12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шалагинова Марина Вениаминовна33

Тема: «Разговор о жизненных ценностях».

Предлагаемое занятие может быть включено в цикл занятий для подростков в раздел «Межличностное общение». Занятие направлено на самопознание, анализ межличностных отношений, на формирование законопослушной, толерантной личности. Специфика мероприятия заключается в постановке акцента на воспитательный аспект коррекционно-развивающего занятия, который поддерживается Концепцией духовно-нравственного развития, где отмечается важность формирования отношений человека к предметам, явлениям, событиям, другим людям путём переживаний, которое, собственно, начинается с определения системы ценностей.

Целевая аудитория: подростки 15-17 лет.

При подготовке к занятию были учтены возрастные и психологические особенности обучающихся. С подростками важно говорить об их внутреннем мире, об отношениях с окружающими людьми, актуальных проблемах и ресурсах для их преодоления. Поэтому основным видом деятельности стало проблемно-ценностное общение.

Тип занятия: групповое занятие в малой группе (в занятие включены упражнения, связанные с сильными эмоциональными переживаниями, необходимо дать возможность всем участникам поделиться своими чувствами), а также для удобства работы.

Цель: содействовать становлению позитивно-ориентированной личности посредством осознания собственной ценностно-смысловой сферы (системы ценностей).

 Задачи:

1.Образовательная: актуализировать знания учащихся по теме; дать представление о понятии «жизненные ценности»; работать над формированием переносного смысла через проведение эксперимента (работа с притчей «Жизненные ценности»)


2. Коррекционно - развивающая: активизировать навыки самопознания через построение и корректировку собственной иерархии жизненных ценностей, осознание их влияния на жизнь; формировать коммуникативную компетентность через проблемно-ценностное общение, актуализировать внутренние ресурсы для успешной самореализации в жизни.

3. Воспитательная: формировать ценностное отношение к собственной личности, к выбору жизненного пути; воспитывать внимательное отношение к своим и чужим ценностям; формировать приоритет духовных ценностей над материальными.

В целях побуждения обучающихся к деятельности был тщательно продуман каждый этап занятия, использованы различные методы и приёмы активизации обучающихся:

Психокоррекционные методы: элементы тренинга.

Психотерапевтические методы: психотерапевтические упражнения («Список ценностей»), упражнения – активаторы («Стакан», «Жизненные ценности»)

Методы воспитания: разъяснение, этическая беседа, пример.

Методы обучения: проблемного изложения материала.


Приёмы стимулирования развития эмоциональной сферы воспитанника: игровое эмоциональное регулирование, приёмы словесной подгруппы (анализ проблемных вопросов, ситуаций из жизни, разбор содержания афоризмов), аудиовизуальные приёмы (показ презентации, видеоролика, манипуляция с предметами, музыка)

Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Технология - метавоздействие

Продолжительность – 45 мин.



























Содержание занятия.

- Добрый день! Ребята, давайте поприветствуем всех, кто пришел на наше занятие.

Для того чтобы определить тему нашего разговора предлагаю посмотреть видеоролик, который по содержанию покажется вам очень знакомым…

Слайд1 ( ролик « Жизнь за 2 минуты»)

Где вы могли слышать это?

Что Вы думаете о жизни этого парня? (Он счастлив, доволен своею жизнью? У него явно идет что-то не так…)

О чем заставляет задуматься его рассказ? (над смыслом жизни… герой предстает перед нами духовно убогим старичком, который, ещё и не пожив, умер. И ничего то его не радует… ничего не вдохновляет, звучит сплошное разочарование в жизни)


Так и хочется сказать: «А может ты что-то предпримешь, приложишь какие -то усилия, чтобы изменить СВОЮ жизнь в лучшую сторону? Ведь ты получаешь ровно столько, сколько вложил в эту жизнь!


На какие понятия он опирается, описывая свою жизнь? О чем рассказывает?

