Презентация «Рассказ А.П. Чехова "Шуточка"» (6–7 классы)
Чехов Шуточка А.П. Чехов «Шуточка» Урок литературы в 6 кл Казарцева Ирина Владимировна, МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ
Чехов Шуточка Антон Павлович Чехов известен своими юмористическими произведениями. Одно из таких — рассказ «Шуточка», повествующий о любви, человеческих эмоциях и отношениях. Но так ли уж он смешон?
История создания рассказа «Шуточка» История написания рассказа “Шуточка” открывает перед читателями интересные факты о произведении и авторе: Впервые он был опубликован в журнале “Сверчок” в 1886 году; Рассказ имел альтернативную концовку, в которой рассказчик и Надежда Петровна поженились; Чехов опубликовал рассказ под псевдонимом “Человек без селезёнки”. Он вообще очень любил псевдонимы и использовал более 50-ти штук; По произведению было снято два фильма — 1996 и 2006 годов.
Жанр и направление Жанровая разновидность “Шуточки” — рассказ. В произведении фигурируют несколько действующих лиц — Надя и юноша, есть всего одна сюжетная линия и определённые проблемы. Также оно небольшого размера, который свойственен этому жанру. Направление — реализм. Действие рассказа происходит в реальном мире, описывается обыденная жизнь героев, персонажи являются типичными характерами, но своей индивидуальностью. Также отсутствует деление на “чёрное и белое”.
Композиция Рассказ Чехова композиционно разделён на шесть частей: Экспозиция. Совсем маленькая, но всё же она есть. Описывается обстановка на горке и внешность персонажей; Завязка — рассказчик уговаривает Надежду Петровну скатиться с горы; Развитие действий — девушка и юноша несколько раз скатываются с горы, Надя пытается разгадать загадку; Кульминация. Это сцена, в которой Наденька стоит на крыльце и смотрит в небо. Мы очень напряжены, потому что не знаем, что сделает главный герой, скажет ли он снова, что любит её; Развязка — парень снова подшучивает над Надеждой Петровной и наблюдает за её реакцией; Эпилог — юноша уезжает в Санкт-Петербург, а девушка выходит замуж за другого.
Главный конфликт Главный конфликт произведения происходит между рассказчиком и Надей. Она любит его, хочет понять, взаимна ли эта любовь, а юноша издевается над её чувствами, когда сначала признаётся в любви, а затем ведёт себя показательно равнодушно. Повествование ведётся от первого лица, поэтому история может быть рассказана субъективно. Мы видим ситуацию лишь со стороны юноши и не знаем, правда ли девушка отреагировала так, как это описано в рассказе. Вполне возможно, что после отъезда парня она очень переживала и не сразу его забыла.
Смысл названия Антон Павлович Чехов использует для названия рассказа уменьшительно-ласкательное слово “шуточка”, а не “шутка”, потому что всё-таки рассказчик подшучивал над девушкой не со зла, да и ей нравилась его шутка. То, как она вновь и вновь съезжала с горы, чтобы услышать заветные слова, и как радовалась, услышав весной на крыльце признания в любви “ветра”, говорит нам о беззаботности героини и отсутствии обиды. Да, парень поступил плохо, но его действия не испортили жизнь девушке — она вышла замуж и родила детей. В то же время слово “шуточка” выражает какую-то насмешку и пренебрежение к произошедшей ситуации. Не похоже, что Чехов оправдывает главного героя, поэтому подчеркивает его несерьезное отношение к ситуации. Скорее всего, название показывает промежуточное состояние между тотальным осуждением и принятием ситуации. Каждый читатель сам решает, какую сторону ему выбрать.
Суть: о чём рассказ? Юноша и девушка собираются покататься на санках. Наденька очень боится, но в конце концов поддаётся на уговоры своего спутника. Когда они скатываются с горы, им обоим очень страшно. Парень, думая, что конец его близок, вдруг проговаривает: “Я люблю вас, Надя!”. Но санки замедляются, и вот они уже стоят на земле. Надежда Петровна утверждает, что больше ни за что не поедет. После этого, когда они гуляют, она всё вопросительно смотрит на него, словно спрашивает: “Это мне послышалось или нет?”. А юноша не подаёт виду, ведёт себя с ней равнодушно, поэтому девушка решает проверить свою теорию. Снова и снова они скатываются с горы, и каждый раз юноша произносит: “Я люблю вас, Надя!”. Девушка привыкает к его словам. Однажды она решает совершить проверку ещё раз, но уже в одиночестве. Она скатывается с горы, но из-за страха ничего не может разобрать. В марте главный герой натыкается на Надежду Петровну, которая смотрит на небо. Он решает подшутить над ней и снова произносит заветную фразу. Девушка вскрикивает, улыбается и протягивает руки к небу, а юноша уходит, чтобы собрать вещи и уехать в Санкт-Петербург.
Главные герои и их характеристика Главные герои произведения «Шуточка» — девушка Надя и юноша -рассказчик, имени которого мы не знаем. Главные герои Характеристика Надежда Петровна Она очень боязливая, но если она чего-то захочет, то будет упорно добиваться этого. Так, сначала она боится скатываться с горы, но захотев услышать признания в любви, вновь и вновь перебарывает страх и садится в сани. Также она не умеет скрывать своих чувств, у неё всё написано на лице. Она наивна и любит витать в облаках — мысль о том, что это ветер признаётся ей в любви, завораживает её. Рассказчик Рассказчик же серьёзен. Со стороны не понятно, прячет ли он свои чувства или и в правду ничего не ощущает. Я остановлюсь на втором варианте, потому что кажется, будто он издевается над девушкой, когда сначала признаётся в любви, а потом ведёт себя равнодушно. Также герой очень смелый — ему кататься с горы — одно удовольствие. Но его смелость в отношениях с девушками куда-то улетучивается. Или это просто безответственность?
