Занятие «Разбежались по опушке в белых платьицах подружки!»

6
0
Материал опубликован 23 October 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Пояснительная записка.

Цели. Художественно-эстетическое развитие детей средствами традиционной народной культуры.

Приобщение детей к музыкальным и духовным ценностям мордовского народа в ходе активно-творческой музыкальной деятельности.

Задачи по образовательным областям.

Социально-коммуникативное развитие.

1.     Формировать уважение к самобытной мордовской культуре.

2.     Воспитывать бережное отношение к природе.

3.     Воспитывать позитивное взаимоотношения в процессе танцевальной и игровой деятельности между детьми.

Познавательное развитие.

1.     Создавать условия для формирования устойчивого интереса к культуре мордовского народа.

2.     Дать представление о многообразии способов использования берёзы в быту мордовского народа.

Речевое развитие.

1.     Расширять словарный  запас мордовскими названиями музыкальных инструментов. Понимать и правильно произносить мордовские слова: келу, нумолне, нармонят.

2.     Формировать умение подбирать наиболее точное слово при определении характера музыки.

Художественно-эстетическое развитие.

1.     Эмоционально откликаться на мордовскую музыку различного характера.

2.     Выразительно исполнять элементы мордовского танца в соответствии с характером музыки.

3.     Закреплять навык игры на детских музыкальных инструментах по ритмической партитуре.

4.     Развивать выразительность и творческую фантазию в инсценировании песни и танце.

5.     Создавать условия для развития танцевального творчества, умения самостоятельно подбирать движения в соответствии с характером музыки.

Физическое развитие.

1.     Формировать правильную осанку, укреплять мышечный аппарат, развивать координацию движений с помощью танца и ритмики.

 

Условия и особенности реализации НООД

v Наиболее актуальным является проведения НООД во второй половине учебного года, когда накоплен определённый мордовский репертуар.

А именно:

Дети знают названия мордовских танцевальных движений и имеют навык их исполнения;

Дети понимают содержание и хорошо знают текст мордовской народной песни «Ашу нумолкай»

Дети знакомы с элементарными  ритмическими фигурами, имеют навык их исполнения на детских музыкальных инструментах.

Танец «Семеричка карть» должен быть заранее разучен с подгруппой детей.

v Работу по приобщению детей к мордовскому фольклору необходимо вести параллельно с воспитателями группы, которые закрепляют произнесение мордовского текста, знакомят детей с малыми формами мордовского фольклора, мордовскими сказками. Обязательное условие – знание детьми сказок «Девушка-берёзка» и «Дочь пастуха» Ф. Атянина.

v Для осуществления метода  наглядности необходимо: видеопроектор, экран, авторская  видеопрезентация.

Место проведения: музыкальный зал.

Аудитория: дети старшей группы детского сада.

Материалы и оборудование:

Фортепиано, ноутбук, колонки, проектор, экран, деревянные ложки по количеству детей,  мордовские костюмы (3 мальчика 3 девочки), сувенирные лапти ( 6 пар), шапочки зайцев, берёзовый сок.

 


Разбежались по опушке в белых платьицах подружки!
PPTX / 5.45 Мб

Музыкальный репертуар.

Репертуар

Задачи

Методы

Слушание

«Луганяса келунясь», мордовская народная песня (мокша)

«Келу», мордовская народная песня (эрзя)

Знакомить с жанрами мордовских народных песен: хороводная, лирическая.

Сравнение, рассказ о содержании, образное сравнение.

Музыкально-ритмические движения

Мордовская мелодия в исполнении группы «Вий» - девочки

«Кавто цёрат тикше ледить» - мальчики

Закреплять навык выразительного исполнения элементов мордовского танца.

Показ детьми.

Поощрение.

«Семеричка карть», муз. и сл. С. Люлякиной

Передавать задорный характер музыки. Ритмично и согласованно исполнять движения.

Танец исполняется в мордовских костюмах. Атрибут – сувенирные лапти на ладошках.

