Отчет о педпрактике на тему «Работа с текстом как средство формирования грамотности устной и письменной речи на уроках русского языка и литературы»
Учитель русского языка и литературы:
Беркимбаева Жанна Абдрашевна
МБОУ «Гимназия» г. Гай
Работа с текстом как средство формирования грамотности устной и письменной речи. (Системно-деятельностный подход на основе обновления образования.)
В системе современного образования преподавание филологических дисциплин занимает одно из важнейших мест и претерпевает в настоящее время значительные изменения.
Одна из основных задач учителя русского языка и литературы - обучение детей навыкам устной и письменной речи, которые являются главными составляющими в обновлённой концепции преподавания русского языка и литературы.
Умение говорить так важно на уроках сегодня ещё и потому, что большинство заданий по разным предметам предполагает тестовую подготовку, в которой учащиеся проявляют самостоятельность, а это ведет к тому, что ребенок разучивается говорить и во взрослую жизнь входит человеком, хорошо владеющим компьютером, но не словом. Это основная проблема учителей-словесников.
Моя задача состоит в том, чтобы научить школьника говорить, мотивируя его на активное речевое осмысление текста через проблемное обучение. Проблема может ставиться не только на уроке литературы при изучении того или иного произведения, где так важно порой доказать свою точку зрения, отличающуюся от авторской, но и на уроках русского языка путем исследования происхождения слова или его словообразовательной структуры.
Это нашло отражение и в практике, а именно: в проведённых открытых уроках с целью повышения грамотности устной и письменной речи, умение работать с текстом разных стилей речи и выстраивать свои высказывания.
На уроках русского языка и литературы особое внимание уделяю работе с текстом. Очень важны критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Это фрагменты из произведений Д. С. Лихачёва, К.Г. Паустовского, В. В. Конецкого, М.М. Пришвина и других авторов. С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о необходимости бережного отношения к слову, тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о национальных традициях, о проблемах экологии и т. п. При этом самого пристального внимания учителя требует эмоциональное звучание текста, то настроение, которое передает автор.
Повышение грамотности устной и письменной речи проводится на уроках русского языка с 5-го класса. Для того чтобы развивать грамотность, подбираю тексты с определённой орфограммой. Например, при изучении темы «Правописание Ы-И после русских и иноязычных приставок» предлагаю вставить орфограммы в следующем тексте:
Небезызвестный частный сыщик Разыграев находился почти в прдынфарктном состоянии. Из-за безынициативности его помощников до сих пор не было раскрыто дело о краже крупной партии безыскровых сварочных аппаратов. Ощущая полную безысходность, сыщик мысленно сравнивал себя то с безыглым ежом, то с безыдейным идеологом, который ни на что не способен.
«Правописание приставок ПРЕ-ПРИ»
Пребывая на отдыхе, президент преуспевающей кампании, приверженец
новых взглядов и превосходный коммерсант, предавался воспоминаниям о прекрасных днях, проведенных в Прикарпатье.
Преодолев множество преград, он наконец смог претворить в жизнь свою мечту: прибыл в этот южный город и сразу же приступил к осмотру местных достопримечательностей, причудливых построек презентабельных отелей и престижных магазинов.
На уроках я работаю с текстами разных типов и стилей речи.
Например, на уроке русского языка в 5-ом классе при изучении темы «Типы речи», на стадии актуализации знаний предлагаю материал для наблюдения:
- Прочитайте тексты, чем они отличаются друг от друга? И что в них общего?
1) Дуб обыкновенный представляет собой листопадное дерево, растущее не выше 50 метров в высоту. Листья дуба перистые, расположенные на коротких черешках. Кора дуба темно-серого цвета, сильно растрескивающаяся.
2) Дуб — удивительное растение. Он растет сотни лет. Молния ударит в него, опалит огнем, и все равно весной распустятся на его черных ветках зеленые листочки.
