12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Хапилина303
Работаю учителем географии с 1991 года
Россия, Костромская обл., Кострома
3

Расселение и урбанизация



Хапилина Е.Л. – МБОУ СОШ № 24 г. Кострома

Тема урока: «Расселение и урбанизация» 

Презентация урока /data/edu/files/q1447928835.pptx (Презентация "Расселение и урбанизация")

Файлы для презентации урока

Анимация из презентации Здесь будет файл: /data/edu/files/o1447928906.gif (Анимация)

Песня для презентации Здесь будет файл: /data/edu/files/c1447928967.mp3 (Песня "От людей на деревне не спрячешься...")

Отрывок из песни В. Токарева "Небоскребы" Здесь будет файл: /data/edu/files/f1447929033.avi ("Небоскребы...")

Оглавление

№ п/п

Содержание

Стр.

1

Пояснительная записка

2 – 6

2

Сценарий (конспект) урока

7 – 12

3

Методические рекомендации для учителя

13 – 15

4

Приложение № 1 – Рабочий лист ученика

16

5

Приложение № 2 – Инструкции по работе учащихся в группах

17 – 19

6

Приложение № 3 – для работы учащихся с № 4

20

7

Приложение № 4 – Рефлексия урока

21

8

Приложение № 5 – Кроссворд по теме урока

22

9

Приложение № 6 – Слайды презентации

23 – 25

Пояснительная записка

Учитель: Хапилина Елена Леонидовна

Должность: учитель географии МБОУ СОШ № 24 г. Костромы

Класс: 8 «А» и 8 «Б» МБОУ СОШ №24 г. Костромы

Предмет: география

Учебная нагрузка по предмету: 68 (70) часов в год, 2 часа в неделю

Тема урока: «Расселение и урбанизация».

Тема урока соответствует календарно-тематическому планированию. Данная тема урока – это 11-й урок в разделе III «Население России» (Тема 13 «Где и как живут люди?). На изучение данного раздела отводится 16 часов, данной темы – 1 час.

Тип урока: комбинированный, урок применения новых умений и навыков на практике.

Рабочая программа составлена на основании:

Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

Примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.

Программы среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень, авторская программа по географии (6-10 классы) под редакцией Сиротина В.И.-2изд. стереотип М.: Дрофа, 2004 г.

Программы для общеобразовательных учреждений. География.6-9 классы 10-11 классы. А.И. Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина – М.: «Просвещение», 2009г.

Учебник: А. И. Алексеев «География России: природа и население 8 класс». Издательство «Дрофа», атлас «География России: природа и население» издательства «Дрофа»

Примечание

В 8 «А» классе новый учебник А.И. Алексеева по ФГОС. 2014 год


 

Форма организации работы учащихся: Фронтальная; Групповая.

Обоснование избранной формы организации работы учащихся:

Наша жизнь  буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении –  это одна из самых важных человеческих потребностей. Общение  является  главным  условием  и основным  способом жизни человека. Но этому надо учить…

Одним из важных результатов реализации требований Государственного Стандарта в процессе обучения является решение задач, направленных на формирование коммуникативных навыков.

Один из важнейших критериев их сформированности – это умение создавать письменные и устные тексты, которые могут быть самыми разными по назначению и роли.

Используемая аппаратура: Компьютер, мультимедийный проектор.

Формы обучения: Работа с текстом и иллюстрациями учебника, заполнение листа с печатной основой (Рабочий лист).

Характеристика урока:

Данный урок составлен для учеников 8 класса с учетом возрастных особенностей детей и изученного ими материала по географии. Урок проводится в форме групповой работы с использованием ИКТ, как способ проверки предметных, метапредметных и личностных результатов. Используется прием организации урока «зигзаг».

Материал урока отражает современный уровень преподавания и соответствует современным требованиям ФГОС ОО. (Хотя учащиеся ещё не работают по ФГОС ОО)

Методическая цель урока: создание условий для проявления коммуникативных способностей учащихся в результате работы в группе при изучении нового материала.

