Конспект урока «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов»
Разнообразие живой природы. Царства живых организмов.
Отличительные признаки живого.
5 класс
Разработчик: Шевченко Надежда Ивановна
Цели урока: познакомить учащихся с царствами живых организмов; изучить отличительные признаки живого; создать благоприятные здоровьесберегающие условия обучения на уроке.
Задачи:
образовательные:
- повторить ранее изученные понятия (наблюдение, фенология, эксперимент, измерение);
- ввести новые понятия (царства живой природы: бактерии, грибы, растения, животные; раздражимость, рост, развитие, размножение);
- изучить признаки живого;
- продолжить формирование навыков работы с текстом и иллюстрациями учебника.
Воспитательные:
- продолжить формирование научного мировоззрения (признаки живого → умение отличать живые организмы от объектов неживой природы);
- внести в урок элементы эстетического воспитания (рассматривание цветных иллюстраций учебника).
Развивающие:
- внимание (выполнение заданий на нахождение соответствия);
- мышление (выполнение заданий с пропущенными фразами);
- память (запоминание признаков живого);
- речь (формулирование ответов на поставленные вопросы).
Оборудование: схема «Царства живой природы», карточки с проверочной работой, карточки с заданием «Пищевые цепи», чистые листы для выполнения заданий.
Метапредметные УУД: познавательные (умение работать с различными источниками информации, давать определения понятий); регулятивные (умение организовывать выполнение заданий, представлять результаты работы, самостоятельно оценивать правильность выполнения задания); коммуникативные (умение работать в группах, эффективно взаимодействовать со сверстниками).
Личностные УУД: формирование познавательного интереса к изучению биологии, представления о многообразии живых организмов планеты и понимания необходимости их классификации для удобства изучения.
Предварительные записи на доске:
Организмы | Царства |
А) азотобактерии | 1) Бактерии |
Б) берёза | 2) Грибы |
В) лось | 3) Растения |
Г) дельфин | 4) Животные |
Д) паук | |
Е) одуванчик | |
Ж) опёнок | |
З) подберёзовик | |
И) сосна | |
К) цианобактерии | |
Этапы урока | Время на этап | Содержание. Структура урока | Методы и приемы | ||||||||||||||||||||||
1) Оргмомент. | 2 мин. | Проверить готовность учащихся к уроку. Отметить отсутствующих. | | ||||||||||||||||||||||
2) Объявление темы урока. | 1 мин. | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого. | Тему урока написать на доске. Учащиеся записывают тему урока в тетради. | ||||||||||||||||||||||
3) Мотивация и целеполагание. | 1 мин. | Цель урока: рассмотреть царства живой природы, изучить отличительные признаки живого. | Один из учащихся с помощью учителя формулирует цель урока. | ||||||||||||||||||||||
4) Проверка знаний, полученных на предыдущем уроке. | 10 мин. | Проверочная работа по темам: «Биология – наука о живой природе», «Методы исследования в биологии» Задание: вставьте пропущенные слова и фразы в предложения. 1 вариант 1.Биосфера – это оболочка Земли, которую заселяют … 2.Наука, изучающая животных, называется … 3.Биологические знания необходимы в сельском хозяйстве для … 4.Наблюдение – восприятие природных объектов с помощью… 5.Прибор для рассматривания удаленных объектов называется… 6.Экология – это наука о взаимодействии ………………… и окружающей средой. Проверочная работа по темам: «Биология – наука о живой природе», «Методы исследования в биологии» Задание: вставьте пропущенные слова и фразы в предложения. 2 вариант 1.Биосфера включает нижние слои атмосферы, верхний слой литосферы, … и … 2.Наука, изучающая растения, называется … 3.Биологические знания необходимы в медицине для … 4.Фенология – наука, изучающая … в жизни растений и животных, связанных со сменой времен года. 5.Режущий инструмент, предназначенный для рассечения мягких тканей, называется … 6.Антропология – наука, изучающая …………… | Учащиеся выполняют проверочную работу. Учитель контролирует работу учащегося с ОВЗ. | ||||||||||||||||||||||
5) Объяснение новой темы. | 15 мин. | 1.Царства живых организмов
2. Признаки живого: - Клеточное строение (искл. вирусы). - Сходность химического состава клеток. - Использование солнечной энергии и передача ее по цепи питания. Схема цепи питания: Энергия солнца → растение → растительноядное животное → хищник 1 п. → хищник 2 п. - Обмен веществ с окружающей средой. - Раздражимость – способность живого организма реагировать на внешнее воздействие изменением своих свойств. - Рост – увеличение размеров и массы живого организма. - Развитие – приобретение новых качеств в процессе жизни. - Размножение – воспроизведение живым организмом себе подобных. | Учащиеся заполняют схему в рабочей тетради, учитель наблюдает за процессом. Учащиеся с помощью учителя выделяют отличительные признаки живого и записывают их в тетрадь. Ребенок с ОВЗ изучает признаки живого по распечатанной карточке. | ||||||||||||||||||||||
6) Физкультминутка | 2 мин. | Упражнения для снятия напряжения с глаз: 1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. 2. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Упражнения для снятия напряжения с плечевого пояса и рук: Исходное положение – сидя, руки подняты вверх. 1–2. Сжать кисти в кулак. Разжать кисти. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний. | Учитель проводит физкультминутку, учащиеся выполняют предложенные упражнения. | ||||||||||||||||||||||
7) Закрепление изученного материала. | 10 мин. | 1.Пользуясь карточками «Пищевые цепи» составить пищевые цепи питания. 2.Устно распределить организмы в соответствии с принадлежность к царствам.
| Учащиеся работают в парах. По окончанию работы меняются тетрадями, сверяют ответы с доской и ставят друг другу оценки. В паре с ребенком с ОВЗ сильный учащийся, который оказывает помощь в выполнении заданий. | ||||||||||||||||||||||
8) Вывод. Рефлексия. | 2 мин. | Сегодня на уроке я узнал (а) … Больше всего мне понравилось …. Я хотел (а) бы еще узнать … Мне не понятно …. | Один из учащихся делает вывод. Учитель предлагает каждому ученику оценить свою работу на уроке. | ||||||||||||||||||||||
9) Д/З. | 2 мин. | § 3, вопросы стр. 18 устно | Учитель записывает домашнее задание на доске и поясняет его. |
Проверочная работа по темам: «Биология – наука о живой природе», «Методы исследования в биологии»
Задание: вставьте пропущенные слова и фразы в предложения.
1 вариант
1.Биосфера – это оболочка Земли, которую заселяют …
2.Наука, изучающая животных, называется …
3.Биологические знания необходимы в сельском хозяйстве для …
4.Наблюдение – восприятие природных объектов с помощью…
5.Прибор для рассматривания удаленных объектов называется…
6.Экология – это наука о взаимодействии ………………… и окружающей средой.
Проверочная работа по темам: «Биология – наука о живой природе», «Методы исследования в биологии»
Задание: вставьте пропущенные слова и фразы в предложения.
2 вариант
1.Биосфера включает нижние слои атмосферы, верхний слой литосферы, … и …
2.Наука, изучающая растения, называется …
3.Биологические знания необходимы в медицине для …
4.Фенология – наука, изучающая … в жизни растений и животных, связанных со сменой времен года.
5.Режущий инструмент, предназначенный для рассечения мягких тканей, называется …
6.Антропология – наука, изучающая ……………
Проверочная работа по темам: «Биология – наука о живой природе», «Методы исследования в биологии»
Задание: вставьте пропущенные слова и фразы в предложения.
1 вариант
1.Биосфера – это оболочка Земли, которую заселяют …
2.Наука, изучающая животных, называется …
3.Биологические знания необходимы в сельском хозяйстве для …
4.Наблюдение – восприятие природных объектов с помощью…
5.Прибор для рассматривания удаленных объектов называется…
6.Экология – это наука о взаимодействии ………………… и окружающей средой.
Проверочная работа по темам: «Биология – наука о живой природе», «Методы исследования в биологии»
Задание: вставьте пропущенные слова и фразы в предложения.
2 вариант
1.Биосфера включает нижние слои атмосферы, верхний слой литосферы, … и …
2.Наука, изучающая растения, называется …
3.Биологические знания необходимы в медицине для …
4.Фенология – наука, изучающая … в жизни растений и животных, связанных со сменой времен года.
5.Режущий инструмент, предназначенный для рассечения мягких тканей, называется …
6.Антропология – наука, изучающая ……………
4