Разговор о жизненных ценностях
Тема: «Разговор о жизненных ценностях».
Предлагаемое занятие может быть включено в цикл занятий для подростков в раздел «Межличностное общение». Занятие направлено на самопознание, анализ межличностных отношений, на формирование законопослушной, толерантной личности. Специфика мероприятия заключается в постановке акцента на воспитательный аспект коррекционно-развивающего занятия, который поддерживается Концепцией духовно-нравственного развития, где отмечается важность формирования отношений человека к предметам, явлениям, событиям, другим людям путём переживаний, которое, собственно, начинается с определения системы ценностей.
Целевая аудитория: подростки 15-17 лет.
При подготовке к занятию были учтены возрастные и психологические особенности обучающихся. С подростками важно говорить об их внутреннем мире, об отношениях с окружающими людьми, актуальных проблемах и ресурсах для их преодоления. Поэтому основным видом деятельности стало проблемно-ценностное общение.
Тип занятия: групповое занятие в малой группе (в занятие включены упражнения, связанные с сильными эмоциональными переживаниями, необходимо дать возможность всем участникам поделиться своими чувствами), а также для удобства работы.
Цель: содействовать становлению позитивно-ориентированной личности посредством осознания собственной ценностно-смысловой сферы (системы ценностей).
Задачи:
1.Образовательная: актуализировать знания учащихся по теме; дать представление о понятии «жизненные ценности»; работать над формированием переносного смысла через проведение эксперимента (работа с притчей «Жизненные ценности»)
2. Коррекционно - развивающая: активизировать навыки самопознания через построение и корректировку собственной иерархии жизненных ценностей, осознание их влияния на жизнь; формировать коммуникативную компетентность через проблемно-ценностное общение, актуализировать внутренние ресурсы для успешной самореализации в жизни.
3. Воспитательная: формировать ценностное отношение к собственной личности, к выбору жизненного пути; воспитывать внимательное отношение к своим и чужим ценностям; формировать приоритет духовных ценностей над материальными.
В целях побуждения обучающихся к деятельности был тщательно продуман каждый этап занятия, использованы различные методы и приёмы активизации обучающихся:
Психокоррекционные методы: элементы тренинга.
Психотерапевтические методы: психотерапевтические упражнения («Список ценностей»), упражнения – активаторы («Стакан», «Жизненные ценности»)
Методы воспитания: разъяснение, этическая беседа, пример.
Методы обучения: проблемного изложения материала.
Приёмы стимулирования развития эмоциональной сферы воспитанника: игровое эмоциональное регулирование, приёмы словесной подгруппы (анализ проблемных вопросов, ситуаций из жизни, разбор содержания афоризмов), аудиовизуальные приёмы (показ презентации, видеоролика, манипуляция с предметами, музыка)
Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Технология - метавоздействие
Продолжительность – 45 мин.
- Добрый день! Ребята, давайте поприветствуем всех, кто пришел на наше занятие.
Для того чтобы определить тему нашего разговора предлагаю посмотреть видеоролик, который по содержанию покажется вам очень знакомым…
Слайд1 ( ролик « Жизнь за 2 минуты»)
Где вы могли слышать это?
Что Вы думаете о жизни этого парня? (Он счастлив, доволен своею жизнью? У него явно идет что-то не так…)
О чем заставляет задуматься его рассказ? (над смыслом жизни… герой предстает перед нами духовно убогим старичком, который, ещё и не пожив, умер. И ничего то его не радует… ничего не вдохновляет, звучит сплошное разочарование в жизни)
Так и хочется сказать: «А может ты что-то предпримешь, приложишь какие -то усилия, чтобы изменить СВОЮ жизнь в лучшую сторону? Ведь ты получаешь ровно столько, сколько вложил в эту жизнь!
На какие понятия он опирается, описывая свою жизнь? О чем рассказывает?
(О себе, о дружбе, об удовольствии, о любви, об учебе, о мечте, о своей жизни…)
А это что такое? Можно ли эти понятия отнести к какой-то категории? Объединить одним словом?
Еще одна подсказка… Шкатулка!!! (Это ценности, ценности жизни.)
- Теперь вы можете предположить тему нашего занятия?
Слайд 2
Да, мы сегодня поведем разговор о Жизненных ценностях.
- А что же такое ценности? Как вы понимаете это слово? (высказывания детей)
Существует много определений этому понятию, я предлагаю обратить внимание на это.
Слайд 3
Ценности – это представления человека о самом важном в его жизни, это то, чем человек дорожит, к чему стремится, что считает священным.
Часто в жизненной суете мы не обращаем внимания и, порой, даже не задумываемся о том, что для нас действительно является ценным, что нас поддерживает в этой жизни. Сегодня я предлагаю вам в этом разобраться, и понять, как ценности могут влиять на качество жизни человека.