Основная цель для учащихся: научиться извлекать из текста и иллюстраций учебника необходимую информацию и точно формулировать ответ на поставленный вопрос; транслировать полученную информацию для своих одноклассников.

Тип урока можно считать комбинированным, т.е. изучение нового материала органически объединился с его закреплением, повторение ранее пройденного материала о таких понятиях, как «плотность населения», «главная полоса расселения» и т.д.

К активным формам обучения на уроке можно отнести игровой момент перемещения учащихся из основной группы в исследовательские и возвращение обратно; работа в исследовательской группе и демонстрация своих достижений в основной группе.

Анализ результатов урока:

Учащиеся были заинтересованными и активными на уроке. Представленные листы с печатной основой, решенные кроссворды свидетельствовали о хорошем усвоении и закреплении темы урока.

Урок был проведен в двух классах: 8 «А» (более сильный класс) и 8 «Б».

В 8 «А» на уроке присутствовала 23 человека (двое заболели). Недостающее число учеников пришлось компенсировать учителю. Срочно заполнила на ПК два рабочих листа тех групп (по соответствующему вопросу), где не хватало участников, и вручила их в момент трансляции результатов групповой работы.

В 8 «Б» классе на уроке было 28 человек. 25 работали в группах по плану урока. Троим ученикам были предложены задания на выбор (дополнительные карточки). Далее они включились в работу групп, когда ребята докладывали о результатах.

Результаты работы на уроке можно представить графически.

Ребятам было предложено любым способом отметь своё отношение к происходившему на уроке

?- трудно, неинтересно !- легко, интересно ??- трудно и неинтересно

!!- легко и интересно ?!- неинтересно, но легко !?- интересно, но трудно

Диаграмма № 1

Упражнение «На какой я ступеньке»

Размести «себя» на ту ступеньку, которую достиг в результате работы на уроке, т.е. напишите свое имя. Рекомендации:

Если все удалось, все было понятно – 4-5 ступенька. Если встречались затруднения – 3-2 ступенька

Если все было не понятно – 1 ступенька

Диаграмма № 2

Учащиеся 8 «А» склонны высоко оценивать свои достижения, что в целом соответствует действительности. Но учащиеся 8 «Б» более добросовестно и ответственно отнеслись к заполнению рабочих листов. Это отражено в следующей диаграмме.

Диаграмма № 2

В процентном отношении результат работы 8 «Б» класса лучше.

Далее ребята оценивали работу своей группы (той, в которой у них были разные номера) по пятибалльной системе.

Диаграмма № 4

Один ученик 8 «А» оценил работу своей группы на «3», зато свою на «5» (написал, что имеет завышенную самооценку). Это особый ученик, со своеобразными взглядами на все происходящее.

Ребята в целом критично подходили к самооценке своей работы: «Мне все удалось, но не на «5»; «Мне все было понятно и мне все удалось»; «Мне все было не сложно, понятно, интересно»; «Я на 5-й ступеньке, потому что все было сделано и понятно»; «Поняла темы всех групп и понятно объяснила тему, выпавшую мне» и т.д.

Результат работы: Кроссворд, решенный на следующем уроке.

Диаграмма № 5

(чел.)

Диаграмма № 6

(чел.)

Урок географии в 8 классе по теме «Расселение и урбанизация»

Сценарий (конспект) урока


 

Автор: Хапилина Елена Леонидовна,

учитель географии

МБОУ СОШ №24 г. Костромы


 

Учебник: География России. Природа и население. 8 кл.: учеб. Для образоват. Учреждений / под ред. А.И. Алексеева. 12-е изд. М.: Дрофа, 2010 (2014)

УМК: Атлас. География, 8 класс Издательство (Дрофа) 2010 (2014)

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

Усвоят разницу понятий «заселение», «поселение», «расселение».

Получат представление о признаках города и ПГТ в России,

Сформируют понятия «урбанизация» и «агломерация»,

Составят представление о разнице в городском и сельском образе жизни.

