12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Остапенко Светлана Валерьевна643
Россия, Алтайский край, Барнаул
Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для жюри конкурсов»

Презентация к уроку "Разговорная речь"
PPT / 132 Кб

/data/files/b1621749904.ppt (Презентация к уроку "Разговорная речь")

j1621750058.jpeg
Естественная письменная речь (образец 3)
c1621750039.jpg
Естественная письменная речь (образец 2)
h1621750019.jpg
Естественная письменная речь (образец)
Текст М.Зощенко (для анализа)
DOC / 16 Кб

Фрагмент выступления учёного-антрополога (для анализа)
MP4 / 30.96 Мб

/data/files/w1621749970.mp4 (Фрагмент выступления учёного-антрополога (для анализа))2

Класс: 11

Тема: Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки разговорной речи. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи.

Тип урока – комбинированный урок.

Цели урока:

образовательная: обобщить и углубить сведения об особенностях разговорной речи по цели высказывания, по сфере применения; совершенствовать навыки и умения анализа речевого высказывания;

развивающая: развивать навыки аналитического мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение), внимательность, формировать языковое чутье.

воспитательная: прививать любовь к родной речи.

Методы: создание проблемной ситуации, частично-поисковый.

Приёмы: наблюдение и анализ, работа с текстом, заполнение таблицы, эвристическая беседа.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, текст М.Зощенко

Ход урока


I. Организационный момент.

П. Мотивационный этап. Целеполагание.

- Посмотрите и послушайте выступление учёного-антрополога. Ответьте на вопросы:

Можно ли речь этого учёного полностью отнести к научному стилю речи? Почему?

Какие языковые единицы не соотвествуют научному стилю? Какому стилю речи они принадлежат? (ничё, нефонологические элементы: а-а, и-и-и, естессно, чё ему там говорит дядя с бородой, воспринимается на ура лучше, в кустах чё-то зашевелилось, валим отсюда, чё интересное, там-таки медведь, глюки и загоны, ковырялся в носу).

Сформулируйте тему и задачи нашего урока.

III. Работа по теме урока

1. Актуализация знаний по теме. Беседа по вопросам.

Что такое разговорный стиль речи?

Какова цель разговорного стиля (в отличие от научного, пуюлицистического, официально-делового)?

Какова сфера употребления разговорного стиля? Какие жанровые разновидности разговорного стиля вы можете отметить?

Какие общие стилевые черты характерны для разговорного стиля? (эмоциональность, оценочность, непринуждённость, непосредственность).

2. Открытие новых знаний: анализ текста с элементами разговорного стиля и заполнение таблицы «Языковые особенности разговорного стиля»

Языковой уровень

Языковые особенности

Фонетический

Редукция гласных и упрощение групп согласных (тыща, щас), особая роль интонации, возрастание роли акустических параметров речи (темп, тембр, сила голоса , высота и т. п.).

Лексический

Разговорная и просторечная лексика (завсегда, давеча, не скулю, воняет, ни хрена нету, ложили,), слова субъективной оценки (чёртов жакт, казначей — жаба, щёлка), эмоционально-окрашенная лексика (помилуйте, эвон как); много конкретной лексики (печка, вьюшка, кровать, щёлка и др.).

Морфологический

Грамматические формы и конструкции с разговорно-просторечной окраской (ложили, привыкшая, через печку угораем, экспертизу строить), преобладание глаголов над существительными.

Синтаксический

Преобладание простых предложений, парцелляция (Приходит кошка. Садится на кровать. Сидит тихо. И, ясное дело, тихо — она несколько привыкшая), эллиптические конструкции (Так, у вьюшки, сел председатель, так — секретарь Грибоедов, а так, на моей кровати,— казначей), повторы (И сам подходит до окна и в щёлку дышит. И сам стоит зелёный и прямо на ногах качается).

- Почему фонетический уровень мы не заполнили? Что сюда можно записать, исходя из ваших личных наблюдений?

3. Практическая работа (задания вариативны)

Задание 1.

Дайте свое толкование слов, поясните их стилистическую окраску по отношению к кому и в какой ситуации их можно употребить.

Доходяга, трепач, хавчик, обалденный/обалденский, неважнецкий, трескать, похавать, пялиться, трепаться.

Задание 2.

Определите особенности в построении сложных предложений разговорной речи. Перестройте данные предложения в соответствии с нормами литературного произношения.

Спросите кто стоит впереди.

Положите книгу где она лежала.

Кинотеатр «Россия» доедем?

Принеси это которую на кухне вытирать руки.

Дай ей печенье купил вчера.

Задание 3.

Проанализируйте переписку в мессенджере (жанр естественной письменной речи), найдите в ней признаки разговорного стиля (см. файлы «Естественная письменная речь»).

ΙV. Рефлексия

- Зачем нам может быть нужно то, что изучалось сегодня на уроке? (Соблюдение речевых норм в повседневном общении, приближение своей речи к разговорно-литературному варианту языка).

VΙΙ. Домашнее задание






Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для жюри конкурсов»


Комментарии (1)

Надежда, 26.09.21 в 08:29 1Ответить Пожаловаться
Идея урока замечательная, но нужно его доработать.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.