12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шевченко Надежда Ивановна636
Россия, Хакасия респ., Аскиз
Материал размещён в группе «Сообщество учителей биологии и химии»

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов.

Отличительные признаки живого.

5 класс

Разработчик: Шевченко Надежда Ивановна

Цели урока: познакомить учащихся с царствами живых организмов; изучить отличительные признаки живого; создать благоприятные здоровьесберегающие условия обучения на уроке.

Задачи:

образовательные:

- повторить ранее изученные понятия (наблюдение, фенология, эксперимент, измерение);

- ввести новые понятия (царства живой природы: бактерии, грибы, растения, животные; раздражимость, рост, развитие, размножение);

- изучить признаки живого;

- продолжить формирование навыков работы с текстом и иллюстрациями учебника.

Воспитательные:

- продолжить формирование научного мировоззрения (признаки живого умение отличать живые организмы от объектов неживой природы);

- внести в урок элементы эстетического воспитания (рассматривание цветных иллюстраций учебника).

Развивающие:

- внимание (выполнение заданий на нахождение соответствия);

- мышление (выполнение заданий с пропущенными фразами);

- память (запоминание признаков живого);

- речь (формулирование ответов на поставленные вопросы).

Оборудование: схема «Царства живой природы», карточки с проверочной работой, карточки с заданием «Пищевые цепи», чистые листы для выполнения заданий.

Метапредметные УУД: познавательные (умение работать с различными источниками информации, давать определения понятий); регулятивные (умение организовывать выполнение заданий, представлять результаты работы, самостоятельно оценивать правильность выполнения задания); коммуникативные (умение работать в группах, эффективно взаимодействовать со сверстниками).

Личностные УУД: формирование познавательного интереса к изучению биологии, представления о многообразии живых организмов планеты и понимания необходимости их классификации для удобства изучения.

Предварительные записи на доске:



Организмы

Царства

А) азотобактерии

1) Бактерии

Б) берёза

2) Грибы

В) лось

3) Растения

Г) дельфин

4) Животные

Д) паук


Е) одуванчик


Ж) опёнок


З) подберёзовик


И) сосна


К) цианобактерии





















Этапы урока

Время на этап

Содержание. Структура урока

Методы и приемы

1) Оргмомент.

2 мин.

Проверить готовность учащихся к уроку. Отметить отсутствующих.


2) Объявление темы урока.

1 мин.

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.


Тему урока написать на доске. Учащиеся записывают тему урока в тетради.

3) Мотивация и целеполагание.

1 мин.

Цель урока: рассмотреть царства живой природы, изучить отличительные признаки живого.

Один из учащихся с помощью учителя формулирует цель урока.

4) Проверка знаний, полученных на предыдущем уроке.

10 мин.


Проверочная работа по темам: «Биология – наука о живой природе», «Методы исследования в биологии»

Задание: вставьте пропущенные слова и фразы в предложения.

1 вариант

1.Биосфера – это оболочка Земли, которую заселяют …

2.Наука, изучающая животных, называется …

3.Биологические знания необходимы в сельском хозяйстве для …

4.Наблюдение – восприятие природных объектов с помощью…

5.Прибор для рассматривания удаленных объектов называется…

6.Экология – это наука о взаимодействии ………………… и окружающей средой.


Проверочная работа по темам: «Биология – наука о живой природе», «Методы исследования в биологии»

Задание: вставьте пропущенные слова и фразы в предложения.

2 вариант

1.Биосфера включает нижние слои атмосферы, верхний слой литосферы, … и …

2.Наука, изучающая растения, называется …

3.Биологические знания необходимы в медицине для …

4.Фенология – наука, изучающая … в жизни растений и животных, связанных со сменой времен года.

5.Режущий инструмент, предназначенный для рассечения мягких тканей, называется …

6.Антропология – наука, изучающая ……………

Учащиеся выполняют проверочную работу.

Учитель контролирует работу учащегося с ОВЗ.

5) Объяснение новой темы.

15 мин.

1.Царства живых организмов

Царства живых организмов

бактерии

грибы

растения

животные




2. Признаки живого:

- Клеточное строение (искл. вирусы).

- Сходность химического состава клеток.

- Использование солнечной энергии и передача ее по цепи питания.

Схема цепи питания:

Энергия солнца → растение → растительноядное животное → хищник 1 п. → хищник 2 п.