Чехов ясно и совершенно открыто показывает своё авторское отношение к героям. Он не даёт имени главному герою, зато девушку ласково называет Наденькой. Он порицает рассказчика и сочувствует героине. Я поддерживаю его мнение. Даже если юноша пошутил над девушкой только из-за волнения, это было неправильно.
Тематика “Шуточки” проста и понятна. Рассказ опирается на следующие темы: Тематика “Шуточки” проста и понятна. Рассказ опирается на следующие темы: Тема любви. Герои произведения определённо любят друг друга, но показывают это по-разному. Надя слишком боязлива, чтобы выразить свои эмоции, но у неё и так всё написано на лице, а парень ненамеренно защищается от незнакомого чувства, шутя над ней. Тема юности. Герои слишком юны, скорее всего это их первая влюблённость, поэтому они не знают, как себя вести и что говорить. У них пока нет никаких серьёзных проблем, они веселятся, катаются на санках и просто наслаждаются своим детством. Автор акцентирует внимание на том, что воспоминания о прошлом остаются с нами до конца наших дней, поэтому очень важно провести свою жизнь интересно и необычно. Тема храбрости и трусости. Надежда Петровна очень боится скатываться с горы, но успешно справляется со страхом, тем самым показывая свою силу и способность идти к цели.
Из определённых Чеховым тем вытекает следующая проблематика рассказа «Шуточка»: Из определённых Чеховым тем вытекает следующая проблематика рассказа «Шуточка»: Проблема равнодушия. Когда молодые люди скатываются с горы, Надя внимательно наблюдает за рассказчиком, чтобы понять, что он чувствует. Но юноша специально ведёт себя равнодушно, чем мучает бедную девушку: “Наденька нетерпеливо, грустно, проникающим взором заглядывает мне в лицо, отвечает невпопад, ждёт, не заговорю ли я”. Когда они снова съезжают с горы, он даже закрывает рот варежкой, чтобы она ничего не поняла, но продолжает говорить признания. Это очень жестоко. Проблема жестокости. Не осознавая своих действий, юноша играет с чувствами девушки. Ему нравится наблюдать за тем, как она меняется из-за его слов. Но тем самым он проявляет жестокость по отношению к ней, ведь его намерения не серьёзны — он не женится на ней, хотя в 19 веке после признаний в любви было положено жениться. Проблема безответственности. Главный герой произведения бросается важными словами, которые имеют большую ценность. В этом поступке он показывает свою безответственность. Важно думать головой, прежде чем что-то говорить. А если слов уже не вернуть назад, то необходимо выполнить обещание перед другим человеком, а не сбегать. Проблема отношений между мужчиной и женщиной. Наши герои неопытны, поэтому не могут начать серьёзные отношения. Они не понимают друг друга и очень смущаются.
Смысл рассказа Главная мысль рассказа “Шуточка” заключается в том, что отношения между людьми — это очень сложно, и не стоит относиться к ним легкомысленно. Тем более, когда между ними возникают чувства. Необходимо быть чутким и внимательным, чтобы неосторожные шаги не навредили чувствительному человеку. То, что для одного — всего лишь «шуточка», другой воспринимает серьезно. Всегда приятно общаться с людьми, которые тебя слушают, которым не всё равно. Именно к такому умению стоит стремиться, ведь любая шутка должна быть смешной для всех, а иначе она перерастает в издевательство. Основная идея Чехова — показать, как слова и действия одного человека влияют на чувства и эмоции другого. Делает он это для того, чтобы мы задумались о том, что сами делаем и говорим. Порой мы не замечаем, как раним людей. А эта рана может испортить человеку день, а то и жизнь. Слова — это сила. Словно оружие, в плохих руках они несут зло, а в добрых — дарят светлые эмоции. С этим оружием нужно обращаться аккуратно, потому что человеческая жизнь дороже всего на свете.
Чему учит нас рассказ? Рассказ «Шуточка» учит двум важным вещам: нельзя издеваться над чувствами другого человека и быть эгоистом, как главный герой. но в то же время важно не принимать так близко к сердцу всё, что с нами происходит, как Надежда Петровна. Люди бывают злы, и всё что мы можем сделать — не позволить им испортить наше настроение, не поддаваться на провокации. В конце произведения описывается будущее героев. Наденька вышла замуж и родила троих детей, а рассказчик даже не помнит, почему тогда пошутил над ней. Это вселяет в читателей надежду в то, что люди способны обдумывать свои действия и меняться. Парень повзрослел, стал более опытным и теперь не повторит этот дурной поступок с другой женщиной. Такова мораль произведения «Шуточка».
Критика Издатель Маркс серьёзно переработал роман перед публикацией. Главный герой превратился из шутника в интеллигента, повествование стало более сдержанным. Особенно пострадала концовка — герой не женился на Наде, а уехал в Санкт-Петербург. Не известно, как бы читатели отнеслись к первоначальной версии рассказа, но версия по редактурой Маркса вызвала вопросы у критиков. Богослов Введенский не понимал, почему рассказчик заставляет страдать девушку. Но были и положительные отзывы. Например, Ангел Богданович отметил литературное изящество рассказа и вызываемую эмоциональность у читателей — его расстроила печальная концовка.
Ахметшина Наталья Юрьевна
Ирина Владимировна Казарцева
Горбачёва Марина Юрьевна
Ирина Владимировна Казарцева