Метапредметные:

1) регулятивные:

обучающиеся определят цель работы на уроке на основе уже известной и усвоенной информации по теме «Население России»

сформулируют учебную проблему и выдвинут версии её решения.

совершенствуют свои умения работать с текстом учебника и формулировать ответы в соответствие с заданием

2) коммуникативные:

учащиеся будут добиваться выполнения полученных заданий совместными усилиями,

каждый учащийся на уроке выступит в роли носителя информации (коммуникатора) для своих одноклассников,

3) познавательные:

обучающиеся познакомятся с новыми понятиями урока, с которыми встречаются в СМИ: урбанизация, агломерация, ПГТ и др.

обучающиеся усвоят разницу между понятиями «городской образ жизни» и «сельский образ жизни»

Личностные:

Обучающиеся:

формируют личностное представление о своих способностях выполнять предложенные на уроке задания и доходчиво объяснять своим одноклассникам результаты работы своей группы.

задаются вопросом, почему у меня не получается выполнять задания так же быстро, как у других учеников.

Решаемые учебные проблемы:

Что такое «расселение», «поселение» и «расселение»?

Какие населенные пункты в России считаются городами и ПГТ?

В чем причина роста городов?

Что такое «урбанизация»?

Что такое «агломерация»? Сколько агломераций в России?

Чем отличаются «сельский» и «городской» образ жизни?

Основные понятия, изучаемые на уроке:

Расселение, поселение, заселение; город и ПГТ; урбанизация и агломерация; городской и сельский образ жизни.

Вид используемых на уроке средств ИКТ:

Мультимедийный проектор с экраном

Авторский медиапродукт – Презентация Microsoft Office PowerPoint

Ход урока


 

1 ЭТАП 1. ОПРОС (1 – 3 слайд) – 4 минуты

Что такое «плотность населения»? Как определить «платность населения»?

Для чего нужно знать «плотность населения»?

Равномерно ли распределено население по территории России? От каких факторов это зависит?

Как называется территория, на которой проживает более 90% населения России?

Как называется территория с неблагоприятными природными условиями, на которой проживает около 10% населения нашей страны?

Какая информация на карте плотности населения передается с помощью цвета?

Как по карте плотности населения узнать об особенностях размещения городского населения страны?

(Учащиеся отвечают на вопросы, опираясь на слайды презентации)

2 ЭТАП.

Создание проблемной ситуации (3-й слайд – вторая часть) – 1 минута

Деятельность учителя

Можете ли вы теперь ответить на вопрос: от каких факторов зависят особенности размещения населения по территории страны помимо климата?

(Слайд 4 – тема урока)

Слайд 5 – содержание (Ход урока) – 1 минута


 

3 ЭТАП.

«Открытие» нового знания (целеполагание) – слайд 5 – 6 – 1 минута

Сегодня на уроке нам предстоит рассмотреть целый ряд вопросов:

Выяснить, чем различаются понятия «расселение», «поселение» и «заселение».

Узнать, какие существуют типы заселения территории России?

Какие населенные пункты в России считаются «городом» и ПГТ?

Что такое «урбанизация»? Как связано с урбанизацией такое понятие, как «агломерация»?

Чем отличаются «городской» и «сельский» образ жизни.


 

4 ЭТАП.

Учебные действия по реализации плана – (слайд 6) – 12-14 минут

Учитель объясняет, что результатом работы учащихся на уроке должна стать заполненная страница с печатной основой (А4). Для выполнения этой задачи, для реализации цели урока и получения информации на перечисленные вопросы класс делится на пять групп по пять человек в каждой.

Каждому члену группы присваиваются номера, от 1 до 5. Для того, чтобы ученики не спорили друг с другом, номера может присвоить учитель с помощью бумажных карточек или бейджиков (их можно использовать регулярно). Лучший вариант, если группы будут сформированы самим учителем. Или хотя бы одна из таких групп. В эту группу имеет смысл включить самых подготовленных, способных к самостоятельной работе учеников. Учитель объясняет, что по его команде учащиеся меняются местами. В одну группу собираются все ученики под номером 1, во вторую – под номером 2 и т.д. образуется пять новых групп. Эти группы получают инструктивные карточки для работы. На выполнение заданий группам дается 10 минут. (см. слайд № 7)

Инструктивные карточки для групп и образец листа с печатной основой представлен в Приложениях.