- Обмен веществ с окружающей средой.

- Раздражимость – способность живого организма реагировать на внешнее воздействие изменением своих свойств.

- Рост – увеличение размеров и массы живого организма.

- Развитие – приобретение новых качеств в процессе жизни.

- Размножение – воспроизведение живым организмом себе подобных.

Учащиеся заполняют схему в рабочей тетради, учитель наблюдает за процессом.


Учащиеся с помощью учителя выделяют отличительные признаки живого и записывают их в тетрадь.

Ребенок с ОВЗ изучает признаки живого по распечатанной карточке.

6) Физкультминутка

2 мин.

Упражнения для снятия напряжения с глаз:

1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. 

2. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо.

Упражнения для снятия напряжения с плечевого пояса и рук:

Исходное положение – сидя, руки подняты вверх. 1–2. Сжать кисти в кулак. Разжать кисти. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Учитель проводит физкультминутку, учащиеся выполняют предложенные упражнения.

7) Закрепление изученного материала.

10 мин.

1.Пользуясь карточками «Пищевые цепи» составить пищевые цепи питания.

2.Устно распределить организмы в соответствии с принадлежность к царствам.



Организмы

Царства

А) азотобактерии

1) Бактерии

Б) берёза

2) Грибы

В) лось

3) Растения

Г) дельфин

4) Животные

Д) паук


Е) одуванчик


Ж) опёнок


З) подберёзовик


И) сосна


К) цианобактерии



Учащиеся работают в парах.

По окончанию работы меняются тетрадями, сверяют ответы с доской и ставят друг другу оценки.

В паре с ребенком с ОВЗ сильный учащийся, который оказывает помощь в выполнении заданий.

8) Вывод. Рефлексия.

2 мин.

Сегодня на уроке я узнал (а) …



Больше всего мне понравилось ….

Я хотел (а) бы еще узнать …

Мне не понятно ….

Один из учащихся делает вывод.

Учитель предлагает каждому ученику оценить свою работу на уроке.

9) Д/З.

2 мин.

§ 3, вопросы стр. 18 устно

Учитель записывает домашнее задание на доске и поясняет его.















Проверочная работа по темам: «Биология – наука о живой природе», «Методы исследования в биологии»

Задание: вставьте пропущенные слова и фразы в предложения.

1 вариант

1.Биосфера – это оболочка Земли, которую заселяют …

2.Наука, изучающая животных, называется …

3.Биологические знания необходимы в сельском хозяйстве для …

4.Наблюдение – восприятие природных объектов с помощью…

5.Прибор для рассматривания удаленных объектов называется…

6.Экология – это наука о взаимодействии ………………… и окружающей средой.


Проверочная работа по темам: «Биология – наука о живой природе», «Методы исследования в биологии»

Задание: вставьте пропущенные слова и фразы в предложения.



2 вариант

1.Биосфера включает нижние слои атмосферы, верхний слой литосферы, … и …

2.Наука, изучающая растения, называется …

3.Биологические знания необходимы в медицине для …

4.Фенология – наука, изучающая … в жизни растений и животных, связанных со сменой времен года.

5.Режущий инструмент, предназначенный для рассечения мягких тканей, называется …

6.Антропология – наука, изучающая ……………



Проверочная работа по темам: «Биология – наука о живой природе», «Методы исследования в биологии»

Задание: вставьте пропущенные слова и фразы в предложения.

1 вариант

1.Биосфера – это оболочка Земли, которую заселяют …

2.Наука, изучающая животных, называется …

3.Биологические знания необходимы в сельском хозяйстве для …

4.Наблюдение – восприятие природных объектов с помощью…

5.Прибор для рассматривания удаленных объектов называется…

6.Экология – это наука о взаимодействии ………………… и окружающей средой.



Проверочная работа по темам: «Биология – наука о живой природе», «Методы исследования в биологии»

Задание: вставьте пропущенные слова и фразы в предложения.


2 вариант

1.Биосфера включает нижние слои атмосферы, верхний слой литосферы, … и …

2.Наука, изучающая растения, называется …

3.Биологические знания необходимы в медицине для …

4.Фенология – наука, изучающая … в жизни растений и животных, связанных со сменой времен года.

5.Режущий инструмент, предназначенный для рассечения мягких тканей, называется …

6.Антропология – наука, изучающая ……………


4


Опубликовано в группе «Сообщество учителей биологии и химии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.