(О себе, о дружбе, об удовольствии, о любви, об учебе, о мечте, о своей жизни…)

А это что такое? Можно ли эти понятия отнести к какой-то категории? Объединить одним словом?

Еще одна подсказка… Шкатулка!!! (Это ценности, ценности жизни.)


- Теперь вы можете предположить тему нашего занятия?

Слайд 2

Да, мы сегодня поведем разговор о Жизненных ценностях.

- А что же такое ценности? Как вы понимаете это слово? (высказывания детей)

Существует много определений этому понятию, я предлагаю обратить внимание на это.


Слайд 3


Ценности – это представления человека о самом важном в его жизни, это то, чем человек дорожит, к чему стремится, что считает священным.


Часто в жизненной суете мы не обращаем внимания и, порой, даже не задумываемся о том, что для нас действительно является ценным, что нас поддерживает в этой жизни. Сегодня я предлагаю вам в этом разобраться, и понять, как ценности могут влиять на качество жизни человека.

Разбираясь в этом вопросе, попробуем выделить важные моменты, главные мысли, тезисы, касаемые жизненных ценностей человека.

Итак, приступаем.

Упражнение «Список ценностей».

Перед вами лежат конверты – там вы найдете основной набор жизненных ценностей. Куда входят:

Слайд 4

Интересная учёба, развитие (некоторым людям важно постоянно учиться, не стоять на месте, совершенствоваться)

Работа, карьера

Признание со стороны других – иметь влияние в обществе, популярность, уважение

Деньги, личное имущество, финансовые накопления (материальные блага)

Семья

Друзья

Удовольствия, развлечения, отдых, путешествия

Любовь

Здоровье

Доброта, помощь нуждающимся, благотворительность

Честность, порядочность, чистая совесть

Творчество (увлечения, хобби)

Свобода – желание жить так, как хочу

Вера в Бога

Подумайте и решите, какие ценности, из предложенного набора для вас особенно важны, а какие можно отодвинуть на второй план. Но есть одно условие. Необходимо выбрать лишь 6 наиболее важных для вас ценностей. Если вы не нашли в наборе то, что для вас действительно важно, то на пустом бланке можете написать свою ценность, но в итоге ценностей все равно должно остаться 6.

- Задание понятно? Приступайте к выполнению.

- Легко ли было выполнять эту часть задания?

- Можно ли поинтересоваться, а какие ценности важны подросткам 21 века? - познакомьте окружающих со списком ваших ценностей.

Для меня важно чтобы в моей жизни была….

Спасибо.

Я обратила внимание, что многие ценности совпали, но есть и различия,

а вообще так может быть?

и это абсолютно нормально. Что важно одним – совершенно безразлично другим.

Например, у некоторых людей нет никаких религиозных убеждений, и они чувствуют, что мало потеряют, отказавшись от них. А для другого человека это было бы ужасной потерей (о. Александр Балыбердин).

Слайд 5

Вывод: у каждого человека - своя система ценностей.

Попробуйте проранжировать эти ценности – распределить их по степени важности для вас, где самая важная ценность будет лежат внизу стопки, а менее ценная – сверху.

Отметьте ваш выбор на бланке с ценностями.

- А это было ли легко делать?

А мы продолжаем… Музыка.

Посмотрите еще раз на ваш набор ценностей. Представьте свою жизнь, в котором все эти ценности присутствуют…

- Как вам живется? Как вы себя ощущаете?

Сделайте глубокий вдох…

Это ваше богатство, это то, чем вы по-настоящему дорожите.

Но жизнь проходит не всегда так, как мы мечтаем, от наших ли действий, либо по причинам совершенно независящих от нас, порой происходят события, которые круто меняют жизнь человека.

А теперь представьте себе, что в вашей жизни случилось что-то непоправимое и вы должны отказаться от ценности, которая лежит у вас сверху. Отложите ценность в сторону.