 

5 ЭТАП.

Применение нового знания. (Слайд № 8) – 14-12 минут

По команде учителя ребята возвращаются в свои первоначальные группы (прием «зигзаг»)

Каждый «номер» информирует остальных участников группы по результатам работы со своей инструктивной карточкой и руководит заполнением листа с печатной основой. (слайд № 8)

ПРИМЕЧАНИЕ: если у вас в классе более 25 учащихся (оптимальное число для другого варианта – 30) – можно применить известную технологию (прием) – «хождение в гости». В таком случае вам придется придумать задание для шестой группы. В каждую группу будет по-прежнему входить по пять человек. Только группы сразу получают задания. Через семь минут члены группы № 1 идут по одному человеку во все другие группы и рассказывают содержание своего задания. Потом члены первой группы возвращаются на свои места, а члены группы № 2 идут «в гости» в другие группы со своей информацией и т.д. Важно следить за временем, заранее учтя, сколько времени потребуется ученикам для высказывания по теме, а остальным для воспроизведения информации в листе с печатной основой.


 

6 ЭТАП.

Закрепление учебного материала.

= работа со слайдами 9 – 14 (часть «ПРЕЗЕНТАЦИЯ») – 3 минуты

= для проверки (закрепления) знаний по изученной теме предусмотрен кроссворд, который используется на следующем уроке. При желании закрепление учебного материала можно провести через работу с кроссвордом на данном уроке, пропустив слайды 9 – 14.

ВЕРНЕМСЯ к нашей проблеме урока (слайд 3-й):

от каких факторов зависят особенности размещения населения по территории страны помимо климата?

Беседа с учащимися по вопросу – слайд № 15


 

7 ЭТАП.

Рефлексия (итог урока) – 2 минуты

Предлагаю два варианта рефлексии урока


 

1-й вариант (см. слайд 16)

В приложениях к уроку есть материал для распечатки данного текста на каждого ученика:

Оцени свою деятельность и деятельность других на уроке

Упражнение «На какой я ступеньке»

Размести «себя» на ту ступеньку, которую достиг в результате работы на уроке, т.е. напишите свое имя.

Рекомендации:

Если все удалось, все было понятно – 4-5 ступенька. Если встречались затруднения – 3-2 ступенька

Если все было не понятно – 1 ступенька

«Я на ….. ступеньке, потому что _______________________________________________________________________________________

Любым способом отметь своё отношение к происходившему на уроке

?- трудно, неинтересно !- легко, интересно ??- трудно и неинтересно

!!- легко и интересно ?!- неинтересно, но легко !?- интересно, но трудно

Оцени работу своей исследовательской группы по пятибалльной системе


 

 

2-й вариант (см. слайд 22)

По пятибалльной системе оцени свою работу на уроке (можно на обратной стороне листа с печатной основой):

«5» - если ты полностью справился со своим заданием и сумел доступно объяснить его членам своей группы

«4» - если ты выполнил задание, но недостаточно понятно объяснял его своим одноклассникам

«4» - если ты смог понять, как выполнять задание только с помощью руководителя своей группы, но сумел пересказать его суть своим товарищам.

«3» - если ты плохо справлялся с выполнением задания и плохо объяснил своим одноклассникам результат его выполнения.

«2» - если ты не сумел даже пересказать задание, выполненное другими участниками группы, в которой работал.

8 ЭТАП.

