Технологическая карта урока географии «Население и государства Южной Америки» (8 класс)
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Шахтинская специальная школа-интернат №16»
Технологическая карта урока географии
«Население и государства Южной Америки»
(8 класс VIII вид)
Разработала:
Коцюбинская Татьяна Григорьевна,
учитель географии
высшей квалификационной категории
г. Шахты Ростовская обл.
2016 год
Цель урока |
достичь образовательных результатов: Личностный результат – осознавать практическую и личностную значимость учебного материала Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи. Предметный результат – Расширить элементарные знания учащихся о материках, через изучение населения и государств Южной Америки. Формировать представление о населении и его размещении, крупных государств Южной Америки . Дать понятие о населении (коренное и пришлое), языки, 13 государств Южной Америки– через словарь, текст учебника и медиаучебник. Показывать на карте государства Южной Америки, места с наибольшей плотностью населения, при работе с картой полушарий и глобусом. |
|||
Задачи урока |
1) Сформировать у учащихся представление об истории заселения Южной Америки, о прошлом и настоящем народов материка, о древних цивилизациях и государствах; познакомить с современным населением Южной Америки, его расовым и этническим составом, расселением по материку; 2) Продолжить работу по обучению учащихся работе с текстом и рисунками учебника, политической картой мира, словарём как с источниками новых знаний; 3) Сформировать опыт самостоятельного преодоления познавательных затруднений на основе рефлексивного метода; 4) Отрабатывать умения анализировать, сравнивать и рассуждать, умения оценивать свою деятельность, коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в группе. |
|||
Планируемые результаты: |
Предметные Знать главные особенности населения: коренное и пришлое население, колонизация, межрасовое смешение, размещение, язык, быт, народные промыслы, крупные города. Сравнивать разные части материка по плотности населения, расовому и этническому составу. Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Южной Америки: между особенностями рельефа и природной зональности, между расселением населения и хозяйственной деятельностью. |
БУД Познавательные БУД 1. Анализировать карты и статистические данные. 2. Составлять по картам характеристику населения Южной Америки 3.Находить информацию в Интернете и других источниках. Коммуникативные БУД 1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. 2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Регулятивные БУД 1. Обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности самостоятельно и под руководством учителя. 2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать средства достижения цели самостоятельно и с помощью учителя. 3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки. 4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. 5. Определять цели своего обучения, ставить новые задачи и развивать мотивы в познавательной деятельности. 6. Формировать и развивать практические компетентности применения графических изображений Земли в решении географических задач. Личностные БУД 1. Становление основ новых знаний, принятие новой социальной роли в определении для себя необходимых в жизни знаний 2. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. |
||
Тип урока |
Урок общеметодологической направленности |
|||
Формы работы |
Индивидуальная, групповая |
|||
Основные понятия |
коренное и пришлое население, колонизация, межрасовое смешение, размещение, древняя цивилизация, конкистадоры, индейцы, метисы, мулаты, самбо, государства |
|||
Источники информации |
Учебник: География. 8 класс: учебник для спец.(коррекц.) образоват.учреждений VIII вида / Т.М.Лифанова, Е.Н. Соломина – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2012.-176с.. Дидактический материал: Рабочая тетрадь по природоведению для 8 класса Т.М.Лифанова Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор. интерактивная доска |
|||
Ресурсы |
Рабочий лист, презентация в Power Point, образовательная коллекция «География наш дом-Земля», Политическая карта Южной Америки в учебнике с.153, политическая карта мира |
|||
Организационный этап |
||||
Включить обучающихся в учебную деятельность |
Добрый день, друзья! Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости, давайте поприветствуем их. Потихоньку садимся. Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! Итак, друзья, внимание, Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее, Начнем скорей урок. Начинаем урок географии. - Улыбнитесь друг другу. Я рада вас видеть. Надеюсь, что наш урок будет для вас интересным и полезным. А чтобы помочь своему организму лучше работать на уроке, проведём массаж биологически активных точек. (Указательными пальцами обеих рук массируем область над бровями, как бы рисуя новые брови, затем круговыми движениями височные впадины, носогубный треугольник, точки на смыкании челюстей, пощипыванием массируем кончики ушей.) |