- Закройте глаза, и попробуйте осознать, как вам живется без этой ценности? Как протекает ваша жизнь, что в ней поменялось? Как вы чувствуете себя при этом…. (пауза 20 секунд)

Жизнь продолжается… Порой с судьбой бороться бесполезно и из нее исчезает ещё одна ценность. Уберите следующую ценность, отложите ее в сторону.

- Постарайтесь представить себе, как живется вам без этих ценностей…? Что меняется в вашей жизни, как вы себя чувствуете? (пауза 15 секунд)

Черная полоса не прекращается… пришло время лишиться еще одной ценности. Отложите ее в сторону.

- Что вы чувствуете теперь? Что поменялось? Посмотрите, что происходит с вами и вашим окружением…. (пауза 15 секунд)

Идет время и вам предстоит сделать еще один непростой выбор. Уберите следующую ценность.

- Что изменилось…? Какие чувства переполняют вас? Как вам живётся без ваших ценностей? (пауза 15 секунд)

Страшные события не уходят из вашей жизни. Вы вынуждены отказаться еще от одной ценности.

- Обратите внимание на свое внутреннее состояние, как вы живете без потерянных ценностей? Какие ощущения возникают? (пауза 15 секунд).

Время идёт, и из вашей жизни уходит последняя ценность.

Закройте глаза… Что вы чувствуете, потеряв все свои ценности? Посмотрите, чем наполнена такая жизнь, имеет ли она смысл?

( пауза 20 секунд)


А сейчас представьте себе, что произошло чудо, и появилась возможность вернуть в вашу жизнь одну из потерянных ценностей. Верните ту ценность, которую захотите. Что вы почувствовали? (пауза 10 секунд)

Чудо продолжается, в вашу жизнь возвращается следующая ценность. Выберите любую из потерянных ценностей и верните её в свою жизнь. Как вам живётся сейчас? (пауза 10 секунд)

Светлая полоса продолжается, и появилась возможность вернуть себе еще одну из потерянных ценностей. Верните ее в свою жизнь. Что теперь происходит в вашей жизни, что вы чувствуете при этом?

(пауза 10 секунд)

Проходит время и у вас появляется возможность вернуть еще одну ценность в свою жизнь. Верните ее. Что меняется вокруг вас? Как меняетесь вы? Какие эмоции переполняют вас?

(пауза 10 секунд)

Жизнь дарит вам подарок. У вас есть возможность вернуть еще одну ценность. Попробуйте представить себе свою жизнь с вернувшимися ценностями. Что нового в ней? Прислушайтесь к себе? Что вы чувствуете при этом?

(пауза 10 секунд)

Чудо продолжается и к вам возвращается последняя ценность.

Выдохните… Все хорошо!

Обсуждение упражнения:

- Какие эмоции сопровождали вас при выполнении упражнения?

- Что чувствовали, теряя ценности?

- Что чувствовали, возвращая их?

- Изменилась ли ваша иерархия ценностей? - возьмите фломастер и отметьте место ценности в вашем списке (ЛИСТ с отметками)



- Как вы думаете, существуют ли ситуации, когда ваши ценности могут измениться? От чего это зависит?

Переоценка ценностей – это естественный процесс, характерный каждому человеку. С течением времени людям свойственно менять свои взгляды на жизнь, у человека появляются новые знакомства, интересы и увлечения, даже трагические события заставляют порой переосмыслить свою жизнь.

Слайд 6 Ценности могут меняться со временем.


- Влияют ли наши ценности на наши действия и поступки?

Предлагаю вам прослушать ситуации из жизни ваших сверстников, поразмышлять о том, какие у подростков ценности и как события могут развиваться дальше.

Предлагаемые ситуации.

