Технологическая карта урока русского языка «Упражнение в распознавании имён существительных III склонения»
Технологическая карта урока
ФИО Филипко Владлена Александровна
Класс: 4в
Предмет: Русский язык
Тема: «Упражнение в распознавании имен существительных III склонения. Закрепление»
Тип урока: урок закрепления и повторения
Цель: вспомнить и закрепить существительные I, II, III склонения
Задачи:
1. Предметные:
Актуализировать знания об имени существительном;
Формировать знания для определения окончаний существительных;
Овладение умением обосновывать написание падежных окончаний имѐн существительных в разных склонениях.
2. Метапредметные:
Познавательные: воспитывать познавательный интерес, навыки самостоятельной работы.
Коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Регулятивные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношение к школе.
Планируемые результаты:
Предметные:
Умение правильно писать окончания имѐн существительных.
2. Метапредметные:
Регулятивные: контроль и оценка своих действий при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.
Познавательные: владение общими приёмами решения учебных задач; правильно строить речевое высказывание.
Коммуникативные: конструктивное взаимодействие друг с другом, умение договариваться, приходить к общему мнению; учится работать в группах.
Личностные: проявление навыков сотрудничества, самоопределение, адекватное принятие информации.
Основные источники информации:
Азбука. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. М.: Школа России, 2012.
http://docplayer.ru/33283516-Metapredmetnyy-podhod-osnova-organizacii-produktivnogo-obucheniya-v-shkole-stupeney.html - Метапредметный подход основа организации продуктивного обучения в школе ступеней.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный момент (1 минуты) | -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Владлена Александровна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте, чтобы на партах у вас лежали пенал и учебник, тетрадь . Садитесь. | Приветствуют учителя и садятся на места. |
Актуализация знаний (14 минут) | -Откройте тетради и запишите число, классная работа. В начале урока повторим написание словарных слов. Послушайте загадку: Ягодка вкусна, красна. Прячется в траве она. Говорит нам: "Не ленитесь, А за мною наклонитесь!" Что это? На следующей строчке напишите слово земляника, поставьте ударение и подчеркните орфограмму. (Аналогично дальше. Учитель читает загадки, а дети записывают отгадки в тетрадь) Что за друг такой? - Железный, Интересный и полезный. Дома скучно, нет уюта, Если выключен... (Компьютер) Деревянная дорога — Вверх идет она отлого, — Что ни шаг, то овраг. (Лестница) Говорят, что он тяжёлый, И не дружит с ним бездельник. На работу, в садик, в школу Отправляет ... (Понедельник) Что весною мы сажали, Потом летом поливали. Все, что осенью на грядках Поспевает: вкусно, сладко! Не зевай и собирай Наш осенний... (Урожай) Листы у нее белые-белые, Они не падают с веток. На них я ошибки делаю Среди полосок и клеток. (Тетрадь) Нанесет она узор Очень трепетный и нежный – Будь то небо или бор, Иней тонкий белоснежный, Зеленеющий апрель – Все раскрасит… (Акварель) Что, когда болеешь, тебе всего нужнее? (Здоровье) -А теперь давайте проверим, правильно ли вы записали слова Открываю слайд с ответами. -Встаньте те, у кого все слова написаны правильно. Молодцы. Остальные – выучить словарные слова. -А теперь скажите, как будет называться картина, на котором изображена природа? -Верно! И