Игра «Плетень»:

«Косо, косо да Утяша?» (эрзя)

«Левженский наигрыш»,

обр. В. Белоклокова

Закреплять умение самостоятельно менять движения со сменой музыкальных фраз. Чётко реагировать на начало и окончание звучания музыки. Творчески использовать знакомые танцевальные движения.

Напомнить детям значение слова «плетень» и принцип его образования.

Пение

«Нармоннят, нармоннят», мордовская народная закличка (мокша)

Чисто интонировать нисходящее поступенное движение мелодии в пределах терции. Чётко произносить мордовские слова.

Приём «Эхо».

«Ашу нумолкай», мордовская народная песня (эрзя)

Выразитель передавать образное содержание песни.

Песня исполняется двумя подгруппами: дети и зайцы. Атрибут – шапочки зайцев.

Игра на детских музыкальных инструментах

«Мордовский танец», «Фонохрестоматия» (046)

Играть ритмично, точно передавать ритмический рисунок, менять ритм в соответствии со  схемой.

Ритмический рисунок исполняется на деревянных ложках.

Ход НООД

Слайд №2. В сопровождении мокшанской народной песни «Луганяся келуня» дети заходят в  зал, садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель. Сейчас звучала знакомая вам мелодия мордовской народной песни «Луганяса келунясь». Келу – келунясь – так на мордовском языке называется дерево, которое вы очень хорошо знаете. Кто скажет, что это за древо?

Дети. Берёза.

Музыкальный руководитель. «Луганяса келунясь» - это свадебная хороводная песня, в которой берёзку сравнивают с невестой. Мордовский народ  всегда любил белоствольную красавицу-березку. Её читали символом девичьей нежности и красоты, здоровья и чистоты. 

Слайд №3. И, действительно, мордовки в национальных костюмах похожи на берёзки! Прямая белая длинная рубаха — панар, белые обмотки на ногах придают облику женщины-мордовки схожесть с берёзой.
К берёзе у мордовского народа всегда было особое отношение. О берёзке слагали песни, пословицы, сказки.
Давайте послушаем ещё одну песню о берёзке, которая так и называется – «Келу».Это очень древняя по происхождению «лесная» песня.

Дети слушают эрзянскую народную песню «Келу» в исполнении детского хора.

Музыкальный руководитель. Песня прозвучала на мордовском языке, но я думаю, что вы и без слов почувствовали её настроение. Как вы его охарактеризуете?

Дети. Протяжная, печальная, медленная, задумчивая, лирическая.

Музыкальный руководитель. Верно. Я расскажу вам её содержание.

Выросла берёзка на вершине горы посреди густого леса.

Вокруг берёзки солнце кружит, луна проплывает.

 А под берёзкой – родник глубокий,

а в роднике – ковш серебряный..

На ковше том – солнце, луна и звёзды...

Вот какое лирическое содержание у этой песни, которую пели девушки, сидя за прялкой долгими зимними вечерами, мечтая о тёплом лете.

А сейчас давайте вспомним мордовские сказки, в которых упоминается о берёзе.

Дети. Девушка-берёзка, Дочь пастуха.

Слайд №4. 

Музыкальный руководитель. В мордовской сказке «Дочь пастуха», которую пересказал для детей Фёдор Атянин, грустный конец. Главные герои сказки превращаются в два молодых деревца: стройную берёзку и коренастый дубок. А вы помните, как зовут этих героев?

Дети. Алдуня и Тургай.

Музыкальный руководитель. Я предлагаю при помощи знакомых вам танцевальных движений показать образы мордовской девушки и мордовского парня.

Девушки в танце демонстрируют свою красоту и грацию, горделивую осанку. Плавные  движения рук символизируют нежные берёзовые веточки на ветру.

Звучит мордовская мелодия в исполнении группы «Вий». Девочки выполняют элементы: ветерок, лебёдушка, волны.