Разбираясь в этом вопросе, попробуем выделить важные моменты, главные мысли, тезисы, касаемые жизненных ценностей человека.
Упражнение «Список ценностей».
Перед вами лежат конверты – там вы найдете основной набор жизненных ценностей. Куда входят:
Слайд 4
Интересная учёба, развитие (некоторым людям важно постоянно учиться, не стоять на месте, совершенствоваться)
Работа, карьера
Признание со стороны других – иметь влияние в обществе, популярность, уважение
Деньги, личное имущество, финансовые накопления (материальные блага)
Семья
Друзья
Удовольствия, развлечения, отдых, путешествия
Любовь
Здоровье
Доброта, помощь нуждающимся, благотворительность
Честность, порядочность, чистая совесть
Творчество (увлечения, хобби)
Свобода – желание жить так, как хочу
Вера в Бога
Подумайте и решите, какие ценности, из предложенного набора для вас особенно важны, а какие можно отодвинуть на второй план. Но есть одно условие. Необходимо выбрать лишь 6 наиболее важных для вас ценностей. Если вы не нашли в наборе то, что для вас действительно важно, то на пустом бланке можете написать свою ценность, но в итоге ценностей все равно должно остаться 6.
- Задание понятно? Приступайте к выполнению.
- Легко ли было выполнять эту часть задания?
- Можно ли поинтересоваться, а какие ценности важны подросткам 21 века? - познакомьте окружающих со списком ваших ценностей.
Для меня важно чтобы в моей жизни была….
Спасибо.
Я обратила внимание, что многие ценности совпали, но есть и различия,
а вообще так может быть?
и это абсолютно нормально. Что важно одним – совершенно безразлично другим.
Например, у некоторых людей нет никаких религиозных убеждений, и они чувствуют, что мало потеряют, отказавшись от них. А для другого человека это было бы ужасной потерей (о. Александр Балыбердин).
Слайд 5
Вывод: у каждого человека - своя система ценностей.
Попробуйте проранжировать эти ценности – распределить их по степени важности для вас, где самая важная ценность будет лежат внизу стопки, а менее ценная – сверху.
Отметьте ваш выбор на бланке с ценностями.
- А это было ли легко делать?
А мы продолжаем… Музыка.
Посмотрите еще раз на ваш набор ценностей. Представьте свою жизнь, в котором все эти ценности присутствуют…
- Как вам живется? Как вы себя ощущаете?
Сделайте глубокий вдох…
Это ваше богатство, это то, чем вы по-настоящему дорожите.
Но жизнь проходит не всегда так, как мы мечтаем, от наших ли действий, либо по причинам совершенно независящих от нас, порой происходят события, которые круто меняют жизнь человека.
А теперь представьте себе, что в вашей жизни случилось что-то непоправимое и вы должны отказаться от ценности, которая лежит у вас сверху. Отложите ценность в сторону.
- Закройте глаза, и попробуйте осознать, как вам живется без этой ценности? Как протекает ваша жизнь, что в ней поменялось? Как вы чувствуете себя при этом…. (пауза 20 секунд)
Жизнь продолжается… Порой с судьбой бороться бесполезно и из нее исчезает ещё одна ценность. Уберите следующую ценность, отложите ее в сторону.
- Постарайтесь представить себе, как живется вам без этих ценностей…? Что меняется в вашей жизни, как вы себя чувствуете? (пауза 15 секунд)
Черная полоса не прекращается… пришло время лишиться еще одной ценности. Отложите ее в сторону.
- Что вы чувствуете теперь? Что поменялось? Посмотрите, что происходит с вами и вашим окружением…. (пауза 15 секунд)
Идет время и вам предстоит сделать еще один непростой выбор. Уберите следующую ценность.
- Что изменилось…? Какие чувства переполняют вас? Как вам живётся без ваших ценностей? (пауза 15 секунд)
Страшные события не уходят из вашей жизни. Вы вынуждены отказаться еще от одной ценности.
- Обратите внимание на свое внутреннее состояние, как вы живете без потерянных ценностей? Какие ощущения возникают? (пауза 15 секунд).
Время идёт, и из вашей жизни уходит последняя ценность.
Закройте глаза… Что вы чувствуете, потеряв все свои ценности? Посмотрите, чем наполнена такая жизнь, имеет ли она смысл?
( пауза 20 секунд)
А сейчас представьте себе, что произошло чудо, и появилась возможность вернуть в вашу жизнь одну из потерянных ценностей. Верните ту ценность, которую захотите. Что вы почувствовали? (пауза 10 секунд)
Чудо продолжается, в вашу жизнь возвращается следующая ценность. Выберите любую из потерянных ценностей и верните её в свою жизнь. Как вам живётся сейчас? (пауза 10 секунд)
Светлая полоса продолжается, и появилась возможность вернуть себе еще одну из потерянных ценностей. Верните ее в свою жизнь. Что теперь происходит в вашей жизни, что вы чувствуете при этом?
