Сценарий урока по географии в 8 классе «Расселение и урбанизация»
Вспомните! 1. Что такое «плотность населения»? ? 2. Как определить «плотность населения»? 3. От каких факторов зависит распределение населения по территории России? Показатель числа жителей на единицу площади Численность населения разделить на площадь территории От степени комфортности территории для проживания людей, т.е. в основном от климата Далее выход
Вспомните! 4. Как называется территория, на которой проживает более 90% населения России? 5. Как называется территория с неблагоприятными природными условиями, на которой проживает около 10% населения нашей страны? 6. Какая информация на карте плотности населения передается с помощью цвета? Главная полоса расселения или зона сплошного заселения Зона Севера или зона очагового расселения Размещение сельского населения по территории страны Далее выход
Вспомните! 7. Как по карте плотности населения узнать об особенностях размещения городского населения страны? Города обозначены значками (пунсонами) разной величины в зависимости от численности населения города От каких факторов зависят особенности размещения населения по территории страны помимо климата? Далее выход Ход урока
Расселение и урбанизация Елена Винокур «Урбанизация» В самом сердце гудящего города Распласталась фабричная зона. Без названия и без сезона. Деловая. Бетонная. Гордая. Нет бульваров с цветущей акацией, Старой булочной, солнечных шпилей... В агрессивно-промышленном стиле Развивается урбанизация. выход Далее Тема урока
Ход урока Постановка проблемы Целеполагание План реализации Исследование Презентация результатов Оценивание своей работы Домашнее задание выход
Цель Сформировать представление об особенностях расселения и урбанизации в России Вопросы, на которые необходимо ответить Чем различаются понятия «расселение», «поселение» и «заселение»?. Какие населенные пункты в России считаются «городом» и ПГТ? Что такое «агломерация»? Чем отличаются «городской» и «сельский» образ жизни? Определите! Назад выход Что такое «урбанизация»? Какие существуют типы заселения территории России?
План реализации У нас скомплектовано пять групп для работы на уроке. Каждому из вас присвоен номер с 1 по 5-й (на экране это цветные смайлики). На партах стоят номера от 1 до 5. По моему сигналу учащиеся с № 1 пересаживаются за стол под № 1; учащиеся с № 2 за стол под № 2 и т.д. 1 2 3 4 5 Назад выход
Исследование или работа в группах Каждая из вновь сформированных групп, получает задание. На выполнение задания дается 7 минут. По окончанию этого времени все учащиеся возвращаются в свою первоначальную группу. 1 2 3 4 5 Вернувшись в свою первоначальную группу, каждый учащийся, начиная с № 1 и заканчивая № 5 сообщает своим одноклассникам результаты работы своей исследовательской группы и руководит заполнением листа с печатной основой Назад выход
Презентация работы групп 1 5 4 3 2 Ход урока выход
Прогнозируемые результаты работы учащихся с № 1 Расселение – совокупность населенных пунктов на данной территории. Поселение – компактно застроенный участок со всем необходимым для жизни и работы его обитателей. Заселение – процесс распространения поселений по территории страны Типы заселения территории России: Поселения, тяготеющие к рекам … к железным дорогам … к морю Поселения, сочетающие тяготение к рекам и морю, в т.ч. И к железным дорогам Назад выход
Прогнозируемые результаты работы учащихся с № 2 Город – населенный пункт имеющий не менее 12 000 жителей 85% населения заняты вне с/х ПГТ (поселок городского типа) - населенный пункт имеющий не менее 3 000 жителей 85% населения заняты вне с/х Причины роста городов Стали центрами выпуска промышленных изделий, в т.ч. сложной техники. Стали центрами науки, проектирования и услуг. Выпуск продукции, нужной повсеместно В городе можно получить образование, квалифицированную медицинскую помощь и др. услуги Назад выход