|||
Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности |
||||
Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала |
Фронтальный опрос: В 1492 году великий путешественник Христофор Колумб открыл новый материк. Сегодня я желаю вам в процессе урока сделать свои открытия, которые зависят от ваших знаний и умений, ведь обучение состоит из постоянных поисков и находок. Мы путешествуем по удивительному материку, который как называется? …….. Предлагаю нам вспомнить, что же нас удивило на этом материке? Дать характеристику ГП Южной Америки по плану. В каком полушарии находится? Какие океаны омывают материк? На западе:_______, на востоке: _______, на юге: ________ С каким материком граничит? Подпиши контуры материков. Какой материк очертанием берегов напоминает Южную Америку? Молодцы! Вы активно работали. А начать восхождение с игры " Белая ворона» Вот сейчас мы с Вами попробуем поискать белых ворон. Внимательно, читаем логический ряд и называем белую ворону! Евразия, Австралия, Африка, население (слайд 2). Колумб, народ, Веспуччи, Вавилов (слайд 3). Амазонка, Ориноко, мулат, Парана (слайд 4). Метис, анаконда, ленивец, ягуар (слайд 5). Орхидея, страна, бамбук, пальма (слайд 6). Бразилия, Аргентина, самбо, Чили (слайд 7). Учитель прикрепляет на доску названые слова "белые вороны" (слайд 8). Молодцы! У нас с Вами появился на доске ряд слов, но не простой, а связанный с темой нашего урока. Давайте подумаем и выскажем свои предположения, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. Предложения учащихся. |
|||
Подготовка обучающихся к работе на основном этапе |
||||
Организовать коммуникативное взаимодействие , в ходе которого сформулировать тему урока, цель урока и план урока, а так же подвести обучающихся к проблемном у вопросу |
Да, действительно, Вы правы, тема нашего сегодняшнего урока "Население и государства Южной Америки" (слайд 9). Мне кажется, нам очень повезло с темой, как вы думаете о чем мы будем говорить? Сегодня мы узнаем не только о том, как заселялся материк, но и какой чудесный народ живет на этом материке. А самое главное, Вам сегодня предстоит самим побыть в роли исследователей (слайд 10). Какими источниками информации мы будем пользоваться? - Учебником, словарём и картой. Работать будем по плану. Для этого, у вас на столах лежит информационная карта. На какие вопросы нам нужно ответить? (дети читают по инф.карте) Население Южной Америки? Межрасовое смешение? Государства Южной Америки. |
|||
Этап усвоения новых знаний и способов действий |
||||
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление обучающимися изучаемого материала |
Приступаем к реализации нашего плана. Работаем по учебнику с.152 Христофор Колумб в 1492 году писал из Америки королю и королеве Испании: «Я присягаю Вашим Величествам, что в целом мире нет лучшего народа. Они любят своих соседей, как самих себя». О каком народе писал Х. Колумб? Вы уже знаете, что население любого материка состоит из коренных жителей и пришлого населения (работа со словарём). Коренное население – это народ, проживающий на данной территории и сохранивший традиционное жизнеобеспечение. Кто же является коренным населением Южной Америки? Индейцы Откуда пошло название «индейцы»? До открытия Южной Америки жили различные племена – индейцы. Они занимались: центральная и восточная часть материка - охота и рыболовство, а на юге - собирательством плодов и кореньев. Другие находились на весьма высокой ступени общественного развития, о чём свидетельствовала Империя Инков в Андах ( слайд 8) , население которой знало ремёсла и земледелие, а также имело зачатки научных знаний. Сообщение и презентация «Империя Инков» - ученик Я предлагаю вам закрепить эти действия и сделать вместе со мной физкультминутку (картинки развешены в разных концах кабинета). Берем в руки духовое ружье и "выстрелим" сначала в ягуара, потом в анаконду и затем в ленивца А теперь потянемся за бананами на пальме. Срываем их и кладем в большие корзины. И на последок представили себя рыбаками и закидываем удочки, чтобы поймать пиранью. А теперь прослушайте, пожалуйста, притчу. Вы, конечно же, знаете, что притча - это жанр художественной литературы, в которой заложен глубокий философский смысл. Прослушайте, пожалуйста, и скажите, о каких расах идет речь в притчи. Что такое раса напомнит Вам словарь. Американские индейцы, увидев первых европейцев и завезенных ими из Америки темнокожих рабов, объяснили причину их появления так: "Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок - это были индейцы. В