Домашнее задание. (Слайд 17) – 1 минута

Авторский медиапродукт: мультимедийная презентация PowerPoint – 22 слайда

Методические рекомендации для учителя

Основные элементы работы/содержание презентации

Управление презентацией

Слайд № 1 – 3

На слайде три вопроса по материалу прошлого урока. Выслушать ответ ученика на первый вопрос и кликнуть по номеру вопроса – откроется правильный вариант ответа, подтверждающий или опровергающий ответ ученика. При наличии интерактивной приставки или И/доски это может делать сам ученик, отвечающий у доски, с помощью стилуса.

Слайд 1. Используются гиперссылки и триггеры.

Переход на следующий слайд щелчком ЛК мыши по управляющей кнопке «далее».

При нажатии на стрелку слева внизу завершение демонстрационного режима.

Слайд № 3

Завершающий вопрос № 7. Ответ открывается с помощью щелчка мышкой.

При следующем щелчке мыши поле ответа очищается и открывается проблемный вопрос урока, который учитель предлагает обсудить, познакомившись с темой урока и ходом его проведения. Переход к слайду № 4

Слайд 3. Используются гиперссылки и триггеры.

Переход на следующий слайд щелчком ЛК мыши по управляющей кнопке.

При нажатии на стрелку слева внизу завершение демонстрационного режима.

Слайд № 4

Ученики знакомятся с темой урока. Эпиграф не зачитывается (индивидуально)

Слайд 4.

Переход на следующий слайд щелчком ЛК мыши по управляющей кнопке.

При нажатии на стрелку слева внизу завершение демонстрационного режима.

Слайд № 5

Ход урока:

Кликнуть на один из пунктов плана, например на – откроется слайд соответствующего содержания – этап урока.

Вернувшись на слайд № 3 с «постановкой проблемы», возврат к плану (ходу) урока произведите с помощью кнопки «ход урока»

Слайд 5. Используются гиперссылки.

Переход на слайд с ресурсами щелчком ЛК мыши по управляющей кнопке.

При нажатии на стрелку слева внизу завершение демонстрационного режима.

Слайд № 6

Кликнуть на верхнюю стрелку – откроется цель урока. Кликнуть на последующие стрелки – откроются задачи урока

Слайд 5.

Возврат на слайд №5 щелчком ЛК мыши по управляющей кнопке.

При нажатии на стрелку слева внизу завершение демонстрационного режима.

Слайды № 7

План реализации намеченных целей. Учитель доводит до учащихся следующую информацию:

У нас скомплектовано пять групп для работы на уроке. Каждому из вас присвоен номер с 1 по 5-й (на экране это цветные смайлики).

На партах стоят номера от 1 до 5.

По моему сигналу учащиеся с № 1 пересаживаются за стол под № 1; учащиеся с № 2 за стол под № 2 и т.д.

Слайд 6.

При щелчке ЛК мыши на слайде происходит перестройка смайликов – учеников (как произойдет переход в новые группы)

Возврат на слайд №5 щелчком ЛК мыши по управляющей кнопке.

При нажатии на стрелку слева внизу завершение демонстрационного режима.

Слайд № 8 – Исследование или работа в группах.

Слайд со следующим содержанием:

Каждая из вновь сформированных групп, получает задание. На выполнение задания дается 7 минут. По окончанию этого времени все учащиеся возвращаются в свою первоначальную группу.

После перемещения смайликов щелкните ЛК мыши - откроется текст:

Вернувшись в свою первоначальную группу, каждый учащийся, начиная с № 1 и заканчивая №5, сообщает своим одноклассникам результаты работы своей исследовательской группы и руководит заполнением листа с печатной основой

Слайд 8.

Щелчком ЛК мыши учитель показывает, как произойдет возврат учащихся в свои первоначальные группы после выполнения задания (смайлики перемещаются)

Возврат на слайд №5 щелчком ЛК мыши по управляющей кнопке.

При нажатии на стрелку слева внизу завершение демонстрационного режима.

Слайд № 9

Главный слайд, открывающий переход по гиперссылкам к слайдам, подтверждающим или опровергающим результаты работы групп.

Если Вы решили провести проверку результативности работы групп с помощью кроссворда – измените гиперссылку на слайд № 20 и выдайте учащимся раздаточный материал – кроссворд.