Прогнозируемые результаты работы учащихся с № 3 Урбанизация – это процесс роста численности городского населения, повышения роли городов и распространения городского образа жизни. Назад выход
Прогнозируемые результаты работы учащихся с № 4 Агломерация - группа близко расположенных городов и поселков городского типа, объединенных тесными связями: трудовыми, культурно-бытовыми, производственными и др. Агломерации России: Московская Санкт-Петербургская Нижегородская Екатеринбургская и др. Назад выход
Прогнозируемые результаты работы учащихся с № 5 Образ жизни представляет собой способ жизнедеятельности, определяемый, прежде всего, способом производства, уровнем жизни, естественно-географическими и общественно – историческими условиями, а также ценностными установками людей. Назад выход
Проблемный вопрос урока От каких факторов зависят особенности размещения населения по территории страны помимо климата? Назад выход
Оценка своей работы Оцени свою деятельность и деятельность других на уроке Упражнение «На какой я ступеньке» Размести «себя» на ту ступеньку, которую достиг в результате работы на уроке, т.е. напишите свое имя. Рекомендации: Если все удалось, все было понятно – 4-5 ступенька. Если встречались затруднения – 3-2 ступенька Если все было не понятно – 1 ступенька Назад выход «Я на ….. ступеньке, потому что __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Любым способом отметь своё отношение к происходившему на уроке ?- трудно, неинтересно !- легко, интересно ??- трудно и неинтересно !!- легко и интересно ?!- неинтересно, но легко !?- интересно, но трудно Оцени работу своей исследовательской группы по пятибалльной системе
Домашнее задание Выучите § 50 (51) и содержание листа с печатной основой. Составьте кроссворд, используя новые понятия и названия городов – центров агломераций России. Назад выход
выход Ресурсы
Интернет – ресурсы http://www.photo.yarkiymir.ru/upload/photoes/14757/big_1307714712.jpg карта http://cs304111.userapi.com/v304111326/26a5/ONlcubsfLQM.jpg книги Источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна, учитель начальных классов МАОУ лицей № 21 г. Иваново http://hq-wallpapers.ru/wallpapers/4/hqwallpapers_ru_city_16798_800x600.jpg - 13-й слайд http://www.cartoontreasure.com/wallpapers/2013-10/comfortable-cottage-free-desktop-wallpaper-3855x2745.jpg -иллюстрация сельского домика (слайд 14) http://placefound.ru/wp-content/uploads/2013/02/gorod_Toronto_Kanada-city_Toronto_Canada-3.jpg -город http://www.ozgunresimler.com/data/media/3446/aastudent.gif - анимация (ученик ) - слайд 15) http://pokcer.ru/wp-content/uploads/2013/01/%D0%A0%D0%B5%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BA%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B0111.jpg – ребенок решает кроссворд за ПК (слайд 17) http://rushkolnik.ru/tw_files/34575/d-34574810/7z-docs/10_html_497bf5b2.jpg -картинка про оценки (слайд - 16) http://autoconsultant.com.ua/upload/images/02_1902.jpg - человечек с лупой http://900igr.net/datas/russkij-jazyk/Prilagatelnye-antonimy/0013-013-Spasibo-za-urok.jpg - спасибо за урок (слайд 18) http://polingrad.ru/files/project_1179/good/1338270325_1.jpg - презентация результатов http://900igr.net/datas/informatika/Kompjuter-dlja-detej/0002-002-Postanovka-problemy.jpg - постановка проблемы http://www.cariereonline.ro/sites/default/files/articol/2013/06/multinationala_0.jpg - план http://2s2b.ru/upload/normal/krasnodar-planirovanie_i_celepolaganie_kak_bazovye_kompetencii_rukovoditelya_364342.jpeg - цель В подготовке презентации использованы идеи презентации урока Кугут Ирины Анатольевны, учителя географии МБОУ СОШ №32 «Эврика-развитие» г. Волжский Волгоградской области Использованы иллюстрации из мультимедийной программы для 8 и 9 класса по географии. выход
Кроссворд по теме «Расселение и урбанизация» Назад выход Решение
Решение кроссворда выход Назад
Панкова Ирина Николаевна
Хлюпина Татьяна Леонидовна
Хлюпина Татьяна Леонидовна
Ирина Михайловна
ЛюдмилаХМАО