сегодня это новое словарное слово. Давайте произнесем по слогам. -Запишите его через запятую. -Скажите, какой частью речи являются все записанные вами слова? -Докажите. -Ребята, сверху над каждым словом напишите их склонение. -Итак, назовите мне существительные I-го склонения? -Докажите. - Назовите мне существительные II-го склонения? -Докажите. - Итак, назовите мне существительные lll-го склонения Докажите. | Дети говорят ответы на загадки. Ответы записывают в тетрадь. земляника пейзаж пей-заж Существительные. Потому что все слова отвечают на вопрос кто или что. Дети пишут склонения. I склонение-земляника и лестница. Потому что окончание а. Женский род. II-компьютер, понедельник, урожай, здоровье. Потому что мужской род, с окончанием нулевым. III-акварель, тетрадь . Потому что нулевое окончания и женский род. |
Сообщение темы урока (2 минуты) | -Ребята, как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? -Расскажите, какие имена существительные относятся к 1 скл., 2, 3? | Повторять склонения имен существительных. |
Работа по теме | -Открываем учебник на странице 100. Упражнение 177. -Первый столбик делаем вместе, второй самостоятельно. -Читаем первое словосочетание. Запишите его. Теперь нужно определить склонение. Букет сирени- (букет –м. р., нулевое окончание, значит 2 склонение; сирени-существительное дано во множ. числе, значит нужно его поставить в именительный падеж един. числа- сирень-ж. Р., окончание нулевое, значит 3 склонение) Иней на ветке ели-(иней-м. р., нулевое окончание-2 склонение, ветка-ж.р., окончание а-1 склонение, ель-ж.р., окончание нулевое-3 склонение) Письмо от дедушки-(письмо-с.р., окончание о-2 склонение, дедушка- м.р., окончание а-1 склонение) -Читаем второй столбец, запишите словосочетание и склонение. Потом проверим вместе. -А теперь , послушайте следующее задание. (Выдаю раздаточный материал на котором написано: ) «Пень, тетрадь, корабль и боль. Рожь кисель, кровать и соль. Даль, огонь, морковь и рысь, тут попробуй, разберись.» -В чем же здесь нужно разобраться? -Верно! Поставьте над каждым словом склонение, а потом проверим. -Следующее задание: я называю вам прилагательные, а вы должны образовать существительное. -(Учитель называет прилагательные, а дети образуют существительное) Яростный-ярость Честный-честность Поверхностный-поверхность Костный-кость Трусливый-трусость Завистливый-зависть Корыстный-корысть Ложный-ложь -Проверяем. -Молодцы. -Посмотрите на слайд и прочитайте пословицы. (Лень хуже болезни. Дом без книги, как день без солнца. Копейка рубль бережет.) -Скажите, как вы понимаете эти пословицы. Запишите в тетрадь их. Определите склонение каждого существительного. Проверка. -Правильно. | 1)Капля дождя-(капля-ж.р., окончание я, значит 3 склонение; дождь-м. р.,нулевое окончание, значит 2 склонение) 2)Варенье из вишни-(варенье-с.р., окончание е, значит 2 склонение, вишня-ж.р., окончание я, значит 1 склонение) 3)Русский пейзаж-(пейзаж-м.р., окончание нулевое, значит 2 склонение) Нужно узнать, к какому склонению относятся все эти слова. Пень-2 склонение Тетрадь-3 склонение Корабль-2 склонение Боль-3 склонение Рожь-3 склонение Кисель-2 склонение Кровать-3 склонение Соль -3 склонение Даль-3 склонение Огонь-2 склонение Морковь-3 склонение Рысь-3 склонение Ярость, честность, поверхность, кость, трусость, зависть ,корысть, ложь. Это значит, что когда ты ленишься ты делаешь это намеренно, не работаешь, а когда болеешь, то по физическим причинам не можешь делать работу. Это значит, что мы бы не смогли обойтись без книги, как день без солнца. А это пословица значит,что если будешь беречь, экономить копейку, то тем самым сбережёшь и рубль. Лень-3склонение Болезнь-3 склонение Дом-2 склонение Книга-1 склонение День-2 склонение Солнце-2 склонение Копейка-1 склонение Рубль-2 склонение Нужно знать склонения этих слов. Дети ставят склонения, а потом все вместе проверяем. Дети пишут существительные в тетрадь. Проверка. Дети объясняют, как поняли и определяют склонения. |
