Асмолов А. Г., Бурменская Г.В. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред.

4. Безруких М.М. Формирование навыков чтения и письма в процессе обучения детей. Российская государственная российская библиотека. http://metodisty.narod.ru/vsd04.htm

5. Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // [Электронный ресурс] www.school 2100.ru

6.Галактионова Т.Г. и коллектив авторов «Учимся успешному чтению». Учебно-методический комплект для реализации междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работы с текстом» в начальной школе. Рабочая книга учителя «Учим успешному чтению». - М.: Просвещение, 2012. Серия «Работаем по новым стандартам»

7. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 1 класс: методическое пособие. М. ВентанаГраф, 2013

8.Зобнина М. А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? // Начальная школа. — 2007. — № 8. — С. 35–43.

9.Кокоулина, С. В. Стратегии смыслового чтения в начальной школе для достижения метапредметных результатов обучения— Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 48-51. — URL:

10. Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению. // Начальная школа. 2013. №4.

11. Скрипова Н.Е., А. В. Бабухина Технологии формирования смыслового чтения в начальной школе [Электронный ресурс] : методическое пособие – Челябинск : ЧИППКРО, 2019. – 116 с.

12.Ушакова О.В.Смысловое чтение как метапредметный результат реализации системно-деятельностного подхода. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании».







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.