Рабочая программа модуля «Тайны истории» (история, 6 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ СОШ №
«___»_____________ 2016 г. |
«СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР
«___»_____________ 2016 г. |
«РАССМОТРЕНО» На заседании кафедры Протокол №_____ от «___»____________ 2016 г. |
Рабочая программа
модуля «Тайны истории»
в 6 классе
2016 – 2017 учебный год
Количество часов в неделю – 1 час, в год – 35 часов
Составитель:
учитель истории и обществознания
Брюховиченко Елена Юрьевна
Воронеж 2016
Рабочая программа модуля «Тайны истории» для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012, Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования от 01.03.2012, в соответствии с историко-культурным стандартом.
Планируемые результаты усвоения учебного предмета.
Изучение истории в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
личностные:
уважение к историческому прошлому своего и других народов; развитие бережного и уважительного отношения к историческому наследию;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
развитие интересов и способностей к самоорганизации, готовности к сотрудничеству, активности и самостоятельности;
формирование активного познавательного интереса обучающихся к истории; повышение мотивации учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
развитие навыков самостоятельной творческой деятельности;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.
метапредметные:
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта обозначенных учителем ориентиров действия при работе с новым учебным материалом;
планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты, адекватно оценивать свои возможности, условия и средства достижения целей;
самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций путём сотрудничества;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
выявлять разные точки зрения и сравнивать их, прежде чем принимать решения и делать выбор;
осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь путём сотрудничества;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью, строить монологические контекстные высказывания;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
проводить сравнение, типологизацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
выявлять проблему, аргументировать её актуальность;
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проводить исследование её объективности (под руководством учителя);
делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
предметные:
владеть целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основе миропонимания и познания современного общества;
применять понятийный аппарат исторического знания;
уметь изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их познавательную ценность;
уметь применять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;
применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
В результате изучения учебного предмета обучающийся должен:
знать:
основные факты, явления, процессы, понятия, связанные с проблематикой курса;
логику исторического исследования;
историографические подходы к изучению определенных исторических процессов и ситуаций, те или иные способы трактовки и интерпретации исторических фактов;
уметь:
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
грамотно логически представить результаты самостоятельной исследовательской работы, как в устной, так и в письменной форме.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей: сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
физического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеҗдениями, культурными ценностями, социальным положением.
Содержание учебного предмета
№ п/п |
Тема |
Часы |
1. |
Семь чудес света |
1 |
2. |
Мифы народов мира о потопе, положившем конец Золотому веку человечества |
1 |
3. |
Баальбек — неразрешённая загадка древности |
1 |
4. |
Фрески Тассили |
1 |
5. |
Как открывали Америку |
1 |
6. |
Гаммельнский крысолов |
1 |
7. |
В поисках библиотеки Ивана Грозного |
1 |
8. |
Проектная деятельность |
1 |
9. |
Заключительное занятие |
1 |
Итого |
9 ч. |
Тема 1. Семь чудес света. 1 ч
Чудо первое — Египетские пирамиды. Чудо второе — Сады Вавилона. Чудо третье — Храм Артемиды Эфесской. Чудо четвертое — Галикарнасский мавзолей. Чудо пятое — Колосс Родосский. Чудо шестое — Александрийский маяк. Чудо седьмое — Статуя Зевса Олимпийского.
Тема 2. Мифы народов мира о потопе, положившем конец Золотому веку человечества. Ролевая игра «Конгресс народов». 1 ч
Представители разных народов приглашены на Конгресс, где знакомят остальных со своей версией истории о Всемирном Потопе. Все они, по договоренности, принесли письменные копии своих рассказов для библиотеки на папирусе (в виде табличек и т. п.). Сообщения о потопе из Библии и Корана, ассирийская легенда о потопе. Истории потопа: вавилонская, шумерская (см. приложение), майя (в книге «Попол – Вух»), иранская книга «Авеста» и «Кодекс Чималпопока», Мексика, «Теогония» Гесиод, древнеславянская песня птицы Гамаюн и пр.
Тема 3. Баальбек — неразрешённая загадка древности. 1 ч
До сих пор не удалось обнаружить никаких сведений, которые подсказали бы, кто и когда соорудил в Баальбеке террасы из обтёсанных монолитов. Это, по меньшей мере, странно — ведь речь идёт не о каких-то мелких деталях, а о каменных громадах, по сравнению с которыми меркнут даже такие грандиозные постройки как, египетские пирамиды. Исполинские террасы Гелиополиса причислили к чудесам света — и совершенно справедливо. Многотонные монолитные каменные блоки с величайшей точностью уложены друг на друга. Они плотно пригнаны и держатся без всякого связующего состава. Каменные блоки имеют в длину 29 м, высоту 4 м и толщину 3,6 м. Вес каждого из гигантов составляет от 800 до 1000 тонн.
Тема 4. Фрески Тассили. 1 ч
Казалось, Сахара всегда была громадной пустыней со скудными землями и редким населением. В V веке до нашей эры Геродот писал о песчаных дюнах, соляных куполах и пустоте раскаленного мира пустыни. Страбон, живший на четыре века позже, рассказывал о том, как обитатели Сахары берегут воду: кочевники укрепляют бурдюки с водой под брюхом коней. Еще через сто лет Плиний описывает реки, возникающие лишь после редких дождей, колодцы в пустыне… Сахара казалась вечной, незыблемой и постоянной в своей враждебности к человеку. Однако, найденные на плато Тассили (на языке туарегов означает «речное плато») многочисленные наскальные фрески убедили ученых, что Сахара относительно недавно (около 7 тысячелетия до н. э.) была благодатным краем. Цивилизация в Сахаре старше цивилизации в долине Нила по той причине, что нижняя часть этой долины была непригодна для оседлой жизни: значительно более широкая и полноводная, чем сегодня, река текла среди обширных болот. Самая большая в мире картинная галерея на плато Тассили, протянувшаяся на сотни километров, — память о том, как развивалась здесь согретая солнцем и напоенная реками человеческая цивилизация, создаваемая неизвестными нам народами, позднее влившимися в иные культуры.
