12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шевченко Ольга Васильевна135
Россия, Амурская обл., Белогорский район, с. Возжаевка

Тема

Упражнение в распознавании имён существительных 1-го склонения.

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний.

Цель

Распознавание имен существительных 1-го склонения и применение способов  проверки написания безударных падежных окончаний.

Задачи:

- закрепить знания обучающихся об именах существительных 1-го склонения;

- углубить знания обучающихся о способах  проверки написания безударных падежных окончаний;

- развивать интерес к учению применением ЭОР;

- содействовать воспитанию аккуратности, сосредоточенности, ответственности.

УУД

Регулятивные:

- умение формулировать тему и цели урока;

- умение составлять алгоритм и последовательность действий;

- умение контролировать свою деятельность способом сравнения с образцом;

- умение оценивать процесс и результат деятельности.

Познавательные:

- умение строить устные высказывания: формулирование проблемы и её решение;

- поиск и выделение необходимой информации;

- установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные:

- умение слушать и слышать учителя, ученика;

- вступать в диалог;

- сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач;

- адекватно оценивать себя, работу в паре, формулировать собственное мнение.

Личностные:

- воспитывать культуру поведения на уроке;

- создать условия для формирования интереса к учебной деятельности;

- развивать способность к самооценке.


                                                            Ход урока

I. Самоопределение к деятельности.

1) - Ребята, какую отметку вы хотели бы получить сегодня на уроке? Что нужно сделать, чтобы достичь этой цели? Давайте попробуем сформулировать правила успешного урока, опираясь на фотоматериал представленный на слайде.

(Обучающиеся составляют правила успешного урока: слушать внимательно объяснение учителя, активно работать на уроке, работать совместно и самостоятельно.)


2) Запись числа и классной работы.

II. Актуализация знаний и постановка учебной задачи.

- Прочитайте слова на экране.

Ил..я, з..мля, л..са, р..ка.

- Какое задание надо выполнить?

(Обучающиеся формулируют задание. Ребята называют вид орфограммы и способ проверки.)

- Запишите слова в тетрадь.

- Задайте к каждому слову вопрос и сделайте вывод, к какой части речи они принадлежат.

(Ребята задают вопросы к каждому слову и делают вывод, что это имена существительные.)

- На какие две группы можно разделить эти слова?

(Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.)

- Какое слово можно считать лишним и почему?

(Слово Илья - орфограмма разделительный мягкий знак, а в других словах – проверяемая безударная гласная. Илья – имя собственное, а остальные слова – нарицательные имена существительные.)

- В каждом слове выделите окончание и определите род.

(Ребята выполняют задания и делают вывод о том, что это существительные 1 –го склонения.)

- О каких именах существительных пойдёт речь сегодня на уроке?

(Обучающиеся формулируют тему урока. Сегодня на уроке мы будем говорить о существительных 1-го склонения.)

- Какие задачи стоят перед нами? Посмотрите на экран и продолжите фразы.

1) Вспомнить ...

2) Учиться находить ...

3) Учиться правильно писать ...

(Обучающиеся проговаривают, что надо вспомнить, какие имена существительные относятся к 1 склонению, учиться находить существительные 1 склонения в речи, учиться правильно писать безударные падежные окончания существительных 1 склонения.)

III. Обобщение и систематизация знаний.

1) Вспоминаем, какие имена существительные относятся к 1 склонению, составляем алгоритм определения склонения у имён существительных, находим имена существительные 1 склонения в речи.

Работа в группах.

                                                Задание для 1 группы

Задание:

- Прочитайте разные понятия, которые даны на карточках. Выберите только те, которые относятся к 1 склонению. Составьте таблицу – помощницу для ответа.

Карточки с понятиями:

прилагательные

существительные

средний род

местоимения

глагол

женский род

мужской род

окончание – я

1 склонение

окончание – о

окончание – а

окончание нулевое

Вывод учеников 1 группы:

- К 1 склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями – а , – я. (Можно попросить повторить эту информацию ребят из других групп.)

                                                   Задание для 2 группы

Задание:

- Прочитайте разные понятия, которые даны на карточках. Составьте из них алгоритм, по которому можно определить 1 склонение имени существительного.

Карточки с понятиями:

прочитай слово

1 склонение

выдели окончание

поставь слово в начальную форму

если м.р. или ж.р. с окончаниями – а, – я

определи род

Вывод учеников 2 группы:

- Надо прочитать слово, поставить в начальную форму (при необходимости), определить род, выделить окончание, если окончания – а, – я, то это 1 склонение. (Можно попросить представителя другой группы определить склонение существительного, используя этот алгоритм.)

                                               Задание для 3 группы

Задание:

- Прочитайте слова. Среди данных слов найдите только имена существительные 1 склонения.

Карточка с текстом:

Картина, огурец, кварти­рой, метель, Илья, картофель, юноша, чувство, яблоня, шоссе, дедушка, горизонт, заря, улицей, восток,  погодой.

Вывод учеников 3 группы:

- Среди данных слов мы выбрали существительные 1 склонения: картина, кварти­рой, Илья, юноша, яблоня, дедушка, заря, улицей, погодой. Все эти слова женского или мужского рода с окончаниями – а, – я. (Можно предложить детям других групп найти лишнее слово среди предложенных на слайде.)

2) Безударные падежные окончания имён существительных 1 склонения. Первый способ.

- Ребята, напомните, пожалуйста, тему урока.

(Обучающиеся формулируют тему урока.)

- А что такое склонение?

( Это изменение имён существительных по падежам.)

- Давайте с вами просклоняем существительные 1 склонения: земля и река.

(Обучающийся склоняет имена существительные у доски.)

- Обратите внимание на окончания этих слов. Какие они?

(Ударные)

- Давайте составим таблицу падежных окончаний имён существительных 1 склонения.

(Ребята составляют таблицу падежных окончаний имён существительных 1 склонения.)

- Но окончания имён существительных не всегда бывают ударными. И тогда может возникнуть проблема.

- Для написания какой новой орфограммы мы можем использовать эту таблицу? (Безударное падежное окончание имён существительных 1 склонения.)

- Давайте попробуем выполнить задания на практике. (Ребята вставляют пропущенные падежные окончания , используя таблицу падежных окончаний.)

- А сейчас я предлагаю выполнить вам интерактивное задание на формирование умения писать безударные падежные окончания имён существительных 1 склонения.

(Ребята выполняют задание на образовательном портале Learning Apps:  https://learningapps.org/watch?v=pj6zhozat21)

3) Безударные падежные окончания имён существительных 1 склонения. Второй способ.

- Сегодня мы познакомимся ещё с одним способом написания падежных окончаний существительных.

(Ребята просматривают видеофрагмент: https://www.youtube.com/watch?v=L2EdGP05Jgs

Затем объясняют другой способ написания падежного окончания, в котором можно использовать слова –помощники.)

- Давайте попробуем выполнить задания на практике.

(Ребята вставляют пропущенные падежные окончания , используя второй способ.)

- Сравните эти способы и сделайте вывод, каким вам пользоваться легче? (Ответы детей)

VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

1) Продолжите предложение.  Склонение – это…

А) изменение имён существительных по числам

Б) изменение имён существительных по падежам

В) изменение имён существительных по родам

2) Найдите имя существительное 1 склонения.

А) лось Б) дедушка

В) метель Г) внук

3) Найдите имя существительное, которое не относится к 1 склонению.

А) сирень Б) папа

В) ваза Г) Коля

4) Определите имя существительное по его признакам: ж.р. , 1 скл. , ед. ч. , П.п.

А) о скатерти Б) к лошадке

В) на сцене Г) без билета

5) Определите падеж имён существительных в словосочетаниях:   читаю книгу, смотрю на луну.

А) Родительный

Б) Именительный

В) Винительный

Г) Предложный.

(Обучающиеся отвечают на вопросы теста и затем сверяют результат с эталоном. Ребята вместе с учителем анализируют допущенные ошибки.)

VII. Рефлексия.

- Ребята, давайте вернёмся к началу урока и выясним, все ли поставленные задачи мы выполнили.

(Ребята делают вывод о том, что все поставленные задачи выполнены.)













































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.