Тест по родной литературе в 5 классе «Рассказ Ю. Яковлева "Сыновья Пешеходова"»
Тест по родной литературе
Рассказ Ю.Яковлева «Сыновья Пешеходова»
5 класс
Пояснительная записка
Предмет: родная литература
Класс: 5
Тема: Рассказ Ю.Яковлева «Сыновья Пешеходова»
Цель: проверить знания, умения и навыки, приобретённые учащимися 5 класса в процессе изучения курса родной русской литературы, при анализе рассказа Ю.Яковлева «Сыновья Пешеходова».
Задачи:
Образовательные:
пробудить интерес к чтению произведений о Великой Отечественной войне;
расширить знания обучающихся о событиях 1941-1945 гг.
Воспитательные
воспитание у учащихся благодарной памяти о советских людях, победивших фашизм, чувства гордости за свою страну;
воспитание уважения и благодарности к ветеранам Великой Отечественной войны;
содействовать воспитанию патриотизма и любви к своей Родине.
Развивающие
развивать интерес к творчеству Ю.Яковлева;
расширять и обогащать словарный запас обучающихся.
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по теме «Рассказ Ю.Яковлева «Сыновья Пешеходова» даётся 45 минут. Работа включает в себя 11 заданий.
Ответами на вопросы № 1-4 является цифра (число), которое необходимо записать в поле ответа. На вопросы № 5-10 необходимо дать ответ в виде слова или словосочетания, которые нужно записать в поле ответов. В случае записи неверного ответа его необходимо зачеркнуть и рядом записать новый. На вопрос № 11 дайте связный ответ в объёме 5-10 предложений по предложенной теме.
При выполнении работы не разрешается пользоваться рабочей тетрадью.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если вы не знаете, как выполнить какое-то задание, то его пропустите. Если после выполнения у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.
Желаем успеха!
Тест
Рассказ Ю.Яковлева «Сыновья Пешеходова»
Вариант 1
1) Прочитайте фрагмент текста и выполните задания № 1-11.
Когда в Белозерской школе пишут сочинение о войне, учителя знают: у кого-то в тетрадке обязательно появятся сыновья Пешеходова — Семен и Василий. Сыновья или кинутся под танк, или окажутся в горящем Сталинграде, или спасут полковое знамя. И, прочитав, к примеру, о том, что Семен и Василий первыми таранили фашистский «мес-сер», учителя не возмущаются и не дают волю красному карандашу. Они знают, в чем дело.
В воскресные дни в людных местах Белозерска появляется старик с выцветшими глазами. Былой цвет определить трудно, словно глаза заволокло дымом, а сквозь дым не видно цвета. На старике солдатская гимнастерка. Видимо, приобретенная по случаю у демобилизованного, потому что своя, фронтовая, давным-давно растворилась в дожде, в поту, в лучах солнца, в мыльной пене. <…>
Пешеходов не задерживается среди взрослых, его лучшие приятели и слушатели - ребятня. Эти засыпают вопросами, на которые он отвечает с великой охотой. Больше того, он ждет этих вопросов и, отвечая на них, испытывает удивительное чувство, знакомое лишь засыхающему дереву, когда на его узловатой мертвой ветке неожиданно зазеленеет листок.
— Дедушка Пешеходов, верно, что ты на войне до Берлина пешком дошел? спрашивает старика кто-то из маленьких собеседников.
И старик отвечает:
— Прошел до Берлина… пешком. И фамилия моя потому Пешеходов.
— А ты не устал?
— Устал. Что поделаешь! Машин мало было. Только танки и лошади.
Часть 1
Ответами на вопросы 1-4 является цифра (число), которое необходимо записать в поле ответа. |
1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
Сказка
История
Рассказ
Басня
Ответ: ___________________
2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?
Открывает повествование
Завершает повествование
Является кульминацией сюжета
Является завязкой
Ответ: ___________________
3. О какой войне идёт речь в произведении?
Крымской войне 1853-1856 гг.
Отечественной войне 1812 года
Великой Отечественной войне
Ответ: ___________________
4. Главной темой данного фрагмента является:
Тема подвига русских солдат, защищавших страну
Тема любви к Родине
Тема войны
Тема написания сочинения
Ответ: ___________________
Часть 2
На вопросы № 5-10 необходимо дать ответ в виде слова или словосочетания, которые нужно записать в поле ответов. |
5. Как называется произведение, из которого приведён данный отрывок?
Ответ: ___________________
6. Как звали сыновей старика?
Ответ: ___________________
7. Как называется описание внешности героя в произведении?
Ответ: ___________________
8. Как называется разговор двух или нескольких героев в литературном произведении?
Ответ: ___________________
9. Какое средство художественной выразительности автор использовал в предложении «В воскресные дни в людных местах Белозерска появляется старик с выцветшими глазами»?
Ответ: ___________________
10. Какое средство художественной выразительности использовал Ю.Яковлев в предложении «…отвечая на них, испытывает удивительное чувство, знакомое лишь засыхающему дереву, когда на его узловатой мертвой ветке неожиданно зазеленеет листок»?
Ответ: ___________________
Часть 3
Дайте связный ответ на вопрос № 11 в объёме 5-10 предложений. |
11. Как вы относитесь к старику, который живёт воспоминаниями о войне?
Ответ:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответы:
№ | Ответ |
1 | 2 |
2 | 1 |
3 | 3 |
4 | 1 |
5 | Сыновья Пешеходова |
6 | Семён и Василий |
7 | Портрет |
8 | Диалог |
9 | Эпитет |
10 | Метафора |
Критерии оценивания работы:
За каждый правильный ответ на вопросы № 1-10 дается 1 балл. Ответ на вопрос № 11 оценивается 6 баллами:
Критерий 1 «Соответствие ответа теме»,
Критерий 2 «Привлечение текста произведения для аргументации»,
Критерий 3 «Логичность и точность речи».
Критерии | | |
1. «Соответствие ответа теме» | Работа соответствует теме и заданию | 1 |
Работа не соответствует теме и заданию | 0 | |
2. «Привлечение текста произведения для аргументации» | «Привлечение текста произведения для аргументации» | 1 |
Текст произведения для аргументации не привлекался | 0 | |
3. «Логичность и соблюдение речевых норм» | Соблюдение смысловой цельности, речевая связность и логика изложения | 2 |
Допущена одна логическая ошибка | 1 | |
Допущено более 1 логической ошибки | 0 | |
Точность и выразительность речи | 2 | |
Однообразие грамматического строя речи | 1 | |
1Бедность словаря, однообразие грамматического строя речи | 0 |
Итого: за всю работу ребенок получает 16 баллов.
Критерии выставления оценки: