Урок литературы в 5 классе: Тема взросления в рассказе Ю. Яковлева «Цветок хлеба»

2
0
Материал опубликован 20 December 2022

Тема урока: "Тема взросления в рассказе Ю. Яковлева "Цветок хлеба".

Цели:

Обучающая: создать условия для подведения к осознанию нравственного понятия взрослости.

Развивающая: закреплять умения анализировать характер персонажа художественного произведения;

уметь сравнивать поведение людей и персонажей в художественной литературе; развитие навыков устной и письменной речи, развитие памяти;

Воспитательная: воспитание эмоционального восприятия художественного текста, внимание к художественному слову;

воспитание уважительного отношения к личности, к чувствам человека, философского отношения к своим поступкам.

В. А. Сухомлинский сказал: «Годы детства – это прежде всего воспитание сердца». На какие мысли нас должны натолкнуть слова Сухомлинского?

- Кому мы должны быть благодарны прежде всего?


1.

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок внеклассного чтения.

2.

Актуализация знаний.



Ребята, на доске написано словосочетание «цветок хлеба». Как вы себе представляете этот цветок? Может, кто-нибудь из вас видел, как цветет хлеб? (…) Какого оттенка эти цветы?

3.

Проблемная ситуация.



– Случалось ли вам замечать, что ваши близкие, возможно, родные люди поступают не по совести? Что вы при этом испытывали?

– Хотелось вам что-либо изменить?

- В каком возрасте находитесь вы, ребята? Какая это пора жизни?

- Когда же происходит взросление человека?


Мы поговорим о взрослении человека, размышляя над рассказом Ю. Яковлева.


4.

Изучение нового материала.


Извлечение необходимой информации из текста.



Итак, давайте познакомимся с текстом произведения. Чтение с остановками:

1. Чтение 1 фрагмента (до слов: Он уснул, и всю ночь ему снился хлеб.)

- Что вы узнали из этого фрагмента?

- О ком идёт речь? (герой - мальчик Коля)

- Заполним таблицу, характеризуя героя и его действия. Поиск в тексте.


Действия героя

Характеристика героя

Не мог приладиться к голоду

Взъерошенный

Жадно съедал

Исхудалый волчонок

Искал добычу

Проступают рёбрышки

Глаза сердито поблёскивали

Ввалившиеся глаза


2. Чтение следующего фрагмента.

(2 фрагмент до слов: Давай отнесу, — упавшим голосом сказал Коля).

- О чем данный фрагмент? (о хлебе) Выделите ключевые слова о хлебе в тексте

- Что нового мы узнаём о Коле?

- Что ожидал увидеть мальчик и что увидел?

- Что чувствует герой? Почему «упавшим» голосом отвечает бабушке?


3. Чтение 3 фрагмента (до конца рассказа): читает учитель

- Что испытывал Коля, пока шёл к деду? Выделим в тексте.

- Какая черта характера проявилась у мальчика? (выдержка, ответственность, терпение)

- А что вы узнали про деда?


Хлеб

Действия Коли

Дед

Дорогая ноша

Прятал

Старый

Горячий

Терпел

Лицо заросло щетиной

Жёг кожу


Весь в пчёлах

Вкусный гостинец


Пил сладковатую воду из желобка для пчёл


- Какое чувство испытал Коля в тот момент, когда дед унёс корж в шалаш? (разочарование, не оправдались надежды на деда)


- Каким предстал перед нами дед со слов Коли? Выделим ключевые слова.

ДЕД

Жадный

Одичал

Специально спрятал

Не делится

Потом будет макать в мёд

- Можем ли мы осуждать мальчика за эти мысли?

- Какие чувства не позволили Коле взять корж деда? (чувство сопереживания, стыда, ответственности, долга)

- Что же произошло с Колей?


5.


Творческая работа



Прием «фишбоун». Заполняем вместе, чтобы сделать вывод по проблеме:

Что помогает Коле повзрослеть?

t1671499379aa.png

6



Рефлексия.





Итак, ребята, подведем итоги нашего урока, пофилософствуем: у писателей ничего не бывает случайным. Почему же именно так назвал Ю. Яковлев свой рассказ?

- Какой он, цветок хлеба? - незаметный, но он дорог людям, важен для них.

- Были ли в вашей жизни такие ситуации, когда нужно было чем-то пожертвовать ради мамы, папы, сестры, брата, друга?

 -Так когда же человек взрослеет? (Когда он начинает задумываться над своими поступками…
- О чем же рассказ «Цветок хлеба»? (О взрослении героя, доброта порождает доброту; душевная щедрость, внимательное отношение к людям).


Токи доброты проникли в неокрепшую душу мальчика и сделали его сильнее. Совесть, уважение к деду, чувство долга перед дедом – первые гражданские чувства просыпаются в душе мальчика.

Дорога сыграла большое значение, она дала мальчику жизненный опыт, может быть, первый, что если ты живёшь среди людей, то надо думать не только о себе, но и о других.


7

Домашнее задание.




Сочинение-миниатюра по теме: О чем меня заставил задуматься рассказ Ю.Яковлева.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации