12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тиунова Лидия Юрьевна375
Материал размещён в группе « Учителю истории и обществознания»

Прочитай текст и выполни задания. При ответе на вопросы тебе поможет карта.

 

Путь из «варяг в греки»

 

Еще зимой на берегах реки Волхов и Ильмень-озера в дремучих лесах начинали стучать топоры, валились деревья... Здесь же, в заснеженном лесу, деревья распиливались, обтесывались, в бревнах вы­далбливалась середина, наслаивались борта-набойки, ставились весла... И едва таял лед на реках и озерах, корабельщики спускали свои однодеревки в весенние водоемы, а затем подтягивали лодки к Днепру, чтобы плыть до Киева.

Ранней весной на Днепре у Киева собирались суда-однодеревки, которые снаряжались в далекий поход: готовились запасные весла и мачты для парусов, якоря, припасались корабельные канаты, всякий нужный в дороге инструмент, продовольствие.

К июню все было готово. И длинная вереница однодеревок отправлялась в путь.

И кажется, собралась здесь вся Русь: вот однодеревки киевские, а вот из Новгорода, Полоцка и других русских городов. Поодаль держатся варяжские гости. А это византийские купцы, возвращающиеся домой после зимовки в Киеве.

Первая остановка по пути в Византию в крепости Витичев. Здесь уже кончается земля Русская и начинается Дикое поле, безоглядная, бескрайняя степь - владения кочевников, места лихих набегов и кровавых сеч. Здесь нужно быть внимательным и осторожным - того и гляди, засвистят с берега печенежские стрелы. Но пока однодеревки идут посредине Днепра, купцам не грозит враг - не достать их кочевникам.

Сложнее на порогах. Четвертый порог самый опасный. С высоты пяти метров падает здесь вода с каменной террасы. Мигом погибает тут зазевавшийся корабельщик, в щепы разбивает порог лодку. Недаром его с древности называли "Ненасытец".

Караван останавливается подальше от порога, лодки вытаскивают на берег, и тут же отряд делится на две части: хорошо вооруженные сторожевые заставы уходят в степь, оберегая караван от неожиданного набега печенегов, остальные разгружают лодки, перетаскивают товары посуху к тому месту на берегу, откуда можно уже безопасно плыть дальше. Следом переправляют посуху же лодки. Те, что полегче, несут на плечах, тяжелые суда тащат волоком.

После седьмого порога Днепр сужается. Здесь стрела, пущенная из лука, долетает с одного берега на другой. Здесь-то обычно и ждут печенеги торговые и посольские караваны: не укрыться от них ни на середине реки - всех перебьют из луков; не проскользнуть и по суше - печенежские засады караулят за ближайшими холмами. Если уж пришли на переправу печенеги, то туго приходится корабельщикам - нужно браться за оружие...

На острове Хортица первый большой отдых. По традиции путешественники приносят здесь жертвы богам. Кроме жертвоприношений и отдыха корабельщики приводят в порядок свои суда: зашивают изорванные ветром паруса, чинят расшатанные мачты и уключины, заменяют сломанные реи, весла.

Теперь начинается переход через Черное море. Если вдруг начинается непогода, и волны грозят опрокинуть однодеревки, корабельщики пристают к берегу. Через несколько дней однодеревки входят в границы Византийской империи. Отсюда часть каравана продолжает морской путь до Царьграда, а другие нанимают телеги и, не желая больше продолжать тяжелое и рискованное плавание, отправляются в столицу Византии по суше.

По рассказу А.Сахаров «Путь из «варяг в греки».

Как ты понимаешь название пути? Назови опасности, которые встречались путешественникам на пути из «варяг в греки».

Почему корабли начинали строить зимой?

Определи, что является начальной и конечной точкой данного пути. Перечисли географические объекты, которые встречаются на данном пути.

Напиши составные части однодеревок. Дай определение однодеревок.

Предположи, зачем путешественники проводили жертвоприношения.

Оцени значимость «Пути из «варяг в греки» для развития международных отношений.


 

Опубликовано в группе « Учителю истории и обществознания»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.