Музыкальный руководитель. Парни в танце стремятся показать свою силу и удаль. Спина ровная, движения бодрые, энергичные.

Звучит инструментальный вариант песни «Кавто цёрат тикше ледить».  Мальчики выполняют элементы: лепёшки, дружба, притопы.

Слайд №5.

Музыкальный руководитель. Береза – щедрое и доброе дерево. Из берёзы изготавливали разные предметы домашней утвари и даже музыкальные инструменты. Давайте вспомним, какой музыкальный инструмент сделал из берёзки музыкант в сказке «Девушка-берёзка»?

Дети. Скрипку.

Музыкальный руководитель. Современные мордовские музыкальные коллективы бережно хранят дошедшие до нашего времени музыкальные инструменты, сделанные из берёзы.

Слайд №6.

Рассматривание фото фольклорной группы «Торама».

Духовые: труба - торама, флейта – нюди. Ударные: коробочка - кальдердема.

И, конечно, из берёзы делали ложки, которые верно служили древней мордве не только для еды, но и для музицирования.

Слайд №7.

Посмотрите, ребята, возле берёзки собираются лесные зверюшки. Они приглашают нас поиграть на ложках. А играть мы будем по ритмической партитуре.

Повтор ритмических фигур по схемам.

Слайд №8.

«Мордовский танец». Игра в оркестре по ритмической партитуре.

 

Физминутка «Во поле береза стояла»

Наступило утро, солнышко проснулось.
И березки к солнцу потянулись. (Руки вверх, на носочках)

Поздоровались друг с дружкой.
Наклонившись в сторону. (Наклоны в сторону)

С солнцем поздоровались,
Радуясь дню новому.(Руки вверх помахать ими).

Услышав наш оркестр, в лесу начинают свой концерт птички.

М. р. исполняет мокшанскую закличку «Нармоннят, нармоннят».

 

1.     Нармоннят, нармоннят,

Лямбе кизонь кандынят,

Курок лийкстада миндейнек!

2.     Минь пачада анттядязь,

Лофца ведьта симттядязь.

3.     Нада – ярхцада!

Нада – симода!

 

1.     Птички, птички

Тёплое лето приносящие,

Быстрее к нам прилетайте!

2.     Мы блинами вас накормим,

Молочным киселём напоим.

3.     Вот вам – ешьте!

Вот вам – пейте!

 

 

Птички, птички, слетайтесь скорей к нам.

Дети исполняют закличку по принципу «эхо» по музыкальным фразам, повторяя за музыкальным руководителем.

Слайд №8.

Музыкальный руководитель. Посмотрите, зайчик под берёзкой что-то загрустил. Давайте спросим у него, что случилось?

Инсценирование мордовской (эрзя) песни «Ашу нумолне». («Беленький зайчик»)

 

1.     Дети.

Тон, нумолкай, ашинят,

Тон, нумолкай, мазынят. 2 р.

Зайцы. Мазынят, мазынят,

Тон, нумолкай, мазынят.

2.     Дети.

Мейс, нумолкай, ашинят?

Мейс, нумолкай, мазынят?

Зайцы. Тетям, авам ашине,

Покштям, бабам, мазыйне.

3.     Дети.

Тон, нумолкай, ков якить?

Тон, ашине, ков якить?

Зайцы. Капста пирес мон якинь,

Капста пирес мон совсинь.

1.     Дети.

Ты, заинька, беленький,

Ты, заинька, красивый. 2 р.

Зайцы. Красивый, красивый,

Заинька, красивый.

2.     Дети.

Почему ты беленький,

Почему красивый?

Зайцы. Папа с мамой белые,

Дедушка с бабушкой красивые.

3.     Дети. Заинька, куда бегал?

Беленький, куда бегал?

Зайцы. На капустную грядку я бегал.

На капустную грядку заходил

 

4.     Дети.

Чем, нумолкай, неидизь?

Чей, ашине, неидизь?