Щелкните по центральной картинке 9-го слайда – произойдет переход на слайд № 15 – обсуждение проблемного вопроса урока.

Слайд 9.

Используются гиперссылки и триггеры. При нажатии на картинку с номером группы открывается слайд, информирующий о предполагаемом результате работы соответствующей группы.

При демонстрации слайда № 12 (прогнозируемые результаты работы учащихся с №3) автоматически звучит отрывок из песни В. Токарева «Небоскребы, небоскребы…»

При демонстрации слайда № 14 звучит песня «от людей на деревне не спрячешься…»

Возврат на слайд №5 щелчком ЛК мыши по управляющей кнопке.

При нажатии на стрелку слева внизу завершение демонстрационного режима.

Слайды № 15

Выслушиваем мнение учащихся.

На слайде использована анимационная картинка - «Ученик поднимает руку». Если она не срабатывает, то перед началом демонстрации рекомендуется её обновить (см. в папке).

Слайды 15.

При щелчке ЛК мыши открывается иллюстрация, обобщающая ответы учеников.

Возврат на слайд №5 щелчком ЛК мыши по управляющей кнопке.

При нажатии на стрелку слева внизу завершение демонстрационного режима.

Слайд № 16 – рефлексия (Оценивание своей работы)

Предусмотрено два варианта. На слайде № 16 представлен второй (ученикам для этого выдается распечатанный текст). Если времени мало – воспользуйтесь первым вариантом – слайд № 22 (оценку ученики пишут на оборотной стороне листа с печатной основой) – щелкните по кружку справа на слайде № 5

Слайд 16. Используются гиперссылки и триггеры.

Возврат на слайд №5 щелчком ЛК мыши по управляющей кнопке.

При нажатии на стрелку слева внизу завершение демонстрационного режима.

Слайд № 17

Домашнее задание. Если кроссворд на уроке не использовался, можно щелкнув по картинке (ученик решает кроссворд за ПК) продемонстрировать вариант кроссворда, который ученикам можно составить дома (слайд № 20). Или использовать этот слайд на следующем уроке. Кроссворд решается на бумаге (см. раздаточный материал) (на слайде № 21 решенный кроссворд)

Слайд 17. Используются гиперссылки и триггеры.

Возврат на слайд №5 щелчком ЛК мыши по управляющей кнопке.

При нажатии на стрелку слева внизу завершение демонстрационного режима.

Переход на слайд № 20 и № 21 осуществляется по управляющей кнопке. Нажав ЛК мыши на управляющую кнопку «назад», возвращаемся на слайд № 5

Слайд № 18

Если Вы на слайде № 5 щелкнете ЛК мыши по картинке (ученик с поднятой рукой) – откроется слайд № 18 «Спасибо за урок!» Замените фотографию на свою.

Слайд 18.

При нажатии на стрелку слева внизу завершение демонстрационного режима.

При нажатии ЛК мыши на кнопку «ресурсы» - переход на слайд № 19

Слайд № 19

Интернет – ресурсы

Без анимации.

Слайд 19. При нажатии на стрелку слева внизу завершение демонстрационного режима.

Приложение № 1

Рабочий лист ученика (цы) 8 «___» кл. ____________ по теме «Расселение и урбанизация»

Заполняется под руководством членов 1-й группы

Расселение

-

Поселение

-

Заселение

-

Типы заселения территории России

-

-

-

Заполняется под руководством членов 2-й группы

Городом в России считается

1)

2)

Поселком городского типа в России считается

1)

2)

Причины роста городов

1)

2)

3)

4)

Заполняется под руководством членов 3-й группы

Урбанизация – это процесс

1)

2)

3)

Заполняется под руководством членов 4-й группы

Агломерация -

 

Примеры агломераций в России (карты в атласе)

 

Заполняется под руководством членов 5-й группы

Образ жизни -

 

Приложение № 2

Инструкция по работе всем группам

Уважаемые ребята!