(пауза 10 секунд)
Проходит время и у вас появляется возможность вернуть еще одну ценность в свою жизнь. Верните ее. Что меняется вокруг вас? Как меняетесь вы? Какие эмоции переполняют вас?
(пауза 10 секунд)
Жизнь дарит вам подарок. У вас есть возможность вернуть еще одну ценность. Попробуйте представить себе свою жизнь с вернувшимися ценностями. Что нового в ней? Прислушайтесь к себе? Что вы чувствуете при этом?
(пауза 10 секунд)
Чудо продолжается и к вам возвращается последняя ценность.
Выдохните… Все хорошо!
Обсуждение упражнения:
- Какие эмоции сопровождали вас при выполнении упражнения?
- Что чувствовали, теряя ценности?
- Что чувствовали, возвращая их?
- Изменилась ли ваша иерархия ценностей? - возьмите фломастер и отметьте место ценности в вашем списке (ЛИСТ с отметками)
- Как вы думаете, существуют ли ситуации, когда ваши ценности могут измениться? От чего это зависит?
Переоценка ценностей – это естественный процесс, характерный каждому человеку. С течением времени людям свойственно менять свои взгляды на жизнь, у человека появляются новые знакомства, интересы и увлечения, даже трагические события заставляют порой переосмыслить свою жизнь.
Слайд 6 Ценности могут меняться со временем.
- Влияют ли наши ценности на наши действия и поступки?
Предлагаю вам прослушать ситуации из жизни ваших сверстников, поразмышлять о том, какие у подростков ценности и как события могут развиваться дальше.
Предлагаемые ситуации.
Алексей увлекается историей, знает почти всех военачальников и полководцев, слушает на уроках истории «открыв рот», посещает клуб исторической реконструкции. Он хорошо учится, тратит много времени на подготовку к урокам. Учитель истории предлагает ему писать исследовательскую работу. Как он поступит? (ценность познания)
Светлана помнит дни рождения всех своих близких родственников, любит дарить им подарки и придумывать оригинальные поздравления, без нее не обходится ни одно семейное торжество, обожает слушать «семейные предания (истории)», рассказываемые бабушкой. Завтра день рождения ее мамы, соберется вся семья, а лучшая подруга приглашает ее на вечеринку. Нужно выбирать, что она выберет? (ценность семья)
Настя активно занимается танцами, гордиться своей идеальной фигурой и не упускает случая ее продемонстрировать. Следит за модой, стильно одевается. Она фанат правильного питания и полезных продуктов. Парень, который ей нравится, приглашает ее в Макдональдс. Как она поступит? (ценность отношения к физическому Я – важно выглядеть хорошо)
- Почему мы смогли точно сказать, как поступят эти подростки?
Обычно результат нашего выбора зависит от того, что является для нас важным и ценным.
«Каждый день мы попадаем в ситуации, в которых надо делать выбор. Это могут быть очень простые вещи – встать пораньше, чтобы успеть вовремя на занятия, или еще полежать, провести время с друзьями или остаться с родителями, пойти гулять или заняться скучной, но необходимой работой.
Чаще всего мы делаем выбор в пользу того, что является для нас важным и ценным.
Ценности обычно проявляются в поведении, в поступках людей, в серьезных ситуациях.
Понять, что для вас важнее всего в жизни — значит получить в свое распоряжение компас, который поможет вам не заплутать, принимая важные решения!
Слайд 7 (компас)
- Влияют ли ценности на успех в жизни? Есть ли между ними связь?
Слайд 8 - список ценностей
Обращаясь к списку ценностей, кто быстрее достигнет успеха? Как вы думайте?
Тот, кто на 1 место ставит – работу, карьеру, или удовольствия и развлечения?
Слайд 9 – от ценностей зависит успех человека
Упражнение «Стаканчик».
Представьте, что в этом стакане собраны ваши ценности, помимо главных, вы можете туда добавить и другие, чтобы ваша жизнь стала более полной и насыщенной. Здесь собрано все, чем вы дорожите.
Ведущий сминает безжалостно стакан.
- Что вы сейчас почувствовали? Что хочется сделать? (Явно ничего хорошего)
- Что я сделала? Разрушила, уничтожила ваши ценности.
- Бывают ли в жизни моменты, когда мы без зазрения совести покушаемся на ценности других людей?
Приведите примеры.
(Когда мы своими глупыми, неосторожными высказываниями затрагиваем чьи – то семьи, причиняем телесные повреждения, не заботясь о чужом здоровье, воруем, грабим чужое имущество…)
- Конечно же, с вашими ценностями ничего не произошло, это все лишь небольшое упражнение.
Но чему оно учит? Прежде всего, бережно относиться к ценностям другого человека.
