Урок русского языка в 11 классе «Портретный очерк»
Открытый урок по русскому языку в 11 классе.
Тема: «Портретный очерк»
Дата проведения: 20.10.2011г.
Цели: 1) повторить и расширить сведения об описании человека, жанровых особенностях портретного очерка, выразительных средствах, характерных для данного жанра; уметь анализировать текст – описание человека, отмечать характерные черты стиля разных писателей, подбирать выразительные средства для текста-описания человека, выделять в тексте-описании ключевые слова; подготовиться к самостоятельному написанию сочинения в жанре портретного очерка;
2) развивать умение анализировать, сравнивать, выделять главное; развивать наблюдательность и творческое мышление; 3) воспитывать осознание уникальности каждого человека.
Тип: усвоение нового материала.
Оборудование: карточки с заданиями
План урока
1. Оргмомент
2. Актуализация знаний, мотивация учащихся на примере стихотворения «Пропал человек…»
3. Работа со статьёй учебника А.И.Власенкова и анализ отрывка из текста упр.416 – определение особенностей текста-описания, средств выразительности
4. Выписывание на слух ключевых слов из отрывка рассказа «Господин из Сан-Франциско», определение их роли в идее рассказа
5. Работа по карточкам с текстами-описаниями: поиск и определение роли выразительных средств.
6. Работа с упр.419, 420 – выбор подходящих прилагательных, эпитетов
7. Итог урока и домашнее задание на выбор: упр.425 или 426.
Ход урока
- Ребята, дома вы попробовали свои силы в жанре путевых заметок. Всё ли у вас получилось? Что было особенно трудным? Сдавайте тетради, подписывайте число.
- Сегодня мы познакомимся с ещё одной разновидностью очерка - портретным очерком. Вспомним, что мы уже знаем об описании человека, поговорим о том, какие особенности есть у этой жанра, как необходимо писать, чтобы было интересно читать ваше сочинение, поработаем с примерами из публицистической литературы, а дома вы попробуете свои силы в этом интересном жанре – открытии человека.
- Какие сочинения-описания человека мы уже писали? Как вы думаете, описание человека создавать проще или сложнее, чем описание местности? Послушайте стихотворение:
Пропал человек – и сейчас же вопросы:
Каков он – блондин или темноволосый?
Высокого роста иль низкого роста?
Изящно одет или попросту – просто?
А жил он в одном же дворе рядом с нами,
А мы его будто и не замечали…
- Каждый человек – уникален, но мы не всегда это замечаем. Может, сегодняшний урок нам поможет заметить то в хорошо знакомом нам человеке, что не мы не заметили с первого, десятого, сотого взгляда?
- Прочитаем статью в учебнике на с.146-147.
- О чём можно сказать в портретном очерке? Почему важно дать не только описание внешности? Как можно передать характер? Какие выразительные средства часто используются в описании человека?
- Прочтём отрывок из текста упр.193.
На какие особенности Андронникова обращает внимание В.Лакшин и какие выразительные и языковые средства ему в этом помогают?
- А теперь послушайте отрывок из уже знакомого вам произведения. Выпишите ключевые слова описания.
Смокинг и крахмальное бельё очень молодили господина из Сан-Франциско. Сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый, он сидел в золотисто-жемчужном сиянии этого чертога за бутылкой вина, за бокалами и бокальчиками тончайшего стекла, за кудрявым букетом гиацинтов. Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью – крепкая лысая голова.
- Что помогают Бунину выразить эти слова? Бунин, конечно, мастер слова: он подолгу работал над каждым словом, над каждой деталью, которая на первый взгляд беспристрастна, но в то же время, многое говорит исподволь.
- Теперь посмотрим на характерные приёмы других писателей. Работаем по заданиям на карточках.
1. Сравните две редакции фрагмента из поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Как вы думаете, какой из двух вариантов окончательный? Почему?
Подъезжая к крыльцу, он заметил выглянувшие из окна почти в одно время два лица: женское, в чепце, узкое, длинное, как огурец, и мужское, круглое, широкое, как молдаванские тыквы, называемые горлянками, из которых делают на Руси двухструнные, лёгкие балалайки, красу и потеху ухватливого двадцатилетнего парня, мигача и щёголя…
Когда Чичиков подкатил к крыльцу, он заметил выглянувшие из окна два лица: одно – женское в чепце, узкое и длинное, как огурец, другое - мужское, круглое, широкое, несколько красноватое, как бывают хорошие молдаванские тыквы…
2. Отметьте особенности построения текста и выбор выразительных средств для описания А.Блока. Какую главную мысль в описании они подчёркивают?
У окна стоит человек. У него коричневое лицо от загара. Высокий лоб. И нетёмные, волнистые, почти курчавые волосы…
Он не оборачивается, когда мы входим.
- Александр Александрович, - говорит Замятин.
Медленно повернувшись, Блок смотрит на нас.
Я никогда не видел таких пустых мёртвых глаз. Я никогда не думал, что на лице могут отражаться такая тоска и такое безразличие.
(М.Зощенко)
- При описании часто обращают внимание на глаза, потому что это – «зеркало души». А теперь представьте того человека, которого вы будете описывать в сочинении. Какой у него взгляд? Какой у него взгляд, когда он рад, печален, беспокоится и т.д. Из упр.196 выберите подходящие эпитеты для описания взгляда.
- Когда вы будете описывать человека, вы охарактеризуете его отличительные, основные качества. Из упр.419 выпишите в три колонки качества положительные, отрицательные, нейтральные предполагаемого предмета вашего описания.
- Конечно, вам нужно будет не только перечислить их, но и отметить как они проявляются, в каких жизненных ситуациях и как они раскрываются, привести примеры.
- Итак, прочитаем задание из домашнего упражнения 200 или, по желанию, из упр.202. Всё ли вам понятно? Можно описывать не только друга, но и родных, учителей. Но так, чтобы вам самому было интересно подмечать что-то в этом человеке, а другим – читать.
ПРИЛОЖЕНИЕ (карточки для учащихся)
1. Сравните две редакции фрагмента из поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Как вы думаете, какой из двух вариантов окончательный? Почему?
Подъезжая к крыльцу, он заметил выглянувшие из окна почти в одно время два лица: женское, в чепце, узкое, длинное, как огурец, и мужское, круглое, широкое, как молдаванские тыквы, называемые горлянками, из которых делают на Руси двухструнные, лёгкие балалайки, красу и потеху ухватливого двадцатилетнего парня, мигача и щёголя…
Когда Чичиков подкатил к крыльцу, он заметил выглянувшие из окна два лица: одно – женское в чепце, узкое и длинное, как огурец, другое - мужское, круглое, широкое, несколько красноватое, как бывают хорошие молдаванские тыквы…
2. Отметьте особенности построения текста и выбор выразительных средств для описания А.Блока. Какую главную мысль в описании они подчёркивают?
У окна стоит человек. У него коричневое лицо от загара. Высокий лоб. И нетёмные, волнистые, почти курчавые волосы…
Он не оборачивается, когда мы входим.
- Александр Александрович, - говорит Замятин.
Медленно повернувшись, Блок смотрит на нас.
Я никогда не видел таких пустых мёртвых глаз. Я никогда не думал, что на лице могут отражаться такая тоска и такое безразличие.
(М.Зощенко)
Легоцкая Вера Сергеевна
Стригачева Татьяна Николаевна