Сегодня каждый из Вас выступает в роли учителя. Вы должны не только выполнить задания в своей группе, но выполнить это задание так, чтобы каждый из вас смог объяснить эту часть материала урока ученикам из других групп.

Внимательно прочитайте задание для своей группы.

Обсудите задание. Заполните свою часть листа с печатной основой.

Задайте вопросы друг другу, если не понимаете, как будете объяснять результат своей работы в группе другим ученикам.

Руководители групп: проверьте степень усвоения результатов работы группы всеми членами группы.

Инструктивная карточка для учащихся с № 1

Изучите текст § 50 на стр. 274-275 (307-308) «Что такое расселение»?

Заполните в карточке с печатной основой свою часть с формулировками понятий «расселение», «поселение», «заселение»

Изучите фрагменты карт населения России (рис. 209). Выполните задания к данному рисунку. (Условные знаки приведены на рис. 210)

Заполните в листе с печатной основой раздел «Типы заселения территории России»

Инструктивная карточка для учащихся с № 2

Используя мелкий шрифт на стр. 275 (308), сформулируйте два признака «города» в России и два признака ПГТ (поселка городского типа).

Впишите эти признаки в карточку с печатной основой.

Прочитайте текст на стр. 277 (310) «В чем причина роста городов?» (два абзаца). Кратко сформулируйте не менее четырех причин роста городов, связанных с усложнением их роли в жизни общества. Впишите эти причины в карточку с печатной основой.

Инструктивная карточка для учащихся с № 3

Изучите текст на стр. 276 (309) и рисунок 211 (212). Подумайте, как вписать в карточку с печатной основой формулировку понятия «урбанизация»? Выполните это.

Изучите график «Соотношение городского и сельского населения России» на рис. 212 (213). Выполните задание к этому рисунку. Подготовьте устный комментарий к этому графику для членов других групп.

Инструктивная карточка для учащихся с № 4

Изучите последний абзац раздела «В чем причины роста городов?» § 50 (51). Постарайтесь сформулировать самостоятельно понятие «агломерация».

Если выполнить самостоятельно это задание у вас не получилось, выберите из предложенных формулировок ту, которая на ваш взгляд наиболее понятна и доступна для вас.

Агломерация – это зона притяжения, образованная крупными городами и поселками, объединенными тесными связями: трудовыми, культурно-бытовыми, производственными и др.

Агломерация – это группа близко расположенных городов и поселков городского типа (ПГТ), объединенных тесными связями: трудовыми, культурно-бытовыми, производственными и др.

Как вы понимаете «трудовые связи» между перечисленными населенными пунктами? «Культурно-бытовые»? «Производственные»?

Найдите в школьном атласе карту «Плотность населения России». Рассмотрите внимательно фрагменты карты, на которых приведены примеры российских агломераций. Будьте готовы продемонстрировать эти фрагменты учащимся из других групп.

Изучите дополнительный материал о современных агломерациях в России. Продемонстрируйте его учащимся из других групп.

Инструктивная карточка для учащихся с № 5

Изучите предложенные трактовки понятия «образ жизни». Выберите ту, которая на ваш взгляд является самой понятной и подходящей к нашей теме урока и вашему заданию. Впишите её в печатную основу урока.

Образ жизни - это особенности поведения, общения и мышления человека в различных ситуациях.

Образ жизни - это стабильные формы индивидуальной либо групповой деятельности людей.

Образ жизни представляет собой способ жизнедеятельности, определяемый, прежде всего, способом производства, уровнем жизни, естественно-географическими и общественно-историческими условиями, а также ценностными установками людей.

Изучите текст на стр. 278 (311) учебника. К городу или к селу можно отнести понятия «самодостаточность», «самообеспеченность», «устойчивость»? Почему? Будьте готовы пояснить эти понятия своим одноклассникам.

Изучите рис. 213 (214) на стр. 278 (311). Подготовьте свои комментарии для участников других групп, кратко пересказав содержание таблицы.

Дополните таблицу по таким показателям, которые представлены ниже.