Алексей увлекается историей, знает почти всех военачальников и полководцев, слушает на уроках истории «открыв рот», посещает клуб исторической реконструкции. Он хорошо учится, тратит много времени на подготовку к урокам. Учитель истории предлагает ему писать исследовательскую работу. Как он поступит? (ценность познания)

Светлана помнит дни рождения всех своих близких родственников, любит дарить им подарки и придумывать оригинальные поздравления, без нее не обходится ни одно семейное торжество, обожает слушать «семейные предания (истории)», рассказываемые бабушкой. Завтра день рождения ее мамы, соберется вся семья, а лучшая подруга приглашает ее на вечеринку. Нужно выбирать, что она выберет? (ценность семья)

Настя активно занимается танцами, гордиться своей идеальной фигурой и не упускает случая ее продемонстрировать. Следит за модой, стильно одевается. Она фанат правильного питания и полезных продуктов. Парень, который ей нравится, приглашает ее в Макдональдс. Как она поступит? (ценность отношения к физическому Я – важно выглядеть хорошо)

- Почему мы смогли точно сказать, как поступят эти подростки?

Обычно результат нашего выбора зависит от того, что является для нас важным и ценным.

«Каждый день мы попадаем в ситуации, в которых надо делать выбор. Это могут быть очень простые вещи – встать пораньше, чтобы успеть вовремя на занятия, или еще полежать, провести время с друзьями или остаться с родителями, пойти гулять или заняться скучной, но необходимой работой.

Чаще всего мы делаем выбор в пользу того, что является для нас важным и ценным.

Ценности обычно проявляются в поведении, в поступках людей, в серьезных ситуациях.

Понять, что для вас важнее всего в жизни — значит получить в свое распоряжение компас, который поможет вам не заплутать, принимая важные решения!

Слайд 7 (компас)



- Влияют ли ценности на успех в жизни? Есть ли между ними связь?

Слайд 8 - список ценностей

Обращаясь к списку ценностей, кто быстрее достигнет успеха? Как вы думайте?

Тот, кто на 1 место ставит – работу, карьеру, или удовольствия и развлечения?

Слайд 9от ценностей зависит успех человека



Упражнение «Стаканчик».

Представьте, что в этом стакане собраны ваши ценности, помимо главных, вы можете туда добавить и другие, чтобы ваша жизнь стала более полной и насыщенной. Здесь собрано все, чем вы дорожите.

Ведущий сминает безжалостно стакан.

- Что вы сейчас почувствовали? Что хочется сделать? (Явно ничего хорошего)

- Что я сделала? Разрушила, уничтожила ваши ценности.

- Бывают ли в жизни моменты, когда мы без зазрения совести покушаемся на ценности других людей?

Приведите примеры.

(Когда мы своими глупыми, неосторожными высказываниями затрагиваем чьи – то семьи, причиняем телесные повреждения, не заботясь о чужом здоровье, воруем, грабим чужое имущество…)

- Конечно же, с вашими ценностями ничего не произошло, это все лишь небольшое упражнение.

Но чему оно учит? Прежде всего, бережно относиться к ценностям другого человека.

Слайд 10

Ценности других людей требуют особого, бережного отношения.


Я еще в начале занятия говорила, что ценностей может быть очень много.

Существуют разные классификации ценностей, но чаще всего ценности делят на 2 категории – не подскажите какие?


на материальные и духовные.



Слайд 11

Материальные ценности – это все то, что можно купить, создать, построить. Другими словами, что есть возможность увидеть, потрогать, использовать. Но они - преходящи (сегодня они есть - завтра их нет)


Духовные ценности – это то, что невозможно увидеть, ощутить тактильно, продать и купить. Эти ценности находятся внутри каждого человека.



- Что вам кажется более ценным? Почему?

Притча

Однажды очень богатый человек взял своего сына в поездку по стране с единственной целью — показать мальчику, что значит жить без денег. Несколько дней они провели на ферме у очень бедной семьи.