3) Отчего подушки под телеги вырезают и ступицы под колеса точат не из дуба, а из березы? Подушки и ступицы нужны крепкие, а дуб не дороже березы.— Оттого, что дуб колется вдоль, а береза не расколется, а вся измочалится.
Помимо готовых текстов, ребятам предлагаются творческие задания по созданию собственного текста.
Например, на уроках русского языка одним из видов творческой работы являются «Ассоциативные шаги». В этом упражнении учащиеся должны установить между словами ассоциативный переход длиной в несколько шагов. Например, между словами шёпот - шорох устанавливается ассоциативная цепочка. Составляется текст, 1 – уч-к – начало 2 – конец. Это задание можно выполнять как индивидуально, так и в парах. Развивая письменную речь, мы учим ребят контактировать друг с другом.
На уроках русского языка я работаю с текстами разных типов и стилей речи.
Например, на уроке, темой которого было «Умеем ли мы говорить правильно?» обучающиеся создавали текст следующего характера: представьте, что вы корреспонденты, которым поручили осветить тему «Нужно ли есть овощи и фрукты и все ли могут это себе позволить?», используя имена сущ., обозначающие название овощей и фруктов в Р. п. мн.ч.
На уроке литературы при изучении поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» предлагаю творческое задание, которое способствует формированию монологической речи обучающихся:
составить диалог с Плюшкиным по вопросам:
- Как живёте, господин Плюшкин?
- А ведь когда-то Вы были прекрасным хозяином, соседи ездили к Вам учиться мудрой скупости, разумной бережливости.
Использование на уроках русского языка и литературы кейс метода необходимо для формирования грамотности устной и письменной речи. С помощью кейс-задания обучающиеся создают собственные устные высказывания. Кейс метод формирует умение самостоятельно принимать решения и находить правильные ответы на вопросы. Данный метод предполагает созидание, творческий подход и креативность со стороны учащихся. Здесь важен не только конечный результат, но и сам процесс получения знаний.
Например, на уроке внеклассного чтения при прохождении произведения А. Грина «Алые паруса» предлагаю просмотреть видеоролика из кинофильма «Алые паруса». После чего ребята делятся на группы и выполняют кейс-задание:
1) В каких словах Грэя звучит основная мысль феерии?
2) Нужны ли в наше время такие неистовые мечтатели, как Грин и его герои?
3) Современно ли произведение «Алые паруса»? (Современно ведь не только то, что отражает время, но и то, чего этому времени не хватает.)
Например, при изучении рассказа А. П. Платонова « В прекрасном и яростном мире» предлагаю следующее кейс-задание:
1) В чём заключается формула жизни А.П. Платонова?
(Одно из слагаемых “формулы жизни” по Платонову – труд, работа, любимая работа, которая оправдывает жизнь, мастерство в профессии. Труд – это нравственное содержание человеческой жизни. Чувство ответственности за других, за все в мире.)
2) В чем, по мнению Платонова, проявляется “ярость” мира?
3) Чем же тогда прекрасен этот мир?
На уроке русского языка часто необходимо работать с учебным теоретическим материалом для этого использую такой вид деятельности, как работа в парах. При изучении новой темы обучающиеся делятся на экспертов и исследователей: эксперты, прочитав параграф учебника, составляют вопросы для исследователей, а исследователи отвечают на них. Таким образом, ребята самостоятельно учатся добывать знания, и при этом развиваются навыки устной и письменной речи, развивается логическое мышление.
Итак, чтобы способствовать развитию монологической речи и навыков диалогов учащихся на уроках русского языка и литературы нужно использовать различные формы активизации учащихся: доступность материала, умелую постановку вопросов, позволяющих воздействовать на эмоции учащихся, заинтересованность, раскрепощённость атмосферы урока, открытость суждений, честность.
Литература:
1. Канарская О. В. Инновационное обучение. СПб,
2. Концепция преподавания русского языка и литературы.
3. Педагогические мастерские: теория и практика. Сост. Н. И. Белова, И. А. Мухина. СПб, 1998.