Домашнее задание | -Открывайте дневники и записываем домашнее задание. Стр. 101, упр. 179. | |
Итог урока | -Что мы сегодня повторяли на уроке? -Расскажите, какие имена существительные относятся к 1 скл., 2, 3. -Спасибо за урок, до свидания. | Повторяли склонения. До свидания. |
Раздаточный материал:
«Пень, тетрадь, корабль и боль. Рожь кисель, кровать и соль. Даль, огонь, морковь и рысь, тут попробуй, разберись.» | «Пень, тетрадь, корабль и боль. Рожь кисель, кровать и соль. Даль, огонь, морковь и рысь, тут попробуй, разберись.» | «Пень, тетрадь, корабль и боль. Рожь кисель, кровать и соль. Даль, огонь, морковь и рысь, тут попробуй, разберись.» | «Пень, тетрадь, корабль и боль. Рожь кисель, кровать и соль. Даль, огонь, морковь и рысь, тут попробуй, разберись.» |
«Пень, тетрадь, корабль и боль. Рожь кисель, кровать и соль. Даль, огонь, морковь и рысь, тут попробуй, разберись.» | «Пень, тетрадь, корабль и боль. Рожь кисель, кровать и соль. Даль, огонь, морковь и рысь, тут попробуй, разберись.» | «Пень, тетрадь, корабль и боль. Рожь кисель, кровать и соль. Даль, огонь, морковь и рысь, тут попробуй, разберись.» | «Пень, тетрадь, корабль и боль. Рожь кисель, кровать и соль. Даль, огонь, морковь и рысь, тут попробуй, разберись.» |
«Пень, тетрадь, корабль и боль. Рожь кисель, кровать и соль. Даль, огонь, морковь и рысь, тут попробуй, разберись.» | «Пень, тетрадь, корабль и боль. Рожь кисель, кровать и соль. Даль, огонь, морковь и рысь, тут попробуй, разберись.» | «Пень, тетрадь, корабль и боль. Рожь кисель, кровать и соль. Даль, огонь, морковь и рысь, тут попробуй, разберись.» | «Пень, тетрадь, корабль и боль. Рожь кисель, кровать и соль. Даль, огонь, морковь и рысь, тут попробуй, разберись.» |
«Пень, тетрадь, корабль и боль. Рожь кисель, кровать и соль. Даль, огонь, морковь и рысь, тут попробуй, разберись.» | «Пень, тетрадь, корабль и боль. Рожь кисель, кровать и соль. Даль, огонь, морковь и рысь, тут попробуй, разберись.» | «Пень, тетрадь, корабль и боль. Рожь кисель, кровать и соль. Даль, огонь, морковь и рысь, тут попробуй, разберись.» | «Пень, тетрадь, корабль и боль. Рожь кисель, кровать и соль. Даль, огонь, морковь и рысь, тут попробуй, разберись.» |
«Пень, тетрадь, корабль и боль. Рожь кисель, кровать и соль. Даль, огонь, морковь и рысь, тут попробуй, разберись.» | «Пень, тетрадь, корабль и боль. Рожь кисель, кровать и соль. Даль, огонь, морковь и рысь, тут попробуй, разберись.» | «Пень, тетрадь, корабль и боль. Рожь кисель, кровать и соль. Даль, огонь, морковь и рысь, тут попробуй, разберись.» | «Пень, тетрадь, корабль и боль. Рожь кисель, кровать и соль. Даль, огонь, морковь и рысь, тут попробуй, разберись.» |
«Пень, тетрадь, корабль и боль. Рожь кисель, кровать и соль. Даль, огонь, морковь и рысь, тут попробуй, разберись.» | «Пень, тетрадь, корабль и боль. Рожь кисель, кровать и соль. Даль, огонь, морковь и рысь, тут попробуй, разберись.» | «Пень, тетрадь, корабль и боль. Рожь кисель, кровать и соль. Даль, огонь, морковь и рысь, тут попробуй, разберись.» |