Тема 5. Как открывали Америку 1 ч
Сегодня ученые уже не подвергают сомнению факт того, что именно норвежские мореплаватели, а не испанцы во главе с Христофором Колумбом, первыми из европейцев открыли Америку. Лейф Эрикссон, сын Эрика Рыжего, за пять столетий до Колумба посетил Северную Америку. На каких кораблях викинги покоряли Атлантику. Кто из современных путешественников и реконструкторов повторил их путь. Как происходило заселение Северной Америки европейцами после ее открытия Колумбом. Какие бедствия терпели первые поселенцы, как протекали их взаимоотношения с индейцами. Когда Северная Америка была заселена предками индейцев.
Тема 6. Гаммельнский крысолов. 1 ч
Даже в наше время почти каждый немец знает легенду о крысолове из Гаммельна. Возникшая, по предположению ученых, в XIII в., она повествует о загадочном музыканте, который привлекал своей музыкой детей или скот. Гаммельнский вариант легенды — не единственный, но наиболее популярный, поскольку только в нем точно названа дата события — 26 июня 1284 г. Это дает возможность предположить, что в основу байки легли реальные исторические события, которые со временем обросли домыслами, фантастическими подробностями и стали больше похожи на сказку, чем на быль.
Тема 7. В поисках библиотеки Ивана Грозного. 1 ч
Более 500 лет энтузиасты ищут библиотеку Ивана Грозного. По легенде, племянница последнего византийского императора, Софья Палеолог, в 1472 году ставшая женой московского князя Ивана III, привезла в Москву древние греческие и латинские рукописные книги. По различным сведениям среди книг этой библиотеки были редкие даже для того периода экземпляры рукописей, о которых на Западе знали только понаслышке: греческие пергамины, латинские хронографы, древнеегипетские манускрипты, ярлыки и дефтери от монгольских ханов, книги Востока и других народов. В подземных хранилищах и тайниках находятся летописания древних славянских, скифских и других народов нашей страны до XV века, а также богатейшие собрания книг, вывезенных из Новгорода, Твери, Владимира, Суздаля, Пскова. Член голландского посольства в Москве Николас Витсен свидетельствует, что в государевой библиотеке находились книги из знаменитой Александрийской библиотеки и собрания древних географических карт, в том числе и империи Чингисхана.
Проектная деятельность. 1 ч.
Определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования. Выдвижение гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования. Обсуждение способов оформления результатов проекта. Сбор, систематизация и анализ полученных данных. Оформление результатов и их презентация. Формулирование выводов.
Заключительное занятие. 1 ч
Круглый стол. Защита проектов. Подводим итоги: чьё выступление было самым интересным, остроумным, полезным, запоминающимся. Что нового и полезного узнали ребята. Нужен ли этот курс.
Формы контроля
Данная программа предусматривает контроль в виде защиты проектов.
№ п/п |
Тема |
Форма контроля |
1. |
Семь чудес света |
подготовка проекта |
2. |
Мифы народов мира о потопе, положившем конец Золотому веку человечества |
подготовка проекта |
3. |
Баальбек — неразрешённая загадка древности |
подготовка проекта |
4. |
Фрески Тассили |
подготовка проекта |
5. |
Как открывали Америку |
подготовка проекта |
6. |
Гаммельнский крысолов |
подготовка проекта |
7. |
В поисках библиотеки Ивана Грозного |
подготовка проекта |
8. |
Проектная деятельность |
подготовка проекта |
9. |
Заключительное занятие |
защита проектов |
В процессе обучения для самостоятельной работы учащихся, формирующих универсальные учебные действия, используются следующие технологии:
дифференциация и индивидуализация в системе познавательных, проблемных и творческих заданий, носящих характер исследований в системе текущего и тематического контроля;
постановка учебных задач с позиций проблемно-развивающего обучения;
активизация учебной деятельности с помощью разнообразных форм;
организация учебного процесса в виде индивидуальной, парной, групповой, коллективной деятельности;
использование различных средств обучения (в т. ч. раздаточного дидактического материала, исторических документов, учебных карт и картин, иллюстраций).
Тематическое планирование модуля «Тайны истории» в 6-м классе
№ |
Название раздела программы |
Кол-во часов |
№ урока |
Тема урока |
УУД. Деятельность учащихся. |
1 группа |
2 группа |
3 группа |
4 группа |
||||
План |
Факт |
План |
Факт |
План |
Факт |
План |
Факт |
||||||
1. |
Тайны истории |
8 |
1 |
Семь чудес света |
Определять цели деятельности, составлять план действий по достижению результата творческого характера. Работать по составленному плану с сопоставлением результатов с исходным замыслом. Понимать причины возникающих затруднений и искать способы выхода из ситуации. Работать с информацией; предполагать, какая информация нужна; отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, интернет ресурсы. Организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.) Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств информационно-коммуникационных технологий. При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами. |
||||||||
2 |
Мифы народов мира о потопе, положившем конец Золотому веку человечества |
||||||||||||
3 |
Баальбек — неразрешённая загадка древности |
||||||||||||
4 |
Фрески Тассили |
||||||||||||
5 |
Как открывали Америку |
||||||||||||
6 |
Гаммельнский крысолов |
||||||||||||
7 |
В поисках библиотеки Ивана Грозного |
||||||||||||
8 |
Проектная деятельность |
||||||||||||
9 |
Заключительное занятие |
Выступать с творческими работами на выбранную тему. |