Зайцы. Ой, оминем, неимизь.

Ой, седейнем, неимизь.

5.     Дети.

Чей, нумолкай, чавидизь?

Чей, ашине, чавимизь?

Зайцы. Ой, ойминем, чавимизь.

Ой, седейнем, чавимизь.

6.     Дети.

Мейсэ, мейсэ, чавидизь?

Мейсе, мейсэ порксыдизь?

Зайцы. Пильге ланга палкасо,

Бока, ланга мокшнасо.

 

4.     Дети.

Что, заинька, увидели тебя?

Что, беленький, увидели тебя?

Зайцы. Ой, увидели меня,

Ой, заметили меня.

5.     Дети.

Что, заинька побили тебя?

Что, беленький, побили тебя?

Зайцы. Ой, побили меня.

Да, побили меня.

6.     Дети.

Чем, чем побили тебя?

Чем, чем стукнули тебя?

Зайцы. По ногам палкой.

По бокам дубинкой.

 

 

 

 

 

Музыкальный руководитель. А сейчас я вам загадаю очень трудную загадку.

 

Из лыка свито дырявое корыто, по дороге идет, клетки кладет.

Дети. Лапти.

Слайд №9.

Музыкальный руководитель. Лапти – основной вид обуви у древней мордвы. Их плели из лыка, то есть из коры разных деревьев, в том числе и берёзы. А мы с вами сейчас исполним танец с лаптями.

Танец «Семеричка карть», музыкальное сопровождение – одноимённая песня С. Люлякиной в исполнении ансамбля «Келу».

Слайд №10.

Музыкальный руководитель. Берёзка, как священное дерево, была главной героиней весенних и летних праздников древней мордвы. И в наши дни в Зубово-Полянском районе  проводится народное гулянье «Акша келу» - «Белая берёза», на которое по зову души приезжают люди мордовской национальности со всей страны, чтобы вспомнить народные традиции и поклониться своей малой Родине. Ну а где праздник, там, конечно, и игра.

Музыкальная игра «Плетень» на основе народных мордовских мелодий «Косо, косо да Утяша?»,  «Левженский наигрыш», обр. В. Белоклокова.

Музыкальный руководитель. Вы поняли, ребята, что берёзка была для древней мордвы и подругой, и помощницей, и защитницей. В настоящее время мы носим не лапти, а кожаную обувь, едим не деревянными, а металлическими ложками, появились новые музыкальные инструменты, более современные материалы.  Но берёзка также любима как мордовским, так и русским народом. Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель. И теперь, в век современных технологий уже мы должны заботиться о берёзке. Что мы можем сделать, чтобы сберечь эту белоствольную красавицу? 
Дети.  Не ломать ветки, принимать участие в посадке деревьев и т. д.
Каждый день я вижу
Березку из окна,
И нет подружки ближе,

Милее, чем она!

Весной берёзка щедро поила мордву своим соком. И сегодня я угощаю вас этим вкусным и полезным напитком.

Литература.

1.     Атянин Ф. Дочь пастуха: Серебряное озеро, Саранск, 1970. С. 39-50.

2.     КарпушинаЛ. П. Теория и практика изучения музыкального искусства Мордовии в дошкольных образовательных учреждениях. Саранск, 2010.

3.     Карпушина Л. П., Ерюшкина О. С. Хрестоматия к программе «Валдоня» (раздел «Музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии»). Саранск, 2007.

4.     Сураева-Королёва Н. Маленькие бубенчики. Саранск, 2005.

5.     Девушка-берёзка: Самородов К. Мордовские народные сказки. Саранск, 1971.

6.     Мордовский музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии: фонохрестоматия.  Саранск, 2010.

 

Предварительный просмотр презентации

Презентация к НООД «Разбежались по опушке в белых платьицах подружки» Для детей старшей группы. Автор-составитель: Уразова Наталья Сергеевна, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории, МДОУ «Детский сад №71», город Саранск, 2017

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.