Сферы жизни

Село

Город

Передвижение

   

Досуг

   

Питание

   

Одежда

   

Можно ли говорить о предпочтительности городского образа жизни над сельским или наоборот?

Приложение № 3

для группы с № 4

 

Агломерации России http://www.umk.virmk.ru/MEDIA-INT-HTML/RUSSIA/RUS-new/aglomer-ru.htm

В России насчитывается 22 агломерации-миллионера, которые возглавляются как городами-миллионерами, так и городами, не достигшими такого статуса. http://helpswimming.ru/codez62/Агломерации_России

 

Приложение № 4

Рефлексия

 

Оцени свою деятельность и деятельность других на уроке

 

Упражнение «На какой я ступеньке»

 

Размести «себя» на ту ступеньку, которую достиг в результате работы на уроке, т.е. напишите свое имя. Рекомендации:

Если все удалось, все было понятно – 4-5 ступенька. Если встречались затруднения – 3-2 ступенька

Если все было не понятно – 1 ступенька

«Я на ….. ступеньке, потому что __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Любым способом отметь своё отношение к происходившему на уроке

?- трудно, неинтересно !- легко, интересно ??- трудно и неинтересно

!!- легко и интересно ?!- неинтересно, но легко !?- интересно, но трудно

Оцени работу своей исследовательской группы по пятибалльной системе

 

Вариант № 2

 

По пятибалльной системе оцени свою работу на уроке:

«5» - если ты полностью справился со своим заданием и сумел доступно объяснить его членам своей группы

«4» - если ты выполнил задание, но недостаточно понятно объяснял его своим одноклассникам

«4» - если ты смог понять, как выполнять задание только с помощью руководителя своей группы, но сумел пересказать его суть своим товарищам.

«3» - если ты плохо справлялся с выполнением задания и плохо объяснил своим одноклассникам результат его выполнения.

«2» - если ты не сумел даже пересказать задание, выполненное другими участниками группы, в которой работал.

Приложение № 5

Кроссворд по теме «Расселение и урбанизация»

По вертикали

Центр агломерации, расположенной на юге Восточной Сибири

Группа близко расположенных городов и поселков, объединенных тесными связями.

Название агломерации, расположенной на юге Западной Сибири.

Город – центр одной из уральских агломераций.

По горизонтали

Название агломерации, расположенной на юге европейской части России.

Населенный пункт с численностью 12 000 жителей, 85% которых заняты вне с/х.

Населенный пункт с численностью населения 3 000 человек, 85% которых заняты вне с/х.

Рост численности городского населения, повышение роли городов и распространение городского образа жизни.

Совокупность населенных пунктов на определенной территории или процесс заселения территории.

2

Опубликовано


Комментарии (5)

Панкова Ирина Николаевна, 06.02.16 в 14:45 2Ответить Пожаловаться
Хороший рабочий урок. В основу работы учащихся положен методический прием "зигзак". Это один из приемов ТРКМ. Тогда не выдержана структура урока ("вызов" - "осмысление"-"рефлексия").Четко не показана личная значимость темы для обучающихся. Необоснованно большая пояснительная записка к уроку.
Хлюпина Татьяна Леонидовна, 07.02.16 в 09:07 0Ответить Пожаловаться
Очень сложная конструкция для конкурсного материала. Можно было все изложить логичнее и короче. Согласна с предыдущим комментарием по поводу ТРКМ. А без данной технологии - это традиционный урок с активными формами.
Хлюпина Татьяна Леонидовна, 07.02.16 в 09:10 0Ответить Пожаловаться
В карте городских агломераций Пермская не может находиться на том месте, где обозначена
Ирина Михайловна, 11.02.16 в 10:06 0Ответить Пожаловаться
Урок хороший. соглашусь целиком и полностью со словами Панковой И.Н.
ЛюдмилаХМАО, 13.02.16 в 15:29 0Ответить Пожаловаться
Большое нагромождение материала. Сложно разобраться. Спасибо за участие в конкурсе.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.