По возвращении домой отец спросил, понравилась ли ему поездка. «Понравилась, отец», — ответил мальчик. «Видел, как бедны могут быть люди?» — задал вопрос мужчина. «О, да!» — последовал ответ. «А что ты извлек из нашего путешествия?» — вновь спросил отец.

А сын ответил: «Я видел, что у нас одна собака, а у них четыре. У нас бассейн до середины сада, а у них ручей, которому нет конца». У нас в саду светят заморские фонари, а у них ночью сияют звезды. У нас терраса до переднего двора, а у них просторы до самого горизонта. У нас небольшой участок земли, на котором мы живем, а у них бескрайние поля, которые нельзя окинуть взглядом. Мы покупаем пищу, а они выращивают ее сами. У нас вокруг дома стены для защиты, а у них друзья».

Отец мальчика застыл в онемении.

И тут сын добавил: «Я понял, как мы на самом деле бедны».


- добился ли своей цели отец?


Вывод: Богатый отец хотел показать сыну, как живут бедные люди, а вместо этого сам получил урок. Автор на примере отца показал ту часть общества, для которой приоритетными являются материальные ценности, а на примере сына – духовные.



Иногда в погоне за накоплением материальных благ человек забывает о том, что является по-настоящему ценным. Материальное – преходяще. – сегодня есть, а завтра Истинные ценности связаны с духовными ориентациями человека.


Слайд 12 Только духовные ценности – истинны!



Итог – обратить внимание на слайд - что получилось, что отметили!

Сегодня мы много говорили о ценностях, и подытожить наш разговор хочу небольшим экспериментом, который вы возможно, знаете, но он как никогда подходит к теме нашего занятия.

Демонстрация

Банка заполняется теннисными мячиками.

-Заполнена ли банка?

-Да!

Заполнение камешками.

-Была ли банка полная? А сейчас она полна ли?

-Да!

Заполнение песком.

-А сейчас, полна ли банка?


-Я хочу, чтобы вы представили, что этот сосуд – ваша жизнь. Мячи — это главные ценности: семья, любовь, здоровье, вера, друзья. Даже если все остальное потеряно, но остались эти ценности, ваша жизнь все равно будет полной, именно эти ценности будут вас поддерживать в трудные минуты. Камешки — это вещи, которые тоже важны для, но в чуть меньшей степени. Это могут быть, например, материальные блага, увлечения. Песок – это все остальное, это мелочи: сиюминутные желания, человеческие слабости, вредные привычки, развлечения, в общем все то, что и ценностью то назвать можно с трудом…


Некоторые люди делают ошибку – сначала они насыпают в кувшин песок, и, конечно же, при этом не остается места ни для маленьких, ни для больших камней.

То же самое относится и к жизни.

Если вы потратите все свое время и энергию на мелочи, несущественные дела, у вас никогда не будет места для ценностей, которые действительно важны для человека, вы не достигнете успеха в жизни. Задумайтесь над этим и выставьте правильные приоритеты.




А наше занятие подходит к концу, ребята, всем спасибо за активную работу, искренность.

И по традиции предлагаю оценить сегодняшнее занятие. Раз сегодня мы говорили о высоких вещах, о жизненных ценностях! То уместным будет предложить вам для оценки своего состояния крылатые выражения:

Для начала, разберемся, что они обозначают…

Слайд 13

1. Тяжела ты, шапка Мономаха. (Было трудно, не интересно, не понятно)

2. Повторение – мать ученье. (Всё знал, сегодня только повторил)

3. Если за день ничему не научился – зря прожил день. (Рад, что присутствовал на занятии, многому научился, многое понял)

 Выберите крылатое выражение, которое по ощущениям вам подходит, и рядом с ним наклейте красный круг, которые лежат на столе.

Но перед тем этим хочу сделать вам подарок - блокноты для записи умных мыслей! Надеюсь, что 1 запись будет относительно темы нашего занятия.

Желаю вам успехов, удачи в жизни, всего доброго!

До свидания!











Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.