следующий раз боги заболтались и забыли во время вынуть фигурки из печи. Те обуглились и стали черны как головешки. Так возникли негры. А потом уже боги, боялись пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились бледно-розового цвета. Так появились европейцы". Итак, о каких расах идет речь в притчи и как они появились на материке? Конечно же, Вы правы. Да правильно, это - захватчики - европейцы и завезенные ими рабы - негры (слайд 18). Вспомните, какие расы есть в мире? — европеоидной, монголоидной и негроидной. Практическая работа по медиаучебнику . Первыми европейцами, прибывшими в Южную Америку за золотом и другими богатствами, были испанцы и португальцы. Они превратили эти земли в колонии. Колония – территория, находящаяся под властью иностранного государства. Европейские завоеватели захватывали лучшие земли, отбирали золото, а коренных жителей уничтожали или превращали в рабов. Многие из них гибли или уходили от европейцев в непроходимые чащи или высоко в горы. В 16 веке начинается ввоз из Африки негров-рабов. Слайд 19. Для какой цели? (работы на рудниках и плантациях). Негры относятся к ….. расе? После отмены рабства в Южную Америку приехали эмигранты (? – работа по словарю) – из разных европейских стран – Италии, Германии, Австрии, России и других. Слайд 21. Работа по учебнику. С. 152 Вопрос В настоящее время в Южной Америке проживают потомки европейцев, индейцев и африканцев, а также потомки от смешанных браков. Кто является потомками смешанных браков? Практическая работа по медиаучебнику (каждый у себя вырезанные мордочки соединяет) Слайд 22 - Метисы (африканцы + европейцы) Слайд 23 – Мулаты (европейцы + африканцы), Слайд 24 – Самбо (индейцы + африканцы) Вывод: В результате смешения населения между собой состав населения приобрел необычную сложность. Озвучивание схемы учащимися. На каких же языках говорят столь различные народы? Слайд 12 Так как долгое время Южная Америка была колонией Испании и Португалии. Большинство населения говорят на испанском языке, а в Бразилии - на португальском. Индейцы говорят на сотни различных языках. Наиболее распространенные языки народов кечуа и аймара. Итак, теперь мы с Вами знаем, какие народы заселяют Южную Америку. Теперь нам предстоит выяснить, насколько плотно и равномерно ли заселен материк (слайд25). Задание: найдите в учебнике на с. 152 абзац о размещении населения на материке. Вывод - неравномерность распределение по материку; наибольшая плотность на побережье Атлантического океана, область восточной пампы; некоторые территории Анд. Вывод учащихся: на территории материка население размещается очень неравномерно. Учитель: Большинство населения проживает на побережье Атлантического океана (до 90 %). Обширные внутренние районы заселены редко, а отдельные территории экваториальных лесов почти безлюдны. Работа с политической картой Южной Америки с.153 Прослушать диктора по медиаучебнику «Страны» Самые крупные по площади страны Южной Америки - ? нанести на карту и показать. Назвать и записать их столицы. . Но о государствах, речь пойдет на следующих уроках. |
|||
Этап первичной проверки понимания изученного |
||||
1.Установить правильность и осознанность изученного материала. 2. Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся |
Молодцы! Вы справились с заданием. Сейчас предлагаю ответить на вопросы: Каков состав населения ЮА? Назовите представителей от смешанных браков Какие языки наиболее распространены? Назовите крупнейшие города Южной Америки. Родиной каких культурных растений является Америка? |
|||
Этап закрепления новых знаний и способов действий |
||||
Обеспечить в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания |
И так, мы с вами проделали большую работу. Скажите, мы достигли поставленной цели? Мы достигли поставленной цели? А что мы делали сегодня на уроке, чтобы достичь поставленной цели? Подведите итог, того что вы узнали сегодня на уроке (ответы детей). |
|||
Этап информации о домашнем задании |
||||
Обеспечить понимание обучающихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
Выписать страны Южной Америки и их столицы. Творческое - подготовить сообщение о столицах государств Бразилии и Перу – воспользуйтесь книгами нашей библиотекой. Параграф 29, выполнить тест по желанию - подготовить буклеты или презентации об обычаях народов, живущих на материке. |
|||
Этап подведения итогов |
||||
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся |
Давайте подведем итог урока и оценим нашу работу. Кого можно выделить сегодня на уроке? Используя «Лист самооценки», оцените свою работу на уроке |
|||
Этап рефлексии |
||||
Обеспечить усвоения обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества |
Урока время истекло, А в конце урока мне хочется сказать, что вы сегодня…молодцы |
Кравченко Лариса Юрьевна