Слайд 10
Ценности других людей требуют особого, бережного отношения.
Я еще в начале занятия говорила, что ценностей может быть очень много.
Существуют разные классификации ценностей, но чаще всего ценности делят на 2 категории – не подскажите какие?
на материальные и духовные.
Слайд 11
Материальные ценности – это все то, что можно купить, создать, построить. Другими словами, что есть возможность увидеть, потрогать, использовать. Но они - преходящи (сегодня они есть - завтра их нет)
Духовные ценности – это то, что невозможно увидеть, ощутить тактильно, продать и купить. Эти ценности находятся внутри каждого человека.
- Что вам кажется более ценным? Почему?
Притча
Однажды очень богатый человек взял своего сына в поездку по стране с единственной целью — показать мальчику, что значит жить без денег. Несколько дней они провели на ферме у очень бедной семьи.
По возвращении домой отец спросил, понравилась ли ему поездка. «Понравилась, отец», — ответил мальчик. «Видел, как бедны могут быть люди?» — задал вопрос мужчина. «О, да!» — последовал ответ. «А что ты извлек из нашего путешествия?» — вновь спросил отец.
А сын ответил: «Я видел, что у нас одна собака, а у них четыре. У нас бассейн до середины сада, а у них ручей, которому нет конца». У нас в саду светят заморские фонари, а у них ночью сияют звезды. У нас терраса до переднего двора, а у них просторы до самого горизонта. У нас небольшой участок земли, на котором мы живем, а у них бескрайние поля, которые нельзя окинуть взглядом. Мы покупаем пищу, а они выращивают ее сами. У нас вокруг дома стены для защиты, а у них друзья».
Отец мальчика застыл в онемении.
И тут сын добавил: «Я понял, как мы на самом деле бедны».
- добился ли своей цели отец?
Вывод: Богатый отец хотел показать сыну, как живут бедные люди, а вместо этого сам получил урок. Автор на примере отца показал ту часть общества, для которой приоритетными являются материальные ценности, а на примере сына – духовные.
Иногда в погоне за накоплением материальных благ человек забывает о том, что является по-настоящему ценным. Материальное – преходяще. – сегодня есть, а завтра Истинные ценности связаны с духовными ориентациями человека.
Слайд 12 Только духовные ценности – истинны!
Итог – обратить внимание на слайд - что получилось, что отметили!
Сегодня мы много говорили о ценностях, и подытожить наш разговор хочу небольшим экспериментом, который вы возможно, знаете, но он как никогда подходит к теме нашего занятия.
Демонстрация
Банка заполняется теннисными мячиками.
-Заполнена ли банка?
-Да!
Заполнение камешками.
-Была ли банка полная? А сейчас она полна ли?
-Да!
Заполнение песком.
-А сейчас, полна ли банка?
-Я хочу, чтобы вы представили, что этот сосуд – ваша жизнь. Мячи — это главные ценности: семья, любовь, здоровье, вера, друзья. Даже если все остальное потеряно, но остались эти ценности, ваша жизнь все равно будет полной, именно эти ценности будут вас поддерживать в трудные минуты. Камешки — это вещи, которые тоже важны для, но в чуть меньшей степени. Это могут быть, например, материальные блага, увлечения. Песок – это все остальное, это мелочи: сиюминутные желания, человеческие слабости, вредные привычки, развлечения, в общем все то, что и ценностью то назвать можно с трудом…
Некоторые люди делают ошибку – сначала они насыпают в кувшин песок, и, конечно же, при этом не остается места ни для маленьких, ни для больших камней.
То же самое относится и к жизни.
Если вы потратите все свое время и энергию на мелочи, несущественные дела, у вас никогда не будет места для ценностей, которые действительно важны для человека, вы не достигнете успеха в жизни. Задумайтесь над этим и выставьте правильные приоритеты.
А наше занятие подходит к концу, ребята, всем спасибо за активную работу, искренность.
И по традиции предлагаю оценить сегодняшнее занятие. Раз сегодня мы говорили о высоких вещах, о жизненных ценностях! То уместным будет предложить вам для оценки своего состояния крылатые выражения:
Для начала, разберемся, что они обозначают…
Слайд 13
1. Тяжела ты, шапка Мономаха. (Было трудно, не интересно, не понятно)
2. Повторение – мать ученье. (Всё знал, сегодня только повторил)
3. Если за день ничему не научился – зря прожил день. (Рад, что присутствовал на занятии, многому научился, многое понял)
Выберите крылатое выражение, которое по ощущениям вам подходит, и рядом с ним наклейте красный круг, которые лежат на столе.
Но перед тем этим хочу сделать вам подарок - блокноты для записи умных мыслей! Надеюсь, что 1 запись будет относительно темы нашего занятия.
Желаю вам успехов, удачи в жизни, всего доброго!
До свидания!